Ах, война, что ж ты сделала, подлая?!

Геннадий Ботряков
Не найти в России ни одного города, ни одной веси, откуда не ушли бы навсегда на фронты Великой Отечественной войны защитники нашей Родины. Об этом свидетельствуют теперь памятники с более или менее длинными – в зависимости от размеров населённых пунктов - перечнями фамилий оставшихся на полях сражений солдат. Даже в небольшом нанайском посёлке Джуен, своими деревянными избами раскинувшемся на западном берегу необъятного озера с почти итальянским названием Болонь на Нижнем Амуре, видел невысокую стелу с десятью фамилиями на ней, девять из которых была одна и та же  – Киле, одна – Ходжер. Вот и  в этот глухой уголок нашей необъятной страны заглянула война своим смертельным оком, увела на погибель прирождённых таёжных охотников совсем на другую «охоту», с которой они так и не вернулись.

Не вернулись с фронта и два моих дяди, Николай и Александр. Оба они не дожили даже  до девятнадцати лет, - Николай сложил голову в 1942-м году на подступах к Ленинграду у деревни Астрилово Великолукского района Новгородской области, Александр погиб уже с «зелёными крыльями погон» всего за полгода до окончания войны, в конце сорок четвёртого в Латвии, в нескольких десятках километрах от Балтийского моря, - так и не довелось ему в своей короткой жизни увидеть безбрежность воды. По-окуджавски, - первую строку из написанной Булатом Шалвовичем песни «До свидания, мальчики!» я сделал названием своего рассказа, - мои дяди «не прятались, были высокими, не жалели ни пуль, ни гранат, и себя не щадили», да вот и фашисты тоже не жалели боеприпасов для наших воинов, не убереглись от них и такие молодые они, которые мне сейчас во внуки годятся.

Только мой отец, Виктор Фёдорович Ботряков, один из троих братьев, ушедших на фронт, самый старший, возвратился в нашу родную деревню Васильевку на берегах речки Кондурчи в Самарской области (всего на фронтах Великой Отечественной войны погибли четырнадцать Ботряковых, о чём свидетельствует скорбный памятник в центре села). До последних своих дней он со слезами на глазах вспоминал о своих братьях, совсем ещё мальчиками навсегда ушедших из отчего дома с большой русской печкой и полатями у потолка, – маленьким я любил прятаться там, когда меня привозили в гости к дедушке с бабушкой. Как мне не хватало там двоюродных братьев и сестёр, так  никогда и не родившихся из-за того, что была война, а «вместо свадеб - разлуки и дым»!

Мой отец не дожил до сегодняшнего дня, когда благодаря Интернету я смог не только узнать точное место упокоения младшего дяди, но и воочию увидеть это братское кладбище в заграничной теперь Латвии, пусть только на фотографиях. Оно находится рядом с хутором Лиекни волости Никрацес Кулдигского района, откуда до Лиепаи рукой подать. Кроме него там похоронены ещё две тысячи девятьсот шестьдесят советских солдат, в том числе Герой Советского Союза П.И.Куприянов, повторивший подвиг Александра Матросова, своим телом закрывший амбразуру вражеского дота.

На буром, будто от запёкшейся крови, граните здесь написано:
 
В ЭТИХ МЕСТАХ ЗИМОЙ 1944-1945 Г.Г.
ВОИНЫ ЛИТОВСКОЙ ДИВИЗИИ ВЕЛИ
БОИ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ
ЗАХВАТЧИКАМИ

Сейчас, когда стало известно о "чёрных латышских стрелках", эсесовских дивизиях, сформированных из латышей, "прославившихся" своими зверствами в том числе среди мирного населения, совсем не исключено, что мой дядя Александр Ботряков погиб от пули как раз этих нелюдей.

 Отметил, что местность там очень похожа на нашу с дядей родину: поля и берёзовые перелески. Ему должно быть там хорошо, одного только не хватает, - чтобы хоть одна родная душа его навестила. Теперь, когда я узнал, где он лежит, считаю это своим долгом, но пока что война, развязанная новыми фашистами, не даёт этого сделать, да и существует ли этот мемориал, не снесли ли его потомки фашистов немецких они латышские?!

А пока я сделал то, что смог уже сейчас: написал этот очерк, чтобы любой прочитавший его до конца, мог тоже, хоть ненадолго, прикоснуться к памяти о моих молодых дядьях, так и оставшихся навсегда мальчиками, Николае и Александре Ботряковых, как и миллионы других солдат погибших ради всех нас, ныне живущих!

Недавно,  30.03.2023 г., нашёл на "Мемориале" дополнение к моему очерку:
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6477985

                2009 - 2023 г.г.