Слон и уши

Рагим Мусаев
Без музыки государство
не может существовать!
Танцы и музыка, музыка и танцы, -
вот все, что нужно человеку!

Мольер «Мещанин во дворянстве»



        Вы где-нибудь видели театр без музыки? Причем не просто без музыки, а без песен? Как вы догадались, герои этого рассказа не млекопитающие отряда хоботных, а все те же актеры театра «У Гаши». Вернее их музыкальные способности.

        Авторы многих классических комедий, будто сговорившись, просто требуют, чтобы их герои пели! Так что хочешь – не хочешь, а петь надо. При этом не обязательно обладать оперным голосом, есть даже такое понятие – пение драматических артистов. Но и безголосица не приветствуется. В общем, при имеющихся способностях нужно максимально достоверно сыграть умение петь, элегантно замаскировав неудачные места актерскими штучками.

        Нет, есть у нас и действительно поющие, никогда со слоном не встречавшиеся: Инна Мосальская, Константин Лушников, Вероника Корякина, Владимир Корнеев, Дмитрий Еремин… Причем не просто поющие, а учившиеся музыке. Неоднократно в спектаклях использовалось и их умение играть на музыкальных инструментах.

        Но, будем честными, самое интересное начинается, когда петь надо не им… К примеру, не обладающий выдающимся голосом Дмитрий Карпов в сложных местах лихо подменяет пение интонированием. Не может быть, он прекрасно поет? Мы именно об этом! Браво, Дмитрий! Неоперный баритон Рагим Мусаев обычно прикрывает недоступные верхние «ля» задушевными наговорами, а то и визгом, хрипом или хрюканьем. Благо, характерные роли позволяют.

        Но и это не все! Если правильно подобрать мелодию и написать удобный текст - возможно все! Так запела Ольга Денисова, долгое время молчавшая из-за близкого знакомства со слоном.

        А еще мы открыли закон удвоенного пения. Если взять двух условно поющих актеров и объединить их в дуэт, то может получиться очень даже приличный музыкальный номер! Слышали бы вы слаженный дуэт Анфиски и Раиски Пеженовых из «Страстей по Бальзаминову» в исполнении Елены Карповой и Натальи Ширяевой! Они, правда, со слоном близко не знакомы, но и солистками филармонии себя не считают.

        Конечно, все эти премудрости приходят с опытом, когда точно известна не только степень знакомства со слоном каждого артиста, но и те способы, к которым он может прибегнуть для симуляции пения.

        Первый раз мы запели в 1989 году в финале «Женитьбы Фигаро». Знаменитые куплеты пелись, как и положено у Бомарше, всеми актерами без скидок на их возможности. Затем песни с переменным успехом возникали в разных спектаклях. Как не вспомнить инсценировку пушкинских «Цыганов» с песней Земфиры «Старый муж, грозный муж» в немилосердном исполнении Ольги Кочкиной, близкой знакомой все того же зверька с хоботом.

        «Ад и рай» Проспера Мериме начинался с песни героини Инны Мосальской, аккомпанировавшей себе на гитаре. Украшением «Пощечины» Лабиша стали любовные дуэты в исполнении Вероники Корякиной и Константина Лушникова.

        Постепенно происходила эволюция музыки и пения. От отдельных вставных музыкальных номеров переходили к целым музыкальным спектаклям. Первой такой постановкой можно считать «Провинциальный театр I». И дело даже не в том, что в этой постановке было много живой музыки, песен и танцев. Изюминка в том, что поющие герои подражали оперным исполнителям. Особенно удачно это получалось у Дмитрия Карпова и Константина Лушникова. Однако пародийный характер спектакля во многом облегчал эту задачу.

        Представьте! После того, как злодеи вероломно вонзали в Роберта Эшлингама (Дмитрия Карпова) два ножа, он испускал дух только после предсмертной псевдооперной арии (на мотив «Постой паровоз»):

        Итак, во цвете лет и сил
        Погибнуть бедный должен я!
        Прощайте все, кто сердцу мил!
        Прощай, прощай, любовь моя!

        В спектаклях часто звучала живая музыка, в чем нам помогали педагоги Музыкальной школы Наталья Любомудрову, Галина Спиряева, Галина Дубограева, Юлия и Людмила Никитины, Ирина Зумберг, Сергей Кузнецов. Не отставали и сами актеры. Вспомним штатных таперов: Людмилу Ковшову и Рагима Мусаева.

        Правда, мы сделали еще одно открытие. Для того, чтобы играть на музыкальном инструменте, не обязательно это уметь… К примеру Дмитрий Карпов, исполнявший в «Как важно быть серьезным» две музыкальные пьесы на рояле, очень пристально смотрел на клавиши. Просто на них были написаны цифры, подсказывающие нужный порядок нажатия. Похожая история случилась и с Натальей Ширяевой в роли тургеневской провинциалки.

        А второе действие «Женитьбы» Гоголя и вовсе начиналось с игры на виолончели в исполнении Ольги Денисовой, причем до этого спектакля Ольга и виолончель никогда не встречались.

        Позднее в театре появились музыкальные спектакли, созданные по принципу водевиля, когда на мотив (в нашем случае на фонограмму) известной мелодии придумывался свой текст. Такие постановки имели большой успех, а потому прием использовался неоднократно: «Такая вот любовь» по А.Чехову, «Пойми меня» по К.Гольдони, «101 новелла» О'Мура, «Страсти по Бальзаминову» по А.Островскому.

        И, наконец, пробил час оригинальной музыки. В 2008 году впервые в истории театра для всей комедии «Собака на сене» была специально написана, аранжирована и записана музыка. Песни талантливого композитора Алексея Шершнёва стали изюминкой постановки, а захватывающий музыкальный фон, превратившийся в одного из главных героев спектакля, еще больше усиливал впечатление от игры актеров, создавая особенное настроение в каждой сцене.

        Следом за «Собакой на сене» Алексей Шершнев превратил в водевиль современную комедию Сергея Белова «Мамуля», шедшую под названием «Если будешь ты со мной». Новое название подсказали слова припева одной из главных песен спектакля.

        Если будешь ты со мною рядом,
        Ничего другого мне не надо!
        Буду я счастливым лишь с тобой!
        Если будешь ты со мной!

        Всего же зрители услышали более десятка музыкальных номеров. Шутка ли, пели все герои! Причем, ряд песен вполне можно назвать шлягерами!

        Затем последовала сказка про любовь «Обыкновенное чудо», о премьере которой «Богородицкие вести» писали: «Дожидаясь начала представления зрители нервически посмеивались, не надеясь увидеть что-то из ряда вон выходящее. Но только до первых аккордов музыки. Музыкой все началось, ею и закончилось. Завораживающая, таинственная, сказочная, подготавливающая публику к необычайным событиям».

        В аранжировке и записи музыки театру помогает замечательный богородицкий музыкант Игорь Махалов.

        Сегодня в смелых планах и вовсе постановка собственной оперетты. А почему нет? Плох солдат, не мечтающий стать генералом!