Путешествие в свейские земли

Маякоркский
Путешествие bayann’a в свейские земли.
.
Известная жидкость желтого цвета предательски ударила в незащищенную шлемом голову в конце ноября, в результате чего bayann решился-таки на заграничное турне по странам Скандинавии на январских каникулах. В качестве потенциальной жертвы был избрана Стекольна с попутным посещением исконно русских земель – Великого княжества Финляндского, в качестве перевозчика – турфирма «Нева» (Санкт-Петербург), а средством доставки – автобус и паром.
Как оказалось в последствии, все это было большой ошибкой.
Предвкушая легкое (за столько-то лет наконец-то без доспехов!) путешествие, bayann побывал в офисе «Невы», где из предложенных туров был выбран 5-ти дневный (3 дня у свеев). Bayann, разумеется, поинтересовался отелем, но девушка-оператор даже не смогла отыскать его на предложенной ей карте города (причем карты Стокгольма у турфирмы не оказалось). «Нева» в лице девушки также поведала, что информация о наличии визы будет предоставлена за 1 день до выезда, до какового товарисч турист будет оставаться в блаженном неведении о  том, суждена ему  поездка или нет. Однакож, в случае, если визы не будет, фирма великодушно вернет денежки за вычетом визового сбора.
Уплатив через несколько дней 450 евриков, bayann был приятно удивлен тем обстоятельством, что если визы не будет, фирма денежек уже не вернет, так как, якобы, стоимость тура уже проплачена фирмой западным коллегам, в связи с чем возврат невозможен (ибо на каникулах переаншлаг).
Комментарии, думается, излишни.
Тем не менее, 03 января bayann заблаговременно прибыл на Лиговский, к гостинице «Октябрьская», к 24-00, где, по уверениям фирмы, его должен был ожидать «комфортабельный» автобус. На просьбу к девушке-оператору дать какие-либо характеристики автобуса, было указано, что на лобовом стекле будет установлена табличка с номером группы (№ 2), от остальных комментариев (как и от данных телефона экскурсовода, фамилию коего сказали) дэвюшка скромно воздержалась.
У «Октябрьской» кучковалось несколько сот человек с багажом (ночь, мрак, сумрачные тени, неэстетичные комментарии) и полтора десятка автобусов, большинство из которых – без табличек. Автобуса с табличкой № 2 не обнаруживалось. Быстрые марш-броски из одного конца тусовки в другой конец позволяли в полной мере  ощутить полноту бытия. По мере отбытия одних автобусов прибывали другие (но без табличек), к ним кидались толпы обреченных с горестными воплями.
Вскоре обнаружился автобус № 2, но на табличке не совпадала ФИО гида...
Ночь, мрак, толкотня, восклицания.
Остается все меньше времени до отправления...
Да здравствует менеджмент турфирмы «Нева»!!!
В найденном к 0-15 автобусе очень интересно работал кондиционер (номер автобуса АА293А) – первые ряды овевались прохладным воздухом (что было нелишним, ибо печка работала вовсю), а до задних, где находился bayann, доносилось только легкое дуновение, в связи с чем окна постоянно запотевали, ограничивая обзор, а тело находилось в температурном режиме «парная». В полной мере это удовольствие чувствовалось во время 6-ти часового стояния на границе. Впрочем, чего еще ждать от изделия не отечественного производства фирмы «Volvo»...
Великое княжество встретило путников недоверчивым взглядом паспортного контроля. В окошечке, как в амбразуре дота-миллионника, восседала щюцкоровская физиономия чухонца, которую очень захотелось познакомить поближе с русским штыком. Как интересно проявляет себя национальное самосознание!
А вообще чухонцы живут очень бедно. Небольшие, низкие и грязноватые домишки возле дороги внушают мысли о горькой судьбе наших меньших братьев, оторвавшихся от метрополии и влачащих жалкое существование. Они вынуждены на всем экономить, на автобусных остановках устанавливать сортиры (княжество-то маленькое, кустов на всех не хватит), вместо нормальных заборов сажать елки и устанавливать вдоль дорог проволочное ограждение для защиты оставшихся еще у них животных и диких грибов. Также, у них очень дорогое топливо – до 1,2 евро за литр (42 рубля!).         
