Экологическая дубина

Владимир Спасибо
 

В решении арбитражного суда Рязанской области по делу №…(номера документов и даты опускаются) по иску Администрации г. Рязани к гаражно-строительному кооперативу "Калина" о взыскании восстановительной стоимости за незаконное уничтожение зеленых насаждений в сумме 913.484 руб. в возмещение вреда окружающей среде в результате порубки деревьев без  разрешающей документации указано, что ответчик исковые требования не признал.

По мнению ответчика истец не вправе был руководствоваться при исчислении ущерба методикой, предусмотренной решением Рязанского городского Совета №969-III от 06.12.07 г., ссылаясь на несоответствие ее нормам, закрепленным в постановлении Правительства РФ №273 от 08.05.07 г. "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства."

Кроме того, земельный участок, который арендуется по договору, не числится в списках скверов, парков, земельных зон г. Рязани и не передан в оперативное управление МУ "Дирекция по благоустройству г. Рязани", поэтому администрация г. Рязани не вправе обращаться с настоящим требованием о возмещении вреда окружающей среде.

Арбитражный суд посчитал заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд сослался на то, что согласно материалам дела, 17.12.07 г. сотрудником отдела охраны окружающей среды администрации г. Рязани по  факту незаконной вырубки зеленых насаждений был осуществлен выезд по адресу…..  В результате обследования комиссией был выявлен факт вырубки 150 деревьев породы береза возраста 8 - 10 лет.

По результатам проверки был составлен акт., акт обследования территории в районе Шереметьевского гаражного кооператива (ГСК) "Калина" и протокол об административном правонарушении.

Административной комиссией при органах местного самоуправления г. Рязани было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым в отношении председателя ГСК "Калина", допустившего вырубку 150 берез без оформления документов в нарушение п.2.61, 4.8, 4.9 Правил обеспечения  благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных Решением Рязанского городского Совета №781 от 22.01.04 г., было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2.000 руб. за административное правонарушение, предусмотренное ст.6.5 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях".

Суд констатировал, что факт порубки 150 деревьев породы береза возраста 8-10 лет подтвержден вышеуказанными актами, протоколом об административном правонарушении.

Отделом охраны окружающей среды администрации г. Рязани был составлен расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений за незаконный снос деревьев в соответствии с Методикой оценки ущерба…

Суд признал, поскольку материалами дела подтвержден и доказан факт причинения гаражно-строительным кооперативом "Калина" вреда окружающей среде незаконной порубкой деревьев, его вина в причинении вреда, размер ущерба и наличие причинной связи между противоправными действиями кооператива и наступившим вредом, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Арбитражный суд решил взыскать с гаражно-строительного кооператива "Калина" в бюджет г. Рязани 913.484 руб. - восстановительную стоимость незаконно уничтоженных зеленых насаждений в возмещение вреда, причиненного окружающей среде и взыскать в доход федерального бюджета РФ 15.634 руб. 84 коп. - государственную пошлину.

Однако суд не учел ряд важных обстоятельств.

Постановлением правительства Рязанской области утвержден акт о выборе земельного участка для строительства гаража-паркинга на земельном участке из земель населенных пунктов по адресу г.Рязань.

В санитарно-эпидемиологическом заключении по отводу земельного участка под строительство от 15 августа 2006 г. указано, что на участке отсутствуют зеленые насаждения.

В заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования размещения гаража-паркинга на 1000 машино-мест также указано, что зеленые насаждения на площадке предполагаемого строительства отсутствуют.

Заключение утверждено приказом управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Рязанской области.

В письме заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Рязани .председателю ГСК «Калина» указано, что в отдел по охране окружающей среды комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Рязани представлен плановый материал на согласование возможности размещения паркинга на 1000 машино-мест в ДПР-5.

Территория предполагаемого строительства свободна от застройки, зеленые насаждения представлены самосевной порослью березы.

