Встреча

Александр Михайловъ
Смерть Татьяны Петровны не стала для меня неожиданностью. Два года назад моя начальница, выйдя на пенсию, не пожалела денег на пышный банкет. Директор завода похвалил виновницу торжества за постоянное выполнение плана. Конечно, пенсионерка Трунова осталась в прежней должности.
Однако вскоре Татьяна Петровна заболела и пролежала почти четыре месяца. Вышла на работу, а спустя неделю опять ушла на больничный. Сначала мы не придали этому значения. Хворала она редко, но каждый год к отпуску обязательно брала больничный лист на целый месяц, чтобы продлить отдых. Впрочем, работой Трунова никогда  себя не обременяла. Ее часто можно было застать подолгу болтающей с кем-нибудь в коридоре. Компьютер она не смогла освоить, поэтому, когда заболевала приемщица заказов, Татьяна Петровна записывала необходимые данные на бумажку, а потом программист вносил всё в компьютер. Но и это ее утомляло, поэтому как-то посоветовала посетительнице обратиться в соседнюю фирму. Та удивилась: «Что же вы к своим конкурентам посылаете!» Татьяна Петровна стала прятаться от заказчиков в производственных помещениях, отвлекая нас от работы разговорами и изрядно надоедая. Мы удивлялись: требует выполнения плана, а заказчиков избегает...
Прошел год, затем второй. Мы сочувствовали начальнице, но одновременно радовались ее отсутствию. Татьяна Петровна тихой сапой умела доводить людей до белого каления, трепля нервы обидами и унижениями. Не от злости, а по глупости. И еще мы удивлялись сердобольности директора. Были уверены: случись заболеть нам, начальница поспешила бы к директору  с требованием уволить такого работника.

***
Татьяна Петровна трепетала перед начальством, поэтому всю жизнь самым важным для нее было выполнение плана любой ценой. Уговаривая подчиненных поработать в субботу или сверхурочно, она  уподоблялась навязчивости цыганки, приводя один и тот же аргумент:
— Что дома-то делать?! — Ради плана могла не отпустить человека  с работы даже на похороны близких людей. Заказчики нередко одаривали Татьяну Петровну цветами и конфетами, а то и деньгами. Поэтому при посторонних она любила распустить руководящий  хвост, долго и нудно объясняя простые вещи. В более сложных вопросах она не разбиралась. Десятки раз приходилось напоминать выписать необходимый материал. Ее голова была занята чем-то иным. Как говорится: “Ушла в себя и не вернулась”. И мы знали ее “пунктик” — деньги. Получая большую зарплату, она всячески экономила. Сетовала на безденежье: “Вот яичко скушаю, и весь обед”. Увидев, как одна работница ест сгущенку, она заметила: “Это баловство, я себе такого не позволяю”.
Ее интересовал не только прирост собственных денег. Каждый раз, получив бухгалтерскую ведомость цеха, изучала наши зарплаты с калькулятором в руках, нередко попрекая нас якобы высокими доходами: “Вы больше меня получаете!” — хотя это было совсем не так. Даже меня однажды попрекнула: “Это аванс, а ведь еще зарплату получишь!” Я получала меньше всех в цехе. Одна растила сына, поэтому едва сводила концы с концами.
Раньше я работала в другом цехе, где привыкла к другому отношению. Общение с Татьяной Петровной меня неприятно поразило. В канун Нового года Трунова весь день провела в парикмахерской, придя к накрытому столу. Нарядные работницы приготовились сесть за стол. И тут поступил срочный заказ. Татьяна Петровна хотела поручить его мне. Узнав, что я уже отключила оборудование, сказала про меня коллеге: «Сволочь». Я это услышала. Но не только этот эпизод заставил меня считать ее нехорошим человеком…
Был короткий период, когда поступало мало заказов, и директор поручил всем цехам подумать о сокращении кадров. Татьяна Петровна любила становиться во фрунт перед начальством, поэтому сразу уволила меня, пенсионерку. Я человек безропотный, но вмешалась моя старшая сестра. Она подняла всех на уши, и меня оставили работать. И не зря, вскоре объем заказов резко вырос…
Жила Татьяна Петровна в частном доме, но работой себя не обременяла. Сначала домашними делами занималась мать, когда она умерла, выросший сын привел трудолюбивую жену. Татьяна Петровна с работы спешила домой, чтобы проследить, как бы невестка не потратила лишних продуктов. Усаживалась на стул в кухне и смотрела, как та готовит, успокаивая:
— Ты на меня не обращай внимания.
Татьяна Петровна редко говорила о своих семейных делах, но однажды поделилась печалью: невестка налила на сковородку слишком много растительного масла. Дом пошел под снос. Труновы получили две квартиры в одном здании. Одну — семья сына, у него уже было двое детей, другую —  Татьяна Петровна. Кроме того, за свой дом она получила компенсацию, да еще само строение продала на дрова. В новой квартире сразу же установила бронированную дверь, не переставая прибедняться.
Как-то я спросила:
— Петровна, что дома-то делаешь?
— Ну, как же, вот, скажем, лампочка перегорит, я запишу. Буду знать, сколько она продержалась.
— Так записывай, не записывай, все равно лампочку покупать надо!
Внуков Татьяна Петровна любила, как и сына, но особенно не баловала.  Радовалась, что сбережения ее растут...