  Гельсингфорс встретил нас Сенатской площадью с памятником Государю Императору Александру II. Памятник находится в совершенно непотребном состоянии (просто загажен). За подобное обращение со своим благодетелем население города неплохо бы примерно наказать, а бургомистра публично повесить за оскорбление величества.
Тотальная бедность также выражалась в крайне скудном ассортименте предлагаемых сувениров  (незамысловатые статуэтки народных промыслов, несколько ножиков, открытки, шкуры северных оленей), а посещенная нами местная церковь (видимо, из-за дороговизны строительных материалов) была вырублена прямо в гранитной скале.
Путь из столицы Великого княжества  в Або занял где-то 2 часа, где после часового ожидания удалось погрузиться на паром и приступить к давно обещанному ужину. Корабельщики порадовали, гостей кормят хорошо. Надо бы просверлить в поясе лишнюю дырочку... Однако, в duty free очень скромный выбор товаров.
Выйдя на открытую палубу, приятно понаблюдать за разноцветными маячками, указывающими путь. Внизу, метрах в восьми, покорно расступается холодная балтийская волна. Невольно думается, легко ли было нашим предкам, кои пересекали эти воды без теплых крытых кают, буфетов, сортиров и не под моторчиком, а с веслом...
Измельчали нынче люди.
Кальпершер, порт и предместье Стокгольма, ничем особым не выделается. От него до столицы 90 километров, покрытых лесом и мостами через реки. Свеи живут чуть побогаче чухонцев, здесь попадаются даже  двухэтажные загородные дома, хотя сам Стокгольм, как и Хельсинки, застроен в основном, в 70-80 годы прошлого века. Новых зданий практически не просматривается.
Шведы великие мастера парить мозги. Например, никогда бы не сказал, что их ратуша построена в 20-м веке – оказывается, они нарочно закоптили кирпичи, которыми облицевали фасад здания!
В Швеции очень распространен культ битых полководцев.
Карл 12-й у них вроде национального героя. Как Ричард Львиное Сердце у англичан – поехал за море, потерял там все войско, а при приезде домой был убит при осаде какого-то третьеразрядного замка. Причем череп знаменитого воителя собран на скрепках – входное отверстие пули сантиметра 3-4, а на выходе кулак пролезет. Видимо, долго не мучился.
Обидно, что единственно значимая победа Карла XII (почему-то при наборе имени короля у меня пропала буква «р»)  - под Нарвой так разрекламирована! А собственно,  это была не победа, а национальный позор шведов – сражение-то окончилось вничью, несмотря на то, что наемные генералы предали своего нанимателя – Петра Великого, и шведский король вынужденно согласился на перемирие. После чего шведы коварно напали на отходящие за реку, согласно договоренности, русские полки и стали отнимать у них воинское имущество. Какая же это победа?  Причем о Полтаве замечено между делом, так... была мелкая неприятность. Очень небольшая.
И ведь не постеснялись выставить отнятый у нас единственный дырявый барабан в своем музее армии! 
Вояки...
Другой национальный герой – ярл Биргер. Наверное, его специально поставили на очень высокий постамент, чтобы на нем что-нибудь не написали. Этот государственный муж, получив по физиономии от Александра Невского, чтоб не лазил куда не надо, основал Стокгольм, перенеся столицу из дочиста разграбленной нами Сигтуны в безопасное место. Бытует легенда, что  жители Сигтуны во время процесса экспроприации засунули свои сокровища в полое бревно, чтоб построить новый город там, куда это бревно приплывет. Из этого видно, что сокровищ у них оставалось очень мало, т.к. много в бревно, даже большое, не поместиться. Кроме того, если бы сокровищ было много, тогда бревно утратило свою плавучесть и Стокгольм не был бы основан. Т.о.,  мы неявно способствовали созданию новой шведской столицы.
