День поэзии в Москве

Владимир Хохлев
Опубликовано в журнале "БЕГ" (№8,2009)

21 марта 2009 года в столице прошли мероприятия, посвященные Всемирному Дню поэзии (ЮНЕСКО).
«БЕГ» присутствовал на трех «поэтических площадках» -  в книжном магазине «Библио-глобус», в Библиотеке им. И. С. Тургенева и в Государственном музее Маяковского.
Ниже фрагменты  выступлений  на открытии праздника.

Андрей Шацков, поэт, главный редактор альманаха «День поэзии. ХХI век».
- Как известно, по решению 30-й Парижской сессии ЮНЕСКО, Всемирный День поэзии отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта. 
Я вплотную занимаюсь организацией его празднования 5-й год подряд. Впервые мы - поэты Владимир Костров, Владимир Фирсов, Сергей Мнацаканян, Валерий Дударев, критик Инна Ростовцева собрались 21 марта 2005 года в зале старейшей московской Тургеневской библиотеки чтобы, как-то опровергнуть грустный парафраз о том, что «поэт в России больше не поэт!».
Потом - когда мне повезло работать в Министерстве культуры России - праздник поэзии оказался на своем высшем уровне. Ежегодно, в это день проводились «круглые столы» поэтов в зале Коллегий Министерства культуры. К этому дню обычно приурочивались выпуски возрождённого альманаха «День поэзии. XXI век», имеющего более чем полувековую историю, и являющегося как бы зеркалом «отечественной поэзии».
Я не буду слишком подробно останавливаться на этом уникальном явлении, ибо рядом со мною находятся главные редакторы выходивших в разные года «Дней поэзии» Лариса Васильева и Андрей Романов  из Санкт-Петербурга. Им самим будет дано слово.
Хочу только отметить, что если в юбилейном, полувековом, вышедшем в 2006 году, после 15-летнего перерыва альманахе «День поэзии - 2006» было 114 авторов, то в «Дне поэзии - 2007» их стало уже 143 человека. В стоящем немного особняком «Дне православной поэзии - 2008», объединившем на своих страницах авторов, пишущих стихи на духовные и исторические темы - собрано 90 поэтов. В готовящемся к выходу в Воронежском Центрально-Черноземном книжном издательстве альманахе «День поэзии - 2009» ожидается рекордное число участников - около 180 человек. Особенностью выпуска альманаха в этом году являются юбилеи 2-х замечательных Российских поэтов – Алексея Кольцова (200 лет) и Михаила Лермонтова (195 лет), по странному знаку судьбы родившихся в первый день предзимья ; 15 октября.

Все эти годы «ренессанс» знакового поэтического альманаха, в роли доброго ангела-хранителя, возглавляет Председатель его Попечительского совета, а по совместительству Председатель Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета города Москвы, правнучатый племянник и полный тёзка Великого русского поэта Михаил Юрьевич Лермонтов, который присутствует в зале. 

Сегодня мне бы хотелось поделится наболевшим.
Вы обратили внимание, что так называемый «бренд» Всемирного дня поэзии как бы принадлежит ЮНЕСКО. Недавно - а именно 3 марта - отмечался День писателя, «застолбленный» ПЕН-клубом.
А где же «День поэзии России»? – страны, про которую академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Если в Италии нацией стала музыка, то в России – литература». Государственный праздник Пушкинский день России, отмечаемый 6 июня - это замечательно, но наша земля необыкновенно богата на великие поэтические таланты. Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев, Алексей Константинович Толстой и другие поэты. Все они достойны своих, если можно так сказать «именных» - в масштабе  всей страны - праздников. Прекрасно, что у нас есть День Лицея – 19 октября. Может быть, его  следует объявить Днем русского Слова… 

Как ступеньку к решению этих задач, я рассматриваю дело возрождения «знакового» ежегодного альманаха «День поэзии – XXI век». Хорошо сказано: «Нас в России несколько тысяч. А имя на всех одно – поэты.  Только единицы из нас имеют право на имя собственное».
Что ж, привычкой ставить «слово после слова» в нашей стране никого не удивишь, но подчеркнуть истинную силу слова способен только выдающийся поэт. Надеюсь, что сегодня в зале таких  большинство…
Я приглашаю к микрофону Михаила Юрьевича Лермонтова.

