Донец

Галина Щекина
О прозе Сергея Донца (рукопись «Монахи»)

Сергей Донец родился в 1952 в Батайске Ростовской области, закончил  Ейское летное  училище, в  Вологде  с 1980 года, где работал в  аэропорту, в центре управления полетами. Позже  получил  юридическое образование, защитил  диссертацию. Писать начал в  1990, публиковался в  местной  прессе, выпустил поэтическую  книгу «Попурри трех звезд», затем прозу - «Сны  Сильвестра», пишет публицистику, стихи, а также рассказы, драмы и повести,  окрашенные  сарказмом  и социальной  сатирой, например «Балаат Королева  Крыс».
Ссылка на Прозе.Ру  http://www.proza.ru/author.html?don52
Попурри трех звезд, стихи http://vosrp.artvologda.ru/bib/donec-popuriy.doc



«Цикады презирали все битвы на свете и, несмотря на глубокую осень цикотели во всю мощь своих луженых цикадистых глоток. Муравьи передвигались в траве от муравейника к муравейнику, не желая менять установившийся распорядок жизни! «Ц-ц-цыр, тры, тры, тры, цыр…» - изгАлялись в трясине певчие лягушки. Ухали на елях бесстыжие совы, роняя жгучую слюну на холки беззащитных полевых мышей. Затаились по берлогам бурые медведицы с недокормленными на зиму медвежатами. Серые волки, преодолевая волчий голод, не высовывались из потаенных лежбищ. Верткие гадюки старались не покидать скрытых и уютных нор, опасаясь быть раздавленными многочисленными конскими копытами. Лисы  мягко ходили на цыпочках, осторожно сплевывая сквозь зубы в волнистые гривы ковыля, стараясь не смотреть в сторону ожиревших деревенских кур. Желтая лисья шерсть потеряла блеск и больше так красиво не отливала на полуденном солнце. Зайцы стали агрессивными и одним своим видом грозились порвать пасть любому неосторожному хищнику, который осмелился бы пошутить с ними. Ястребы больше не падали с неба, рискуя навечно остаться в черной пропасти под ними».

 Роскошь описания  редклстная. Автор  каждым  словом выдает свой  восторг и поет  гимн природе. Как в настоящем  художественном  тексте  тут  бездна  поэтических находок. Одушевление окружающей среды настолько  мощное, что о главной мысли прозы  как-то забывается…реальность уходит на  второй план. Что  значит фраза «Зайцы стали агрессивными и грозились порвать..»? Нужен перевод. Это называется – автора  занесло. Для  таких гипербол нужны  основания.
 Будущий роман или повесть вполне  может быть насыщены новыми словами. Но  в данном  тексте слшком  много  затемненных слов и смыслов, это почти шифровки, например:
«Русские стояли стройным православным лагерем, а татары – разношерстным языческим сбродом».
Это подоплека  националистического  характера или просто небрежность?
Еще цитата. «Закланный агнец с семью рогами и семью очами удостоился почетного права взять книгу из десницы Сидящего на престоле» Такие фрагменты не замотивированны, буквально не понимаешь степень их  эзотеричности.. Фраза выглядит эффектным наворотом и все… Если идет цитата,  то надо как-то прояснить для  читателя - почему и откуда.
В прозе  Донца  всегда содержалось  много  иронии. В принципе  это  здорово, дает необходимое отстранение. повышает эмоциональный  градус .
«И как пишут в плохих романах и хороших исторических хрониках, бились славные русские воины с погаными татарами не на жизнь, а на смерть»
«Вас, дорогой читатель, должно быть, интересует картина побоища. Действительно, это было еще то зрелище».
«Из колото-резаных ран свекольной бурдою, шумно пузырясь, залепляя одежду и доспехи воинов, текла кровь»
.Ну да, так  пишут.. Если  штамп восприятия – поясните, намекните читателю на  вашу  точку  зрения…Иначе фразы типа  приведенных выше усиливают впечатление условности, нарочитости, но не добавляют смысла.  Пприсходит перебор, перебарщивание, самопародия:
 «Кирилл, тяжело и долго изнемогая, выздоравливал…»  Немного не по-русски, гне  так ли? Тяжело и долго изнемогать это все-таки перебор.
«К обрыву поросшего кислым терновником оврага» - Выходит, в тот момент, когда  герой  летит в пропасть очень странно выглядит это кислый терновник  к тому же в это время  слеза у коня сбегает….Полный  сюр.

