Болотов, Фонвизин и другие

Рагим Мусаев
- Где-то я уже это слышал…
- Этого Вы не слышали.

А. Шершнев
«Драма, почти по Чехову»

Задолго до театра «У Гаши» в конце XVIII века в Богородицком имении благодаря его управляющему Андрею Тимофеевичу Болотову (1738 - 1833) появился первый в России детский театр.

        Естественно, мы не являемся прямыми наследниками театра Болотова, да и возраст у нас давно не детский. Но по своей сути театр «У Гаши» во многом повторяет и продолжает традиции болотовского театра.

        Играем мы фактически в тех же стенах Дворца-музея. Оба театра домашние, точнее даже семейные, где вместе с родителями играют их дети. Точно так же один из актеров пишет пьесы, исходя из состава и возможностей труппы. Оба театра актерские, а не режиссерские.

        Как и Болотов, мы активно вводим в спектакли музыкальные номера, из соображений экономии приспосабливаем и переделываем одни и те же костюмы и декорации под разные спектакли. Как и болотовский театр, мы находимся в легкой оппозиции с отдельными представителями власти. Репертуар обоих театров - комедии и драмы.

        Идея создания театра посетила Болотова 7 октября 1779 года во время празднования дня рождения. Состоявшаяся 24 ноября 1779 года постановка первого же спектакля по комедии М.М. Хераскова «Безбожник» имела оглушительный успех. Но найти новую пьесу, удобную для детской постановки, оказалось не так легко, репертуара для детей просто не существовало. Андрей Тимофеевич взялся за перо сам, и уже через 2 дня увидела свет первая в России пьеса для детей «Честохвал». Действие комедии разворачивается в поместье Благонрава, роль которого исполнял сам Болотов. А роль сына Благонрава, Клеона, играл сын Андрея Тимофеевича Павел.

        Честохвал появляется в доме Благонрава с тайным желанием приволокнуться за дворовой девушкой Марфуткой, подкупает мальчика-слугу Ваньку, но тот рассказывает обо всем племяннику Благонрава Оронту и вместе с ним устраивает Честохвалову вместо свидания с Марфуткой ловушку.

        Собственно, сам Честохвал, а точнее его поведение, и является главным содержанием пьесы. Он самозабвенно врет обитателям дома, невероятно напоминая в сценах вранья Хлестакова.

Болотовский дух незримо присутствует во введенных в пьесу затеях. Клеон вилкой
рисует картину, которая выглядит как печатная, а на самом деле выполнена при помощи, как бы мы сказали сегодня, «копировальной бумаги». Всюду сующий свой нос Честохвал хватает в руки бутылочку и, не видя в ней ничего необычного, начинает дуть во вставленную в пробку трубку, в результате оказываясь залитым фонтаном воды. Наконец, утереться Честохвалу дают полотенце, усыпанное мельчайшим, а потому невидимым, порошком чернильных орехов, отчего лицо повесы приобретает характерный цвет.

В финале Честохвал посрамлен и с позором изгнан в свою деревню Чертоводово (о, классицизм!), а добродетельный Клеон вознагражден, получив в дар имение старика-соседа Добродушина. «Честохвал» исполнялся неоднократно и имел успех у богородицких зрителей.
Был в театре свой оркестр и «балетец», организованный при помощи француза-учителя.

        Систематизированных сведений о репертуаре не сохранилось. Известно, что в богородицком театре ставились последние сочинения модных авторов той поры: «Три брата совместники» и «Рогоносец по воображению» А.П.Сумарокова, «Угадай, не скажу» М.И.Попова, «Новоприезжие» Леграна (эта пьеса игралась на открытии Московского университета).

        Из записок самого Андрея Тимофеевича узнаем о постановке пьесы «Необитаемый остров», для которой под руководством Болотова изготовили декорацию леса. Задний занавес представлял море. По ходу действия на глазах удивленных зрителей по морю приплывал корабль, из которого на остров сходили матросы.

        Автор и текст «Необитаемого острова» нам неизвестен. Возможно, под этим названием в театре Болотова шла слезная драма «Гонимые» М.Хераскова, являвшаяся одной из русских переделок сюжета комедии Кольлета «Необитаемый остров». Во-первых, в распоряжении Болотова был томик Хераскова, откуда уже ставился «Безбожник», к тому же Андрей Тимофеевич был лично знаком с известным драматургом. Во-вторых, назидательно-чувствительный тон «Гонимых» очень перекликается с «Несчастными сиротами».