Михаил Лермонтов, Президент ассоциации «Лермонтовское наследие».
- Динамика возрождения интереса к русской поэзии, сейчас, как мне кажется, очень позитивна и положительна, и я хотел бы нас всех поздравить с этим.
Сегодня главное направление выхода из кризиса целеполагания – соборное единство. Кто, как не поэты, могут похвастаться мерой присутствия в этом измерении, которая идет от Лермонтова и Пушкина, от наших великих поэтов... Которые, для пространства бытия, всегда давали свою систему измерений. Систему измерений, через которую весь народ мог оценить «А мы надменные потомки» или не надменные. И ни у кого не было сомнения, что слово становилось совершенно беспощадной меркой. Не большей - не меньшей, а именно такой, какой задавал ее поэт. И в этом смысле, мне кажется, что у нас сегодня есть шанс сказать это слово.
Самое главное – я хочу пожелать всем родства душ и родства лиц. Мы уже несколько лет встречаемся примерно в одном составе и лица становятся родными. Это мера нашей ответственности друг перед другом и перед народом.
Спасибо вам за этот праздник, за то, что вы есть.

Андрей Шацков.
- Сейчас свое слово скажет Лариса Николаевна Васильева. Я бы хотел представить ее не только, как замечательную поэтессу – она главный редактор двух «Дней поэзии».

Лариса Васильева
- Сейчас некоторые спрашивают – как вы думаете, что такое современная поэзия? Кому она сегодня нужна? Поэзия во многом ушла в Интернет. Каждый может издать свою книжку и посчитать себя поэтом. И вообще, каждый, кто написал что-то в рифму, уже задается вопросом - а не показать ли мне это кому-нибудь?
Я вспоминаю то время, когда меня назначили возглавлять альманах «День поэзии» на два года. То, что назначили именно на два года, воспринималось как началом какого-то конца. Во-первых, назначили женщину, во-вторых – на два года.
Не успела появиться информация, что я главный редактор, как мне позвонили все заведующие поэтическими отделами издательств. И все предложили по большой подборке своих стихотворений. Я отвечала им одно и то же: Я не считаю себя автором вашего журнала и хлопала трубкой. С этого времени - а это был конец семидесятых - я совершенно потеряла интерес печататься в толстых журналах. Хотя я очень поддерживаю идею субсидий толстым журналам – но уже из какого-то другого понимания.
Но сейчас я хочу сказать о том, что мы находимся во времени действительно странном. Два века великой русской литературы - и советской, и русской (в моем времени тоже была великая литература) - эти два века, золотой и серебряный кончились. Мы находимся в самом их конце. Но, как известно – всякое начало имеет свой конец, всякий конец свое начало... И я думаю, что нам удастся поприветствовать первые голоса, которые явственно прозвучат примерно в 2010 году – эта дата у меня получилась вследствие очень сложного построения.
Как мне кажется, в первом двадцатипятилетии века явятся три могучих имени. Они будут определять огромный  интерес читателей к поэзии. Если Бог даст мне еще на несколько лет жизни, я увижу и услышу их первые голоса. Как перемелют молодые люди, которые придут со стихами, современный технический прогресс, Интернет и прочее? Думаю, что они сумеют с этим справиться. У меня Господь Бог отнял способности к пониманию Интернета, а вот внук мой - мастер этого дела. Значит, так надо. Я никогда не напечатаю в Интернете книжку своих стихотворений, потому что у меня другая психология. Я привыкла печатать их на бумаге, получать за них гонорар, получать отзывы читателей...
ХIХ-й золотой век – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев... и их замечательное окружение, в котором у каждого вполне может быть свой - более любимый, чем Пушкин – поэт.
ХХ-й серебряный век – это Есенин, Маяковский, Блок... И тоже - к примеру, Пастернак может быть ближе, чем все остальные...
Сейчас, в начале XXI-го века, я очень жду первых имен, или даже одного имени. Если я помру - а многие из вас останутся - вы вспомните, Лариса Васильева в один из очередных Дней поэзии, вам это предсказывала...
Теперь стихотворение: 

Не желаю иного времени,
Мне по силам моя тоска.
Для грядущего роду-племени
Мы страница черновика.