То есть по одним документам зеленых насаждений на участке под строительство паркинга нет, по другим они есть, но в виде самосевной поросли березы.

В акте, составленном специалистами отдела охраны окружающей среды администрации г. Рязани указано, что на площадке строительства установлен факт вырубки 150 берез. Вырубка произведена без согласующих документов, что противоречит ст.6, п.8 «Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка г.Рязани».

Предписано прекратить вырубку деревьев, оформить согласование в установленном порядке.

В акте отсутствуют данные о возрасте вырубленных берез.

Вызывает сомнение и точность подсчета вырубленных берез.

Время проведения обследования согласно акту – 15 минут. Площадь участка – 2,27га.

За это время необходимо было замерить диаметры пеньков для определения возраста срубленной поросли, определить породу, состояние срубленных деревьев. Оформить акт.

В исковом заявлении администрации г.Рязани сделана ссылка на указанный акт, причем приводятся сведения о количестве деревьев и их возрасте – 8-10 лет. То есть все деревья фактически признаны посадкой, сделанной в одно время, примерно 8-10 лет назад. Никаких обоснований этому утверждению не приведено.

Согласно п 4. «Порядка оценки и возмещения ущерба за вынужденное или незаконное уничтожение (повреждение) зеленых насаждений на территории г.Рязани» (приложение к решению Рязанского городского Совета от 6 декабря  2007 г. №969-III) (далее «Порядок») незаконным уничтожением (повреждением) зеленых насаждений считается снос, пересадка или порча деревьев, кустарников, газонов и цветников, выполненные без предварительного оформления соответствующих разрешительных документов.

В п.6.1. «Порядка» указано, что заявки на снос зеленых насаждений от юридических и физических лиц направляются на имя первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству и муниципальной собственности для дальнейшего их рассмотрения.

На основании поданной заявки обследование, оценка и целесообразность сноса зеленых насаждений, подлежащих вынужденному уничтожению, производятся Комиссией по охране зеленых насаждений в городе Рязани в составе специалистов МУ «Дирекция благоустройства города»; отдела по охране окружающей среды администрации города; управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города.

В зависимости от конкретной ситуации решением председателя комиссии в ее состав могут приглашаться представители управления главного архитектора администрации города; МУП «Лесопарковое хозяйство»; эксплуатирующих служб инженерных коммуникаций; территориального управления префектуры соответствующего района; управления административно-технической инспекции.

Вышеупомянутый акт недействителен и по причине неучастия в обследовании всех необходимых специалистов.

В акте обследования зеленых насаждений, проведенного спустя полгода после составления первого акта комиссией в составе зам. главы администрации г. Рязань по ЖКХ и энергоснабжению, гл. специалиста отдела охраны окружающей среды администрации г.Рязани, специалистов по технадзору за озеленением МУ «Дирекция благоустройства города» указано, что комиссия провела дополнительное обследование зеленых насаждений по адресу ….

Выявлено в березовой посадке (дополнительно к акту от …) 67 пней молодых деревьев породы береза, возраст 8-10 лет.

Общее количество срубленных берез составило 217 шт.

Из акта невозможно уяснить, сколько всего пней было на площадке на момент вторичной проверки. Вновь отсутствуют данные о замерах диаметров пней для установки возраста срубленных деревьев.

Фактически можно вести речь о 67 березовых пнях, оставшихся от вырубки поросли неопределенного возраста.

Возраст деревьев принято оценивать по высоте, диаметру на высоте 1,3 м. Если дерево срублено, то можно было воспользоваться соотношением между диаметрами на высоте 1,3 м и у корня, используемом при проведении экспертиз по оценке ущерба от незаконной вырубки деревьев.

В расчете восстановительной стоимости зеленых насаждений за незаконный снос количество срубленных берез указано 150. Возраст 8-10 лет. Состояние здоровое.

В акте от 17 декабря 2007 г. отсутствуют данные о состоянии срубленных деревьев.