        В обоих случаях это слезные драмы, которых в те времена было не так и много, так что вполне можно, что Болотов позаимствовал в предыдущей постановке не только декорацию. В-третьих, действие «Гонимых» происходит на острове, и там есть та самая описанная Болотовым сцена прибытия корабля, из которого выходят матросы. В-четвертых, по содержанию и распределению ролей пьеса очень подходит для детской постановки, что в XVIII веке было редкостью. И, наконец, в-пятых, здесь та же, что и в «Несчастных сиротах» схема распределения ролей: 4 главные роли для детей (по 2 для мальчиков и девочек), несколько небольших мальчишеских ролей (в том числе без слов, чтобы занять желающих, но не очень способных) и пара взрослых мужских ролей.

        В русской драматургии 1770 годов начал складываться жанр сентиментальной «слезной» драмы, для которой характерно противопоставление носителей порока и его страдающей жертвы, финал с неожиданным появлением спасителя, торжеством справедливости и наказанием зла. Добавьте к этому атмосферу чувствительности и упование на милосердие, и Вы получите драму «Несчастные сироты» (1780).

Экономный и хозяйственный Андрей Тимофеевич употребил к спектаклю ту же декорацию, что и к «Необитаемому острову», прикрыв только «задний занавес, представляющий море». Действие драмы разворачивается в лесу на поляне, «вдали видна вода и горы, а на берегу в горе пещера». И как тут не вспомнить знаменитый богородицкий парк, созданный Болотовым в пейзажном стиле!

Но вернемся к пьесе. В имении помещика Агафона Злосердова живут сироты – молодая девушка Серафима и ее младший брат Ераст. Чтобы завладеть их имением, Злосердов хочет женить на Серафиме своего сына Митрофана, а Ераста отравить, накормив пирогом с мухоморами. Крепостного дядьку Родивона (его играл Болотов), единственного защитника и опекуна детей, он выгоняет жить в пещеру, и намеревается сжить со света непосильным трудом, издевательствами и побоями. Неожиданное спасение приходит вместе со случайным проезжим – графом Благонравовым, встречающим сирот на опушке леса. В финале пьесы он появляется с офицером и отрядом солдат, чтобы арестовать Злосердовых и освободить несчастных. Серафима выходит замуж за Благонравова.

Вам не кажется, что где-то все это уже было? Конечно, было! В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но загвоздка в том, что «Недоросль» предстал перед публикой лишь через два года после написания и через год после опубликования «Несчастных сирот». Так что мнение о том, что Фонвизин мог заимствовать что-то у Болотова, вполне имеет право на существование. Уж слишком много совпадений в сюжете и деталях.

        Митрофан Злосердов и Митрофан Простаков (имена!) намерены насильно жениться на состоятельной сироте, дабы завладеть ее имением. Близки по характеру болотовская Серафима и фонвизинская Софья. Обеих отличает почтение к старшим и любовь к чтению.
Если в «Несчастных сиротах» посылают за попом, чтобы тот ждал молодых в церкви (кстати, все в том же парке недалеко от руин и дворца по сей день стоит прекрасная церковь Ивана Старова), то в «Недоросле» Софью насильно ведут под венец.
Счастливая развязка в обеих пьесах наступает лишь благодаря приезжим Благонравову и Милону, которые женятся на героинях. При этом оба героя действуют от имени властей. Благонравов приводит на помощь офицера и солдат, а Милон сам офицер.

Но есть и различия. Если цель комедии Фонвизина – осмеяние зла и порока, то задача драмы Болотова показать страдания жертв порока, вызвав тем самым сострадание к несчастным и отвращение к пороку. Если у Фонвизина зло реально, но смешно и нелепо, то у Болотова оно страшно и ужасно.

Была у Болотова и третья пьеса «Награжденная добродетель» (1781 год), которую автор считал лучшим своим творением. Судя по всему, это была снова «слезная» драма вроде «Несчастных сирот», главную роль Приезжего в которой собирался исполнять сам Болотов, но сведений о ее постановке и о том, где может находиться ее рукопись до сих пор нет.

Болотовский театр просуществовал всего около двух лет. Почему? Сложно сказать. Но думается, что официальный предлог прекращения театральной деятельности, связанный с тем, что дети чрезмерно увлеклись сценой и забросили другие занятия, стал следствием придирок к Болотову молодого князя Гагарина, назначенного новым куратором имения.