Подружка Нюшка

Тина Хеллвиг
Впервые я ее увидела в кают-компании на борту научно-исследовательского судна. Ежегодно мы, профессорско-преподавательский состав (ППС), проводили летнюю  практику для студентов нашего университета на  судах гидрографического профиля, где наши питомцы овладевали основами  полевых исследований. ППС обычно вставал на довольствие и обслуживался в кают-компании старшего офицерского состава. Рейс этого года не был исключением.

Утром, во время первого завтрака нас обслуживала симпатичная женщина, которую местные старожилы называли ласковым именем Аннушка. Она была невысокого роста, довольно плотного телосложения, ее лицо украшали  красивые карие глаза, которые, казалось, излучали какой-то добрый свет изнутри. А еще я заметила, что обращаясь к кому-либо с вопросом, она очень приветливо улыбалось. Анна быстро окидывала взглядом столы, молниеносно  подмечала, кому надо сменить тарелку, кому что-то принести. Делала она этот так естественно, красиво и с большим удовольствием, что я невольно залюбовалась ее работой. Я закончила мой первый завтрак на борту судна одной из последних. Покидая кают-компанию, я заметила, что какой-то мужчина помогает Аннушке мыть посуду и убирать со
столов.

На следующий день я продолжала наблюдать за понравившейся мне женщиной. Покоряла ее обходительность, высокий профессионализм и знание психологии клиентов. А кто она такая? Да всего лишь судовая буфетчица! На третий день нашего плавания примерно через час после ужина в мою каюту кто-то постучал. Я открыла дверь, на пороге стояла Аннушка с пирогом на тарелке. Она лучезарно улыбнулась и сказала, что пришла познакомиться со мной. Я пригласила гостью войти. Вскипятила воду, приготовила чай, и за поеданием вкусного пирога завязалась наша первая беседа... Хотя беседой это было назвать трудно, Аня пришла ко мне поведать о своей жизни, и это вылилось в длинный монолог...

Анна имела среднее медицинское образование, рано вышла замуж за доктора, у которого работала медсестрой. Вскоре в молодой семье родилась первая дочка, а через несколько лет – вторая. К сожалению, вскоре семья распалась, поскольку муж ушел к другой женщине, оставив Аннушку с двумя малолетними дочерьми на руках и с мизерными алиментами. Ей пришлось оставить работу по специальности, и после долгих поисков Аня решила пойти работать буфетчицей на  гидрографическое судно. Зарплата была хорошей, питание – бесплатное. Одна проблема – маленькие дети требовали присмотра, а новая работа была связана с долговременными отлучками из дома. Но ту ей на помощь пришла мама, которая согласилась воспитывать внучек.

К моменту нашей встречи дети у Ани выросли. Старшая  Сонечка уже успела сходить замуж и развестись и воспитывала маленького сына, младшая Лизонька только что окончила лесоустроительный техникум и была направлена по распределению работать лесником на Куршскую косу.  Аня, естественно, волновалась за 19-летнюю дочку, которая выбрала совсем не женскую специальность. Очень ласково звучали в ее устах имена любимых дочек.

Анечка рассказала мне также о своем романе с тем симпатичным мужчиной, который помогал ей управиться в столовой после окончания каждой трапезы. Это был первый помощник капитана Виктор. Он был женат, имел пятерых детей, двое из которых были несовершеннолетними.  Аня и Виктор очень хотели быть вместе, но обстоятельства в виде ревнивой жены  и детей Виктора были против этого.
Около двух часов я выслушивала разные подробности из жизни Анны, но что я могла ей ответить или посоветовать. Я только кивала головой и сочувствовала влюбленной паре.

Впоследствии, в течение рейса мы много общались с Аней и Виктором. У меня было день рождения в середины нашей экспедиции, и Аня организовала для меня великолепный праздничный ужин, куда я смогла пригласить своих коллег  и, конечно, ее с Витей, чтобы отпраздновать мое день рождения.

