***

Юлия Счастливенко
                ДОЖДАЛАСЬ!
Худенькая, прозрачная до призрачности, старушка в ситцевом платье и цветастом платке сидела на лавке в тени высокого старого тополя  около своего дома и задумчиво смотрела в никуда. Именно в никуда. Бабушке Ане через десять дней должно исполниться  сто лет. Вот уже шестой десяток лет в конце июня, когда тополь ронял свой пух, баба Аня присаживалась  на лавочку и смотрела на дорогу, утирая слезы. Она ждала сына. Память с годами стерла многое, но образ любимого сына стоял перед ней всегда. Он был самый младший в семье, единственный и долгожданный сын. Помощник для отца и отрада для матери. Она помнила каждую черточку его лица, улыбку, глаза, даже родинки. Почему матери так любят своих сыновей? Не знаю. Может быть,  потому что, дочка – это повторение тебя самой. А сын – это чудо. Ты женщина и произвела  на свет мальчика. Чем не повод для бескрайней любви и преданности?
На дворе стоял 2001 год. Баба Аня родилась в самом начале прошлого века, пережила революцию и две войны. Односельчане давно перестали думать  о ее смерти, решив, что жить баба Аня будет вечно. Потому что человек живет, пока его что-то держит в этой жизни. А бабу Аню держало. Держало очень сильно. В первый месяц войны ее любимый  сын Саша, приписав себе два года, невзирая на материнские просьбы и слезы, ушел на фронт. Первые два года исправно писал письма и утешал мать тем, что не так страшна война, как ее малюют. И вдруг сгинул, ни словечка. В сорок третьем его объявили без вести пропавшим, в сорок четвертом пришла похоронка на отца. Осталась Анна  одна с тремя взрослыми дочерьми. Старшая Валентина пришла с войны живой - невредимой, с орденами и медалями. Две других дочери всю войну проработали в тылу, в поле. После войны пришлось не сладко. Женщины работали наравне с мужчинами, а то и больше них. Все три дочери Анны вышли замуж, родили детей. Старшая Валентина осталась жить в родном селе, а Татьяна и Галина перебрались в областной центр. Замуж Анна так и не вышла. До самой пенсии работала в колхозе. Пока хватало сил, держала хозяйство, коров, свиней, помогала дочкам, а потом и внукам чем могла. С годами силы стали покидать ее, и баба Аня из всей живности оставила лишь дворнягу Жучку, чтобы та лаяла, возвещая о приходе гостей. Пять лет назад умерла после продолжительной болезни старшая дочь Валентина. Баба Аня на похоронах присутствовала, плакала, но приняла ее смерть, как должное. Дочка всю жизнь прожила с ней в одном селе, и Анна видела, как та тяжело заболела и постепенно угасла. Ее не оставляли внуки и правнуки. Правнучка Катя жила на соседней улице и частенько забегала помыть пол, приготовить обед. Две другие дочери бабы Ани жили в областном центре. Они сами уже давно вышли на пенсию и были старушками, жившими в окружении детей и внуков… 
Взгляд бабы Ани оживился. По дороге на велосипеде ехала местный почтальон Светлана. Она подъехала к бабушке и протянула ей две газеты.
-Письма мне нет, Светочка? – спросила бабуля.
-Не-а, - отрицательно покачала головой женщина, - а кто должен написать?
-Да я так, просто спросила.
-Бабуль, - поняла Светлана, - но ведь шестьдесят лет прошло. Ну, нельзя же так себя изводить!
-Ты девка молодая, мало в жизни чего видала. Так вот знай, мать будет ждать своего сына вечно. Хоть с войны, хоть с тюрьмы, хоть с того света. А мой Сашенька жив.
-Бабуль, ну тебе же приходило извещение, что сын пропал без вести.
-Пропал, не погиб! А если и я верить не буду в его спасение, то кто?
Светлана тяжело вздохнула и поехала дальше. Бабу Аню все знали и знали ее странность. Свыклись с ней, иногда пытались вразумить старушку. Но все безрезультатно. Родственники  делали запросы, связывались с поисковыми отрядами, но так ничего насчет места захоронения Александра Кустова не узнали…
Саша смотрел на мир в окно с верхней полки плацкарта и искренне радовался буйной зелени и родным полям. Он спрыгнул и прошел в тамбур покурить.
-Дембель? – спросил его мужчина средних лет, прикуривая сигарету.
-Ага, - Саша пригладил форму.
-Где служил?
- В Хабаровске.
- А куда едешь?
-Домой, в Бобруйск.
Саша опять залюбовался природой:
-Красота то какая!
-Понятное дело. Тебе после Хабаровска тут все нравится.