Где правдивое смотрит лживо,
Где отвага – клеймо во лбу,
Не жалею что положила
Под колеса века судьбу.

Не жалею, что пожелала
Добрых молодцов пожалеть.
Словом ласковым обжигала,
Слово падало, словно плеть.

Добры молодцы славно выжили,
Пили ночью, а спали днем.
Слова нежного не услышали,
Сладко думали о своем.

И стою перед веком сильная,
Чем рискованней, тем верней.
Щеки серые, губы синие
Красна девица наших дней.

Андрей Шацков               
- А сейчас я хочу представить еще одного редактора альманаха «День поэзии». Это Андрей Владимирович Романов – создатель альманаха «День Поэзии. Санкт-Петербург – Россия. 2007».

Андрей Романов
- Я потрясающе рад всему, что здесь происходит. В Москву мы приехали втроем. Вот один из самых молодых поэтов и литературных критиков Кирилл Козлов, а вот главный редактор журнала «БЕГ» Владимир Хохлев. Я радуюсь, что такая «могучая кучка» прибыла в столицу с берегов Невы. 

Лариса Васильева
- Питер, вообще приезжает в Москву могучими кучками.

Андрей Романов
- Да… Но - как хорошо сказала Лариса Васильева - многие молодые поэты нередко сразу мнят себя гениями. Для самых молодых, из здесь присутствующих - кому еще и 20-ти нет – я хочу представить свою книжечку «Краткость не всегда сестра». Книжка о том, как научиться писать стихи. Она для детей, не для взрослых. Хотя одна из заслуженных учительниц России по литературе, прочитав ее, позвонила мне и прочитала свои талантливые стихи. Я решил, что так пишет ее ученица, оказалась - она сама. Потом она мне говорит: Андрей Владимирович, вы учите писать стихи, а я всю жизнь доказываю, что научить писать стихи невозможно. Но сама научилась их писать... Это шутка, конечно...
После того, как я хлебнул этой ужасной редакторской доли, я понимаю Ларису Васильеву, понимаю уважаемого Андрея Шацкова. Очень тяжело, в принципе, делать «День поэзии». В самом начале мне пришла одна железная мысль – составлять альманах ни в коем случае не по алфавиту. И я нашел – посредством какого-то озарения свыше – ход. Выстраивать его по регионам страны. Я знаю поэтов практически всех регионов, начиная от Владивостока и заканчивая Мурманском и Калининградом... Вот и получился этот синего цвета «День поэзии» с иллюстрациями моего одноклассника Анатолия Евменова.
Теперь стихи:

Не мирская девка Нефертити,
Не царю Всевышнему жена,
Не твоё ли имя на граните
Позабыть не в силах тишина?

Сбрось скорей внеклассные хламиды,
Позабудь шпаргалку в рукаве.
Справа – сосны, слева – пирамиды,
Посредине – город на Неве.

Не смогла нас школа онемечить,
Не рискнул разряд присвоить трест. 
Но, чтоб твой успех увековечить,
ГорОНО не пощадило средств.

Выпускная сцена у фонтана,
Или  повод на себе женить?
Ты успех вкусила слишком рано,
Чтоб его достойно оценить.

Связь времен двоилась и троилась
Во дворе, – в развешенном белье.
Ты одна при жизни ухитрилась
Застолбить пришествие свое,

Так забудь, отличница, обиду
И смирись, что в бездне внеземной
Наш праправнук строит пирамиду
Из песка, намытого не мной.

Еще одно... О рабовладельческой экспансии с Северного Кавказа, с помощью которой пытаются захватить нашу Россию. Я открыто говорю об этом и пишу. Экспансия существует, и бороться с ней катастрофически сложно. Этому посвящено стихотворение «Баллада о спасителе». 