Также известны погибший в тридцатилетней войне Густав Адольф и основатель династии Ваза, у которого утонул самый большой корабль. Бережливые шведы спустя много лет корабль нашли и в надежде, что он когда-нибудь пригодиться, вытащили его на берег. Корабль не пригодился, но теперь за то, чтобы на него посмотреть, каждый желающий должен заплатить 80 шведских крон. Вопиющая наглость!
Вояж по прочим музеям был начат с Оружейной палаты (вход свободный). Она находится под королевским дворцом и там хранятся кареты королей, их церемониальные доспехи и много других интересных вещей. На входе стоит шлем Густава Вазы – похож на помесь бургиньота и мориона. Он сделан из очень тонкого железа – думается, миллиметровка.
Три родных кольчуги, висящие в следующем зале, лишены какой-либо подписи, кроме той, что они 15-го века. Первая кольчуга собрана из довольно крупных плоских колец, причем на вороте кольца крупнее. На глаз внешний диаметр кольца 12 мм, толщина очень маленькая.  Заклепки маленькие, меньше 1 мм. Вторая собрана из мелких круглых колец, диаметр кольца где-то 6 мм, кольца клепаные и вареные. Рукав имеет вырез на плече, в форме буквы Г, т.е. внешняя часть плеча заплетена см. на десять больше, чем внутренняя. Третья кольчуга набрана из мелких клепано-вареных круглых колец, толщина проволоки очень маленькая, причем если корпус прикрывают кольца из 1-мм, то на рукавах – явно меньше 0,5 мм. На третьей кольчуге имеется стоячий воротник, причем кольца насквозь пронзают кожаную основу.
Пешие доспехи 15-17 вв. меня не очень интересовали, хотя их там достаточно. Три конных церемональных доспеха относились к 16-17 векам. Доспех Сигизмунда 2 Польского, 1550 год, подарок шведам, настолько церемониален, что ряд пряжек на конском доспехе не имеет ремешков (верхние пряжки на броне на крупе и нагруднике) -  по идее, они должны как-то крепится к седлу, но там, на седле, нет ни ремешков, ни пряжек. Заметил, что броня на крупе собрана из сравнительно небольших листов (хотя там все прочеканено, так что даже вблизи производит впечатление цельного изделия). Уши коня защищены очень интересными приспособами в виде имитации бараньих рогов. Также, что мне было интересно, голень крепилась к ; ногам повротным флажочком в прорези нижнего переходника.
В доспехе Густава Третьего Адольфа (1620 год) углядел таки голени с пряжками наружу – а меня долго уверяли, что пряжки могут быть только внутри. Как же! А лошадь, что царапать этими пряжками? Она же живая, между прочим.
В самом королевском дворце царит мрак и запустение. Огромное здание ветшает (трещины на стенах снаружи, на потолках, труха сыплется с дверей и т.п.). Прилично отреставрирована только шестая часть залов, на третьем этаже – создается впечатление, что всю мебель со всего дворца перенесли сюда, чтобы создать хоть какое-то впечатление. Короли у них тоже бедно жили, да и сейчас живут неважно – там есть одна комнатка, где останавливается королевская семья при визите в город – пара-тройка столиков в стиле модерн и таких же стульев... Кошмар! Слышал, что на эту комнату деньги выделил парламент. На месте короля я бы этот парламент танками...
Но у шведов сейчас очень мирные короли. Основатель династии, маршал Бернадот, видимо, завещал своим потомкам мир любой ценой (ибо нет ничего менее воинственного, как досыта навоевавшийся маршал!). В самом деле, какой-нибудь гражданский монарх, пыхая духом ратным, вовсю размахивает ручонками; а умудренный опытом маршал уже знает, что на войне скорее огребешь, чем победишь, поэтому стоит держаться от нее подальше.
