Номинантка

Галина Щекина
(беседа с Кариной Хачатрян, журнал «Белые ночи»)

Номинация стала для нее полной неожиданностью. Из девяноста произведений российских авторов Букеровский комитет в два этапа выбрал шесть книг – номинантов на главную премию. В числе них оказался  автобиографический роман «Графоманка» вологжанки Галины Щекиной.
Специалисты сходятся во мнении, что сама идея противостояния писателя–самоучки закостенелой литературной среде не нова. В центре повествования – история начинающей провинциальной писательницы Ларичевой. Замужняя женщина с детьми на руках работает в статистическом отделе. В перерывах между работой, готовкой и уборкой она пытается писать. Но обрести душевное счастье не так просто: мир маститых литераторов встречает ее холодно. Окружение воспринимает женщину как чудачку, занимающуюся не своим делом. В конце концов, героиня «ломается» и перестает писать.

Сама Щекина говорит, что на этом сходство писательницы и героини заканчивается: «Это был тяжелый период жизни, когда я была обозлена на действительность (работа над «Графоманкой» началась в 90-е гг. – прим.авт.).
«Я сидела в декрете, была плачущая, толстая, совершенно расстроенная, потому что дети почему=то кричали день и ночь, а муж приходил и стирал пятьдесят пеленок в сутки. Я понимала, что хочу другого, хочу творить, я всегда это знала! Но  тогда  было никак! Вот и Ларичева, в общем-то, человек добрейший. Но она совершенно опустила руки, а я – нет! Моя героиня лучше, чище, трогательней. Ларичева - этакая русская березка. Ей дали по лицу по правой щеке, она подставила левую. Меня нельзя безнаказанно бить и вытирать об меня ноги! Вообще, «Графоманка» я или нет, рассудит время…» - улыбается Галина Щекина.

Кстати, в книге угадывается не только сам автор, но и многие вологжане из ее круга. Как говорит подруга Щекиной Елена Волкова: «Галя нас всех изобразила». «Прообразами для персонажей стали реальные люди, с которыми я работала, либо сталкивалась, либо спорила, - которые сидели со мной на этом  вот диване и говорили «за жизнь».

Что ж, тем интересней читать книгу. Уж в чем писательнице не откажешь, так это в жизненности, и в невероятном реализме всего происходящего! Не это ли подкупило жюри одного из самых престижных конкурсов прозаиков? Оставим эту тайну за дверями Букеровского комитета. Тем более что негативной критики в адрес самой писательницы и ее произведения хоть отбавляй. Муж, литературный критик Сергей Фаустов, называет некоторые ее ранние произведения «женской прозой для поклонниц Будулая». О романе  «Графоманка» - что появление  его  закономерно: «Графоманка» взрывает пласт, скрытый даже от большинства членов Союза  писателей - взаимоотношения начинающих писателей с Союзом писателей - корпоративной организацией, оберегающей чистоту жанра, мировоззрения, многого другого, что не имеет прямого отношения к искусству»

