Читая Щекину...

Нина Писарчик
     Новая повесть Галины Щекиной "Ор", по моему мнению, украсила современную вологодскую литературу. За годы литературной работы автор выработал собственный узнаваемый язык. Его элементы складывались ещё в период "Графоманки". Тогда в прозе Щекиной местами проглядывало чужое влияние, в частности, Виктории Токаревой - кумира тех лет. Сюжет из реальной жизни пишущей женщины захватывает так, что изобразительные средства писателя, как бы, и не важны. Тем временем, в процессе работы над романом, автор заодно со своей героиней развивается в писателя. Периодами в тексте возникают громадные речевые куски - острова, на которых хочется жить! Поэтому роман "Графоманка" выглядит неоднородным по языку.
     Последующие рассказы Щекиной увлекательны и, однозначно, талантливы, но язык их меняется от рассказа к рассказу. Он всё ещё неустойчив, словно автор нащупывает, какими средствами может заявить о себе в полный голос...
     И вот, повесть "Ор", где Галина Щекина - вполне раскрывшийся мастер со своей, особенной речью!
     Герои повести - из того же времени, что и в "Графоманке". Здесь главный герой, самодеятельный художник, настолько состоятелен личностно, что жалеет лишь об одном - слишком мало времени осталось для самовыражения... В жертву творчеству он приносит свою неповторимую любовь. Верится в реальность героя, так зримо он описан автором. Работящий, добрейший, безответный Тимоша всем должен по жизни (он сам так считает!), поэтому и тянет воз обязанностей. Его единственный "порок" - влюбчивость, а происходит она из поклонения красоте. Совестливый человек, он "отрабатывает" свою любвеобильность.
     А любит он не только красивых женщин, но и саму жизнь, и природу, которую жадно пишет со всем умением. "Спасибо, Господи, что не до смерти", - любимая поговорка жизнелюбца, принимающего свой "крест" достойно...
     Автор признаётся, что Тимофей Тесков - это она сама. Что ж, логично, ибо каждый человек, независимо от пола, несёт в себе мужские и женские гены и свойства обоих полов. Тимоша - мужская часть личности Галины Щекиной. Тем не менее, герой - мужчина, истинный мужик, и сомневаться в этом не приходится. Да, он добр. Но, доброта - качество, присущее вне половой принадлежности. Главная, основная черта Тимофея Тескова - умение и стремление брать ответственность на себя: "Кто тут у нас мужчина?"...
     Ноша героя "Ора" немыслима для многих наших современников: содержать три семьи, раздавать направо-налево своё здоровье, силы, своё время!.. Ничего для себя! Лишь минуты счастья, любовь это или творчество... Но, и эти минуты искуплены часами раскаяния, муками совести. Хотя, за что винит себя Тимофей? За природное жизнелюбие? За умение видеть и понимать красоту? Разве он развратник? Растлитель малолетних? Он сравнивает себя с Гумбертом из "Лолиты" Набокова, но аналогии здесь неуместны. Набоковский герой возлюбленную делает своей пленницей. Герой Щекиной сам становится пленником, даже рабом возлюбленной.
     Произведение можно назвать "психологической прозой". Это говорит о духовной зрелости автора. Великолепна описательная часть повести: картины природы, бытовые зарисовки, портреты героев, их характеристики. Невозможно добиться этого без красочного, образного, лаконичного языка, наработанного автором. Для меня, как читателя, язык произведения первичен. Так вот, языком повести "Ор" я упиваюсь.