Сколько стоит вода. И почему столько?

Владимир Спасибо
 

 

Стремительный рост стоимости услуг ЖКХ негативно воспринимается обществом. И обществу хочется понять – а в чем же дело?

Начать нужно с того, что в свое время население дотировалось за счет промышленности и бюджетов.

Например, в г. Пермь на 1 января 2000 г. 1 м.куб. питьевой воды населению обходился в 0,39 руб., промышленности – в 6,47 руб.

С 1 января 2002 г. население платило 2,16 руб., промышленность – 12,62 руб.

К 2006 г. цена холодной воды в Перми для населения выросла до 8 руб. То есть в 20 раз по сравнению с 2000 г.

В целом по стране цены на эти услуги росли на 30-35% в год

При этом в ряде городов сохранялось перекрестное финансирование, а население пользовалось льготами. И поэтому по городам был довольно большой разброс в стоимости услуг водоснабжения и водоотведения.

По сведениям Александра Баженова (президент Центра государственно-частного партнерства при Банке развития России) тарифы для населения на водоснабжение и водоотведение в городах России и других стран в 2004 г. были примерно следующие, в $/куб.м.:

Вильнюс, Нью-Йорк, Прага, Таллинн, Будапешт                1.5 - 2.0

Варшава, Загреб, Рим, Кейптаун, Ростов-на-Дону, Баку, Стокгольм              1.0 - 1.5

Буэнос-Айрес, Рига, Бухарест, Братислава, София                0,5 – 1,0

Пекин, Ст-Петербург, Москва, Белград, Екатеринбург,

Улан-Батор, Саратов, Манила, Ереван, Красноярск, Харьков.                0,25 - 0,5

Шанхай, Одесса, Волгоград, Новосибирск, Уфа, Алжир,

 Киев, Алматы, Тбилиси, Минск, Тегеран, Омск, Ташкент                До 0,25

 

В Москве в 2005 г. население платило за водоснабжение и водоотведение 11,39 руб/куб.м. Хозрасчетная группа и промышленность – 20,96 руб/куб.м.

В 2007 г. в Москве при наличии приборов учета воды стоимость водоснабжения и водоотведения составила 17,56 руб/м.куб. В Екатеринбурге – 14.26 руб/куб.м.

В Московской области население платило за эти услуги 19,05 руб/куб.м.  При этом себестоимость водоснабжения и водоотведения в среднем по Московской области в составляла 18,79 руб/куб.м.

В С.Петербурге в 2008 г. население за водоснабжение и водоотведение платило 15,16 руб/куб.м. Прочие потребители – 29,38 руб/куб.м.

В 2009 г. стоимость холодного водоснабжения и водоотведения для жителей Москвы – 26,80 руб/куб.м. Для прочих потребителей (кроме бюджетных организаций) – 28,55 руб/куб.м.

В 2010 г. стоимость холодного водоснабжения и водоотведения в г. Москве для жителей составит 34,25 руб/куб.м. Для прочих потребителей (кроме бюджетников) – 37,75 руб/куб.м.

Вполне такой европейский уровень.

Интересно, что для организаций водопроводно-канализационного хозяйства Московской области стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, предоставляемых ФГУП «Мосводоканал» будет значительно меньше - 26,55 руб/куб.м.

При этом себестоимость холодной воды в Москве, по данным руководителя ФГУП «Мосводоканал» С. Храменкова, на 23.07.2008 г. составляла 9,11 руб/куб. м, а в России в среднем около 8 руб/куб. м. http://www.elcode.ru/hotnews/4187.html.

Получается, что тариф, уже без перекрестного и бюджетного субсидирования для жителя Москвы вдвое выше себестоимости водоснабжения и водоотведения.

Есть ли предел росту тарифов? Точнее, есть ли рациональная система в их определении?

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 Закона № 210-ФЗ - соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Тарифы должны обеспечивать реализацию производственной и инвестиционной программы коммунального предприятия.

Финансирование деятельности организаций коммунального комплекса (ОКК) осуществляется на базе 3 видов программ.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (МО) - генеральная программа строительства и модернизации, призванная обеспечить развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории МО.

