Свадьба с приданым

Рагим Мусаев
Ностальгическая комедия
по мотивам пьесы Николая Дьяконова «Свадьба».

Музыка и тексты песен Алексея Шершнева.
http://www.stihi.ru/avtor/alextula71

Старая история о колхозной свадьбе несколько раз получала новое рождение.
Мы решили, что сатира по отношению к советскому прошлому
и резкое осовременивание героев – не наш метод.
Поэтому написав заново текст и музыку,
мы постарались сохранить дух оптимистичной наивности
фильмов 50-х, оставив колхозный колорит лишь как декорацию
истории жизни и любви молодых людей в первые послевоенные годы.
                Авторы.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Оля, бригадир
Галя, ее сестра
Максим, бригадир
Николай Курочкин
Люба Бубенчикова
Сан Сергеич, агроном
Лукерья Похлебкина, сторожиха
Семен Иваныч, председатель колхоза
Федя, гармонист









КАРТИНА I.

Горница в избе.
Стол, лавки, печка, самовар, окно на улицу.

Явление 1.

Музыка.
Входят Максим и Агроном.

Агроном: Всем здрасьте! Никого. Да заходи, чего встал, как вкопанный! Максим, ты не дрейфь, не такие крепости брали! Помнишь, как в сорок третьем? А тут какая-то баба!
Максим: Я бы попросил тебя…
Агроном: Ладно, ладно, это я так. Конечно, не какая-то, а Оля! Даром что девка, а первый бригадир на деревне!
Максим: Вот того и опасаюсь. А ну как не пойдет за меня?
Агроном: Здрасьте-приехали! А за кого? Да уж год вся деревня вашей свадьбы ждет! Мужики устали ждать, когда за вас смогут рюмку поднять!
Максим: Мужики?
Агроном: Мужики.
Максим: Устали?
Агроном: Устали.
Максим: Еще скажи, что и бабы устали.
Агроном: И бабы устали!
Максим: А они чего?
Агроном: Как чего?! Первый парень на деревне без хомута на шее ходит! Ты либо Олю за себя бери, либо другим девкам дорогу дай. Сам знаешь, мужиков после войны не хватает.
Максим: Точно, чего-то у меня не хватает, что-то забыл…
Агроном: Да чего ты забыл? Руки – две штуки, ноги – на месте, голова – дурная, зато красивая, грудь в орденах! Комплект!
Максим: А..? Точно! Медали забыл! Ну, как свататься и без медалей!?
Агроном: Я и говорю, голова дурная. Она что, медалей твоих не видела?
Максим: Без медалей как-то не по-людски... Не могу я…
Агроном: Ой, дурной! Ну, лети, сокол!
Максим: Куда?
Агроном: Слышал, что от любви люди голову теряют, но чтоб так! Да за медалями своими! А заодно и председателя с собой позовем.
Максим: А председатель нам зачем?
Агроном: Для страховки. Чтоб ты в следующий раз еще чего не придумал. С председателем ты от сватовства уже не отвертишься! Пошли!
Уходят.

Явление 2.
Входит Сторожиха. Оглядывается по углам.
Находит бутылочку, прикладывается.
Находит бусики.
Сторожиха: Нет, ты глянь, какие! А зеркальце тута есть?
В поисках зеркальца уходит за занавеску.

Входит Курочкин с гармонистом.
Подходит к занавеске, за которую ушла Сторожиха.
Говорит, обращаясь за занавеску, полагая, что там Оля.

Курочкин: Толька сегодня, только для вас! Выступает самый народный артист без всяких там театров Николай Курочкин! (гармонисту) Давай!

Ты меня внимательно послушай,
Будешь делать выводы сама.
Не найдешь на свете парня лучше,
Про такого скажут: «Голова!».

Заживем мы счастливо с тобою,
Друг для друга подойдем вполне.
Девушка ты тоже с головою,
А с моей их будет ровно две!

Курочкин: И теперь скажите мне, неужели можно не выйти за такого парня?! Я ж люблю тебя больше жизни! Выйдешь? Чего молчишь?

Явление 3.

Из-за занавески появляется Сторожиха.
Сторожиха: Выйду, как не выйти! Лишь бы ты меня взял.
Курочкин: Ты тут откуда?
Сторожиха: Как откуда, я на посту! Склад сторожу!
Курочкин: Да где склад и где ты?
Сторожиха: Да я примерзла маненько, зашла погреться, да так и … пригрелася, а тут ты ко мне и пришел.
Курочкин: Но-но, не к тебе!
Сторожиха: Да знаю, знаю к кому ты лыжи навострил, только зря хорохоришься.
Курочкин: Чего так?

Явление 4.
Из другой комнаты появляется Галя.

Галя (входя): Здравствуй, Коль!
Курочкин: Ооо, Галька… Вот еще тут… А Оля где?
Галя: В клубе…
Курочкин: Федя, покури пока.
Федор выходит из комнаты.
Сторожиха: И ведь это вот истинный факт! Это верный человек говорила! Говорит, значить, так. Стала, значить в церкве на полу вода являться…
Курочкин: Какая вода?
Сторожиха: Мокрая. Ну и она ведь, знаешь как… Она явится ночью и стоит до утра. А утром – нет. Понимаешь? Она явится, стоит, нет, явится, стоит, нет…
Галя: Ну а кто ж ее видел?
Сторожиха: А, нет, е никто не видел, ведь она…
Курочкин: Тьфу! Да ну тебя, честное слово, надоели басни твои! Давай лучше про что-нибудь другое более выдающее говорить.
Галя: Да не выдающее, а выдающееся.
Курочкин: Ну, ладно, это все несущественно. Например, про меня.
Сторожиха: Давай, Колечка, давай…
Курочкин: Вот решил я, Лукерья Власьевна, бесповоротно и окончательно ликвидировать свою молодую жизнь.
Сторожиха: Ааах… Господи, Колечка, как так? С чего ты это?
Курочкин: Да нет, это я холостую, холостую жизнь имею в виду!
Сторожиха: Женишься! Коля!
Курочкин: Принял такое историческое для Николая Курочкина решение.
Галя: Коль, а интересно, кого же ты выбрал.
Курочкин: Вот это секрет, это военная тайна!
Галя: Колечка, ну расскажи, ну ты же у нас такой…
Пытается погладить его по голове.
Курочкин: Тише ты, прическу же помнешь!
Сторожиха: Колечка, ну миленький, ну потихонечку, нам…
Курочкин (Гале): Сестре не скажешь, тогда шепну.
Галя: Нет, что ты!
Курочкин: Слово?
Галя: Честное слово!
Курочкин (Сторожихе): А ты?
Сторожиха: Чего? Да ты что, разве ж позволю!
Курочкин: Твою сестру.
Галя: Ольгу?
Курочкин: Ольгу.
Галя: Ты?
Курочкин: Я.
Галя: Ну, знаешь, никогда этого не будет.
Курочкин: А я тебе говорю, будет!
Галя: А говорю, не будет!
Курочкин: А я говорю, будет, еще как будет!
Галя: А говорю, не будет!
Курочкин: А чем это Курочкин плох, скажите, а?
Сторожиха: Что говорить, ну что уж там говорить! Господи… С семнадцати лет к тебе неравнодушие имею.
Курочкин: Видала? Обожди, ну чего ты чепуху несешь? Когда тебе семнадцать было, меня на свете еще не было!
Сторожиха: Ой, Колечка, да говорю, не мне когда семнадцать было, а тебе!
Курочкин: Ааа…
Сторожиха: Я и говорю, когда ушли мужики молодые на фронт и поставили тебя надо всеми над нами командовать. Ведь даром, что мальчишка, а ведь … одним словом … соколик! Ну так хорош, так хорош был!
Курочкин: А сейчас плох что ли, скажешь?
Сторожиха: Да хорош, хорош! При медали, доблестный, сызмальства в начальниках…
Курочкин: Что ж, я уже пять лет как командую, стаж!
Сторожиха: Ну, конечно, стаж! С девушкими тоже стаж у тибе?
Курочкин: Думай, что при сестре невесты говоришь!
Сторожиха: Да я говорю, понимаит обхождение, певун опять-таки…
Курочкин: Обожди, обожди. Галя, а где же Оля?
Галя: А ты что, не знаешь? В клубе, лектор из города приехал, про агротехнику рассказывает.
Курочкин: Ох… Мне же тоже там нужно было быть, а я забыл!
Сторожиха: Колечка, а ты тоже агротехникой интересуешься?
Курочкин: Ну, это руководящих лиц касается, не вас.
Галя: Товарищ руководяще лицо!
Курочкин: Ну?
Галя: Надоели Вы мне, может через часок зайдете?
Курочкин: Нет, я посижу еще.
Галя: Покоя нет от вас!
Курочкин: Это еще что?
Галя: Говорю, покоя нет от вас!
Курочкин: Попрошу не грубить руководству колхоза!
Галя: Ты пока руководство не колхоза, а только бригады, и то не лучшей.
Сторожиха смеется.
Галя отходит в сторону и начинает раскатывать тесто.
В дальнейшем она лепит из него пирожки.
Курочкин: Ты тут еще! Тебе что здесь надо?
Сторожиха: Так это… Склад сторожила, да примерзла маненько, погреться зашла…
Курочкин: Да склад без тебя давно разворовали!
Сторожиха: Типун те на язык! Да кто ж его разворует? Я ж здесь!
Курочкин: Точно, без тебя некому!
Сторожиха: Эээх! Все вы туда… Лишь бы человека обидеть! Намедни грозились даже из колхоза исключить. Председатель говорит, мало работаю, токмо картами да спекуляцией занимаюсь. Спекулянткой меня объявил! В общем и целом, гврит, ты – злостный лодырь!
Курочкин: Так оно правильно, ты – злостный лодырь и есть! Самой не совестно? Эээх!
Сторожиха: Эээх… (поет)
Хороша я, хороша!
Да плохо одета!
Никто замуж не берет
Девушку за это!
Никто замуж не берет
Девушку…
Курочкин (перебивая): Ты это погоди, лучше научи, как мне к Ольге подъехать.
Сторожиха: Кооолечка… Да я это щас, я это мигом. Это можно! Она щас придет, а мы пока на нее на картах загадаем. Коль, или на тебя. Давай пока на тебя. Ой, Колечка, давай. Сымай. Да левой, левой рукой сымай! К себе, к себе сымай. Задумывай желание. Тридцать шесть картей четырех мастей, и скажите нам всю правду…
Слышится заливистый девичий смех.
Курочкин: Она, Ольга! (кричит за кулису) Федя, готовьсь! (вбегает Федя) Давай!
Гармонист начинает играть.