***
Два года она проболела, почти не появляясь на работе, потом сделала очень дорогую  операцию, деньгами помог завод. После операции вышла на работу, раздала всем по шоколадке и поставила бутылку:
— Не обижайтесь на меня и молитесь за мое здоровье!
Выглядела она посвежевшей и здоровой. Но вскоре опять занемогла, а затем уволилась. На свои накопления купила сыну машину и поставила телефон. Татьяна Петровна знала, что у нее рак, видела в зеркале, как изменилась. Но не догадывалась, что сама породила болезнь. Лечащий врач сказал невестке:
— Такая болезнь иногда бывает у женщин, не живущих с мужчинами…
После рождения сына Татьяна Петровна отказала мужу в супружеском долге:
— Это баловство! — второго ребенка она не собиралась рожать. Мужская сила требовала женской ласки. Однажды муж Александр пошел на чердак со смазливой девушкой, известной в поселке как проститутка. К удивлению Саши девушка заявила в милицию, парня посадили. Татьяна сразу развелась с мужем. Когда Александр вышел на свободу, Татьяна не разрешала сыну встречаться с отцом, так что он никогда не видел своего отца. Александр много пил. Сашу я помнила молодым красивым парнем. Он жил в нашем доме, потом женился на юной тогда Тане. Я с ней я тогда не была знакома.

Умерла бывшая начальница на руках невестки накануне своего дня рождения. Болей не испытывала. По словам родственницы, Татьяна Петровна перед смертью часто вспоминала меня:
— Тамара обязательно придет на мои похороны.
В солнечный день я с коллегами подъехала к часовне рядом с моргом. Проводить Татьяну Петровну пришло немало народу. Бывшие коллеги, сын с женой, внуки. Увидев сына начальницы, я оторопела от его сходства с молодым отцом. Возникло мистическое чувство, что это юный Александр. В часовне при морге стояли два гроба. У самого входа в гробу лежал мужчина. Видимо, он умер скоропостижно. Было ощущение, что он спит, только желтые восковые руки говорили, что сон вечный. Мужской труп был облачен в костюм и ботинки. Волосы неестественно для его возраста черные. Казалось, что в гробу лежит кукла в человеческий рост. Все вновь входящие испытывали шок. Работник морга успокаивал:
— Не бойтесь, он не кусается! — Провожающие шепотом возмущались:
— Зачем поставили два гроба сразу. Не могли подождать, пока простимся с Татьяной Петровной.
Гроб с нашей покойницей стоял поодаль. Похудевшая и усохшая, она была вся закрыта, даже голова обмотана повязкой. Видно было только лицо, изменившееся до неузнаваемости. Когда вышли из часовни, моя коллега сообщила, что покойный мужчина — ее сосед. На вопрос, отчего он умер, ответила кратко:
— Пить надо меньше!
Я никому не сказала, что сосед Татьяны Петровны по моргу — ее бывший муж. Несмотря на прошедшие тридцать лет я сразу его узнала. Кроме меня никто из присутствующих не знал его вообще, а сходство с сыном трудно было признать в постаревшем и спившемся мужчине.
Глядя на мертвые тела мужчины и женщины, хорошо представила, как они лягут в землю, став такими же безмолвными останками бывших людей, как и тысячи людей до них в течение многих  веков. Подумала: вот так обыденно настоящее переходит в прошлое, а смена эпох проходит незаметно, совсем не скачками, как иногда кажется по учебникам истории... Бывшие супруги лежали в соседних гробах, а на поверхности земли остался результат их «баловства» — сын, полный жизни, с женой и двумя детьми.