Согласно п.16. «Порядка» возмещение ущерба не производится, восстановительная стоимость не взимается... при сносе аварийных, больных, сухостойных и отслуживших свой нормативный срок зеленых насаждений.

Расчет восстановительной стоимости, исходные данные для которого взяты из Акта от 17.12.2007 г., нельзя было использовать для подачи иска.

Расчет выполнен также с отступлениями от требований «Порядка».

1. Согласно Приложения № 2 к «Порядку» за незаконное уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, газонов и цветников норматив платы должен быть равен пятикратному размеру восстановительной стоимости зеленых насаждений.

В расчете отсутствует пятикратный повышающий коэффициент.

2. В расчете восстановительной стоимости взяты коэффициенты индексации для 2006 и 2007 гг., хотя «Порядок» утвержден 6 декабря 2007 г., а акт составлен 17 декабря 2007 г.

3. Количество деревьев в расчете принято 150 шт. (с учетом второго акта их должно было быть 217).

4. Ставка восстановительной стоимости для дерева березы принята 4311 руб.

Общая сумма без учета повышающих коэффициентов - 646 650 руб.

Согласно таблице 1 приложения №4 к «Порядку» единовременные затраты для березы составляют 404 руб. Затраты по уходу за год – 503 руб.

Вычтя из принятой при расчете ставки восстановительной стоимости единовременные затраты, получаем 3907 руб.

Это означает, что в расчете принят период ухода за березами 7,77 лет.

Соответственно, возраст саженцев – не более 2,33 лет.

Согласно табл.2 приложения №4 к «Порядку» значение восстановительной стоимости для березы в возрасте до 10 лет необходимо было брать равным 5434 руб.

Восстановительная стоимость в таблице вычислена как сумма единовременных затрат и затрат на уход за 10 лет с момента высадки саженцев.

404+503*10=5434 руб.

На практике саженцы высаживаются в возрасте 3-4 года при высоте 1-1,5 м. И время ухода для десятилетних деревьев составляет 6-7 лет.

Непонятно и значение термина «самосевная поросль березы».

Дерево - растение с хорошо выраженным древеснеющим стволом и разветвленной кроной. (А.Н. Мартынов и др. Основы лесного хозяйства и таксации леса./Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2008).

Древостой – сравнительно однородная совокупность деревьев в границах насаждения (фитоценоза).

Подрост – древесные растения естественного происхождения старше 5 лет, растущие под пологом леса или на вырубках и гарях и способные образовать древостой.

Самосев - древесные растения естественного происхождения из семян в возрасте от 2 до 5 лет.

Всходы - древесные растения естественного происхождения из семян в возрасте до 1 года.

Получается, что в соответствии с «Порядком» деревом можно назвать даже всходы, поскольку нижняя граница возраста дерева для расчета восстановительной стоимости не приведена.

В П.2.2 Приложения №1 к постановлению Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве" (с изм. и доп. от 21 сентября 2004 г.) деревом названо растение, имеющее четко выраженный деревянистый ствол диаметром не менее 5 см на высоте 1,3 м, за исключением саженцев.

В п.3.8. зафиксировано, что лиственные деревья порослевого и самосевного происхождения, не подлежащие пересадке, с диаметром ствола до 8 см включительно в расчете компенсационной стоимости не учитываются.

В Методике оценки ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением зеленых насаждений в г. Владивостоке (Приложение 2 к решению Думы города Владивостока от 21.07.2005 №83) указано, что дерево должно иметь диаметр ствола от 4 см и более на высоте 1,3 м.

В Положении об охране зеленых насаждений и газонных частей на территории г.Реутова, М.О. (утверждено решением Реутовского Совета депутатов №449/41 от 11 июля 2008 г.) деревом названо многолетнее растение с диаметром не менее 8 см на высоте 1,3 м от земли с несущими боковыми ветвями и верхушечным побегом.