Производственная программа ОКК (включает в себя план мероприятий по повышению эффективности деятельности ОКК, предусматривающий в том числе проведение мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, п. 2 ст. 7 Закона N 210-ФЗ).

Источником возврата инвестиций на реконструкцию при реализации производственной программы могут быть дополнительные средства, полученные ОКК в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности ОКК.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона N 210-ФЗ такие дополнительные средства остаются в распоряжении ОКК в течение периода действия тарифов на товары и услуги ОКК.

Основным источником финансирования инвестиционных проектов ОКК является инвестиционная программа ОКК по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Эта программа предусматривает финансирование строительства и (или) модернизации ОКК системы коммунальной инфраструктуры в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно п.1. ст. 10. 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Закон № 210-ФЗ создает систему установления 2-х групп тарифов:

а) тарифы и надбавки производителей услуг (для организаций коммунального комплекса);

b) тарифы и надбавки для потребителей.

Надбавки делятся на две группы: а) надбавки на подключение; b) инвестиционная составляющая. Суть надбавок – возместить расходы или найти источник финансирования развития мощностей предприятия.

Законом предусматривает также возможность частичного финансирования инвестиционной программы ОКК за счет средств местного бюджета.

Предложения по частичному финансированию могут быть подготовлены органом регулирования муниципального образования на основании п. 9 ст. 11 Закона N 210-ФЗ при вынесении решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса с учетом размера инвестиционной программы ОКК.

Итак – вроде бы есть система установления тарифов. Но работает ли она?

Структура затрат предприятий ЖКХ на водопотребление и водоотведение в 2004 г. была следующая:

1. Материальные затраты                42,4

 

в т.ч.

Топливо                1,5

Вода                1,1

Электроэнергия                18,8

Сторонние ресурсы                9,6

 

2. Ремфонд                6,4

 

3. ФОТ с ЕСН                25,5

 

4. Амортизация                8,0

 

5. Прочие                13,2

 

6. Сопутствующие услуги                4,5

 

Возьмем себестоимость 1 куб.м. холодной воды в среднем по России в 2008 г. - 8 руб.

Из них затраты на электроэнергию – 1,5 руб. При потреблении на 1 куб.м. холодной воды в среднем 0,75 кВт.ч. стоимость 1 кВт.ч. – 2 руб.

Фонд оплаты труда с ЕСН - 2,04 руб.

Энергозатраты на производство и транспортировку питьевой воды в большинстве городов России составляют 0,7-0,8 кВт.час на куб.м реализованной потребителям воды.

Считается, что применение только частотного регулирования работы насосов позволяет снизить удельный расход электроэнергии на 20-30%.

Правильный учет рельефа местности при прокладке водоводов позволяет экономить еще порядка 20-30% электроэнергии.

В итоге расход электроэнергии системы ВКХ в городе Перми вдвое выше, чем в Бирмингеме при равной численности населения и близкой структуре промышленности.

1 киловатт-час электроэнергии для населения РФ обходился в 2005 г. в 1 руб (4,2 цента). В США - 8,4 цента. В Германии - 12 центов, в Англии – 9,8 цента. В Японии – 23 цента.

В 2007 г. в Москве цена 1 кВт.ч для населения составила  2,1 руб. В 2008 г. - 2,4 руб. Если считать, что цена для промышленности и населения будет стабилизироваться на уровне 3 руб/кВт.ч., то в цене 1 м.куб. холодной воды стоимость электроэнергии при затратах 0,4 кВт.ч. составит 1,2 руб. при снижении ее удельного потребления вдвое.

Численность персонала Водоканалов можно снизить в 2-3 раза за счет внедрения систем телемеханики и автоматизированного управления производственными процессами очистки и перекачки воды и стоков, а также за счет передачи Водоканалом функций строительства новых и капитального ремонта действующих основных фондов, автотранспортного обслуживания, реализации услуг, охраны объектов сторонним организациям.

При сокращении численности обслуживающего персонала вдвое и росте заработной платы в 1,5 раза затраты на ФОТ и ЕСН составят до 2 руб.

Разумеется, ситуация в тех или иных муниципальных образованиях может сильно отличаться. Водопроводно-канализационное хозяйство РФ включает в себя 8801 муниципальный водоканал общей протяженностью сетей свыше 4508 тысяч км. Износ сооружений оценивается в 65-70%. До 35-40% стоков сбрасывается в водоемы неочищенными.