Явление 5.
Вбегает Оля.
Оля: Галя, ужас как чаю хочу! Добрый вечер! Коля! А ты что в клуб не пришел? Лектор из города приезжал, очень интересно про новые методы обработки посевов рассказывал.
Курочкин: Ты понимаешь, я замешкался тут… А потом думаю поздно уже…
Оля: А к Гале не поздно?
Курочкин: А так я же не к Гале!
Оля: А к кому?
Галя: К тебе.
Оля: Насчет чего?
Курочкин замялся, Галя опережает его.
Галя: Жениться надумал.
Оля: Ну! Поздравляю! Ну а при чем тут я-то? Разве на свадьбу от бригадира разрешение надо?
Курочкин: Ну ладно слушать Гальку то, она глупости тебе всякие болтает… Ой, чегой-то я не туда гребу… Оля, сейчас я тебе все объясню. Оля… Оля… Федя!

Много мною песен было спето,
Столько же, наверное, спою.
Песен много разных, но вот эту
Сочинил я сам про жизнь свою.

Как тебя не вижу, так страдаю.
Погляжу, потом страдаю вновь.
Вся душа полна тобой до краю.
Вот какая пылкая любовь!

Девушки смеются. Курочкин жестом отправляет гармониста покурить, отходит обратно к Сторожихе,
которая продолжает ворожить на картах.

Сторожиха: Ой! Оленька, а свадьба и взаправду падает! На тебя я прикинула, быть свадьбе!
Оля: Вряд ли.
Курочкин: Да чего там вряд ли, быть.
Оля: Ты-то чего? А, выпить захотелось.
Курочкин: Это в каком смысле? А, ну в смысле выпивки… А что, жених на свадьбе тоже не последняя фигура.
Оля: Жених?
Курочкин: Да!
Оля: Мой?
Курочкин: Ага!
Оля: Ты?
Курочкин: Ну да!
Девушки смеются. Галя поднимает карту у Сторожихи.

Галя: Так тут брунет падает, а ты … рыжий!
Курочкин: Кто? Кккто рыжий? Я? Я ры-рыжий?
Сторожиха: Блондин! Блондин, Колечка!
Курочкин: Ну вот!
Сторожиха: Тока малость не той масти, в буланую отдаешь.
Курочкин (хватает карту): Как фамилия, фамилия как этому королю?
Сторожиха: Колечка, а карты – они не милиция. Фамилии не объясняют.
Галя: Оля, сказать ему?
Оля: Помолчи.
Курочкин: В нашем колхозе такие короли не водятся! Это надо на стороне смотреть.
Сторожиха: Да на стороне тада ищут, когда своих хороших нет, а чем это у нас Колечка, к примеру, плох? А, Оленька?
Курочкин: А что, многие одобряют.
Оля: Да кто ж тебя не любит, милый Колечка!
Курочкин: Ну посмотри! Вот почему, когда ты со мной разговариваешь, ты не говоришь «товарищ Курочкин» или там «Николай», а ты видишь, «Коля, милый»!
Оля: Что ж тут такого? Вместе выросли, вместе учились.
Курочкин: И все? И только?
Галя: Хватит с тебя.
Сторожиха: Охохонюшки... Щас, Колечка, щас, что на сердце лежит на предмете поглядим. Опять! Он!
Курочкин: Брунет?
Сторожиха: Настойчивый какой!
Курочкин: Он уже год как по пятам за ней ходит!
Оля: Не мели глупостей!
Курочкин: Ходит!
Сторожиха: Неприятность какая-то у ей.
Курочкин: Так это развод после необдуманного бракосочетания!
Оля: А я замуж не собираюсь.
Курочкин: Унылая картина.
Оля: А уж если выйду когда, так не разойдусь.
Курочкин: Да… Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман!
Сторожиха: Ой, Коля! И как ведь складывает ладно!
Курочкин: Да ну какой Коля, какой Коля! Это же сам Александр Сергеевич.
Сторожиха: Ну!
Курочкин: Ну да.
Сторожиха: Наш агроном!? Во дает!
Девушки смеются.
Галя (глядя за кулису): Бежит!
Курочкин: Кто?
Галя: Самовар. И все из-за тебя, рыжий!
Курочкин: Рыжий? Вот это уже оскорбление! Ну ладно, вы в ответе будете, если я сегодня напьюсь. Напьюсь и где-нибудь замерзну. И найдете вы мой красивый молодой труп на дороге. Предупредил официально! Всех!
Сторожиха: Как так всех?! А я причем?! Ты чего, Колечка!
Убегают, чуть не сшибая с ног входящую Любу.

Явление 6.

Люба (входя): Чем это вы его ошпарили?
Галя: Чаю горячего хватил, решил охладиться на улице. (уносит поднос с пирожками за кулисы «в печь»).
Люба: А Лукерья чего за ним? Тоже чаю хватила? Ну да ладно, я такую вам новость принесла! Эй, Оля, чего в углу хоронишься? Тебя как раз касается! А что, чай у вас гостям не полагается? Только холодненькой разбавь! Новость у меня! Ну, где вы уже ходите! Не соберешь! Такая новость! (отпивает чай)
Галя: Да говори уже!
Люба: Вот! Ольга! Жди сегодня сватов!
Оля: Да уж дождалась.
Галя: И выгнала.
Люба: Как выгнала? Очумела что ли? Правда?
Оля: Конечно, правда.
Люба: Ой-ой-ой… Дура-дурой… Девоньки! Да ты ненормальная. Слушай, так ты его не любишь?
Оля: Не люблю.
Люба: И он тебе не нужен?
Оля: Не нужен.
Люба: Оля! Олечка! Девоньки! А тогда можно же я его себе тогда заберу?
Оля: Да бери, не жалко.
Люба: Чокнутая… Ой-ой-ой… Дура дурой… Девоньки! Да я теперь… я теперь за Максима замуж пойду! (находит занавеску или шаль и прикладывает себе как фату).
Галя: Как за Максима?
Оля: Как за Максима?
Люба: Так он тебе не нужен, ты его выгнала. А я не гордая, мужиков после войны днем с огнем, а Максим – парень хоть куда, по нему все девки с ума сходят, а я чем хуже?
Оля: Стой! С чего ты решила, что я Максима выгнала?
Люба: Так я ж говорю, новость у меня, свататься он к тебе собрался! А ты, говоришь, выгнала. Чего добру пропадать? Я ж не дура какая мужиками разбрасываться…

Оля и Галя смеются.

Люба: А чего смеетесь? Смеетесь, говорю, чего? Чего ржете?
Оля: Да мы думали ты про Колю Курочкина.
Галя: Он к Оле свататься приходил, его и выгнали.
Люба: Как про Колю? А Максим, стало быть, нужен. Да ну вас!
Галя: Да не сердись, ошибка вышла.
Оля: А чем тебе Коля не жених? Видный парень.
Люба: Чего ж сама его выгнала? Ну да, себе Максима отхватила, а другим и Коля сгодится…
Оля: Да с чего ты решила, что Максим ко мне свататься придет.
Люба: Слышала я, слышала! Он с Сан Сергеичем за медалями шел, чтоб при полном, так сказать, параде к тебе явиться!
Галя: Ой, Оля..!
Оля: Поссорились мы сегодня с ним… Из-за агрономических курсов. Скажете тоже… Сколько времени не шел, а тут вдруг решился… Да и не время, посевная на носу, а тут свадьба…
Люба: Дура-дурой! Посевная у нее! Об чем ты думаешь!?
Галя: О колхозе.
Люба: Я и говорю, дура-дурой. И что в тебе мужики находят? Не понимаю.

Явление 7.