Покуда похоронки
Метель с Кавказа шлет,
Январь грустит в сторонке
И песенки поет.
Пускай родня по-волчьи
Взывает к небесам,
Февраль тоскует молча
По Муромским лесам.

«Надежда (исполать ей!)», -
То март спросил, иль я, -
«Ответь, сошел с полатей
Спаситель Илия?» -
«Когда апрель морозный
Не смог снега пасти,
Илью призвали в Грозный
Солдатиков спасти».

… Над братскою могилой
Немыслимых потерь
Он в мае с черной силой
Сражался, аки зверь.
И в тех, кто рвал опоры,
Строчил до хрипоты;
В ответ вздымали горы
Июньские хребты.

В Илью впивались пули,
Огнем плевалась ночь,
И он призвал в июле
Товарищей помочь.
Славянская твердыня,
И августовский смрад,
Давил врагов Добрыня,
И не просил наград:

«От мурманского клёша
Привет Сапун-горе,
Благослови, Алеша,
На подвиг в сентябре».
Пока октябрь мочили,
Уж так заведено, -
В засаду заскочили
В райцентре Ведено…

«Сестрица, дай напиться
Сраженным наповал,
Вернись в ноябрь Жар-птица,
Спасая тех, кто пал,
Чтоб в новогодней бойне
Нам пел, глотая дым,
Соловушка-разбойник,
Воскресшим и живым».
   
Андрей Шацков
- Я приглашаю к микрофону замечательную поэтессу Елену Исаеву – первого секретаря Союза писателей Москвы и члена редколлегии всех наших альманахов. 

Елена Исаева

- Вот и зима кончилась
На смех зиме выжила
Мне хохотать хочется
И говорить лишнее.

Эта весна до одури
Будет дарить ласками
Птицы не все голуби
Будут еще ласточки.

Андрей Шацков
- У нас на празднике присутствует несколько главных редакторов солидных литературных журналов. Хочу вам представить Виктора Федоровича Кирюшина – главного редактора журнала «Сельская новь» Главное, что он тоже – поэт!

Виктор Кирюшин
- Я прочитаю стихотворение из только что вышедшей книжки...

Небеса набухшей парусиною
Тянут лето красное на дно,
Залетело перышко гусиное
В полуотворенное окно.

Прошлое смешав и настоящее,
Отлучив на миг от суеты
Легкое, веселое, манящее
Несказанным светом высоты.

От нее отвык я, как и водится –
Человек обычный, во плоти.
Ветер набежит и распогодится:
Поднимайся, перышко, лети!

Ах, душа, омытая печалями
Что ж ты полюбила гладь да тишь.
В свой черед за дальними причалами
Перышком по небу полетишь.

Время будто надвое расколется
Но, не ошибаясь и во мгле
Проплывешь над тихою околицей
Над церквушкой милой на холме.

Над остывшем полем, над Россиею
Надо всем, что в жизни нам дано.
Залетело перышко гусиное
В полуотворенное окно.

И такое…

Позже темнеет и раньше светает
Время весеннею льдинкою тает.
Капля по капле уходит в песок
Жизнь, а не сладкий березовый сок.

Но от того, что на свете не вечен,
Дорог вот этот мерцающий вечер,
Полутона и штрихи, и оттенки
Сумрак и солнечный зайчик на стенке.

Облако в небе и влага в овраге
Старое фото на желтой бумаге
Где средь ушедших в иные края
Неразличимо устроился я.

Андрей Шацков
- Я хочу раскрыть вам один секрет. С Виктором Федоровичем мы недавно ездили в Санкт-Петербург и выступали на радио в передаче «Литературный полдень». Андрей Владимирович Романов – ведущий этой передачи. Она выходит в эфир раз в месяц и полностью посвящена поэзии. В городе на Неве хранят свои традиции, и это очень приятно…
Здесь присутствует главный редактор молодого, но уже авторитетного и известного журнала «Российский колокол», тоже связанный с радио – Максим Замшев. Он ведущий еженедельной программы «Литературная дуэль» на радиостанции «Служба русских новостей».