К концу рейса мы уже были хорошими подругами. Когда корабль причалил к берегу, мой муж встречал меня с букетом цветов. Я с большим удовольствием представила ему моих новых друзей. Несколько недель спустя Анечка позвонила мне, мы поболтали, повспоминали прошедший рейс, и Аня пригласила нас с мужем на свое день рождение. Мы обещали приехать к назначенному времени.

Аня жила в центре города в огромной коммунальной квартире, где ей принадлежали четыре комнаты. В остальных четырех проживали семья алкоголиков, одинокая престарелая соседка и какая-то разбитная девица. Небольшая экскурсия по этой квартире вернула меня в далекое детство, когда наша семья тоже жила в глухой коммуналке безо всяких удобств кроме туалета...  Мне показалось, когда Аня показывала нам свою коммуналку в центре С-Петербурга, то она нарочито смаковала каждую деталь этого ужасного жилища, хотя и так было понятно, что жить в таких условиях в конце 20 века - врагу не пожелаешь.

Стол был накрыт в самой большой Аниной комнате. Как всегда, тезоименинница показала себя очень хорошей хозяйкой. Мы познакомились с ее старшей дочкой Соней и с парой подружек, среди которых была Галя, с которой они вместе работали на других судах. Виктор был приглашен тоже и играл роль гостеприимного хозяина. Ненадолго нас почтила своим вниманием пожилая Анина мама. У нее, по-видимому, была болезнь Альцгеймера,  и ей было тяжело долго общаться с незнакомыми людьми. Домой с мужем мы вернулись поздно, ему понравились мои новые приятели, и он предложил когда-нибудь пригласить Аню с Витей к нам в гости.

В последующие месяцы мы перезванивались с Аней. Она мне сообщила, что Виктор подал на развод с женой, и как только он станет свободным, то они поженятся. Действительно, это событие произошло в июне следующего года...

Аня и Виктор пригласили нас на свое бракосочетание, которое должно было состояться во дворце. Аннушка была удивительно хороша в этот день, Виктор – строг и торжественен. Народу не регистрации было немного.  На этой свадьбе  я впервые увидела младшую дочку Ани – Лизу.  На свадебном пиршестве в какой-то перерыв Анечка подошла ко мне и таинственным голосом  сказала, что ей надо со мной срочно поговорить. Мы уединились, и она мне поведала, что  хочет перетащить Лизоньку  обратно в Питер с постылой работы лесника, и  прямо, без предисловий  спросила меня, не могу ли я помочь ее младшей дочке перевестись с заочного отделения Калининградского университета в наш ВУЗ. Если да, то не возьму ли я на себя труд помогать  ей учиться и сдавать экзамены и зачеты в нашем университете. Я немного растерялась от такой прямолинейности, но обещала узнать, какие документы нужны для перевода, и какие предметы Лизе придется досдать.

Могу сказать, что свое обещание я выполнила: Лиза перевелась  в наш ВУЗ без потери курса тоже на заочное отделение. Попутно она устроилась работать экологом на какое-то большое предприятие, и была довольна и счастлива, что вырвалась из лесной глухомани. Перед началом учебного года Анечка позвонила мне и спросила, не помогу ли я еще одной девочке с поступлением в наш ВУЗ, это дочка ее близкой подруги. Если да, то Аня сможет «перепаснуть» этой подруге свою большую маму, поскольку опять намечается длинный и выгодный рейс. У меня от всех ее прожектов стала слегка кружиться голова. Но, оказалось, что это только начало грандиозных планов, которые вознамерилась осуществить Анечка.

Прежняя семья Виктора жила в Ломоносове (пригороде С-Петербурга). После развода, он выписался из квартиры и прописался к маме, которая проживала в трехкомнатной квартире в сталинском доме. Квартира была роскошная, с высокими потолками, большой кухней и замечательными соседями, которые жили как одна семья. Они заботились о престарелой маме Виктора, и та в возрасте 86 лет чувствовала себя превосходно. Вскоре один нувориш захотел приобрести две соседние квартиры, чтобы устроить там семейное гнездышко. Ну, а жильцов предстояло расселить. Как только Аня узнала о предстоящих переменах с квартирой, где жила Витина мама и был прописан он сам, она тут же предложила сделать родственный обмен: мама с Виктором будут прописаны в жуткой Аничкиной коммуналке, а Соня с мальчиком поедут жить на Московский проспект.