Музыка.
Входит Максим, агроном и председатель.
Агроном: Не женское это дело, Любонька, понимать такие вещи. На то они и мужики, а вы наоборот. (Максиму) Да заходи, ты!
Хозяйки остолбенели. Немая сцена.
Первой приходит в себя Галя и со словами:
«Ох ты, пригорели! Ага, точно, пригорели!», - убегает за кулису.
Люба, видя ступор Оли, выходит вперед.
Председатель: Дорогой всеми уважаемой хозяйке Галине Степановне, а также неоценимой красавице и знатному бригадиру Ольге Степановне - обеим наш колхозный привет!
Люба: А мне?
Агроном: Тебе вдвойне. Не видишь, по делу мы.
Председатель: Любка, не мешай!
Максим: Здравствуйте!
Мужчины кланяются, женщины в ответ.
Люба: И вам здрасьте! Проходите, гости дорогие!
Председатель: А ты чего в чужом доме раскомандовалась?
Люба: Так пока хозяйки в себя от перепугу придут, вы все ноги простоите.
Оля срывается с места, начинает суетиться:
Вместе с Галей меняет на столе скатерть, накрывает на стол,
убирает лишние вещи…
Максим: А может нам того…
Агроном: Стоять…
Оля: Милости просим, очень вам рады.
Председатель: Лично Вам, Ольга Степановна, я уполномочен передать особый привет от знатного нашего бригадира Максим Николаевича Орлова.
Галя: (появляясь с пирожками) А сам он что, онемел?
Люба: Помолчи.
Оля: Садитесь, Максим Николаевич, будьте гостем. (кланяется)
Максим: Сердечно благодарен, Ольга Степановна! (кланяется)
Оля: Да чего ж мы в дверях стоим, проходите!
Галя: (тихо) Оля, это и есть сваты…
Оля: Тихо ты, самовар тащи!
Галя: (драматическим шепотом) Сваты…
Оля: Проходите, садитесь!
Люба (Оле тихо): И не красней, тут все от тебя зависит.
Оля: Каким это ветром Вас, Семен Иванович, в наши края занесло?
Председатель: Попутным, Ольга Степановна, попутным.
Оля: Что-то не пойму я вас…
Председатель: А что ж тут не понять? Был бы спрос, а выбор большой!
Оля: … Я на минуточку… Извините. Люба, выручай, беги в магазин! (дает деньги)
Максим: Что дальше?
Председатель: А черт его знает. (Максим и агроном смотрят на него) Придумаем!
Галя: Что у Вас нового, Семен Иванович.
Председатель: А у нас то же, что и у вас. Носишься весь день как угорелый, то в амбар, то в поле, то к телефону… Даже за воротник заложить некогда, как говорится.
Максим: Зачем Вы об этом, Семен Иваныч?
Агроном: Для разгону. Не мешай.
Председатель: А у вас что новенького?
Галя: Да то же самое, колхоз-то один. (Оле) Поди, платок новый накинь, не понимаешь что ли?
Оля: Я сейчас… (отходит, но возвращается) Галя, можно тебя на минутку…
Максим: Семен Иваныч, ну давай!
Агроном: Правда, Семен Иваныч, пора.
Председатель: Кто в этом колхозе председатель?
Агроном: А кто в этом колхозе агроном?
Максим: Можно подумать вы что-то сами без бригадира можете.
Председатель: Без двух. Она тоже бригадир. Дай срок, не спеши.
Люба (вбегает с бутылкой и свертком, за собой приводит Федю): А вот и я! Поди, заждались!
Максим: Ну вот…
Возвращается Галя.
Председатель: Галина Степана! Галочка! Максим Николаич, как вам известно, человек в нашем колхозе заметный. Знатный даже, я бы даже сказал, лучший бригадир!
Люба: Чегой-то лучший? А Оля?
Агроном: Лучший из мужчин.
Люба: Другое дело.
Председатель: Три ордена, пять медалей.
Максим: При чем здесь это…
Агроном: Все к делу. Раз заслужил, то чего стесняться.
Председатель: Но нет у него в жизни подруги, вот какое дело. А без подруги что за жизнь!
Агроном: Точно! Все равно, что трактор без горючего, или трубка без табаку.
Председатель: Орел, один словом! И фамилия ему - Орлов! Может договоримся?
Галя: Не знаю, что вам и сказать. Врасплох вы меня застали.
Люба: Не видите, у человека переживания!
Агроном: А как же без переживаний! Конечно!
Галя: Только что же вы с такими вопросами ко мне обращаетесь. Ольгу надо спрашивать, ей самой решать.
Максим: Она согласна, согласна!

Явление 8.
Входит Ольга.
Галя: Оля, Максим Николаевич твоего согласия просит. Ты согласна?
Максим: Она согласна, согласна!
Оля: А что это ты за меня отвечаешь?
Максим: Так ты же мне сама…
Оля: Меня спрашивают, я и отвечу. Согласна.
Галя утирает слезы.
Максим: Я тебя больше жизни беречь буду.
Председатель: Вот и замечательно! Вот и расчудесно!
Агроном (успокаивая): Галина Степановна, Галечка…
Люба: Прошу всех к столу!
Агроном: Семен Иваныч, Вам разливать по старшинству!
Председатель: Пьем за счастье молодых! Раньше они просто знатными бригадирами были, а теперь и вовсе объединились! Пьем за ударную семью лучших бригадиров! За молодых!
Галя: Федя, сыграй любимую Максима и Ольги. Оля, спой!


Вечерком чьи-то песни звучат,
Так звонки голоса, голоса у девчат.
Заиграл баян, где-то за рекой
О далеком счастье, о любви земной.

Наш поселок уснул в тишине.
От чего ты не спишь, да не спится и мне.
И всего лишь шаг сделать нам с тобой
От хорошей дружбы до любви большой.

Ветер в поле колышет хлеба.
Вместе быть навсегда, - это наша судьба.
Будет полной жизнь, как река весной,
От сердечной дружбы, от любви большой.


Явление 9.
Еще на песне тихонько входит Сторожиха.

Сторожиха: Хорошо поете как. Жалко, что Колечку прогнали, уж он поет…
Галя: Лукерья, не видишь, не кстати сейчас Колечка. Сговор у нас.
Сторожиха: Сговор! Вот радость-то! Поздравляю!.. Как сговор? А Колечка что ж, побоку? Оля, как же… Я ж на картах свадьбу нагадала! (снимает ружье и ставит в стороне)
Председатель: Ты, Лукерья, поменьше картами занимайся, а работой побольше. Ты же на посту должна быть.
Сторожиха: А я и есть на посту! Я всегда тама!
Люба прячет ружье Сторожихи под стол.
Председатель: А здесь чего?
Сторожиха: Да забыла я… Тут где-то…
Галя: Что забыла? Ружье?
Сторожиха: Да нет… (находит бутылочку, к которой прикладывалась в начале, незаметно прячет за пазуху) А я и сама не помню что. (идет к ружью, его нет) А ружье где? Где ружье, говорю! (отходит в сторону, в это время Люба ставит ружье на место)
Люба: А где ты его оставила?
Сторожиха: Тута, в уголку, а сейчас нету. Украли! Караул!
Галя: Тихо ты, чего кричишь. На месте твое ружье, кому оно нужно.
Сторожиха: (идет обратно) Да как на месте, я же… На месте…
Все смеются.
Сторожиха: Да ну вас, окаянные! Некогда мне! У меня пост брошеннай! Только это, … (орет) Горько!!!
Все подхватывают: «Горько! Горько!»
Председатель: Э, нет, не порядок! «Горько» на свадьбах кричат, а здесь сговор!
Сторожиха: Жалко! Я смерть люблю, когда целуются!
Сторожиха уходит.


Явление 10.

Агроном: А ну, Федор, давай плясовую! Давайте, Максим с Олей, спляшите!
Максим: Да не умею я…

Кадриль.
Максим с Олей пляшут.

