Земной рай австрийца Ф. Хундертвассера

Койфман Валерий
«Рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы».   Ф. Хундертвассер

Есть нечто общее в жизнеописаниях многих знаменитых мастеров искусства ХХ века, особенно у скульпторов и архитекторов. У них, по сравнению с деятелями искусства прошлого, чрезвычайно разветвленная география творчества.
Старые мастера обычно вели вполне оседлую жизнь и переезжали по городам и странам лишь по необходимости  и то, как правило, в молодые годы.
Биографии же мэтров современности пестрят названиями различных городов, государств и континентов, а также насыщены причудливыми замыслами и экстравагантными выходками.

Таков был и австрийский художник-фантаст и архитектор-сказочник Фриденсрайх Хундертвассер (собственно – Фридрих Стовассер), ворвавшийся в искусство после Второй мировой войны, когда приходящая в себя после разрухи Европа в муках искала пути в новую жизнь и в новое искусство.

Творения Хундертвассера, особенно архитектурные, широко известны и щедро разбросаны по всему миру (Австрия, Япония, Новая Зеландия, Германия, Израиль, Швейцария, Португалия, США), а знаменитый венский Хундертвассер-хаус стал визитной карточкой австрийской столицы. В Германии по проектам знаменитого австрийца построено 14 объектов (жилой дом в Плохингене, «Лесная спираль» в Дармштадте, «Зелёная цитадель» в Магдебурге и др.).

Фридрих Стовассер, будущий Фриденсрайх Хундертвассер, родился в 1928 году в Вене в семье отставного офицера Эрнста Стовассера и его жены Эльзы. Матери пришлось одной воспитывать своего единственного ребенка, так как отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца.
Позже, в 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать-еврейка настояла на крещении Фридриха  в католическую веру.
После присоединения в 1938 году Австрии к рейху 10-летний Фридрих продолжал учиться в государственной гимназии, где он вынужден был стать членом «Гитлерюгенд».
Эльза Стовассер с сыном пережили войну, но около 70 родственников по линии Эльзы погибли в нацистских лагерях. Эта трагедия оставила в душе юноши глубокий след.

Тяга к искусству привилась Фридриху еще в школе. Самые сильные художественные импульсы юноша получил от произведений мастеров венского Сецессиона, особенно от творчества Г. Климта и Э. Шиле.
После окончания гимназии осенью 1948 года Фридрих поступает в Венскую Академию Искусств, но через 3 месяца уходит из нее, навсегда покончив с академическим образованием, и впервые посещает Париж.
Тогда же он стал подписывать свои работы фамилией Хундертвассер, сделав перевод славянского слога своей фамилии  «сто» на немецкий язык.
Он с большой пользой для себя как художника путешествует по Италии (1949), Марокко и Тунису (1951). Сформировавшись с годами, как оригинальный художник-самоучка, Хундертвассер создал собственный виртуозный, радужный стиль. В 1950-е гг. он добился первых успехов на поприще живописи, так в 1952 г. в Вене уже состоялась его персональная выставка.

Живопись Хундертвассера строилась на абстрактных формах, через которые «проглядывали» реальные образы. Важным мотивом его работ становится бесконечная спиралевидная лента или линия, переливающаяся всеми красками спектра («Кровообращение», 1953).
Позже в картинах Хундертвассера появляются пространственные элементы, но его красочная палитра, остается прежней («Пейзаж с фиолетовым солнцем», 1956; «Конец Греции», 1963–64). С конца 1960-х гг. Хундертвассер вводит в свои картины человека, но этот образ как будто растворяется в красочном мареве («Страна Ирины над Балканами», 1969).
Технические приемы Хундертвассера разнообразны. Для достижения необходимого эффекта он пользуется маслом, темперой, акварелью, казеиновыми красками, часто смешивая их; основой живописи служат холст, джут, оберточная бумага, поливинил, фольга. Хундертвассер также много занимался графикой, предпочитая многоцветные техники. Не отказывался он и от прикладных задач - рисовал плакаты, почтовые марки.