По подсчетам Национального центра развития частно-государственных партнерств, на восстановление инфраструктуры водоснабжения и водоотведения (ВиВ) в городе-миллионнике потребуется около $200 млн. ($200 на 1 жителя).

Так, в г.Омске общая инвестиционная емкость программы реабилитации и развития системы ВиВ на 25 лет оценивается примерно в 7,5 млрд руб.

ОАО «ОмскВодоканал» ежесуточно поставляет потребителям 600 тыс. куб. м питьевой воды, принимает и очищает около 600 тыс. куб. м сточных вод. Включает 12 районных и 75 квартальных водопроводных насосных станций, 1500 км водопроводных сетей, четыре водозабора, четыре комплекса очистных сооружений. Среднее потребление питьевой воды на 1 жителя – 530 литров в сутки (проживает примерно 1 130 тыс. человек), в том числе в жилом секторе – 360 литров.

Соответственно, инвестиционная нагрузка на 1 жителя - 6637,17 руб. Или 265,49 руб/год на человека.

Правительственной инвестиционной комиссией в 2007 г. утверждена общая сметная стоимость проекта модернизации системы ВиВ в Ростовской области - 22 137 млн. рублей.
Это 5177,04 руб./чел. ($200 по курсу 2007 г.) На начало 2007 г. население Ростовской области составляло 4 276 тыс. человек.

ООО «Тверь Водоканал» с 2008 по 2015 гг. реализует инвестиционную программу по модернизации водной инфраструктуры города объемом 2,9 млрд руб.
При численность населения Твери (около 400 тыс.чел). - 7250 руб/чел.

Общий объем финансирования программы модернизации ВиВ С.Петербурга - 45 миллиардов руб. Или 10 тыс. руб. на человека (при населении 4,5 млн. человек). Здесь, конечно, виден существенный перегиб.

Инвестиционная программа ЗАО «Челныводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Набережные Челны на 2007- 2010 г.г.- 208 892 тыс.руб. (с НДС) и включает строительство новых и реконструкцию действующих объектов водоснабжения и канализации. Программа должна обеспечить возможности подключения новых объектов по водоснабжению в объёме 9795 м3/сутки, по канализации в объёме 11 153 м3/сутки. Из расчета обеспечения водоснабжения и водопотребления на 40 тыс. человек.

Это примерно 5200 руб/чел.

Как видим, близко к 6000 руб/чел.

Срок возврата инвестиций – 20 лет. Соответственно в год – 300 руб. на человека.

При годовом потреблении 100 куб.м/год (270 л/сутки) на человека – 3 руб/куб.м.

Среднее потребление воды в Москве в 2005 году составило 357 литров на человека в день (холодной и горячей), а в отдельных районах доходило до 500 литров. В том числе 220 литров холодной воды и 140 горячей.

Средние нормативы месячного потребления по РФ:

Водопотребление –                6,85 куб.м/чел

Водоотведение (0,99~0,95 от водоснабжения и ГВС), - 6,51-6,78 куб.м/чел

Нормы потребления воды в Европе составляют от 105 до 175 литров на человека в сутки. В странах Прибалтики, Казахстане, где установлены 80-100% квартирных счетчиков, потребление воды колеблется около 150 литров на человека в сутки.

Комплекс технологических мероприятий включает:

·         установку водо-сберегающей сантехарматуры;

·         реконструкцию и наладку систем водоснабжения в жилых микрорайонах при необходимости с заменой насосного оборудования;

·          использование частотных регулирующих приводов.

·         установку приборов учета воды.

·         Переход на подземные источники, себестоимость питьевой воды из которых в 3- 4 раза ниже, чем из поверхностных.

·         Установка поэтажных и поквартирных регуляторов напоров

·         Установка системы управления давлением воды в распределительной сети города.

·          Устройство регулирующих узлов с обеспечением суммарного объема регулирующих емкостей до 70%.

·         Снижение потерь в сети.

Если исходить из столь грубых допущений, то себестоимость 1 м.куб. водоснабжения и водоотведения можно было бы «заморозить» на уровне 15 руб.