Саша заулыбался:
- У меня тут  рядом прабабушка живет. В Верхних Волочках.
-Сколько ж ей лет?
-Сто будет скоро!
-Эх ты! – присвистнул мужчина, - Ты бы наведал ее, а то ведь ей недолго жить осталось.
-Да мы к ней в гости с мамкой собираемся через пару дней поехать на юбилей.
-А ты давно прабабку свою видал?
-Давно. В далеком детстве, - признался Саша, - Привозили меня пацаном пару раз. Только и помню лес дубовый. Да речку неглубокую с лягушками.
-Ты бы навестил прабабушку. Что ты домой так стремишься? Девушка ждет?
-Нет, не ждет.
-А что тогда? Зачем тебе туда-сюда мотаться. Слез бы в Волочках, отдохнул в деревне, на свежем воздухе, а там и мать бы подъехала.
Александр задумался:
-А, правда. Я об этом как-то не подумал.
Он вернулся в свой вагон и стал размышлять. «А ведь точно, зачем мне домой ехать еще двое суток, если через пару дней в Верхние Волочки возвращаться. Погощу у родственников. У меня ведь там полно родни. Все, решено, сойду в Волочках. А маме позвоню и скажу, что встретимся у прабабушки на юбилее».
Стоянка в Верхних Волочках была всего три минуты. Александр браво спрыгнул с подножки поезда, перекинул через плечо сумку, поправил фуражку и пошел через лес по тропинке к селу. Дорога была натоптанная, время было раннее, от реки веяло прохладой. На полпути Александра перегнал мальчишка на велосипеде.
-Эй, пацан! – окликнул его Саша.
-Чего тебе? – нехотя притормозил тот.
-Я в Верхние Волчки правильно иду?
-Правильно, - кивнул мальчик.
-А где баба Аня Кустова живет, знаешь?
-А чего ж не знать. Не бойся, мимо не пройдешь. Как из леса выйдешь, ее дом второй по счету будет с левой стороны.
-Спасибо, малец.
Александр прибавил шаг. Ему не терпелось увидеться с родственниками, поесть домашней пищи, искупаться и просто выспаться…
Баба Аня вставала очень рано. Ее много лет мучила бессонница. Старики всегда мало спят, это факт. Она вышла на крыльцо в светлой длинной сорочке и прищурилась, разглядывая приближающуюся фигуру. Кто это там едет на велосипеде? А, это мальчик соседский.
-Баб Ань, - подъехал мальчик к крыльцу, - к тебе там какой-то солдат идет.
-Где? – прошептала старушка, присаживаясь на крыльцо.
-Да минут через десять придет, я его в лесу встретил. Он спрашивал про тебя.
Бабушка  кивнула, лишившись дара речи. В ее мозгу загорелась одна-единственная мысль: «Саша! Саша вернулся! Я верила! Верила!»
Рассудок молчал, взятый в плен эмоциями старой женщины. Баба Аня не могла понять, что ее сын если бы и был жив, то сейчас предстал бы перед ней пожилым человеком.
-Нужно идти ему навстречу! – прошептала она и как была в одной сорочке, так и  пошла по тропинке в лес.
Сначала она шла медленно, но как только из-за деревьев показалась фигура солдата, она побежала. И чем ближе она приближалась, тем яснее понимала. Это точно он. Это ее Саша вернулся с войны! Она крикнула:
-Саша! Это ты?
-Я! – отозвался солдат и тоже побежал к ней навстречу.
Старушка сравнялась с солдатом, дрожащими руками провела по его щекам, заглянула в испуганные родные глаза.
-Саша! Саша! – она стала покрывать руки парня поцелуями, - Я верила, я одна верила!
Александр, угадавший свою прабабушку и ошеломленный таким приемом, не мог понять, что происходит и замер в нерешительности. Но ответил на ее позыв и, увидев в глазах прабабушки слезы, тоже заплакал.
-Не плачь, - прошептала она, - Я плачу от счастья, а тебе незачем.
Она утерла ему щеки ладонями и припала на грудь. Правнук обнял ее и стал гладить по тонким седым волосам.
-Дождалась, - прошептала старушка и вдруг обмякла в руках Александра.
-Бабуль, что с тобой? – испугался правнук.
Но она не слышала его. Она умерла. Ее глаза были закрыты, на губах застыла улыбка.
Александр подхватил старушку на руки и со всех сил побежал в село...
На похоронах бабушка Галя стояла рядом с Александром и крепко сжимала ему руку.
-Не плачь так внучек, - утешала она его, - Мама умерла счастливой. Она решила, что дождалась Сашу с войны. Я ведь всегда говорила тебе, что ты очень похож на моего младшего брата. Не плачь…
                Юлия Счастливенко