Председатель: Ну, за здоровье молодых!
Федя: Эх, какого парня пропили! Хоть бы выкуп взяли!
Максим: Это еще что?
Федя: Шутка.
Люба: Еще чего! А вы за невестой приданое даете?
Федя: А вы дайте выкуп, тогда и приданое будет!
Галя: Да какое приданое! Что вы выдумываете?
Председатель: Новое! Новое приданое! Наше колхозное! Которое не разоренье для семьи, а всем на пользу! Дополнительные обязательства на уборочную в честь нашей невесты – лучшего бригадира. Вот я про какое приданое говорю! Вот у нас по колхозу 30 центнеров с гектара обязались дать. А я предлагаю бригаде невесты 35 с гектара, то есть 5 центнеров в приданое! А жених чем ответит?
Максим: А моя бригада 40 центнеров с гектара даст!
Оля: Ой ли? Не дашь.
Максим: Дам.
Федя: Даст!
Оля: Да вы до этого только 25 давали, легко ли на 40 перепрыгнуть? Это надо всю работу в бригаде перестроить!
Максим: И перестроим!
Оля: По научному к посевной подходить надо, по научному и урожай собирать. А ты что мне сегодня утром сказал?
Максим: А то и сказал, что главное в колхозе машины и дисциплина. Без них никакая наука не поможет!
Оля: Нет, вы слышали? То есть ты думаешь, приказал, и от твоего приказа в колосе не 50, а 100 зерен будет, так?
Максим: Оля, не будем сейчас о колосках говорить…
Оля: Нет, будем. А о чем же? Ты слово не сдержишь, сорвешься, а мне краснеть? Не привыкла я.
Максим: Ольга!
Оля: Да вы что хотите, делайте, а я этого хвастовства терпеть не могу! На хромой козе пашут, а туда же!
Максим: Как это на хромой козе? Нет, я прошу объяснить! Который год тракторами пашем! Сеялки, сенокосилки, а она про козу какую-то…
Оля: Да отсталая бригада ваша, вот в каком смысле коза.
Максим: Как это отсталая?
Оля: Да никакие вам машины не помогут, если вы в полеводстве ничего не смыслите и с наукой считаться не будете. А вы ведь не считаетесь! И сколько раз мы из-за этого ссорились, Максим! А ты все свое, все свое! Не можешь ошибку признать?
Люба: Пропал Максим. И бригаде твоей житья от такой жены не будет!
Агроном: А ведь она верно сказала.
Оля: А что собираете? Одни васильки!
Галя: Рекордсмены по василькам! Невестам на букеты!
Максим: Да где ты в моей бригаде васильки видела? Да есть у тебя совесть такое заявлять? Я здесь при чем?
Оля: Как это при чем! Ты бригадир или пешка? Может и мне после свадьбы вместо того, чтобы рекордных урожаев добиваться, из ваших васильков веночки плести?
Максим: Ну, знаешь…
Председатель: Ольга Степана, ты того… этого… Ты…
Агроном: Ну, ладно, ладно тебе, Семен Иваныч… Она по науке работает. И все у нее в точности взвешено, подсчитано. Что там говорить!
Максим: Я ее достоинства очень хорошо знаю, но раз уж дело до такой критики дошло… Да если бы я был девушкой в возрасте Ольги Степановны, то я постыдился бы так разговаривать.
Оля: Как ты сказал? Постыдился бы… У меня, значит, стыда нет! Вот оно что… Федор, а ну, играй отходную! И пусть танцует отсюда! До свидания!
Председатель: Оля!
Галя: Оля, с ума ты сошла!
Люба: Дура-дурой!
Председатель: Вот это сосватали! Пойдем отсюда.
Председатель и Федор уходят.
Оля с Галей убегают в комнату, Агроном за ними.

Явление 11.
Максим, Люба.
Максим наливает себе стакан вина и выпивает залпом.
Люба: Максим, Максим… Не надо так… Тоже мне, строит из себя!
Максим (зовет): Оля, Оля…
Крадучись появляется Курочкин.
Курочкин: Ну что, брунет, от ворот поворот?
Максим: Уходи, Курочкин! Слышишь, уходи!
Курочкин: Спокойно, только спокойно!
Максим идет на Курочкина, тот пятится назад,
так они выходят из избы.
Люба (следит за ними): Ой, ой… Максим… Коля… Колечка… Максим… Чокнутые! Девоньки! Люди! Помогите!
Люба бежит за ними.

Явление 12.
На крик вбегают Оля и Агроном.
Агроном: Что там?
Оля: Теперь уже не важно. Ничего не важно… Что я ему сказала… Что теперь будет… Счастье свое погубила!
Агроном: Зачем же ты ему так?
Оля: А зачем он хвастается? Ненавижу, когда хвалятся! Говорит, его бригада 125 пудов с гектара даст! При всех похвастался! Разве он сможет? Да при таких отсталых порядках как у него в бригаде?
Агроном: А про козу ты ему зачем? По моим сведениям, его бригада уже давно готовится дать очень серьезный урожай. И даст! Давно ли он вернулся из армии? Два года! А уже одну из лучших бригад сколотил! Активно машины внедряет! Зачем же ты про него так плохо?
Оля: Что же я наделала… Счастье свое сама погубила. Сан Сергеич, только Вы нас помирить сможете! Я без него, постылого, жить не смогу.
Агроном: Козу возьмешь обратно?
Оля: Какую козу?
Агроном: Хромую, на которой Максим пашет.
Оля: Возьму, конечно, возьму!
Агроном: Тогда помирю.
Оля: Сан Сергеич!
Агроном: Пора мне. Ты только вот что… (достает из-за пазухи сверток) вот это передай Гале, и привет от меня…
Оля: Сан Сергеич, милый! Хороший Вы какой…

Музыка.
В этот момент на переднем плане в горницу входит Максим.

Видит Олю, обнимающую Агронома.

Занавес медленно закрывается.

Максим еще некоторое время
остается стоять на авансцене.
















КАРТИНА II.

Сельская улица.
На переднем плане завалинка, рядом с ней мешки с зерном.
На заднем плане – плетень. Кусты пока без листвы.

Явление 1.

Музыка.
Курочкин и несколько колхозниц танцуют кадриль.
Федор аккомпанирует.
Затем начинаются частушки.

Галя: Мы не виделись с тобою
Два ненастных долгих дня.
Люба: Я гляжу, а ты с другою!
Позабыл совсем меня!

Люба: Говорил ты мне: «Зазноба,
Твои очи хороши!»
Галя: А теперь мы быстро оба
В разны стороны пошли!

Вместе: И дождь пройдет,
И снег пройдет,
И от тебя она уйдет!

Галя: Ждать тебя я перестану,
И топиться не пойду!
Люба: Колю, Васю и Ивана –
Женихов себе найду!

Галя: Мы не виделись с тобою
Два ненастных долгих дня.
Люба: Я гляжу, а ты с другою!
Проживу и без тебя!

Вместе: И дождь пройдет,
И снег пройдет,
И от тебя она уйдет!

Входит Агроном.

Агроном: Это что еще такое?
Курочкин: А это все! Бригада Николая Курочкина отсеялась! Прошу заметить, первой в нашем районе! Мировой рекорд скорости!
Агроном: Тебе бы, Курочкин, в курятнике рекорды ставить!
Курочкин: Но-но! Пока другие бригады ждут, нашей всей премии выдадут!
Агроном: Выдал бы я тебе премию! По затылку! За такой сев! Заморозок идет, а он сеет! Ты зерно поморозил, понимаешь или нет?
Курочкин: Да брось ты, ничего не будет! Мне дали план, я его и выполнил!
Агроном: Какой план? Какой план? Тебе бригадир что приказал? Без ее разрешения не сеять. А ты – «план»!
Курочкин: А ты что ли мой бригадир? Не ты! Так что помалкивай. Мы с моим бригадиром сами с усами!
Люба: Это кто ж с усами, Оля что ли? Скажешь тоже, рыжик!
Курочкин: Это кто тут рыжик, а? У моей матери сын был один, и говорила она, что он блондин. То есть я - блондин. Слышь? Какой я тебе рыжик!? Блондин я!
Агроном (Любе): А тебе в чужой бригаде чего надо?
Люба: Так слышу музыка, думала, артисты приехали!
Курочкин: Никакие это не артисты, а мы. Готовимся к получению премии! Присоединяйся!

Явление 2.
Входит Максим.

Максим (входя, агроному): Здравствуй, Александр Сергеич. (Любе) А ты что здесь делаешь? Почему не в своей бригаде?
Люба: Да я думала, артисты приехала.
Максим: Какие артисты во время работы? Что за беготня такая? Никакой дисциплины! В своей роте я бы тебе скомандовал.
Курочкин: Смирно, Кругом!
Максим: Не встревай, не с тобой разговаривают. А ну, марш в бригаду!
Люба: Да в бригаду я с удовольствием! Только прошу не путать меня со своей ротой!
Максим: Иди, Бубенчикова, иди, работай.
Люба: Правильно! Как работать, так нам, женщинам. А как командовать, так мужчинам.
Максим: Почему же. У них в бригаде женщина командует.
Курочкин: Это что, я, по-твоему, женщина что ли? Это что, оскорбление?
Максим: А Оля, значит, не в счет?
Курочкин: А Оля в командировке, я за нее.
Максим: Я и вижу. Ты тут за нее, значит, отсеялся?
Курочкин: А чего ждать-то! (Максим и Курочкин сцепляются, агроном их растаскивает) Один – ноль в мою пользу! Эх, Максим, Максим!
Максим: Что Максим?
Курочкин: Да так, ничего. Брунет! Вот что!
Курочкин с гармонистом и колхозницами уходят.


Явление 3.
Максим, Агроном.