Тариф, с учетом прибыли (4 руб.) и возврата инвестиций (6 руб., из них 3 руб. - проценты по кредиту) - на уровне 25 руб/куб.м. С корректировкой с учетом инфляции

Различают модели операционной оптимизации и инвестиционного развития.

Операционная оптимизация предполагает использование имеющихся экономических резервов тарифной выручки для окупаемости инвестиций в развитие бизнеса, реструктуризацию, запуск программы неотложных капиталовложений в реабилитацию и модернизацию инфраструктуры. В рамках операционной оптимизации операций принципиальный интерес частного оператора сводится к легкости получения инфраструктуры ВиК в управление, скорейшему получению контроля над финансовыми потоками коммунального предприятия. При этом требования к муниципалитету по обеспечению инвестиционных рисков являются несущественными.

Инвестиционное развитие предполагает привлечение внебюджетных внетарифных инвестиций с момента запуска контракта. Инвестиции используются для комплексного решения задачи реструктуризации (выявления экономических резервов тарифной выручки), неотложных очевидных инвестиций в повышение эффективности и качества услуг (увеличения технической и потребительской эффективности тарифной выручки) и обоснования долгосрочной программы развития.

Опыт зарубежный.

В 1994 г. в Италии принят закон, устанавливающий;

·         сектор водоснабжения должен быть реорганизован с созданием крупных региональных предприятий

·         минимальная численность населения, обслуживаемого одной компанией, должна составлять 100 000 человек

·         зона обслуживания (ответственности) компании должна проходить по гидрологическим, а не административным границам

·         тарифы должны отражать реальную себестоимость оказываемых услуг. http://www.vkh21.ru/strategy/international/nl.htm.

Особенностью частного водного сектора Франции является то, что 85% рынка услуг в этом секторе страны контролируются двумя ТНК - Suez и Veolia, доминирующими на мировом рынке услуг в водном секторе. Ежегодный доход - $58 300 млн. (Suez) и $35 410 млн. (Veolia).

Муниципалитеты заключают контракты на оказание услуг водоснабжения с крупными компаниями, у которых технические компетенции и возможности финансирование необходимых капиталовложений.

Контракты предусматривают обязанность подрядчика инвестировать средства в оборудование и объекты инфраструктуры и эксплуатировать систему в течение установленного периода времени. Почти всегда основные средства остаются в собственности муниципалитета. Компания окупает вложенные средства и получает прибыль в течение срока действия контракта, который обычно составляет 25, а иногда и 30 лет.

Компании также оказывают и другие коммунальные услуги, такие как сбор и удаление отходов. Муниципалитету выгоднее включить функции выставления счетов в контракт, если компания оказывает два или более вида услуг.

Конкурсные предложения по контракту на водоснабжение должны содержать тариф на срок действия контракта, учитывающий возврат капиталовложений, техническое обслуживание системы, покрытие эксплуатационных затрат и прибыль.

Обычно контракты позволяют получать прибыль только в течение второй половины срока их действия или даже нескольких последних лет, когда основная часть капиталовложений уже окупилась.

Во всех конкурсных предложениях может приниматься базовый уровень затрат, который будет превышать уровень самых эффективных компаний мира, для гарантирования прибыльной работы контрактора.

В Соединенном Королевстве существуют три различных структуры ВКХ: приватизированные предприятия водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе; единое Управление по водным ресурсам в Шотландии; и государственное предприятие водоснабжения и водоотведения в Северной Ирландии.

В 1974 г. принят закон, в соответствии с которым ответственность за оказание услуг водоснабжения перекладывалась с муниципалитетов на вновь создаваемые региональные Управления водопроводно-канализационного хозяйства.

Для обеспечения финансирования необходимых масштабных капиталовложений в развитие отрасли в 1989 г. предприятия водоснабжения и водоотведения Англии и Уэльса были приватизированы. Все 10 компаний водоснабжения и водоотведения стали самостоятельными хозяйствующими субъектами. Эти компании не получают никакого финансирования из государственного или местных бюджетов. Все компании обеспечивают финансирование капиталовложений и эксплуатационных затрат через тарифы на услуги, путем привлечения займов на финансовых рынках или выпуска облигаций на фондовой бирже. Это компании со значительными ресурсами, огромными оборотами и надежными источниками поступления доходов.