В Инструкции о порядке сноса и компенсации за снос зеленых насаждений, утвержденной Постановлением главы г. Челябинска №1621 от 2.11.2000г. приводится примерное соотношение между возрастом деревьев и их диаметром на высоте 1,3 м. В частности, при возрасте деревьев до 15 лет диаметр ствола – до 8 см.

В Приложении  к постановлению мэра города Калининграда от 28 февраля 2006г. N 435 разделяются сеянцы, саженцы, деревья. Диаметры их исчисляются до 4 см; 4-8; 8-12 и т.д.

Если брать характеристика березняка свежего злакового (Усольцев В.А. и др. Углерод надземной фитомассы березы семенного и порослевого происхождения в колочной лесостепи. УГЛТУ, Екатеринбург, 2004 г.), то порослевый березняк возраста 6 лет имеет в среднем диаметр 2,0 см на высоте 1,3 м и высоту 3,1 м. Десятилетний имеет средний диаметр 3,2 см, среднюю высоту 5,5 м.

Согласно п.14 Правил лесовосстановления (Утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183) подрост всех древесных пород подразделяется по высоте на три категории крупности: мелкий до 0,5 м; средний - 0,6 - 1,5 м; и крупный - более 1,5 м.

Отсутствие нижней границы возраста деревьев в «Порядке» не соответствует положениям ФЗ от 10.01.02 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Гражданского кодекса РФ:

Ст.77. ФЗ от 10.01.02 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды":

П.1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате … истощения, порчи, уничтожения,… деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов … обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

П.3 Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Городские зеленые насаждения и естественная растительность относятся к объектам недвижимости (ст. 130 ГК РФ), не вовлеченным в рыночный оборот. Поэтому их оценка как элемента городской недвижимости проводится затратным методом на основании полного учета всех видов затрат, связанных с созданием и содержанием городских зеленых насаждений или сохранением и поддержанием естественных растительных сообществ в условиях города.

Оценка зеленых насаждений и естественной растительности данным методом основана на применяемом в теории оценки недвижимости принципе условного замещения оцениваемого объекта другим, максимально приближенным к нему по своим параметрам и функциональному назначению.

Применение принципа замещения к зеленым насаждениям и естественной растительности означает, что их стоимость определяется затратами на условное воспроизведение деревьев, кустарников, газонов или естественных растительных сообществ, равноценных по своим параметрам оцениваемым объектам. При этом в структуру затрат помимо единовременных вложений, связанных непосредственно с посадкой, включаются текущие затраты по уходу за зелеными насаждениями на протяжении всего периода их жизни.

Это достигается техникой капитализации и применением приема дисконтирования для приведения разновременных затрат к единому моменту времени.

То есть в случае уничтожения дерева, кустарника или объекта озеленения в целом его стоимость определяется затратами, которые потребуются для создания точно такого же или приближенного к нему по своим свойствам объекта.

Для стоимостной оценки вреда, причиняемого конкретным деревьям, кустарникам, травянистому покрову и естественной растительности, а также объектам озеленения на определенных территориях используется показатель их компенсационной стоимости.

Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитывается путем применения к показателям действительной восстановительной стоимости поправочных коэффициентов, позволяющих учесть влияние на ценность зеленых насаждений таких факторов, как местоположение, экологическая и социальная значимость объектов озеленения, фактическое состояние растений.

В качестве показателя действительной восстановительной стоимости объектов озеленения и зеленых насаждений используются нормативные значения затрат, необходимых для создания и содержания наиболее типичных видов (категорий) зеленых насаждений и объектов озеленения.

В п.8. «Порядка» указано, что возмещение ущерба производится в денежной, натуральной либо смешанной форме.

Денежной формой является оплата восстановительной стоимости зеленых насаждений - стоимостной оценки конкретных зеленых насаждений, устанавливаемой для учета их ценности, которая складывается из показателя сметной стоимости их посадки, стоимости посадочного материала и ухода, обеспечивающего полное восстановление их декоративных и экологических качеств, - рассчитанной в соответствии с Методикой оценки ущерба, возмещаемого за вынужденное или незаконное уничтожение (повреждение) зеленых насаждений на территории города Рязани (приложение 1 к «Порядку»).