Агроном: Эх, горе луковое! Покидал зерно в мерзлую землю и рад! Вот теперь будет один – ноль на этом участке.
Максим: А Ольга что же смотрела, он же у нее в бригаде.
Агроном: Ольга уехала в город новые сеялки покупать. Его заместителем оставила.
Максим: Нашла, кого за себя оставить.
Агроном: Ну, не скажи. Как работать, он герой, горы своротит! А вот на рекордах помешался. Видал! Всю бригаду с ночи поднял и весь участок под свою ответственность засеял!
Максим: Сан Сергеич, а ты как думаешь, когда пора сеять начинать?
Агроном: Сеять нужно … вовремя. Ни раньше, ни позже. Рано посеешь – зерно поморозишь, а поздно – влагу потеряешь. Чего глядишь? А ну, дай ком земли.
Максим: На, посмотри.
Агроном: (прикладывает ком к щеке) Холодная. Нет, не живет еще земля, не живет.
Максим: Как это не живет?
Агроном: Рассыпаться должна, а она холодная. И еще один барометр сигнал пока не подал.
Максим: Какой барометр?
Агроном: (стучит Максима по голове) Вот этот! Лысина, как старики говорили! Солнце ее пока еще не прогревает.
Максим: Сан Сергеич, ты же только что на агронома в городе выучился, а все про какие-то дедовские методы! А наука где же?
Агроном: А наука, она как раз на дедовских методах и строится. Сколько веков люди этими методами пользовались, и ведь не ошибались никогда! Коли рано сеять, то рано. Вот так же и душа. Спит до поры до времени, а как пробьет час, так и заживет! Ты только верь, жди своего часа, не отступай!
Максим: Насильно мил не будешь.
Агроном: Кто тебе это сказал?
Максим: Сам вижу.
Агроном: А я вижу, любит она тебя.
Максим: Так, говоришь, скоро сеять можно будет?
Агроном: Скоро! Эх, Максим!


Явление 4.
Максим, Агроном, Ольга.

Оля: Максим?
Максим: Оля? Оля!
Оля: Здравствуй, Сан Сергеич. (Максиму) Решил агротехнике подучиться? Молодец! Давно бы так!
Максим: Ничего я не решил, и в твоих похвалах не нуждаюсь. Лучше скажи, что у тебя в бригаде творится! Кругом работают, а твой Курочкин концерты устраивает, люди к нему посреди работы сбегаются! Это порядок?
Оля: Плохая у твоих людей дисциплина.
Максим: По-моему не у моих, а у твоих.
Оля: Так твои сбегаются, а не мои. А ты что, пришел у меня дисциплину поднимать? Я как-нибудь сама ее подниму.
Максим: Вот-вот, сама! Ты все сама! Только сама!
Оля: Ты лучше за своей бригадой смотри. Что у тебя на поле делается? Кто так пашет! Одни камни вместо земли!
Максим: У меня на поле все в порядке, я смотрел.
Оля: Зажмурясь что ли смотрел?
Максим: Как ты на Курочкина? Ты видела, как он без тебя сев провел? В мерзлую землю зерно побросал! Это порядок?
Оля: Максим! Максим! Вот… Если ты сейчас же не уйдешь с моего поля!
Максим: То что?
Оля: Ненавижу тебя! Уйди, говорю! Я за себя не отвечаю!
Агроном: Погодите!
Оля: Не мешай!
Максим: Уйти..?
Агроном: Да что с вами?
Максим: Не мешай!
Агроном: Да замолчите!
Оля и Максим: Не мешай, тебе говорят!
Агроном: Не мешаю. Ухожу (уходит).
Максим: Ненавидишь..? Счастливо оставаться! (уходит)
Оля (спохватившись, ему вслед): Максим! Максим! Максим! Какая же я… Опять наговорила…
Музыка


Явление 5.
Ольга, Курочкин.

Курочкин: Товарищ бригадир, разрешите рапортовать! За Ваше отсутствие засеял целый участок! Перевыполнил план на сутки! Вот как! Мировой рекорд скорости!
Оля: Перестань дурня строить! Ты что делаешь? Кто позволил? Ты меня спросил? Я же говорила, без меня не сеять! Ведь заморозок был, земля промерзла! Ты же все зерно загубил! Да еще и вся земля комками!
Курочкин: Ну ладно, брось придираться.
Оля: Что ты сказал?
Курочкин: Я говорю, что ты придираешься. И почему придираешься, я знаю.
Оля: А ну, говори!
Курочкин: А ну и скажу!
Оля: А ну, скажи!
Курочкин: И скажу!
Оля: Ну!
Курочкин: Ну. Да потому, что я жениться на тебе хотел, да расхотел.
Оля (смеется): Видали! Видали таких!
Курочкин: Это каких «таких»? Каких «таких»? Это оскорбление! Небось женился, так такой был бы!
Оля: Да ну тебя! Ну что теперь с этим участком делать! Чего расселся? Собирай людей! И чтобы на всем участке ни одного камушка и комочка не осталось! (толкает или бьет Курочкина).
Курочкин: Ты чего толкаешься? Чего толкаешься, говорю?
Оля: И чтоб вечером доложил мне по всей форме! (уходит)
Курочкин: И пойду! И сделаю!! И доложу!!! Тоже мне, начальство!
Уходит.

Явление 6.
Входят Галя и Люба, несущие мешки.

Люба: Стой! Устала. Перекур. Нет, ну ты скажи мне, почему одним все, а другим шиш с маслом, а!
Галя: Ты это про кого?
Люба: Да хоть про Ольгу. И ударник труда, и от мужиков отбою нет: то Максим, то Колька!
Галя: Да только Оле они без надобности.
Люба: Я и говорю, дура дурой! Ну, куда мы, бабы, без мужиков?
Галя: Скажешь тоже. Вон, всю войну, почитай, без них, и ничего, справились.
Люба: Точно! Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик! и это нормально?
Галя: А что делать…
Люба: Замуж выходить и жить на полную катушку, вот что! Чтоб и дом – полная чаша, и детей орава, и муж рядом работящий, да заботливый. Семья!
Галя: Замуж… Да за кого… У нас мужиков в колхозе…
Люба: Уж кто бы молчал, а! Вся в сестру! Или думаешь, никто не видит, как Сан Сергеич к тебе клинья подбивает!
Галя: Сан Сергеич… Скажешь тоже!
Люба: Да ладно, чего стесняешься! Мужик серьезный, видный, положительный. Опять-таки герой войны и агроном.
Галя: Будет тебе, просто я в городе на агрономических курсах учусь, а он мне по-соседски помогает.
Люба: Я и говорю, по-соседски. Клинья подбивает! (смеется)
Галя: Люба!
Люба: А что Люба? Что Люба! Я бы от такого не отказалась! Только ему не я, а ты нужна.
Галя: Так уж и нужна… Он со мной только про посевную, да агротехнику и говорит.
Люба: Так-так-так… А про сеялки новые говорил? Про новые урожаи?
Галя: Говорил…
Люба: Ой!!! Везучая ты, Галька! Дура-дурой, а везучая! И почему мужики таких любят?
Галя: Да так… и не верится как-то…
Люба: Есть верный способ проверить. Ромашка!
Галя: Ну ладно, смеяться-то.
Люба: Не знаешь – не говори, а дело верное, еще никто не ошибался. Давай ромашку!
Галя: Любит, не любит, любит, не любит, любит, не любит… Любит…
Люба: Что я говорила! А ты?!
Галя: Дура-дурой!
Люба: Точно!

Явление 7.
Курочкин, Галя, Люба, Оля, Сторожиха, девушки.
Входит Курочкин с гармонистом и колхозницами.

Курочкин: Привет красавицам от передовиков! Чего тоскуем?
Федя: (замечает ромашку) А… Любит – не любит!
Курочкин: Ну, от этого дела лекарство одно… Федя, давай!
Песня-танец «Ты скажи мне, парень молодой».
Курочкин ухаживает за Олей.
Под конец песни появляется Сторожиха.

Люба: Ты скажи мне, парень молодой,
Что ты ходишь целый день за мной?
Может, заблудился,
От людей отбился,
Не найдешь дороженьку домой?

Курочкин: Так скажу, красавица, тебе,
Сам не знаю, в час какой и где,
Я в тебя влюбился,
Сна совсем лишился,
Ты теперь одна в моей судьбе.

Галя: Ты скажи мне, парень молодой,
От чего поник ты головой?
Почему ты скучный,
Все ль благополучно,
Почему ты взгляд отводишь свой?

Курочкин: Так тебе, красавица, скажу,
Места я себе не нахожу,
Ты же промолчала,
Слова не сказала,
Вот теперь я грустный и хожу.

Сторожиха: Так скажу я, парень молодой,
Для меня ты самый дорогой,
Долго я молчала,
Чувства проверяла,
И готова век прожить с тобой.

Оля: Хорошо поешь, Коля!
Курочкин: Стараюсь, товарищ бригадир!
Оля: Тогда Николай, ответь мне на один вопрос.
Курочкин: Личный?
Оля: Очень! Ответь мне лично, что с полем? Ты мне еще утром доложить собирался. А? Чем песни петь, шел бы работать!
Оля уходит.


Явление 8.
Курочкин раздосадован. Девушки смеются над ним.