В соответствии с Законом о воде к основным обязанностям Генерального директора по услугам водоснабжения и водоотведения (Управление ВКХ - OFWAT) относятся обеспечение:

·         надлежащего оказания услуг водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе;

·         возможности самостоятельного финансирования своей хозяйственной деятельности компаниями водоснабжения и водоотведения, в том числе за счет обеспечения необходимой нормы прибыли на капитал.

·         защиты потребителей

·         стимулирования экономии средств и повышения эффективности деятельности

·         стимулирования конкуренции созданием возможностей для участия других компаний в борьбе за заключение контрактов на водоснабжение с крупными абонентами и общего использования системы водотранспортировки и водораспределения соседними компаниями ВКХ.

OFWAT ограничивает ежегодное увеличение тарифов каждой компании с учетом уровня доходов, необходимого для оказания услуг потребителям. Оно не утверждает тарифы, но проверяет их соответствие установленному для данной компании лимиту.

Предусмотрены инструменты пересмотра лимитов на тарифы каждые 5 лет после приватизации.

Принцип установления лимита тарифов - учет инфляции через ежегодный индекс потребительских цен (ИПЦ), публикуемый правительством) и коэффициент X, отражающий прогнозируемое повышение эффективности деятельности частных компаний ВКХ.

Экономия достигается за счет снижения эксплуатационных затрат, повышения эффективности планирования капиталовложений и уменьшения стоимости строительства.

Компании ВКХ осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выданных им Министром по охране окружающей среды в Англии и Уэльсе в 1989 г.

В каждой лицензии указывается географическая зона, обслуживаемая соответствующей компанией, в то время как основные Условия назначения являются общими для всех компаний.

Лицензирование осуществляется с целью контроля цен, обеспечения соответствия режима оказания и качества услуг установленным стандартам и защиты потребителей.

В лицензии определяются:

·         формула расчета лимита тарифов.

·         ограничение сумм, взимаемых компанией за первое подключение жилого объекта к системам водоснабжения и водоотведения, а также темпы повышения платы.

·         запрещение предоставления необоснованных льгот любым категориям потребителей.

·         требования от компаний публикации и утверждения Директором сводов правил работы с абонентами, описаний оказываемых услуг, размера платы, правил выставления счетов, порядка снятия показаний приборов учета воды и реагирования на жалобы абонентов.

·         правила и порядок взимания задолженности и отключения.

·         правила и порядок начисления платы за услуги в случае утечки. Рассматриваются вопросы начисления платы абонентам с установленными приборами учета воды в случае необнаруженной утечки в части системы водоснабжения, которая находится в зоне ответственности абонента.

·         сведения о стандартах качества услуг - ежегодный отчет о соблюдении требований и показателей, касающихся обеспеченности водными ресурсами; надежности оказываемых услуг; принятия мер в порядке реагирования на жалобы и обращения потребителей; оптимизации режимов напора в сетях; уменьшения количества перебоев в водоснабжении; уменьшения числа случаев подтопления зданий из канализационных коллекторов; снятия показаний приборов учета воды.

·         Лицензионный сбор для покрытия расходов на финансирование деятельности OFWAT.

Польша

SAUR NEPTUN ГДАНЬСК. Договор об аренде на 30 лет подписан в июле 1992 года. Партнёром города является французская фирма Saur, принадлежащая концерну Bouygues.

Оплата населения за услуги ЖКХ состоит из двух частей - эксплуатационные оплаты и, так называемые "квартплаты" (эквивалент амортизации - на воспроизведение имущества, который вносится в бюджет города).

Коэффициент роста тарифов на водоснабжение и канализацию не должен превышать коэффициент инфляции.

Расширение диапазона деятельности, охватывающего следующие города: Сопот, Прушч Гданьский, Жуково.

Заключение.

Как видим, тарифы могут быть зафиксированы в случае проведения реконструкции и модернизации системы ВиВ за счет первичных внетарифных инвестиций с заключением долгосрочного арендного или концессионного договора с частным оператором.

Пока же наблюдается имитация бурной деятельности, в результате которой ФГУП «Мосводоканал», например, позволено иметь почти 100% рентабельность при серьезных проблемах с водоочисткой, с водоподготовкой.