Весомый аргумент для Ислама Каримова

Алишер Таксанов
Узбекистан входит в число 39 государств мира, которые не подписали Оттавскую конвенцию по запрещению использования, произодства, хранения и торговли противопехотных мин. Кроме того, из пост-советских государств неучастниками этого документа являются Кыргызстан, Казахстан, Россия, Армения, Азербайджан, Грузия, причем три последних находятся в стадии перманентной войны. Из развитых государств к таким неподписантам относятся США, Польша, Финляндия, Израиль, Сингапур, Эмираты.

В настоящее время сторонниками Конвенции признано 156 стран и территорий, и за 2009 год присоединились Албания, Греция, Руанда, Замбия. Об этом было заявлено на завершившейся в начале декабря 2009 года в Картахене, Колумбия, Международном саммите по запрещению противопехотных мин, в котором участвовало свыше 1000 активистов, делегатов из правительственных и гражданских структур.

Ташкент не был представлен никем – ни официальными лицами, ни исследователями (по решению ICBL в Узбекистане исследования не проводятся из-за невозможности обеспечить безопасность экпертам, а отчеты готовятся на основании данных из других источников), ибо правительство не считает актуальным данную тему, более того, политика миролюбия не является доминирующей в стратегии по отношению к соседям. Ислам Каримов любит силу и опирается только на нее, аргументируя свою позицию по любому вопросу как внутри страны (Андижан тому прмер), так и в мировом сообществе. Миролюбивые инициативы Ташкента (например, так называемая формула для Афганистана «6+3») не больше чем блеф или декорация, на практике дела обстоят наоборот - в агрессивном тоне.

Известно, Узбекистан является одной из тех стран, которая активно применяет «адские машины» не только для защиты своей территории, но и в качестве внешнеполитического рычага на окружающие государства, демонстрации мускулов против тех, кто не согласен в позиции Ислама Каримова тех или иных региональных проблемах. Увы, практика показала: мины не стали барьером для террористов, так как ни один из них не подорвался, в то время как жертвами взрывов стали сами же узбекские военнослужащие, а также гражданские лица. Кроме того, на минах по периметру узбекско-таджикской границы погибло свыше 70 граждан Таджикистана, покалечилось около 80. Есть также пострадавшие на узбекско-кыргызской границе. О числе погибших на узбекско-афганской границе нет сведений.

В одно время военными по указанию высшего руководства Ташкента планировалось произвести минирование узбекско-туркменской и узбекско-казахстанской границ, однако отсутствие необходимого запаса подобных боеприпасов приостановили эти мероприятия. По некоторым сведениям, даже из имеющегося арсеналов значительная часть противопехотных мин небоеспособно, поскольку сроки их хранения давно истекли. Взрывы артиллерийских снарядов и ракет в Кагане, Бухарская область, имевшие место в июле 2008 года, показали, что сами арсеналы находятся в аварийном состоянии, не имеется возможностей утилизировать устаревшие боеприпасы, произведенные еще в советское время. Склады стали источниками угрозы жизни для проживающих неподалеку гражданских лиц.

Правительство скрывает число пострадавших и погибших, разрушено строений от трагических событий в Кагане, точно также как и то, сколько снарядов было уничтожено, какая часть неразорвалась, сколько было обезврежено саперами и другими специалистами. Ни международная, ни узбекская общественность, СМИ, неправительственные организации не были допущены к месту событий, никаких комментариев не давалось, что свидетельствует о нежелании властей вообще обсуждать темы, связанные с безопасностью граждан, а также использования мин. Официально все это считается государственным секретом, хотя подобные сведения, затрагивающие жизнедеятельность огромного числа людей, не должны быть закрытыми.

Между тем, Узбекистан заявлял устами некоторых военных, что ведется разминирование некоторых участков узбекско-таджикской границы, хотя никаких доказательств этому не предоставил. Более того, таджикские пограничники не зафиксировали какие-либо серьезные мероприятия по очищению мин территорий, особенно на спорных участках. На конференции, состоявшем в ноябре 2009 года в Душанбе, узбекский посол Шакасым Шоисламов открыто заявил, что мины не будут сняты с боевого дежурства, поскольку существует опасность со стороны Таджикистана – проникновение исламских радикальных групп и наркобандитов. Этим самым была поставлена точка в поднятой проблеме – Ташкент намерен и дальше использовать агрессивную политику в отношении соседей. Косвенно этому свидетельствует и введение визовых режимов с Кыргызстаном и Таджикистаном, выход из Объединенной энергетической системы, замораживание отношений в рамках ЕвроАзЭС, давление на Таджикистан по строительству ГЭС, на Кыргызстан в решении водных проблем и т.д. – везде правительство Ислама Каримова действует жестко, грубо, прямолинейно, не стремясь искать компромиссов и достичь взаимопонимания мирными средствами. Не зря символом для нынешней власти стал Амир Темур, человек, который завоевал половину Азии, - это намек соседям, что средневековая политика используется и поныне. Мины – это часть воинствующей внешней доктрины Ташкента.

Существующие нормативные акты позволяют использовать Узбекистану своей территории для транзита воинских грузов иных государств, в том числе и боеприпасов. Сама республика располагает мощностями для производства противопехотных мин, и она их производила не только в годы Великой Отечественной войны, но и позже, вплоть до 1960-х годов. Узбекистан также значился в мобилизационном листке Министерства обороны СССР как один из поставщиков антиперсональных, транспортных и морских мин.

На запросы исследователей ICBL в Ташкенте в течение 2004-2006 годов, официальные лица или давали смутные ответы, или вообще игнорировали запросы. В частности, Министерство экономики перенаправило ответы в Министерство обороны, косвенно признав, что производственные и технологические мощности для производства мин имеются. Комитет по охране государственной границы информировал, что каждый случай подрыва расследуется прокуратурой, однако Генеральный его офис перенаправил запрос в Службу национальной безопасности, которая ничего не ответила. Точно также промолчали Министерства обороны, здравоохранения, народного образования по теме подрывов, оказания помощи пострадавшим и информирования населения/школьников в зоне риска об опасности мин. Министерство иностранных дел рекомендовало представительству Международного Красного Креста не заниматься подобными вопросами. Таким образом, власти показали, что не собираются обсуждать подобные темы. Ни парламент, ни политические партии, ни Экологическое движение ни разу не поднимали схожие вопросы, и лишь только незарегистрированная партия «Озод дехконлар» в 2005 году призвала государственные органы включиться в мирный диалог с соседями, начать разминирование и подписать Оттавскую конвенцию 1996 года.

Таким образом, текущая ситуация такова, что Ташкент вряд ли в ближайшие годы согласится на миролюбивую политику. Мины – это весомый аргумент для Ислама Каримова по отношению к «строптивым» соседям, однако это и слабость самого режима, не имеющего других, политических механизмов в целях урегулирования спорных вопросов. Кулак для удара предпочтительнее, чем ладонь для дружеского пожатия, - таково мышление той личности, что воседает в «Ок-Сарае».