Курочкин: Ну чего, чего зубы скалите? А ну брысь отсюда, пока не зашиб! (Девушки разбегаются. Уходит и Федя. Сторожихе) А ты чего смеешься?
Сторожиха: Зашибет он! Тоже мне, убивец выискалси! Ты сперва с одной сладь, а потом и за всех берись!
Курочкин: Вот откуда, откуда ты такая умная взялась?
Сторожиха: А я со станции иду.
Курочкин: Зачем?
Сторожиха: Гвозди продала. Купила батончик, сырку, колбаски… Чу-уточку в буфете выпила… И интересно… Иду я обратно, у меня чевойта в животе взыграло, я все, что купила, и приговорила, кошелка пустая вся…
Курочкин: Эх ты, Лукерья, интересно ты живешь. И часто ты этим промышляешь?
Сторожиха: Промышляю.
Курочкин: Ну и кто ты после этого? Тебе доверено это охранять, а ты!
Сторожиха: Эээх!!! Да если б ты знал, как я каюся! Вся душа… Вся душа… Изошла! Ты тока того, ты никому про это, молчок!
Курочкин: Как это молчок! Да я всем расскажу, как ты добро народное разворовываешь!
Сторожиха: Ты чего, Колечка, кто ворует? Ты откуда слова такие говоришь? Бог с тобой!
Курочкин: Конечно, воруешь! Вот пойду и расскажу!
Сторожиха: Да ты что! Да я тебе что хошь, я ж для тебя ничего не пожалею! Я тебе за это…
Курочкин: Да чего ты мне за это!
Сторожиха: А хучь чего! Хучь крупы, а хучь стройматерьялу… Гвоздей насыплю, хочешь? Гвозди хорошаи, остраи! Давай принесу?
Курочкин: Взятку? Мне!!! Да я тебе… Да я знаешь что… Да я тебя…
Сторожиха: Колечка! Милай! Не погуби!!!
Курочкин: А еще говорят, ты всякими травками да заговорами промышляешь, так?
Сторожиха: Ну и что с того? Это ты, Колечка, перебрал. За это в тюрьму не содют.
Курочкин: А при чем тут тюрьма?
Сторожиха: А при том, что я честная, и уликов у тебя супротив меня никаких. Я честно свой пост сторожу. А ежели председатель на складе стенку гнилую не делает и тама через нее все тащут, то я невиновная!
Курочкин: И почем у тебя сейчас гвозди воруют?
Сторожиха: А сороковку по гривеннику, сотку – по рублю, мне много не надо… Ты чего говоришь? Чего говоришь-то!? Запутал меня совсем!
Курочкин: Значит так. Либо ты мне травку приворотную, либо я тебя…
Сторожиха: А не надо меня, у меня травок на всю деревню хватит!
Курочкин: На всю мне ни к чему. Мне только на одну чтоб хватило. Только с гарантией, слышишь?
Сторожиха: Да на кого тебе надо?
Курочкин: На кого ж, на Ольгу.
Сторожиха: Ну дела! Да что вы все в нее вдарилися? Да была бы девка, а то вить глянуть не на что!
Курочкин: Но-но…
Сторожиха: Это я в том смысле, что одобряю, Колечка, одобряю. Пошли, что с тобой делать!
Музыка.

Явление 9.
Агроном, Галя.

Агроном: Это еще что! Вот пройдет еще несколько лет, и по полям нашим будут одни машины ходить!
Галя: Без людей?
Агроном: Ну, сперва-то с людьми, конечно, а потом и вовсе без людей. Мы ж в век техники и прогресса живем! Давно ли лучину жгли, да сохой пахали?! А теперь у нас и сеялки, и трактора! А урожаи какие стали!? Загляденье!
Галя: А для чего это все, Сан Сергеич?
Агроном: Как для чего, чтоб человек счастливым был!
Галя: Счастливым… Сан Сергеич, а какое оно, счастье?
Агроном: Счастье… Это штука хитрая. Порой живешь, думаешь, где оно, это счастье, когда придет? А проходит время и понимаешь, что вот тогда-то оно счастье и было.
Галя: Так как же его найти тогда, это счастье?
Агроном: В том-то и дело, что нельзя на месте сидеть и ждать, а действовать, за счастье свое бороться! А когда придет оно к тебе, не упускать!
Галя: Точно. Как Оля с Максимом. Оно пришло, а она сама его и … упустила…
Агроном: Да ладно, все у них еще образуется!
Галя: Да, только Оля первой просить прощения из гордости не идет, а Максим – из глупости.
Агроном: Какая же тут глупость?
Галя: А такая, что должен как мужчина помнить, что Оля - женщина, а потому понять, простить и первый шаг сделать, а он…
Агроном: А что он?
Галя: Да в том-то и дело, что ничего. Да все вы, мужики, такие.
Агроном: Какие такие?
Галя (крутит в руках ромашку или букет ромашек): Нерешительные. Кругом да около всё ножищами своими истопчите, а главный шаг сделать не решитесь.
Галя поет, на заднем плане танцуют колхозницы.

Выйду я утром на лужок,
Чтобы сорвать себе цветок.
На ромашке погадать,
Долго ли мне счастья ждать.
Выйду утром я на лужок.

Сбудется ли, не сбудется?
Влюбится ли, не влюбится?
Расскажи, ромашка, мне,
Что я видела во сне?
Скоро ли все сбудется?

Но не дает ответ цветок.
Вот и последний лепесток.
Ну а где ж найти его –
Милого хорошего?
Почему-то молчит цветок.

Агроном: (после паузы) Галя…
Галя: Да.
Агроном: Я давно собирался тебе сказать…
Галя: Что?
Агроном: Я давно хотел сказать тебе, что…
Галя: Что…
Агроном: Что … нужно больше времени учебе уделять. Хорошо, что ты на посевной помогаешь, но от тебя куда больше толку будет, если ты выучишься и сможешь по-научному к делу подойти. Мы ж в век техники и прогресса живем!
Галя: Знаете, Сан Сергеич, а я думаю, что у нас и правда очень скоро на полях машины без людей появятся.
Агроном: Это почему?
Галя: Да откуда им, людям, взяться будет, если мужики наши все время про счастье только рассуждают, вместо того, чтоб взять его в свои руки и не упускать! Эх…
Вручает ему ромашки и убегает.
Агроном: Галя… Галя!
Бежит за ней.
Музыка.


Явление 10.
Курочкин, Оля, затем Галя и Председатель.

Курочкин: Ольга Степанна, разрешите доложить: Ваше указание выполнено, поле - что перина пуховая! Ни одного камушка, ни комочка не осталось!
Оля: Да видела уже, молодец. Можешь же когда захочешь!
Курочкин: Ольга Степанна, разрешите угостить Вас.
Оля: Что это?
Курочкин: Лимонад-ситро! Уникально вкусная штука! Так сказать, в честь успешного окончания посевной. Из города привез! Специально для Вас…
Оля: Так уж и для меня!
Курочкин: Ну да! Я для человека если люблю могу что хошь достать! Я для своей любимой и не то еще могу!
Курочкин пытается поцеловать Олю, та уворачивается.
Появляется Галя.
Оля: Вот для своей любимой и старайся! А я лимонад не люблю, у меня от него в носу щекочет.
Галя: А у меня не щекочет. Чего добру пропадать, правда Коль?
Курочкин: А в щекотании весь смысл и есть, так что тебе не положено.
Входит председатель.
Председатель: Вот, правильно! У меня как раз щекочет! Давай сюда! Зажарился – ужас! Пить хочу! (выпивает) Хорош лимонад! Вот молодец, Колька! И чего ты к Ольге привязался? Такой парень! Был бы я бабой, сам бы на тебе женился! То есть это, замуж вышел. Хотя нет, не вышел бы. Больно шуму в голове у тебя много. Куда пошел? Давай лучше по настоящему налью, у меня есть. Хороший ты парень! Нравишься мне!
Курочкин: Я это… пить не буду…
Председатель: Со мной не будешь? С председателем?!
Курочкин: Так завтра на работу…
Председатель: Так вы же отсеялись! Аккурат завтра выходной. А пить, оно тоже умеючи надо! Чтоб не напиваться! Чуть-чуть оно как раз для здоровья полезно! А много даже воды не полезно! Лопнуть можно! Пей! Эх, Коля! Нравишься ты мне! А я тебе? А племянница моя? Любка, а!? Чем не невеста тебе! Ты б обратил внимание…
Курочкин: На кого?
Председатель: Как на кого? Да на нее! Не на меня же!
Курочкин: На Любу?
Председатель: Ну да!
Курочкин: А чего, девка хорошая! Давно мне нравится!
Председатель: Да и ты ей! Вижу, что нравишься! Я ж ей после войны за отца и за мать остался, так что должен о ней позаботиться. А вы с ней похожи. Оба шубутные, оба петь да плясать горазды, да и в работе другим не уступите. Ну что, женишься?
Курочкин: Женюсь!
Председатель: Дай я тебя поцелую!
Курочкин: Но-но-но!
Председатель: По-родственному!
Курочкин: Вот благословлять будете, тогда и поцелуете.
Занавес. Музыка.

На авансцену (а может и в зал) выбегает Сторожиха, за ней с ее ружьем гонится Курочкин. Сторожиха голосит: «Поможите! Люди добрые! Убивают! Колечка! За что! Невиновная я!».
Курочкин: «Стой! Стой, зараза! Доберусь я до тебя!»






















КАРТИНА III.

Та же сельская улица.
Мешки с зерном исчезли, на их месте появилось сено.
Кусты зазеленели.

Явление 1.
Председатель, Агроном.