Максим Замшев.
- Поэты, вообще, довольно тяжелый и странный народ. Для обычного человека загадка, когда он видит поэта хмурым, а через мгновенье его лицо почему-то светлеет... Поэта спрашивают: ты что, не слышишь, что тебе говорят? Это ведь интересно… Чем ты там - в своем уме - занимаешься? Поэты - очень странные люди... Но оказались они необычайно выживаемы. Ведь произошедшее в 1991 году было направлено на то, чтобы поэтов не осталось. В советское время была все-таки некая система ценностей… Ее можно обсуждать, но система приоритетов была выстроена. В ней поэт находился достаточно высоко, и это было хорошо. Потом поэтов низвели к абсолютно маргинальному состоянию и появились такие соблазнительные виды деятельности как дилер, брокер, менеджер, продюсер, киллер... Но поэты упрямо продолжали заниматься своим делом – писать стихи. При этом они легко пробовали себя в роли дилеров, киллеров, предпринимателей, с неодинаковым успехом, но с невероятным азартом. Я согласен с Ларисой Васильевой, что новые имена появятся, я бы даже сказал, что они уже появились. Просто время общественного интереса к ним еще не пришло.

Лариса Васильева
- Назовите хотя бы одно имя…

Максим Замшев
- Их много. Мне бы не хотелось называть одно, чтобы не обидеть остальных. Но они есть. Я могу назвать Елена Луганкину, Ирину Баженову, Влада Маленко, Максима Жукова, Игоря Панина – имена есть... Я назвал те, которые первыми пришли в голову. Если бы меня попросили написать список - их оказалось бы несомненно больше.
В советское время чтение стихов было определенным порывом к свободе. Люди искали в поэзии то, чего не было в их повседневной жизни. Нынешнее время предлагает столько разных медийных путей, что осознание необходимости читать именно поэзию не пришло. Я очень благодарен всем устроителям этого праздника. Прекрасно, что альманах «День поэзии» восстановился... Вопреки всему…

Андрей Шацков
- Мне хочется прочитать свое программное стихотворение, посвященное поэзии. Оно называется «Плач по российским поэтам».
               
В небеса пошлёт прощальный глас
Колокол людского покаянья...
Скольких нас не стало? Сколько нас
За чертой признанья и призванья?

Скольких нас не стало! Сколько нас
Приняла Российская равнина.
Ждал на Чёрной речке алый наст,
Эшафот – в утробе равелина!..

Скольких целовала вьюга в лоб!
Скольким вслед струился шип змеиный!
Положи. Елабуга на гроб
Асфодель Кавказа для Марины.

А душа – зегзицей со стены.
Мысью с древа – грянется на травы...
Мы ещё вернёмся с той войны.
Где стихи – горящий край державы!

И пройдём по россыпи листов
Пасквилей, доносов и наветов.
И не хватит Родине крестов –
Как наград посмертных для поэтов!

Я приглашаю к микрофону Владимира Хохлева – поэта и главного редактора журнала «БЕГ».

Владимир Хохлев
- Сначала я немножко расскажу о журнале, с коротким и легко запоминающемся именем - «БЕГ». Это совсем молодое издание – у меня в руках очередной, седьмой номер. Год назад, в том же составе, что и сегодня три петербургских поэта - Андрей Романов, Кирилл Козлов и ваш покорный слуга - оказались на круглом столе в Министерстве культуры. С диктофоном, как могли, мы постарались обежать всех выступающих и записать все выступления.
Поэты, увлекаясь, говорят очень авторски, при расшифровке записи мы стремились сохранить стиль и ноту каждого и я считаю, что это получилось... Вот материал, который рассказывает о прошлогоднем Дне поэзии. Это не прямая стенограмма, но практически стенограмма. Может кто-то из присутствующих найдет здесь и себя. Очень прошу, не ругайте сильно, если что-то немножко мы недопоняли.
Почему мы пошли на эту публикацию? Потому что, как поэт я уверен: происходящее в последние годы возрождение интереса к поэтическому слову и к поэзии как таковой – дает надежду на возрождение России, как государства. Ведь если жив язык – тем более поэтический – значит, жив народ и жива страна, в которой на этом языке говорят. Нечто подобное должно получиться и в очередном номере – наш диктофон работает и сейчас.
Нужно сказать, что многие поэты и прозаики уже «отметились» в «БЕГе». Когда Андрею Романову было туго, «БЕГ» взял у него интервью, которое опубликовал вместе со стихами этого талантливого человека. В шестом номере был Николай Переяслов. Журнал постепенно расширяет географию своего действия – в первых номерах были только петербуржцы, сейчас уже и москвичи, и воронежцы, и вологжане, и даже за границу «БЕГ» выскочил. В седьмом номере есть  американский автор...

