АКТ II. С чего начинается театр?

Рагим Мусаев
Увенчанный листвою винограда…

Г. Ибсен «Гедда Габлер»



        Правильно, с вешалки. А раз так, то на этой самой вешалке должно что-то висеть, ведь актеры должны быть одеты (у нас провинция)! Нужны костюмы различных эпох и, конечно же, размеров. Это всем ясно. Но где их было взять домашнему театру, возникшему при библиотеке искусств?! Кто-то добрый сейчас, наверняка, посоветует взять их напрокат на время спектакля… Оно, конечно, очень даже неплохо. Но как это сделать в Богородицке? Решение в нашем случае было единственным – шить самим.

        Решить - это просто, а вы сшейте костюм в стиле XVIII или XVI века (первым спектаклем принято считать карнавал по пьесам Лопе де Вега). Помогли альбомы по истории костюма из фондов Библиотеки искусств. Но теория теорией, а шить-то надо на практике!
С дамами вопрос решился проще – каждая шила себе костюм сама. А вот кавалерам пришлось готовить костюмы общими усилиями. И, конечно же, не обошлось без конфузов: как не вспомнить Пашу Городничева! Для его худенькой фигуры штаны сшили такими узкими, что он едва смог в них втиснуться. А здоровяку Сергею Шилкину, напротив, сшили штаны гораздо большего размера, так что на первой примерке он вынужден был держать их руками, дабы они не свалились.

        До сих пор эти первые примерки – один из любимейших этапов подготовки, когда мы только решаем что-то ставить и начинаем подбирать костюмы для персонажей! Это надо видеть!!! Поверьте на слово –  здорово и ужасно смешно!

        Единственным мужчиной в нашем театре, самостоятельно создававшим себе костюмы, был Тимур Садыков. Это костюмы Люсиндо в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега, Деметрия в «Сне в летнюю ночь» Шекспира и костюм Палача, сшитый для одного из капустников.

        Так продолжалось до 1993 года, пока в библиотеку не пришла работать Елена Карпова. С этого момента все костюмы нашего театра – ее заслуга и ее же проблема. Когда-то Лена мечтала стать модельером, так что, можно сказать, ее мечта стала явью. Причем Лена создает не только костюмы, но и делает прически, декорации, всевозможные аксессуары... Проще говоря, все, что вы видите на сцене, – результат ее работы.

        Стандартная картина перед каждым спектаклем: в центре комнаты стоит Лена, вокруг который носятся князья, черти, монашки, офицеры, короли и прочая нечисть, все время вопрошающая: «Где мои туфли? Какие чулки надеваю я? Почему я должен клеить эти усы? Когда мне завяжут галстук?» Общий смысл всех этих вопросов сводится к банальному: «Лена, одень меня»! Но поразительно то, что на все эти вопросы Лена невозмутимо отвечает, ни на минуту не прекращая завязывать, причесывать и подкрашивать. Как вы догадались, самое интересное бывает в тех случаях, когда она сама занята в спектакле…

        Ради справедливости стоит отметить, что сегодня богородицкому театру помогает профессиональный дизайнер костюма из Тулы Наталья Шершнева. До нашего театра встречи Натальи с театральными и историческими костюмами были случайны, но с каким удовольствием и старанием она превратила эти мимолетные знакомства в крепкую дружбу!

        Начав с народных костюмов для юбилейного спектакля «Нам 20 лет!», Наталья быстро переключилась на Испанию времен Лопе де Вега, одев не только главных героев «Собаки на сене» (платье Динаны бардового бархата надо было видеть!), но и простых служанок. Восторг зрителей вызвал костюм одного из воздыхателей Дианы - графа Федерико, парадные аксельбанты которого легким движением руки превращались … в походные рюмки!

        Для «Обыкновенного чуда», где нужна была не столько историческая точность, сколько сказочность, Наталья сшила фантазийный костюм Принцессы, подчеркнувший происходящее по ходу сказки превращение героини из девочки в девушку. Невероятно романтичным оказался костюм Трактирщика, что очень помогло исполнителю найти характер роли.

        Между прочим, костюмы Натальи заметили и оценили не только наши зрители. По специальному заказу ею была создана коллекция исторических женских и мужских костюмов 2 половины XVIII века для Богородицкого Дворца-музея.

        Вы спросите, из чего создается костюм? Да из чего угодно! Шьем из того, что имеется в данный момент под рукой: отрезы из мамино-бабушкиных закромов, старые шторы, платья и костюмы...  В ход идут вещи, на первый взгляд, абсолютно для этого непригодные. Так, в лифе красно-черного платья (сшито для мамзель Исидорской «Провинциальный театр – II») для придания ему формы использованы фрагменты обычных пластиковых бутылок.
Иногда приобретаем ткань для костюмов на деньги, вырученные от продажи билетов, но погоды эти «миллионы» не делают. А иногда ткань своего костюма оплачивают сами актеры. Например, за материалом и отделкой для костюма Короля Франции в «101-ой новелле» О'Мура специально ездили по магазинам Тулы за счет исполнителя Константина Лушникова, игравшего эту роль.