Переезд состоялся. Витина мама стала угасать не по дням, а по часам. К тому моменту, года  квартира на Московском проспекте была расселена, Сонечке с сыном предстояло въехать в однокомнатную квартиру. Но оборотистая Аня продала одну из комнат в своей коммуналке, добавила денег и купила Соне двухкомнатную квартиру вблизи метро. Витина мама вскоре умерла...

В голове Анны зрела очередная идея, как выдать замуж младшенькую дочку. Красотой она не блистала, но она была умная и хорошо училась. Мама вспомнила, что когда Лизонька училась в техникуме, то дружила с одним мальчиком. Оборотистая женщина каким-то образом разыскала бывшего товарища по техникуму, и молодые люди стали встречаться. Анечка хотела ускорить события… Она попросила свою подругу Галю, у которой была однокомнатная квартира позволить пожить там   несколько дней дочке и ее кавалеру. А подружка пока могла несколько дней перекантоваться на судне. Галя согласилась. Ребята провели в ее квартире несколько дней. Аня проверила, чтобы кавалер не сорвался «с крючка». После этого она поехала к родителям Лизонькиного ухажера и сказала, что он лишил невинности ее девочку, и надо думать о свадьбе…

Свадьбу сыграли очень быстро, кстати, в том же дворце бракосочетаний, в котором год назад зарегистрировали свой брак Аня и Витя. После свадьбы встал естественный вопрос, где молодые будут жить. У родителей молодого мужа была маленькая двухкомнатная квартира в Тосно. Аня решила, ничего, пока поживут с родителями мужа, а там что-нибудь придумаем.

И она придумала. Месяцев через 8 он продала еще пару комнат в жуткой коммуналке, и на эти деньги купила молодым однокомнатную квартиру в Тосно. Лизонька к этому моменту была уже на сносях. Анечка поменяла оставшуюся комнату на комнату поменьше в другой коммуналке с меньшим количеством жильцов. Там были прописаны они с Виктором, и Анечка прописала еще туда только что  родившегося внучка (сына Лизоньки). Таким образом, проблема с жильем для двух дочек была решена. Следует добавить, что Витя по просьбе Ани в свободное от работы время ремонтировал двухкомнатную квартиру Сонечки своими силами, и занимался воспитанием ее сына, который уже начал посещать школу.

Мы были приглашены на новоселье в новую Анину и Витину комнату. Она располагалась на первом этаже, была длинная и узкая. Аня поделила это жилище «на зоны»; у окна стоял большой диван, в средней части комнаты поместился шкаф и сервант, а у самой двери расположился маленький рабочий столик Виктора. Зато в квартире была огромная кладовка площадью 20 кв. метров, большая кухня и всего трое соседей. Большим преимуществом квартиры было также то, что она имела отдельный вход с улицы.

Время потихоньку проходило. Лизонька и ее подружка с моей и божьей помощью уже заканчивали наш вуз. Для Ани наступало время, когда она должна была забрать свою тяжелобольную маму от своей подруги, которая несколько лет несла нелегкую вахту по уходу за немощной старой женщиной. Напомню читателю, что это была плата Ане за то, что  дочка  подруги учится в институте. Анечка довольно быстро определила маму в интернат для тяжелых больных. Это проблема была временно закрыта.

Ане исполнилось 50 лет, и она решила пойти на пенсию, как сотрудник плавсостава. Она недолго отдыхала и  быстро нашла себе работу сестры-хозяйки в каком-то христианском госпитале. Вскоре и Виктор по ее настоянию ушел с судна и стал работать кем-то вроде «мальчика на посылках». В его обязанности входило:  встречать и провожать больных, возить бумаги по разным инстанциям  (в налоговую инспекцию, например).   Платили за этот каторжный труд копейки, но для Анечки было важно, чтобы Витенька был у нее все время на глазах, и чтобы, не дай Бог, какая-нибудь резвая женщина не увела мужа. В этот период мы встречались с Аней и Витей не очень часто, но я заметила, как потускнели его глаза, и всегдашняя приветливая улыбка исчезла почти совсем с его лица.

