Толстиков

Галина Щекина
Николай Александрович Толстиков (р. 1958) – писатель. Родился в городе Кадникове Вологодской области. После службы в армии работал в районной газете. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького в 1999 году (семинар Владимира Орлова).  В настоящее время – священнослужитель храма святителя Николая во Владычной слободе города Вологды. Публиковался в газетах "Литературная Россия", "Наша Канада", "Горизонт" (США), журналах "Наша улица", "Русский дом", "Вологодская литература", "Север", "Лад", "Крещатик" (Германия), "Новый берег" (Дания), "Венский литератор" (Австрия), альманахе "литрос", коллективных сборниках, выходящих на Северо-Западе. В Вологде издал две книги прозы "Прозрение" (1998) и "Лазарева суббота" (2005). Победитель в номинации "проза" международного литературного фестиваля "Дрезден-2007", лауреат "Литературной Вены-2008".

«Лазарева  суббота»:  ГЕРОИ ГЛУБ ИНКИ

«Лазарева  суббота» - масштабное произведение вологодского прозаика.. Охватывает  огромный  отрезок жизни  Сатюкова,  если у словно  считать его главным  героем - от  молодости до  пожилого  возраста. Мне  лично как  человек  Сатюков  противен, но я  пытаюсь  смотреть на повествование  в  целом.
В описании  я вижу  безбашенную  молодежь,  которая  была  всегда. Ну хорошо,  они  ищут приключений, они   пьют  мазуту,  бьют и  разоряют  чужие  дачи,  занимаются любовью,  если это можно так  назвать.  На  мой  наивный  взгляд, это подонки.  Но  даже и у  подонков  существует  мотивация  их  поведения.. Но увы,  нет здесь никакой  мотивациии. Просто взяли, просто  напились,  просто разбили и все. Это  сначала  вызывает  глухое  недумение, но потом  пеерстаешь разбмраться. Просто  это  есть в  русской действительности… Поэтому  у  меня  по ходу  чтения  возникало много вопросов  к  автору.
Почему  эти люди по  имени  Валька  Сатюков  Любка   Наташка и др. - почему  они так  возмутительно жили? Они,  может, не  знают, но  автор  знать  должен! И это должно быть в  тексте,  но  там  этого нет. И  я прошу  автора  мне  объснить,  ибо я в  ужасе. О каком  возрождении  России можно говорить, имея   такой  материал перед  собой? Я  как  подумаю  что  свою Графоманку и Горящую  рукопись я написала для этих  людей,  так приходят  довольно суицидные  мысли.

Очень интересные  аналогии появляются при чтени  «Лазаревой  субботы!. Главная:   режиссер  Лидия  Бобова . Ей надо послать  эту повесть. Боброва  нежески твердой  рукой снимает правдвые ленты о загубленных русских людях. И даже самый лиричный фильм "Бабуся" страшен своей правдой... Она не  испугалась бы.
Теперь о Григории. Очень  ходульный образ. Взял,  воспарил, потом  молился,  потом  погиб, раздавленный  жестоким  веком,  жестокими  людьми. А  почему  так  получилось ? Потому что не дал  автор мотивации, сам не  задумался. Писал  факты жизни, но  над  фактами еще  подняться  нкжно…

Я  понимаю,  что  Коля  Толстиков  хотел написать все как  есть,  все, как  в  жизни. Но получилась хроника. А писательство отличается от факта  жизни на  велину  души автора (Анчаров). То есть мне  интересно  как  сам Коля воспринял все то,  что он  опиывает. Он думает, что если он   так  сдержан в  оценках, так  это объективность. Нет, он вообще уклонился от ответа. И этой  авторской  позиции мне оченьне хватает в повести.
Вот  случай,  что  закоренелый  грешник приходит к  молитве в  церковь =  вызываету  меня недоверие. Это неправда и притянуто за  уши.
А вот то,  что Сатюков  любит  проститутку - это показано правдиво и даже  эмоционально. (отрывок  в конце,  где  он плачет) Удивтельно,  что персонаж Высоцкого тоде  носит такую фамилию, это  признак полной  «народности»  героя…

У меня также  вызвали недоумение женские образы. Будучи  феминисткой  я  обвинила бы    Толстикова в  планомерном  унижении  женщины. Все женщины  у него  гулящие и  пьющие, ни одной нет  "нормальной". А  разве  так в  жизни? Куда  девалось правило  жизнеподобмя, которому автор  всегда следует?

***

Более  гармоничной  мне  видится  малая  проза  Николая  Толстикова. Я  имею в  виду   «Суди, Бог» (маленькая  повесть).  Здесь  автор и  сюжет  строит  живее и все-таки расстановка  сил  интереснее и  герои не на  одно  лицо. И она  более  менее  завершенная.
Иван  Никанорыч  Худяков  страстотерпец. Его  враг  Окурок  тоже  страстотерпец. Казалось бы,  все  мучились, всех жалко. Но  отчего  мучится  Худяков-  девочку  задавили. А Окурок мучится  от  измены и  совершает  убийство. Он настоящий  преступник.
То есть муки  все  уравнивают?  Отнюдь.Ничего они не уравнивают  В  семейной  истоии  Худяковых  тоже  есть  свои  нюисы  - отец-то пртиворяется в   дурдоме. Но  сам Х удяков  кажется  более  человеческим. Поэтому  здесь просторнее размышляить о том,  кто прав,   кто обижен. 
Проза Толстикова конечно мрачна, но  выразительна. Здесь  есть к читательской  радости и  зрительные  детали, очень хорошие. Ведь Окурок   имеет  культи расщепленные, а  Худяков нет. Он просто хочет погладить  кудряшки на  голове убитой  дочки. Очень яркие  штрихи.
Я бы посоветовала  автору не змахиваться на  глбальные полотна. Зчем  это надо? Вот   «Суди, Бо»« -  тому подтверждение...