Быличка о козлиной шкуре

Ялютик
   
 
    Пошёл дед в лес за хворостом на растопку. Нарубил хвороста охапку, взвалил на плечи, идёт. Слышит, сзади топот. Оглянулся – никого. Прислушался, опять шаги, да ещё напористее. Обернулся опять, а за ним чёрт стоит. Дед с испугу бряк и свалился на снег. Потерял память. Тут чёрт начал работать, трёт деду уши, на лоб снежку положил. Привёл в сознание:
- Не бойся, мне и надо-то от тебя козлиную шкуру.
- Зачем она тебе? - спросил дед, еле выговаривая слова.
- Не твоё дело, запомни, чтоб шкура была!
- А где я шкуру возьму?
- У тебя коза на дворе.
- Что ж, я её обдеру и голой пущу?
- Можешь и так, - молвил чёрт и исчез.
    Пришёл дед домой, встретила его собачка, но тут же хвост поджала и забилась под лавку. Бабка увидела деда, охнула:
- Что с тобой, ты весь синий?
    Не хотел дед рассказывать, но решил от бабки не таиться, рассказал ей.
- А у тебя крест надет? – спросила баба.
- Надет.
- Ну, значит, чёрт его не увидел и не почувствовал под фуфайкой.
    Прошло время.
- Дед, хворост закончился.
- Не горюй, найду что-нибудь на растопку.
- А, боишься, я с тобой пойду.
    Собрались и пошли втроём. Собрали хворост, взвалили на плечи и собачке привязали  охапку. Собачка язык высунула, тяжело ей, но пожаловаться не может, говорить-то не умеет. Старается от бабы не отставать. А чёрт тут как тут, прыг деду на плечи.
- Ой, - взвопил дед, - не могу, тяжело!
- У  тебя охапка не больше моей, давай меняться.
    Поменялись.
- Притвора, совсем не тяжело, - сказала баба.
     А чёрт на деде прыгает и шепчет:
- Шкура за тобой!
    Тяжело деду, кряхтит. Баба далеко ушла, а дед плетётся сзади, сам с собой разговаривает, или с чёртом.
- Не пойду больше в лес!
    Пришёл и сразу к соседям, спрашивать, у кого есть шкура. Пришёл к Мане.
- Есть у меня шкура, а зачем она тебе?
- У бабы спина заболела, нужно бабу укутать, - говорит дед.
- Ой, темнишь, я твою бабу сегодня видела с полными вёдрами. Вот, я шкуру зайчика могу продать.
- Не нужен мне твой заяц, да ещё за деньги.
    Пошёл к Фёкле.
- Есть, - ответила Фёкла, - да только моль её сильно побила. Но лоскуток можно выбрать, как раз на поясницу.
    Достала шкуру, ну трясти, а там дыры в мой кулак. Моль гнездится.
- Там и на половину поясницы не набрать! Какой ты хлам мне предлагаешь?
- Я её хорошо хранила в сундуке, а моль меня обвела.
- Тьфу! Скажу своей бабе, чтоб хлам не копила.
     А шкура-то покоя не даёт. Стал советоваться с бабой. Бабы-то они прозорливые. Стали думать вместе.
- Погоди-ка, погоди! У нас в сундуке тоже шкура есть. Ты возьмешь шкуру, а я спрячусь за дерево.
- А шкура-то дырявая.
- Ничего, дед, чёрт не успеет разглядеть.
    Пришли в лес. Дед стал кликать чёрта, а баба спряталась за дерево. Вышел чёрт, дед шкуру на него и набросил. А пока чёрт разглядывал обновку, подбежала баба, крестом его по башке, промеж рогов, огрела и святой водой покропила. Чёрт обернулся козлом и убежал. То ли сам, то ли шкура помогла?
- Дед, где ж ты так нагрешил, что к тебе чёрт привязался?
 А мораль такова, для тех, кто не понял: не грешите, да хлам не копите!