        В первые годы многие костюмы были сшиты из обычной подкладочной ткани – она тогда была дешевой и прекрасного качества! Платье графини Розины, сшитое для «Женитьбы Фигаро» в 1989 году, и двадцать лет спустя участвует в постановках и превосходно выглядит.

        А сколько забавных историй связано с костюмами! Всех и не вспомнить! Хотя попытаться можно…

        Не секрет, что милые дамы всегда хотят выглядеть еще более милыми! Особенно остро это желание накануне спектакля: ведь на тебя смотрят столько придирчивых глаз! И совсем не удивительно, что средством хорошей формы девушки считают диету: несколько дней пытки, и ты стройнеешь прямо на глазах! Так было и с Мариной Осташевой перед спектаклем «Играем Мольера». По мизансцене Тартюф (Д.Карпов), соблазняя жену хозяина дома (М.Осташева), должен был слегка приспустить платье с ее плеча.

        Дмитрий (Тартюф): «Сначала все шло, как задумано, но вдруг я чувствую, что платье ползет вниз! Еще одно движение, и моя партнерша останется без него! Пришлось одной рукой изображать раздевание, а другой удерживать платье за спиной Марины!»
Но на этом костюмные накладки не закончились! Через несколько минут сидевший в этой же сцене под столом муж героини (Е.Комаров), прошептал наклонившемуся к нему Тартюфу, что у него, пока он ползал под столом, разошлись по шву штаны! Доигрывать свою роль Евгению Комарову пришлось только лицом к зрителям!

        Вообще штаны мы любим! В 2004 году мы играли спектакль «Пойми меня!» по пьесе Карло Гольдони «Ворчун-благодетель».

        Е.Карпова: «Зал уже полон, я, собираясь объявить начало, заглядываю к актерам: «Ну что, начинаем?»

        Рагим: «Ты посмотри на меня, как я могу в таком виде выйти?!»
Я смотрю – вроде все в порядке. Опускаю взгляд ниже и вижу, что штаны разошлись самым неподобающим образом! Времени на то, чтобы разуться, снять их и зашить уже нет. Рагим спускает штаны, и я, стоя на коленях, зашиваю их. Но самое главное, что все это время актеры вместе с Рагимом продолжают гонять текст. В какой-то степени это помогло снять неловкость ситуации».

        А еще правду говорят: сапожник без сапог. В спектакле «Мир замка Карентин» О;Мура (2001 год) Е.Карпова, игравшая роль второго плана, решила не утруждаться новым костюмом, а использовать имевшееся.

        Имелось: блузка в стиле эпохи (правда, большего размера), юбка со шлейфом (по размеру, но со слабой молнией) и шарф, прикрывающий слишком большой вырез (держался на булавке). По сцене героиню Елены душат, она вырывается и убегает. В реальности получается следующее.

        Рагим: «Я хватаю Ленку за шею, «душу», жду, когда она вырвется и убежит. И … ничего. Она начинает смеяться!!!»

        Лена: «Все идет по сцене, но вдруг я понимаю, что Рагим стоит на моем шлейфе, я пытаюсь вырваться, чувствую, как расстегивается булавка, держащая шарф на груди, одновременно с ней – молния на юбке, и все это вместе с блузкой большего размера ползет с плеч. Какое там вырываться!!! Удержать бы одежду на себе!!! Но самое забавное, в голове проскальзывает мысль: вот это да!!! Одним движением раздеть даму – просто высший пилотаж!!!»

        А еще у нас есть платья-невидимки. В том смысле, что их не существует в природе, несмотря на то, что зрители их неоднократно видели на наших актрисах. Никакой мистики. Просто иногда платья подшиваются из цельного куска, к примеру, бархата, на «живую нитку» прямо на актрисе. При таком подходе эффектное платье героини в прошлой жизни может оказаться плащом героя, а в будущей – скатертью или драпировкой!

        Говорить про костюмы можно до бесконечности! Именно этой теме был посвящен целый спектакль-капустник «Вешалка» (сюрприз друзей к 35-летию Е.Карповой). И чего там только не было: даже моль театральная запела! Само собой – показ-дефиле, театрализованные фрагменты, костюмные истории, а главное – искрометный юмор и хорошее настроение!

        В костюмерной нет плохих костюмов!
        Каждая одёжа – благодать…
        Пусть мала, но раз тебе досталась,
        Нужно благодарно надевать!

        Если жмет - вдохни в себя поглубже.
        Велико – подушку подложи!
        Главное, чтоб зритель не заметил!
        Чтоб на сцену выйдя ты парил!
        Чтоб на сцену выйдя ты парил…