Андрей Шацков
- Поэты, несите стихи Хохлеву, он их напечатает.

Владимир Хохлев
- Теперь - к стихам. Недавно «БЕГ» стал иметь интересное дополнение. Появилась первая книжка из начатой нами серии «Библиотека журнала «БЕГ»». Книга стихов, с названием «Утренний дождь» открыла 2009 год – вышла сразу после Рождества. Два стихотворения из нее, я и прочитаю.


Невесомый, серебристый
Лег над Вологдой мороз.
На карнизах снег искристый,
Иней на стволах берез.

Скрип несется по проулку,
В валенках идет зима,
После ночи на прогулку…
Расступаются дома,

Пропускают как хозяйку
Северных холодных мест.
Воробьев спугнула стайку,
Золотой укрыла крест

Мерзлого тумана ватой,
Вниз спустилась… На реке
Молча взбила снег примятый
И исчезла вдалеке.

Стихотворение «Валаам».

Остров, скалы, тишина,
Неспокойная волна,
Сосны, неба высота –
Северная красота.

По тропинке, вверх по склону –
Перед нами Красный скит,
Чуть левее крест поклонный
В одиночестве стоит.

Бухта сверху – синь земная,
Белой Ладоги залив.
Глушь суровая, лесная
Сбережет, под сенью скрыв.


Спасибо. Еще раз всех с праздником.

Андрей Шацков
- Немного ранее мы говорили о молодых поэтах. Сейчас я хочу представить публике 23-х летнего поэта, и - что удивительно – еще и талантливого критика. Мне всегда казалось, что до критики надо дожить. Кирилл Козлов видимо уже дожил.

Кирилл Козлов
- Вначале я хотел бы сказать спасибо Андрею Шацкову - благодаря ему я имел возможность присутствовать на мероприятиях в Министерстве культуры - и Андрею Романову, который не просто редактор, не просто издатель и участник проекта «День поэзии» - это мой учитель, человек, который ставил мне творческий голос. Вот что из этого получилось. 

Снег, выпавший на сутки, таял вновь
Простудным открывая ход недугам.
Привет, дружище! Я к твоим услугам
Вопросы и бокалы приготовь.
 
Самообман, не прерванный людьми,
Как правило, ведёт к саморастрате.
Что кроется в земной обычной дате
Почувствуй сердцем и душой прими.
 
Сегодня ты всё понял. Рану вскрыл,
Противишься, не принимаешь, рвешься,
На растерзанье ветру отдаешься,
Таская груз давно подбитых крыл.
 
Они тебе мешают, бедный друг,
Промокшие, висят тряпичной массой,
А мир живёт спокойно полной кассой
И наплевал сто раз на твой недуг.
 
Так было и, пожалуй, будет так -
Поганый мир с ухмылочкой-издёвкой.
Но кто сказал, мой друг, что будет лёгкой
Попытка встать и сделать новый шаг?
 
Чтоб этот шаг не превращался в бег,
А псы цепные вновь не стали лаять.
И ты вдруг понял: не способны таять
Лишь чувства, непохожие на снег.

Еще одно стихотворение…

Не юлить, не искать оправданий,
Переплыть уйму бурных морей…
Я вовек не боялся желаний,
Что в душе возникают моей.

