Запомнить нельзя забыть

Рагим Мусаев
Блин, Фредди!

Б.Шоу «Пигмалион»



        Представьте, вы сидите в зрительном зале, наслаждаетесь спектаклем, на сцене кипят страсти, и вдруг – актер выпадает из образа и смотрит на суфлера! Согласитесь, впечатление от спектакля потеряно, очарование момента испарилось без следа! Вы уходите разочарованными. Но каково актеру?! Об этом вы когда-нибудь задумывались?! Хотите - верьте, хотите – нет, но многим из нас в кошмарных снах периодически снятся такие вот провальные спектакли…

        На самом же деле бывало всякое: и текст забывали, и выходили не вовремя (и наоборот, вовремя не появлялись на сцене), но не это главное. Главное, что зритель об этом никогда не догадывался! Здесь как раз в дело вступает мастерство актера: что бы ни случилось, не выходи из образа – импровизируй, выкручивайся как хочешь, - но лицо держи!

        Если бы зрители, смотревшие «Женитьбу» Н.В. Гоголя, хорошо помнили текст пьесы, то они бы заметили, что в сцене приема женихов Агафья Тихоновна (Ольга Денисова) уж очень заболталась с Яичницей (Валерий Мосальский). Просто актер, игравший следующего жениха, вышел покурить и подзабыл, что его ждут на сцене. Несчастной Агафье Тихоновне пришлось минут пять объяснять на все лады Яичнице, что она слишком молода для замужества.
Не секрет, что одна из неприятных обязанностей актера – зубрежка роли. Для того, чтобы «парить» на сцене, сроднившись со своим персонажем, и заставить зрителя поверить в твою искренность, необходимо элементарно знать текст. Вот поэтому-то многие из нас не любят играть главные роли – это прорва текста!!! Текст роли художника Блеза из одноименного спектакля только в 1 действии составляет 20 листов! А герои «Стакана воды» вообще болтают как заведенные!

        Причем, для того, чтобы забыть текст, не обязательно его не знать. Нередко бывает наоборот, когда выпадает из памяти именно тот кусочек, в котором ты был абсолютно уверен. Думаешь, что уж он у тебя от зубов сам собой отскочит, делаешь упор на то место, которое знаешь хуже, и результат – «мхатовская» пауза.

        В первом акте «Комедии в замке» разыгрывалась любовная сцена между престарелым актером (Рагим Мусаев) и его молоденькой ученицей (Инна Мосальская), по ходу которой героиня Инны должна была в сердцах закричать назойливому ухажеру, что ее жених его убьет. И по воле случая Инна, которая обычно прекрасно владеет текстом, забывает именно эту фразу! А после нее партнер должен резко изменить свое поведение и тему разговора! Помаявшись несколько долей секунды и убедившись, что помощи ждать неоткуда, Рагим заявил партнерше: «Вы хотите сказать, что он убьет меня?», - после чего ответил сам себе.

        Особенно интересно бывает, когда забывается текст пьесы в стихах. Нужно ведь не просто заполнить паузу и вернуться к роли, но и сделать это в рифму. Но наши актеры – народ испытанный! Это, к примеру, продемонстрировал Сергей Алтунин, играя Царя в Филатовском «Федоте-стрельце».

        Малейшие паузы на сцене для актеров длятся вечность! А смотришь это же место в записи – а где пауза-то? Пауза где?

        Порой доверчивые зрители и вовсе принимают происходящее на сцене безобразие за режиссерскую находку. Так, во время представления «Месяца в деревне» в сцене объяснения Натальи Петровны и Алексея Николаевича память Павла Городничева наотрез отказалась выдать хоть что-то из текста его героя. Паша даже попытался незаметно скрыться, но на его пути встала Людмила Ковшова, понимавшая, что объясниться самой себе в любви у нее вряд ли получится. В результате Паша остался, но весь текст лег на плечи Людмилы. Ее визави по большей части молчал и жутко боялся. После спектакля он, понимая, что его ждет, даже спрятался. Как оказалось, напрасно. Зрители были в восторге от «нового прочтения».

        Совсем плохо бывает, когда один из героев забывает ключевое слово или фразу, от которой отталкивается тирада другого персонажа. А если на сцене одновременно человек пять… Сидим и подозреваем каждого, а прежде всего себя. А вдруг это я забыл? Правда, именно такая ситуация в финале «Гедды Габлер» Г.Ибсена пришлась очень кстати и лишь подчеркнула напряженную внутреннюю драму героев.

        Как мы учим роли? У каждого своя методика: кто-то учит во время репетиций, кто-то, улучив свободную минутку, зубрит старым испытанным методом. Бывает, что текст роли учится по дороге на работу или в маршрутке «Тула-Богородицк». А иногда и вовсе в самых неожиданных местах, например, в постели!

        В нашей труппе несколько семейных пар и у них случаются общие сцены, а ведь всем хорошо известно, что текст лучше запоминается, когда его проговариваешь с партнером. Но где найти для этого свободное время? Правильно! Только в постели! Причем супруги при этом могут играть кого угодно. Именно так репетировались сцены Бальзаминова (Дмитрий Карпов) со своей матерью (Елена Карпова)…

        Да, нелегка доля «домашнего» актера... Но и бросить ее не так-то просто!
И вот парадокс! Если выучить роль нелегко, то, поверьте, забыть ее гораздо труднее! Казалось бы, ну что тут сложного: отыграли - и все, как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Но на деле все получается не так.

        Конечно, речь идет не об огромных кусках текста, а скорее о фразах, ставших в нашем небольшом коллективе крылатыми. Нередко бывает, что люди, впервые попавшие в нашу компанию, не всегда понимают причину общего смеха, так как под самым обычным выражением может скрываться целая цепь курьезов и забавных случаев.

        После премьеры «Из жизни провинциального театра-II» в наш обиход вошел девиз невесты в исполнении Инны Мосальской «умопредусмотрительно». С легкой руки Лены Карповой запомнился рефрен графини «Как скучно быть одной…» из «Красного яблочка» А.Апухтина. А иногда так и хочется сказать словами офицера из «Избранника судьбы» Б. Шоу (Евгений Комаров) «А ну ее, судьбу человечества! Один единственный поцелуй!»

        Кстати, эпиграфами к главам этой книги избраны именно такие гашинизмы.