Никаких указаний на декоративные либо экологические качества зеленых насаждений в «Порядке» не приводится.

Согласно п.2 Приложения 2 к «Порядку» расчет платы за ущерб, причиненный вынужденным или незаконным уничтожением (повреждением) зеленых насаждений исчисляется с применением соответствующих утвержденных коэффициентов к нормативам восстановительной стоимости.

При этом коэффициент качественного состояния зеленых насаждений принимается равным единице.

Непонятно в таком случае, для чего даны коэффициенты качественного состояния, если они в расчет не принимаются.

То есть если следовать требованиям «Порядка», то при уничтожении угнетенного дерева придется выплачивать восстановительную стоимость такую же, как для здорового дерева.

Необходимо также отметить, что в таблице упоминаются деревья и подрост. Без уточнения того, как их различать. Что может приводить к путанице в определении действительной восстановительной стоимости зеленых насаждений.

По функциональному признаку зеленые насаждения на территории города Рязани подразделяются на три группы (п.2. Приложения №3 к «Порядку»):

- общего пользования (городские парки, парки культуры и отдыха, районные парки, парки жилых районов и скверы при группах жилых домов, бульвары, лесопарки, лугопарки, гидропарки, на улицах, площадях, набережных и т.д.);

- ограниченного пользования (на дворовых территориях, на участках школ, детских учреждений, общественных зданий, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения, промышленных предприятий и т.д.);

- специального назначения (в санитарно-защитных и охранных зонах, на территориях ботанических и зоологических садов, выставок, кладбищ и крематориев, а также питомников, цветоводческих хозяйств и т.д.).

В зависимости от группы зеленых насаждений при определении размера восстановительной стоимости применяются следующие коэффициенты:

- для зеленых насаждений общего пользования - 1,5;

- для зеленых насаждений ограниченного и специального пользования - 1,2.

Экзоты, а также деревья, имеющие историческую или уникальную эстетическую ценность, а также деревья, относящиеся к видам растений, занесенным в Красную книгу Рязанской области, оцениваются путем применения, кроме вышеуказанных коэффициентов, коэффициента 5,0. Уникальность деревьев в этом случае определяется специалистами - дендрологами и краеведами, привлекаемыми в состав Комиссии по охране зеленых насаждений.

Получается, что все зеленые насаждения в г.Рязани признаются фактически равноценными.

Как в данном случае – самосевные березки на пустыре и, предположим, деревья в парках, либо в центральной части города.

Можно вести речь о том, чтобы отдельно оценивались саженцы в возрасте до 5 лет, деревья в возрасте 5-10 лет (диаметр до 4 см на высоте 1,3 м), и далее кратно 5 годам.

В качестве примера более точного подхода можно сослаться на Методику оценки ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением зеленых насаждений в г.Владивостоке (Приложение 2 к решению Думы города Владивостока от 21.07.2005 № 83).

В Методике приводятся значения коэффициента поправки на социально-экологическую значимость зеленых насаждений:

·        -3,0 - для зеленых насаждений, расположенных в рекреационных зонах;

·        -2,5 - для зеленых насаждений специального назначения (санитарно-защитные, водоохранные, противопожарные зоны и прибрежные полосы, территория кладбищ и тому подобное);

·        -2,0 - для зеленых насаждений специального назначения (защитные полосы вдоль транспортных магистралей - автомобильных и железных дорог);

·        -1,5 - для зеленых насаждений ограниченного пользования (насаждения при детских дошкольных учреждениях, при учебных заведениях, при лечебных учреждениях, при индивидуальных домах, на территории промышленных предприятий, за исключением санитарно-защитных зон);

·        -1,0 - для зеленых насаждений общего пользования (городские сады, скверы, бульвары, озеленение улиц, жилых кварталов и микрорайонов, насаждения при административных и общественных учреждениях);

·        -0,7 - для зеленых насаждений за пределами охранной зоны инженерных коммуникаций, угрожающих падением на линию электропередачи, контактные провода, мешающие ремонту наземных и подземных коммуникаций, в случае аварийной ситуации.