Анечку это не смущало, потому что она была полна грядущих планов и прожектов. Коммунальную квартиру, в которой жили Аня и Витя, вознамерился купить некий джентльмен, который хотел ее приспособить под офис, поскольку квартира имела отдельный вход с улицы. В связи с этим Анна решила, что будет лучше для Виктора, если он пойдет работать в бюро по обмену и продаже жилья… Он стал заниматься этим бизнесом. Коммунальная квартира была продана, и на полученные  деньги Анечка улучшила жилищные условия Сони, которая взамен двушки в «хрущебе» получила трехкомнатную квартиру в сталинском доме. На остатки денег Анечка присмотрела для себя с мужем бывшую дворницкую комнату безо всяких удобств в полуподвальном помещении, чтоб было, где прописаться…плюс в глухой новгородской деревне была куплена избушка-развалюшка почти за бесценок. Анечка сказала, что это будет хорошая дача для всей ее семьи, особенно для внуков.

Последний раз мы виделись с Аней и Витей у Гали, той самой подруги, с которой она много лет плавала на судах. Когда я пришла, Аня возлежала на своем диване, который после продажи квартиры был перевезен к Гале. Анна уже оставила свою службу в госпитале и теперь жила в домике, в деревне, а когда приезжала в город, то останавливалась у Гали.  Виктор немного припозднился, он выглядел очень усталым и измотанным. Он рассказал мне, что он снимает комнату, чтобы было, где отдохнуть после беготни с обменом и продажей жилья. Работа оказалась очень опасной, и его на какой-то сделке чуть не убили. При этом Анечка добавила, что, по ее мнению, хватит Витеньке бегать по городу с этой работой. Она решила, что отныне они будут жить мирно в деревенском домике, куда она намеревалась также привести лежачую маму из интерната. Я тогда ее спросила, что представляет собой эта избушка. Оказалось, что там одна комната на всех, с печкой посередине, вода и удобства во дворе, свет бывает не всегда, дрова надо заготавливать с лета. Насколько я поняла, Витеньке была уготовлена роль «домашнего работника», который будет безропотно обслуживать жену и ее маму, а летом прибавятся еще и внуки.  Анечка ласково улыбалась своей приветливой улыбкой,… а на Витю было страшно смотреть.

Еще одна немаловажная деталь: Виктор вовлек в обменные операции с жильем также и Галю. Она оставила работу на судне и всецело занялась новым бизнесом.
Аня и Витя исчезли с моего горизонта, а мы продолжали общаться с Галей по телефону. Прошел год, и я осознала, что Галя что-то давно мне не звонит. Я набрала  номер ее телефона,  мне ответил незнакомый женский голос. Это была ее родная сестра. Она рассказала, что несколько месяцев назад Галю нашли убитой в одной из квартир, обменом которой она занималась по просьбе клиента… Тут мне стало плохо… Оказалось, что Аня с ее прожектом об обменном бизнесе, «запудрив мозги» Гали, оказалось косвенно  виновной в гибели подруги и чуть не потеряла мужа.

Короче говоря, многолетнее общение с Аннушкой навело меня на очень невеселые размышления. За  маской с обаятельным и  приветливым лицом скрывалась личина расчетливой хищницы, которая шла вперед по жизни по костям и трупам людей. Ничто ее не могло остановить, главная цель – любой ценой завоевать «место под солнцем» для своих детей и внуков. Она выбирала выгодные знакомства с людьми, от которых можно что-то получить. Больше всего пострадал Виктор, который потерял все: семью, детей,  обожаемую маму, любимую работу на судне, деньги, жилье. Погибла Анина близкая подруга Галя, которая ей доверяла как родной матери. Несколько лет за Аниной мамой бесплатно ухаживала женщина, для которой Аня выступила в роли «благодетельницы», устроившей туповатую дочку в ВУЗ. К сожалению, у меня нет возможности описать все  Анины «художества»…   

Мораль сей истории такова: не приведи Вам Бог встретить на своем пути такую подружку Нюшку… Будьте бдительны!