В 1961 г. художник изменяет свое имя с Фридрих (др. герм. - «сильный, богатый») на Фриденсрайх («царство мира» или «богатый миром»). Известность мастера растет -  в разных странах проходит с успехом множество его персональных выставок.

В 1968 г. Хундертвассер  приобрел старую шхуну, предназначенную на слом, и много лет совершал на ней длительные и далекие плавания.
Хундертвассер активно включился в движение «зеленых», выступал с докладами по вопросам экологии, в том числе в ЮНЕСКО (1977), в сенате США (1980). Иногда его выступления носили характер эпатажа. Хундертвассера часто обвиняли в отсутствии стиля. Говорили, что он похож то на Климта, то на Шиле, то ещё на кого-то.
«Стиль это только инструмент в руках художника. У настоящих художников нет стиля, и часто их стиль открывают после смерти» - отвечал на это Хундертвассер.
При этом его произведения абсолютно узнаваемы. На выставке или в музее вы издалека определите работу Хундертвассера. Он относится к немногочисленной прослойке мастеров, ставших известными и  популярными ещё при жизни.

В 1980-е годы пришло увлечение архитектурой, которое принесло Фриденсрайху невероятный успех. Согласно своим экологическим идеям Хундертвассер-архитектор пытался объединить здание и природу: газоны проникают в дом, покрывают крышу; деревья и кусты растут на балконах и террасах (детский сад, Франкфурт/М, 1988).
Мастер превращает здания с множеством окон-глаз в яркие декорации, придает им сказочный, игрушечный вид (церковь в Бернбахе, Австрия, 1987–88; жилой дом в Вене, так называемый Хундертвассер-хаус, 1983–86).

В личной жизни Хундертвассер был не очень счастлив, дважды вступал в браки, но длились они недолго. Долгие годы он возмущал общественность своими экстравагантными выходками.

Например, Хундертвассер всегда носил разные носки, а в 1967 году в Мюнхене он в обнаженном виде зачитал перед изумленной публикой манифест «Право на третью кожу» (имея в виду кожу человека, одежду и стены жилья).
После 70 лет мастер всюду появлялся в сопровождении юных девушек, подогревая интерес к своим чудачествам.

Размышляя об архитектуре, Хундертвассер писал: «Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства» или «Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это - линия подражания». Такого же мнения, кстати,  придерживался и Антонио Гауди.

Опасения, что ассиметричные разноцветные пряничные здания Хундертвассера, смахивающие на жилища гномов из сказок, порушат, например, старую имперскую архитектуру Вены и изведут под корень знаменитый стиль «бидермайер», не оправдались.
Необычные постройки Фриденсрайха Хундертвассера стали неотъемлемой частью общего архитектурного пейзажа и Вены, и других городов мира.
Для австрийцев же он стал великим и фанатически любимым архитектором. Именно благодаря Хундертвассеру, австрийское искусство вновь стало уважаемо во всем мире.

Философские взгляды на искусство Хундертвассер отразил в книге «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (1958) и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (1983). Он считал, что человек, постоянно думая о том, как бы  исправить природу, совершает непоправимую ошибку.
 Человек должен не разрушать, а сохранять природу, насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Творцом. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой - высшей силой, от которой зависит человек.

Последние годы жизни «человек мира», Хундертвассер, провел в Новой Зеландии, которую считал образцом дружбы человека с природой.
Смерть застала художника 19 февраля 2000 года в Тихом океане, на борту океанского лайнера «Куин Элизабет II», на пути из Новой Зеландии в Европу.
В соответствии с завещанием, похоронили Фриденсрайха Хундертвассера в Новой Зеландии на острове Счастливых Мертвецов, под тюльпановым деревом - в полной гармонии с природой, которую он беззаветно любил.