Председатель: Вот, Сан Сергеич, объезжал сегодня наши хлеба. Хороши! Дружно взошли! А, кажется, только недавно сеяли! Как думаешь, чья бригада больше даст, Максима или Ольги?
Агроном: Не будем загадывать.
Председатель: Дипломат! Ты бы такой находчивый не только в работе был! А то, гляжу я, Ольга все агрономию с тобой изучает, вместо того, чтобы с Максимом быть. Может это и не мое дело, но дождешься, приревнует он тебя к ней.
Агроном: Скажете тоже, Семен Иваныч! Я им сколько говорил, а они… Оба упертые, как… Если меня к кому и ревновать, то не к Ольге, а к Гале, а она Максиму без надобности. Все, давай закончим этот разговор раз и навсегда.
Председатель: А чего ты на меня кричишь? Что кричишь? Хоть ты фронтовик, весь в наградах, а я тебя в два раза старше и опытней. А ты чего с Галей тянешь? Тоже такая бы пара была! Ты – агроном, она – будущий агроном. Да вы бы вместе такой урожай нашему колхозу дали! Эх… И ты, и Максим, оба канитель тянете!
Агроном: Семен Иваныч, по-хорошему тебя прошу!
Председатель: А что ты просишь? Что просишь? Герои все! Хозяева! А с девками совладать не можете. Учитесь у Курочкина!
Агроном: Ну, у этого мне учиться нечему.
Председатель: Ты со мной спорить будешь? А ну, пошли.
Агроном: Куда?
Председатель: Уму-разуму учить буду.
Уходят.

Явление 2.
Курочкин, Люба, Федор.
Курочкин: Сядем?
Люба: Можно.
Курочкин: Эх, Любаша! Душа моя сейчас… она вроде баяна: то сожмет, а то – отпустит. И гудят во мне чувства, как провода высокого давления.
Люба: Коля, а отчего, когда ты песни поешь или танцуешь, так и умным кажешься, и красивым, и даже блондином. А как заговоришь… Чего-то уже не хватает.
Курочкин: Так… Федя, покури.
Люба: Ты спой лучше!
Курочкин: Федя, отбой! Давай!

Много мною песен было спето,
Столько же, наверное, спою.
Песен много разных, но вот эту
Сочинил я сам про жизнь свою.

Как тебя не вижу, так страдаю.
Погляжу, потом страдаю вновь.
Вся душа полна тобой до краю.
Вот какая пылкая любовь!

Курочкин: А вопрос задать можно?
Люба: Глупый – нельзя.
Курочкин: Тебе вообще какой-нибудь парень нравится?
Люба: Нет.
Курочкин: Интересно! Ну, когда-то он тебе же понравится!
Люба: Факт!
Курочкин: А какой?
Люба: А такой, который меня стоит!
Курочкин: А что это ты себя так высоко ценишь?
Люба: А что же мне себя низко ценить? Плоха я разве? Будь спокоен, цену себе знаю! А то как получил от ворот поворот, так, думаешь, любая за тебя пойдет? А получается, что Света не светит, Маша не машет, Люба не любит, а Катя не катит…
Курочкин: Базарный разговор.
Люба: Да не базарный. Мне нужно, чтобы я своим парнем гордилась.

Федор начинает играть кадриль.
Во время дальнейшего диалога герои пританцовывают.

Курочкин: Раз.
Люба: Раз. Авторитетный чтобы был для всех – два. Культурный – три, симпатичный…
Курочкин: Это четыре.
Люба: Это - четыре и пять. Ты считай, не сбивайся. Здоровый – шесть, хорошо чтоб зарабатывал – семь, певун – восемь, плясун – девять...
Курочкин: Стоп, стоп! Любаша! Так ведь это мой точный портрет! Певун, плясун, симпатичный, красивый!
Люба: Ты красивый? Держите меня!
Курочкин: Да за мной сама Ольга, бригадирша наша гонялась как кошка за мышом!
Люба: Ольга? Гонялась? Ладно врать!
Музыка смолкает.

Явление 3.
Курочкин, Люба, Федор, Сторожиха.

Сторожиха: Чего ты сказал, поганец? Кто это за тобой гонялся? Чего ты врешь? Да ты сам за ней носисься! Ах ты рыжик трухлявый! Я тебе за такое вранье сейчас как (целится в Курочкина из ружья).
Курочкин: Эй! Эй! Ты чего?!
Люба: Не стреляй! Не стреляй!
Сторожиха: Я тебе сейчас дам мелкой дробью из обеих стволов!
Курочкин: Да ты что!
Сторожиха: Смотри у меня! Эх, Коля! До чего ты дойдешь по этой дорожке!
Курочкин: По какой - по этой?
Сторожиха: По этой самой, по шалопутной.
Курочкин: Что же, я, по-твоему, никуда не гожусь? Что же, и пою я ни к черту?
Сторожиха: Поешь ты знаменито! Только тебе не в колхозе быть, а в этой… Как ее… Ну, откуда к нам артисты приезжали…
Люба: Из филармонии.
Сторожиха: Как-как?
Курочкин: Из филармонии.
Сторожиха: Точно! Из фи-рал-монии.
Курочкин: Эх ты, деревня!
Сторожиха: Эх ты, грубиян! А еще активист! Фиралмония! Тьфу! (уходит).
Курочкин: Ты учи кого-нибудь другого, а я и сам разберусь.

Уходя, поет без музыкальной фонограммы.

Как тебя не вижу, так страдаю.
Погляжу, потом страдаю вновь.
Вся душа полна тобой до краю.
Вот какая пылкая любовь!

Все уходят.


Явление 4.

Музыка.
Выходит Максим. Слышит смех Оли,
прячется и наблюдает за Олей и Агрономом из укрытия.

Оля: Это еще что! Я и не такое сочинить могу! С детства такая фантазерка! Это плохо?
Агроном: Фантазии – это хорошо. Без них никакого прогресса не было бы.
Оля: И я так думаю! Получается у нас родственные души! А вот Максим, он не такой. Он привык все по команде и чтобы никаких фантазий, все четко. Он главный и все тут, ни на секунду никого замечать не хочет, ни на волосок.
Агроном: Напрасно ты о нем так думаешь.
Оля: Да нет. Знаю я его и не люблю таких.
Агроном: Ну-ну-ну…
Оля: Да честное слово! Не люблю и все тут!

Вечерком чьи-то песни звучат,
Так звонки голоса, голоса у девчат.
Заиграл баян, где-то за рекой
О далеком счастье, о любви земной.

Наш поселок уснул в тишине.
От чего ты не спишь, да не спится и мне.
И всего лишь шаг сделать нам с тобой
От хорошей дружбы до любви большой.


Явление 5.
Вбегает Курочкин.

Курочкин: Ольга Степановна! Оля! Из района позвонили! … Заморозок! Заморозок идет!
Оля: Заморозок! Когда?
Курочкин: Нынче ночью.
Агроном: Сегодня ночью?!
Оля: Сегодня?
Курочкин: Ну да. Сан Сергеич, мой участок, он же совсем зеленый, он же погибнет! Что же делать?.. Оля?..
Агроном: Вот он, наш климат.
Оля: Надо спасать участок, все же пропадет!
Курочкин: Что же делать?
Агроном: Дымом прикрыть, только дымом. Костры ночью жечь будем.
Курочкин: Не осилим одни, нашей бригады мало будет.
Оля: Должны осилить, значит осилим. Я у Максима помощи просить не пойду.
Курочкин: Да я сам его попрошу!
Агроном: Беги скорей! Вот так, вот и все. Чего встала? Бригаду созывай. Ветки собирайте, торф, бурьян, все в дело пойдет! Вот он когда откликнулся, рекорд твой глупый. Артист! Ээх!

Гаснет свет. В полумраке суетятся люди, крики:
«Зажигай! Куда ветки? Суда тащи! Быстрей! Костры (на экране?)
Под шумок ставят стол и накрывают красной материей.


Явление 6.
Загорается свет. Идет собрание.
Председатель, Агроном, Оля, Курочкин, Максим, Сторожиха.

Председатель: Ты хоть понимаешь, что из-за глупости твоей сделаться могло? Ведь этот заморозок все поле погубить мог!
Агроном: Да не казни ты его, Семен Иваныч. Все он понял. Больше всех ночью старался.
Председатель: Еще бы он и не старался!
Оля: Николай, впредь смотри, без моего ведома…
Курочкин: Честное слово! Я ж как лучше хотел, а тут… Этот случай, он мне жизнь перевернул! Честно!
Председатель: Ну вот и славно. А ты, Максим, что скажешь?
Максим: Ясно, конечно, что хотел Курочкин как лучше. Вот только в моей бригаде такой случай произойти никак не мог. У меня насчет дисциплины строго.
Оля: А насчет агротехники?
Максим: Вы же сами знаете, на козе хромой пашем.
Оля: Да причем здесь коза!
Максим: Теперь уже и ни при чем, значит?
Председатель: Все-все-все! Нам только военных действий не хватало! На этом собрание закончено. По домам, вояки!
Сторожиха: Нет, не по домам. А как же стенка?
Председатель: Какая?
Сторожиха: Какая-какая, гнилая! Ты глаз не отводи! Раз председатель, то должён меня стенкой обеспечить! То есть склад. А то ж у меня тама ценности! Матерьяльные! Их же прут! Ведь кажнай божий день прут! Как корова языком! Только за последнюю неделю фуфайка женская актикул 367-бис – 1 штука, хомуты большие, новые – 2 штуки, топор большой, новый – 2 штуки, гвоздей и прочих железок – без счету на сумму 37 рублей 64 копейки в доход государства. Стой… Чегой-то забыла. Погоди. (роется и достает записку) За последнюю неделю… Фуфайка актикул 367-бис – это я помню, топор - Семеновне отдала избу править, ей же гвоздей и… хомут один Петровне, один Лукичу продала…
Оля: Так ты Лукичу даже ружье свое продать пыталась. А фуфайка бис, она ж на тебе.
Сторожиха: Да что ж это! Люди! Не верьте! Да фуфайку я в райцентре на базаре брала! А ружье Лукич вообще брать отказался, потому как тюрьмы боится.
Агроном: А ты тюрьмы не боишься?
Сторожиха: Да чего говоришь, чего говоришь-то! Я… да я… Да у Вас никаких уликов супротив меня нету! Вот!
Председатель: В том-то все и дело. Значит так. Стенку я тебе поправлю. Но после этого если хоть одна пропажа на складе обнаружится… Слышишь?
Сторожиха: Слышу.
Председатель: Слышишь, Лукерья?
Сторожиха: Да слышу я, аспид!
Председатель: Точно слышишь?
Сторожиха: Да чего ты, слышу я! Все слышу!
Председатель: Тогда на этом собрание закончено. По домам!