Я даю обязательства Богу,
Верным быть лишь ему и – тому
Стихотворному вечному слогу,
Что разгонит презренную тьму.

Я поэт, словотворец опальный,
Но, как вы, я живу и дышу.
Отвергая канал виртуальный,
Городскую любовь опишу

Лишь в одной непридуманной фразе…
Пусть зима города замела,
Но в любовном горячем экстазе
Возбужденные бьются тела.

Сладострастные губы кусаю…
И в преддверии жизни большой,
Обнимая тебя, воскресаю
Окрылённой счастливой душой.

Спасибо.

Андрей Шацков.
- А сейчас мы будем вручать лермонтовские премии. 

Михаил Лермонтов.
- Сначала о том, почему эта премия называется международной Лермонтовской премией. Вроде бы русский поэт это ценность русской цивилизации…
Сейчас иногда спрашивают: а что у вас есть ценности, может быть вы назовете их? Тем самым вынуждают человека съежиться и не отвечать на вопрос. Почему так? Потому что мы еще не сделали ценности русской цивилизации безусловно воспринимаемыми и разделяемыми каждым из нас. Как-то по телевизору шла передача, в которой спорили о том, нужно ли защищать ценности Русской Православной Церкви. И господин, выступающий от имени правительства, заявил: а с чего вы взяли, что правительство должно защищать ценности церкви. На что был совершенно справедливый встречный вопрос: может быть, вы нам скажете, какие ценности наше правительство защищает?
Я считаю, что русская поэзия в том виде, в котором она сегодня существует… ее представители, которые сегодня собрались… ожидания, о которых говорила Лариса Николаевна – это и есть самая безусловная ценность.

Лариса Васильева.
- Эта ценность нуждается в защите. 

Михаил Лермонтов.
- У меня есть такой тезис. Ценности русской цивилизации должны быть превращены в национальные интересы государства. Пока мы не сделает так, чтобы наша власть реализовывала наши ценности мы будем в своей стране чужими.
В 13 веке в Шотландии жил известный рифмач Томас Лермонт - автор первой версии Тристана и Изольды. В англоязычном мире этот человек известен уже много веков, как безусловный поэт. Его предсказания и пророчества исполняются до сих пор.
Неделю назад я вернулся из Австралии, со съезда Лермонтов, которые в сое время из Шотландии уехали в Австралию. Сейчас там порядка 150-ти человек с фамилией Лермонт. Первые Лермонты, которые приехали на Австралийскую землю в 1838 году построили замок Эрсилдун – по имени места, в котором в Шотландии жил Томас Лермонт. Два года назад Лермонты приезжали в Россию – мы отмечали 950 лет роду – отсюда понятно, почему Лермонтовская премия - международная. Такое невероятное стечение всех обстоятельств.
Стечение обстоятельств привело к тому, что мы присутствуем на международном празднике поэзии. Этот обстоятельство дает мне право - силой рода Лермонов - вручить сегодня два знака. Первый мы вручаем нашим коллегам из Санкт-Петербурга. Мы награждаем журнал «БЕГ» - издатель Сергей Саблин, главный редактор Владимир Хохлев – и надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться.

Владимир Хохлев
- Я отвечу по-военному: Служу поэзии!

Михаил Лермонтов
- И, теперь я хочу перейти к главному событию сегодняшнего дня – вручению Диплома действительного члена международной Лермонтовской премии в области литературы, музыкального и изобразительного искусства. Я приглашаю присоединиться к вручению этого диплома двух действительных членов этой премии Ларису Николаевну и Андрея Владиславовича, которые в свое время были вовлечены в наше движение.
Владимир Иванович, от души и с искренними пожеланиями здоровья, счастья и устойчивости в представлениях о наших ценностях, которого так не хватает сегодня, я вам вручаю этот скромный диплом. И желаю вам всего-всего хорошего.

Владимир Фирсов
-  И быть достойным имени Михаила Юрьевича Лермонтова – любимого поэта великой России. Спасибо... Я хотел бы прочитать два стихотворения. Первое напомнит нам о нашем времени. Оно называется «Баллада о костыле».