Нет ничего дороже, чем «достучаться» до читателя. «Дороже» - в прямом и переносном смыслах. По словам Галины Щекиной, то что ее произведение попало на конкурс такого значения, можно назвать чудом. По правилам номинироваться может только изданная книга, или опубликованное в журнале произведение. А издатели по большей части заинтересованы только в маститых, «раскрученных» авторах. Вот и получается – замкнутый круг! Галина Александровна пятнадцать лет «варилась в самиздате». Тираж ее первой книги «Бася и компания» едва дотянул до двухсот экземпляров и разошелся по школам и библиотекам города – на большее не хватило средств. Цель произведения – научить детей любить. По сюжету героиню – чудаковатую девчонку Басю, никто не любит. Но главное, что она любит других!
Потом последовали сборники рассказов и стихотворений, которые не пользовались большой популярностью в литературных кругах, а широкая общественность о них просто не знала, тиражи по  сто штук... Участь «Графоманки» могла быть не менее печальной, если бы книгу не согласилась взять под опеку московская издательница Эвелина Ракитская. Менно она  издала  книгу и обратилась к бибилиотеке с просьбой о номинации.
Когда книга попала в руки директора Вологодской областной библиотеки им. Бабушкина Нэлли Беловой, та внесла ее в ряд претендентов на участие в конкурсе. И закрутилось… По словам писательницы, которая считает себя «кустарем – одиночкой», после поздравлений ее переполняли эмоции. «На втором этапе я даже не поверила, что из двадцати моя книга оказалась в шестерке. Подумала, что меня разыгрывают друзья. Когда все оказалось правдой - то тряслась, то плакала, потому что ждать признания я просто устала. Получается, что только в пятьдесят шесть лет ко мне пришло первое общественное одобрение. Вообще для меня это потрясение, которое может исковеркать жизнь…или преобразить!» - откровенничает Галина Александровна.
Особой надежды на победу в конкурсе у Галины Щекиной не было. «Но сам факт номинации может стать поводом, что традиционная вологодская литература заметит новые альтернативные течения» - говорит писательница.
И продолжает: «У меня нет ощущения, что я именно сейчас чего-то достигла. Ведь «Графоманка» была написана десять лет назад. Правда, в первой редакции это была небольшая повесть - маленькая самиздатовская книжка. Во второй редакции книга выросла в объеме до романа, и у нее полностью поменялась тональность. История была трагической, и героиня Ларичева оставалась у разбитого корыта. Роман в последней реакции более оптимистичный, и у героини есть надежда. Меня сейчас больше волнуют другие мои произведения, над которыми я работаю и общественные проекты тоже».
В их числе – несколько книг о сложных судьбах и сборник стихотворений. Роман «Несвадьба» повествует о превратностях любви и пропасти между людьми разных социальных слоев. Роман «Лепестки» - о могильном страхе родительской старости.. «Сестра-река» - об умирающей душе женщине. «Макс, выходи» -  о  становлении  души несовременного мальсика. Сборник стихотворений называется «Ау». «Почему «Ау»? Я зову молодость, зову любовь, зову искусство, и свои забытые песни, которые я насочиняла. Зову своих взрослых детей, которых мне хочется обнять, как в детстве. Так что работы у меня много, но главная проблема – проблема публикаций - остается!» - делится Галина Щекина.
Каринэ Хачатрян

Вместо  послесловия
 «Короткий список» произведений, составивших шестерку финалистов премии-2008 за лучший роман на русском языке:
Илья Бояшов. «Армада».
Михаил Елизаров. «Библиотекарь» -  победитель
Елена Некрасова. «Щукинск и города».
Герман Садулаев. «Таблетка».
Владимир Шаров. «Будьте как дети».
Галина Щекина. «Графоманка».

***
 «Эти произведения отличаются стилевым и жанровым разнообразием, повышенным вниманием к сюжету, и потому к читателю. Здесь есть и антиутопия и традиционный русский роман… Душу задевают очень не многие произведения, и мы отобрали те вещи, которые по-настоящему трогают, и, по нашему мнению, вырываются из общих тенденций».
Председатель жюри «Русского Букера», литературный критик Евгений Сидоров.

«…еще одна «темная лошадка», жительствующая в Вологде Галина Щекина. Здесь испытываешь скорее добрые чувства — печальный, но веселый роман. Перспективы роста у автора «Графоманки», на мой взгляд, есть.
Есть ли в списке книги, которым я желаю успеха? …Это смешная и энергичная «Графоманка» Галины Щекиной». Андрей Немзер – писатель, критик, член жюри.

«Великолепная, потрясающая вещь! Потрясающая стилистика, притягательный сюжет, драматургия, отлично выписанные характеры, яркие детали, роскошный фон. Я тоже захватила перестройку с двумя маленькими детьми на руках, и читала словно о себе».
Писательница Елена Колядина.

«То, что она лидер, для меня так же несомненно, как и то, что она — талантливая писательница, знающая, как и куда поставить слово в прозе. Именно такие личности, как Галина Щекина, не дают нашей литературе заснуть и свалиться с лавки». Евгений Попов - прозаик, лауреат многочисленных премий.