 

Коэффициент поправки, учитывающий декоративность зеленых насаждений:

·        -2,0 - высокая декоративность - для имеющих сформированную крону (колоновидную, шаровидную, пирамидальную, плакучую и так далее), красивоцветущие, декоративно-плодоносящие, с оригинальной окраской и формой листьев, данный коэффициент также применяется для кустарника в живой изгороди;

·        -1,0 - удовлетворительная декоративность - для имеющих правильно сформированную крону, без видимых повреждений, нарушений процессов роста и развития (допускается наличие сухих и обломанных ветвей не более 5 процентов от всей кроны);

·        -0,7 - низкая декоративность - для имеющих неправильно сформированную крону и повреждения, устранить которые невозможно.

 

Коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений:

·        -1,5 - для здоровых зеленых насаждений;

·        -1,0 - для условно здоровых зеленых насаждений;

·        -0,5 - для ослабленных зеленых насаждений с признаками повреждения.

 

Качественное состояние деревьев (диаметр ствола от 4 см и более на высоте 1,3 м) определяется по следующим признакам:

·        -хорошее - деревья здоровые (признаков заболеваний и повреждений вредителями нет, без механических повреждений, нормального развития, с густой листвой, окраска и величина листьев нормальные);

·        -удовлетворительное - деревья условно здоровые (заболевания есть, но они в начальной стадии) или с повреждениями вредителями, которые можно устранить, с неравномерно развитой кроной, недостаточно облиственные, с наличием незначительных механических повреждений, не угрожающих их жизни;

·        -неудовлетворительное (плохое) - деревья со слабо развитой (изреженной) кроной, сухой вершиной, усыхание кроны более 50 процентов (для ильмовых насаждений, с усыханием кроны более 30 процентов и менее), с признаками заселения стволовыми вредителями, значительными механическими повреждениями.

Дается детальная разбивка по диаметрам деревьев на уровне 1,3 м.

Особо следует подчеркнуть, что для естественных насаждений действительная восстановительная стоимость берется вдвое меньшей, чем для искусственных насаждений.

Вывод:

Исковое заявление администрации г. Рязани от 23.04.2008 г. о взыскании восстановительной стоимости за незаконное уничтожение зеленых насаждений в сумме 913 484 рубля документально не подтверждено.

Акт от 17.12.2007 г. составлен не в соответствии с требованиями Порядка оценки и возмещения ущерба за вынужденное или незаконное уничтожение (повреждение) зеленых насаждений на территории города Рязани:

-неполный состав комиссии,

-отсутствуют данные об инструментальном определении возраста поросли,

-отсутствуют данные о состоянии поросли.

Вызывают сомнение данные о точном количестве срубленных берез.

Фальсификация данных о возрасте деревьев, их состоянии и количестве делают расчет восстановительной стоимости непригодным для обоснования иска.

Кроме того, в расчете восстановительной стоимости взят норматив, отличающийся от указанного в табл.2 приложения 4 «Порядка».

Взяты индексы для 2006 и 2007 гг., несмотря на то, что акт составлен 17 декабря 2007 г., а Порядок оценки и возмещения ущерба за вынужденное или незаконное уничтожение (повреждение) зеленых насаждений на территории города Рязани» принят 6 декабря 2006 г.

И сам «Порядок» разработан таким образом, что не способствует реализации положений Федерального закона «Об охране окружающей среды».

И тем не менее за вырубку самосевных деревцев – если она и была – на участке, выделенном под застройку путем фальсификации документов потребовали взыскать почти 1 млн.руб.

Вот такая справедливая дубина. В неправедных руках. Управляемых сумбурной головой (читай упомянутые Правила).