Неотделима жизнь солдата, долей
В чужом краю, да и в чужом тепле
Стоял костыль
на длинном взлетном поле
И состоял солдат при костыле.
При костыле и мама состояла
Надеялась, что с сыном улетит
Туда где рожь в полколоса стояла
И повторяла: жив и не убит
Россия приголубит, приласкает
Залечит раны и утешит боль
Россия ведь она всегда такая
Отдаст солдату всю свою любовь.
А в самолетах места нет и нету
Похоже, что домой не улетишь,
В них грузят и вино, и сигареты
И зелень, и, конечно же, гашиш
В них бережно, под ручки жен внедряют
Поставленные высоко чины.
Всех грузят и не понимают
Что люди перед Богом все равны
Сияло равнодушное светило
Стоял солдат и мать при костыле
Им в самолете места не хватило
Похоже, что не хватит на земле.

Еще одно стихотворение.

Поэты
Одиноки,
Как планеты,
Поэтов так же мало,
Как планет,
Которые своим неслышным светом
Соединяют миллионы лет.

Поэты одиноки.
Это верно.
И в гордом одиночестве
Они —
Как в прошлые,
Так в  нынешние дни —
И соль земли,
И кровь ее,
И нервы.
Они —
Людская боль.
Людская речь,
Донесшая народные преданья,
Любое из которых —
Мирозданье,
Что суждено поэтам уберечь.
Отзывчивы  на боль,
На скорбь,
На грусть
Поэты —
Вряд ли может быть иначе,
Скорбят,
Грустят,
Болеют,
Даже плачут,
Свои стихи читая наизусть.
Поэтов  кровь
Фильтрует боль земли,
Худые или радостные вести.
Пусть каждый одинок из них!
Все вместе —
Небесный свод со звездами вдали.

Андрей Шацков
- Я хотел было объявить о завершении нашей встречи, но подошел - как в последний вагон поезда  впрыгнул - главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев. «Юность» это слишком уважаемый журнал, чтобы не дать слово его главному редактору. Пожалуйста.

Валерий Дударев
- Спасибо. Вы знаете, я всегда смотрю на наших поэтов-стариков - как на эпохи. Можно сказать: Фирсов – это эпоха. Или Лариса Васильева – эпоха! Дай Бог, чтобы о каждом из здесь присутствующих в дальнейшем тоже можно было так сказать. Самое главное сегодня, в День поэзии, чтобы у следующего за нами поколения были любимые поэты из поэтов нынешних. Сегодня утром мне почему-то стал читаться Пастернак. Вспомнилась его стезя и то, что в свое время Владимир Иванович общался с Борисом Леонидовичем. Он многое мог бы вспомнить и рассказать. Такие воспоминания дорогого стоят.
Что касается нашего журнала -  слава Богу – мы выходим. «Юность» всегда была домом поэтов. И до сих пор это так. Хотя, есть у нас поэты, которые начинают писать прозу, и большую прозу. Вот я смотрю на Максима Замшева, и удивляюсь, как ему по силам было поднять роман. Я по-хорошему завидую тем, у кого есть эта сила и тяга к прозе. 

Андрей Шацков
- Есть знаменитое выражение, что поэт пишет словами, а прозаик абзацами…   

Валерий Дударев
- Еще я хочу сказать – где бы, в какой бы должности, ни находился Андрей Шацков, он всегда устраивает поэтические праздники. Низкий ему поклон. Это редчайший дар. Если бы в «Юности» были деньги, я бы все отдал Шацкову.
Я прочитаю стихотворение:

Была чиста дорога
И солнышко сияло
И счастья было много,
А денег было мало.
И было так занятно
Пить воду из колодца
И было так приятно,
Что Русь не продается.

Лариса Васильева
- Молодец!
 
Андрей Шацков
- Будем завершать. Большое спасибо, что вы пришли. Что вы почтили поэзию. С праздником вас, со всемирным Днем поэзии. Надеюсь, скоро будем поздравлять с новым праздником – Днем поэзии России. Всего вам доброго!

Подготовил Владимир Хохлев. Москва, 2009.