С. Донер – мастер описаний. Как всегда живы и ярки его  природные  описании. Очень богато  и даже роскошно прописаны  куски, связанные с Будилко. Видимо, сцена убиения  медведя, вещавшего голосом  мертвой жены, очень символична. С чем борется человек, убивая этого медведя? Может со старой любовью и памятью, которые висят на нем кандалами? Его миссия – уйти из этих мест вопреки памяти. У него судьба  быть опорой Кирилла.
Вообще этот образ большая  удача. Может быть столкновение с Кириллом  дало бы  верный  угол  зрения для него и для всей повести?

Вопрос о достоверности изложения религиозной темы. Многие религиозные истины, озвученные Кириллом или другими  монахами,  как-то скатываются с сознания, не проникая в него… как вода с  капустного  листка… остаются  декларацией. Это происходит и при беседе ангелов и в поучениях Павла. Вроде с ними спорить нельзя. Но и не волнительны они, как хотелось бы, а зачастую декларативны. А может, это как ни грустно - проблема читателя?    Неясно, что ывает Павла, Кирилла и Ангела Как  следует понимать полеты Кирилла?  Как  полеты  во сне?
Описаие  монахов – это очень опасное  дело. Тут приходится балансировать между строгостью  их  жизни и раблезианством  самого  автора.  «Кирилл еле удержался на каменной тверди и только тут почувствовал, как глыба, по-бабьму охнув, словно из глиняной макитры с тестом выпустила его ногу, непристойно чвакнув напоследок, как то место у бойких девок, на которое он так долго засматривался в молодости и боялся потрогать руками». – за  это автора могут и побить «каменной твердью». Все таки  речь  идет о  святых для  кого-то вещах. Есть и просто  дерзеие  слова: «Лечи  тогда, коли так бесконвойно звездишь паству».
Роль многих персонажей  остается неясной.Григорий, Брат-Татарин – для  чего  он появляется? Это  просто предатель или тоже какой-то апостол?

В  одной сцене бедный  Кирилл  усыпает на корме и далее идут яростные рассужедния о том, что плохого в  русской  церкви.  И  домашние  храмы, и батюшки из рабов  (видимо из крепостных, что-ли?), и междоусобные войны,  разоряющие опять же  церкви.
Кирилл тогда  еще не был патриархом,а  для простого  монаха он  слишком  осведомлен в этих вопросах. Если  это написано для аналогий с современностью –надо расписать. Если только о старом  времени – сослаться на   конкретные случаи, иначе  звучит перечислительно.

После руководства братией Симонова монастыря Кирилл пришел к твердому выводу, что надо покидать Москву и  боярскую вотчину,  идти в заповедные белозерские края. Эта  мысль подана слишком лобово, мы не знаем,  как она пришла  к Кириллу.
Сколько процентов  от замысла автором реализовано? Если половина, то трудно  судить обо всем произведении. Замысел, бесспорно, глобальный. Возможно, для твеорческого темперамента  автора это достойный  повед рзвернутьсяя  во всю ширь.Пока  же можно только удивляться столь крутому повороту темы. Донцу всегда удавались народные образы Что же касается святых, вопрос остается открытым..
Пкбликации довольно редки, медленно доходят до читателя, основные  пласты  текстов можно найти на  ресурсах Стихи.Ру и Прозе.Ру, где  Сергей  Донец очень  активен.