С другой стороны, не стоит доводить дело до крайности... Когда мы выгрузились из автобуса у королевского дворца,  на площадь вышел взвод королевской гвардии, типа почетный караул. Дружный хохот исторгся из русских глоток – такое понятие, как «строевая подготовка», видимо, в уставе шведской армии отсутствует напрочь! Мало того, в почетном карауле двухметровые дылды чередовались, как колья в заборе, с маленькими карапузами...
Задетые нашими улыбками за живое, шведы решили показать зарвавшимся туристам... Усердие отразилось на их длинных шведских физиономиях. Они стали стараться. Они пытались не уронить честь своей страны....
Увы!
Намучившись, наконец караул выстроился напротив нас. Прозвучала команда и они сдернули с плеч винтовки... Глядя на улепетывающих насмешников, шведы торжествовали, и выражение «granaty, gady, netu...» ничего им не говорило.
Музей-Cокровищница тоже стоил 80 крон, но смотреть было не на что. Бедность, бедность и бедность читалась в маленьких коронах, тощих скипетрах, крохотных державах... Жалкие драгоценные, а чаще полудрагоценные камушки... В четырех маленьких зальчиках хранилось это добро и, думается, одного бревна было бы вполне достаточно для того, чтобы вместить всю эту нищету.
Музей Kronor, вход 35 крон, повествует об истории замка короны. Его строили, он горел, его снова строили... Во всех музеях у них полумрак (экономят электричество), да и чтоб фотографировать было трудно.
Музей Армии (вход свободный) может похвастаться уже упомянутым трофейным русским барабаном, несколькими шведскими дерущимися питекантропами и неплохой коллекцией ружей. Что приятно, их можно подержать в руках (но на всякий случай они там на цепочках). Экспонирующийся шлем викинга (пилотка) является новоделом, причем очень неправильным, несмотря на бооольшую новодельную вмятину.
Из гражданских музеев порадовал парк Юргорден (50 крон) – это частью большое селение 19 века, в каждом домике экспозиция ремесленника или крестьянина, причем с лавочкой; пекарь печет булки, кузнец продает печки. На другом конце парка небольшой зверинец с выводком рысей (5 дрыхнущих кошаков), барсуком, выдрой и непонятным количеством спящих медведей. Вольеры огромны (20 на 100 метров), а звери прячутся. На остров можно доплыть на параходике («Мне снилось, от берега норской земли, где плещут холодные волны...») за 30 крон с носа. С воды красивый вид на город и на острова, рекомендую.
Историческая часть города очень веселенькая. Пешеходные маленькие улочки облеплены сувенирными магазинами и ресторанчиками. В первых делать нечего (там втюхивают викингообразных пупсов, деревянных лошадок, глупых лосей и прочую мутотень по неумеренным ценам), а во вторых вы за свои деньги хоть что-то съедите. Будьте готовы, что вас ограбят в гардеробе – за его услуги дерут кроны! Другие грабители живут под вывеской FOREX  - они делают вид, что меняют одни деньги на другие, но это вовсе не так:  за счет явно завышенных курсов ваш карман облегчается на глазах. Не ходите туда. Да и рубли там не берут.
Карлсон в магазинах отсутствует, как пояснила гид, для благовоспитанных шведов он отрицательный персонаж.
В прочих магазинах выбор очень беден (сапоги, одежда, книги, парфюм, аптеки). Это уже кроме шуток.
Отель Scandik Continental  4 звезды, рядом с железнодорожным вокзалом. Скромно, со вкусом, ничего лишнего, но и ничего ненужного. Рядом с центром.
Метро грязноватое, в вестибюлях полно афрошведов, иногда их гоняет полиция. Зато в вагоне ехать приятно, хорошие сиденьица, на табло высвечиваются остановки, и куда идет поезд (они там ходят к разным конечным станциям, но со схемой разобраться можно). Проезд стоит от 30 крон, в зависимости от дальности поездки.

На обратном пути тоже хорошо кормили, и даже тот факт, что bayann застрял в дверях автобусного сортира, не смог умалить кулинарного значения вояжа.