1. Николай в Царской России

Анна Яблонна
- Николай, никак не пойму: у тебя по прилежанию "отлично", остальные? Ой как много" неудовлетворительных".
- Я стараюсь, мамка, но учительнице кажется, что я во всем ошибаюсь, а я пишу и считаю, как надо.

- Да, ты мало ешь. Вас у меня двенадцать, только отец работает.
- Почему папка так поздно приходит, да я недавно видел, как он толстую тетку обнимал.
- А ты поменьше смотри по сторонам. Родителей не судят.
 Моя обычная многодетная семья живет очень скромно. Теперь лето, надо Николая послать на работу, ему уже 12 лет. Мужик мой загулял, да Бог с ним, деньги дает и ладно. Детей надо поднимать.

- Коля, ты  сегодня много денег принес, пойди купи сестрам булочек, да себя и братьев в обиде не оставь.

Мой сын Николай все же получил диплом об окончании Гимназии. Что теперь? Он робкий, плохо одет, вечно голодный, пусть идет на фронт, уже его возьмут.

О, Господи, письмо пришло от Николая.

"Мамка, меня дразнят солдаты. Один говорит:
- Принеси, Кол, воды, пить хочется.
- Да ты посмотри, пули летят, посылаешь на смерть меня?
- Давай, я старший, а не то...
Пошел я под огнем, захожу в землянку, удивляюсь, что живой. Страшно возвращаться, ведь точная гибель, но иду медленно, все равно один конец. И как эти пули летят, понять не могу, но меня не задели, а от старшего по званию осталось... Заплакал я, жаль его, даже никто не поймет, что он человеком был минуту назад. Перекрестился и подумал о тебе, мамка."

Прошел год и вернулся Николай с Георгиевским Крестом. Говорит, что за солдатскую храбрость дали.

Прослезилась, больно он робкий, всех ему жаль. Как жить дальше будет?