Оля и другие расходятся.


Явление 7.
Максим, Агроном

Максим: Александр Сергеевич, можно тебя на одно слово? Вот что… Хочу я у тебя кое что спросить. Как у друга. Можно?
Агроном: Пожалуйста!
Максим: Тогда ответь, когда ваша свадьба?
Агроном: Чья свадьба?
Максим: Твоя и Ольги.
Агроном: Моя и Ольги свадьба? Ха-ха-ха! Ну и дурак же я! Ты меня, оказывается, ревнуешь, и давно, как видно! А я и не замечаю! Ну, Максим, отдаю должное твоей выдержке! Молодец!
Максим: Ты знаешь что, словами не прикрывайся! Если любишь, то так и скажи, прямо!
Агроном: Ну, люблю.
Максим: Ну и … точка…
Агроном: Постой! А кого я люблю, тебя и не интересует?
Максим: Как это кого?
Агроном: Что же, по-твоему, кроме Ольги никого и любить невозможно?
Максим: Что ты хочешь сказать?
Агроном: А то, что мне твоя Ольга так же нужна, как тебе моя Галя.
Агроном поет, на заднем плане танцуют колхозницы.

Много звезд нам в ночи загорается,
Только мне не хватает одной,
Той, с которой легко мне мечтается,
Самой яркой, и мне дорогой.
Хоть большие до звезд расстояния,
Я увидел тебя наяву.
Не боюсь я теперь расставания,
Для тебя жизнь свою проживу.
Ты гори, моя звездочка ясная,
Никогда не погаснет твой свет,
Ты такая же будешь прекрасная
Через много безоблачных лет.

Максим: Так ты Галю любишь!
Агроном: Заставил! Выудил тайну! Только ты пока никому, ладно? Может оно все еще и развеется как облачко, но чувствую, что в этой дивчине моя судьба!
Максим: Ой, какой же я дурень! Сашка, какой же я дурень!
Агроном: Так что же ты меня бьешь! Раз ты дурень, тебя и бить надо! Ревновать вздумал!
Начинается шуточная борьба.


Явление 8.
Максим, Агроном, Оля.

Максим: Попался!
Агроном: Ревновать вздумал! Ревновать! (видит Ольгу, наигранно) Убью подлеца!
Оля: Сан Сергеич, за что Вы его! Пустите! Не смейте!
Агроном: Убью, негодяя!
Ольга бьет Агронома, тот отскакивает от Максима.
Агроном: Вот это да! Вот это чувства! Товарищи дорогие! Пожалейте меня, если и вправду так любите! Освободите от этой адской нагрузки!
Максим: Какой нагрузки?
Агроном: Мирить вас! Изнемогаю, честное слово! Миритесь уже! Я настаиваю!
Оля и Максим подходят друг к другу.
Максим: Оля… Ну что, мир?
Оля: Мир.
Максим: Мир?
Оля: Мир! Мир! (смеется)
Агроном: Наконец-то! Вот и славно! Вот и хорошо!
Максим: Я же говорил…
Оля: Что ты говорил? А чему ты радуешься? Раз мой Курочкин опростоволосился, то ты лучший бригадир, а мне позор? Без тебя я, значит, ничего не могу? Счастливо оставаться! За помощь еще раз благодарю! (убегает)
Максим: Оля! Оля!
Агроном: Оля!
Максим: Нет, на такой сумасшедшей, и правда, жениться нельзя! Оля! Ольга! (бежит за ней)
Агроном: А не так это оказывается просто - жениться. Надо будет учесть…
Уходит.


Явление 9.

Музыка.
Сторожиха, Галя.
Колхозники накрывают свадебный стол.

Сторожиха: Ага, вот тута стол и ставьте. Да тише вы! Задавили совсем, басурманы! Бутылки, бутылки мне не разбейте! И вилкав, смотри, вилкав чтоб всем хватило!
Галя: Лукерья, ты тут прямо как своей свадьбой распоряжаешься!
Сторожиха: А как же! Так все ж с моей же легкой руки и образумилось! Кто Оле свадьбу нагадал? Лукерья нагадала! А говоришь, бесполезный я человек! Говоришь, картам верить нельзя! (переключается на носящих еду колхозников) Да куда ты на один край все сваливаешь! Туда неси!
Галя: Ты бы хоть сегодня со своим ружьем рассталась! Праздник все-таки!
Сторожиха: А у меня служба такая, что праздник – не праздник, а всегда на посту! Я ж склад сторожу! А тама ценности! Эти, как их… Матерьяльные! Беда, да и только!
Галя: Почему беда?
Сторожиха: Да председатель на складе стенку сделал, ну ту, гнилую, через которую все тащили… Так что таперича пропажи со склада прекратилися! Наотрез! Вот такая я несчастная. (Галя смеется) Ну, ничего, ничего. Речка близко, буду за водой ходить.
Галя: А за водой зачем?
Сторожиха: Как зачем? Стенку поливать буду. Кажнай божий день! Вот те крест! Разов по пять! Да больше! По … по … по шесть!
Галя: Да зачем? Чтоб росла?
Сторожиха: Чтоб гнила! Меня новой стенкой не возьмешь! Вот так… Ой… Что это я… А молодые-то скоро?
Галя: Молодые расписываются, ждем.
Сторожиха: Да сколько им расписываться можно! Они ж когда уехали!
Галя: Должно, скоро будут!
Сторожиха: Так чего ж мы тута ждем? Пошли встречать! Пошли!
Все уходят.


Явление 10.
Входят счастливые Максим и Оля.

Оля: А где все? Странно, стол накрыт и никого…
Максим: Главное, что мы с тобой вместе. Кто тебе еще нужен?
Оля: Кроме тебя, никто.
Максим: На всю жизнь вместе?
Оля: Да, Максим!
Максим: Любишь?
Оля: Люблю!
Максим: Очень?
Оля: Очень!
Максим: А козу хромую, на которой моя бригада пашет, берешь обратно?
Оля: Беру!
Максим: А «я сама, я сама» берешь?
Оля: Нет, не беру.
Максим: Не берешь?
Оля: Тогда может зря расписались?
Максим: Решай сама.
Оля: (смеется) На всю жизнь вместе, да?
Максим: Да.
Оля: Любишь?
Максим: Люблю!
Оля: А очень?
Максим: Очень! Голубушка моя! Ласточка!
Оля: Говори еще!
Максим: Еще? Солнышко! … Больше не умею!
Смеются.




Явление 11.
Входят все колхозники.

Люба: Да вот же они! А ты все «оттуда приедут, оттуда».
Сторожиха: Так я ж думала…
Оля: А мы не приехали, мы решили напрямки, по полям нашим пройти!
Люба: Да какая разница! Семен Иваныч! Поздравляй!
Председатель: Эх… Благословляю, дети! Будьте счастливыми, здоровыми…
Сторожиха: И богатыми тоже!
Председатель: А богатства в нашем колхозе и для вас, и для детишек ваших хватит! Береги ее, Максим!
Максим: Я ее больше жизни любить буду!
Галя: Принимай, Максим, приданое коллективное! Полным весом за невестой даем! Помнишь наше обещание? 35 центнеров с гектара! Все потрудились! (протягивает каравай Максиму) Живите в радости и веселье, счастья вам обоим, да деток побольше!
Курочкин: Только характером посговорчивей.
Агроном: Ольга Степановна, невеста наша уважаемая! Мы за женихом тоже полным весом даем! И не только по обещанию, а на центнер больше! 41 центнер с гектара! Вот мы какие! Поздравляем! От радости к радости идти вам обоим в радости и любви!
Сторожиха: Аминь!
Председатель: Это еще что? А, ну! Три-четыре!
Общий крик «По-здра-вля-ем!»
Председатель: Ну а теперь, горько!
Все подхватывают: «Горько! Горько!»
Сторожиха: (плачет) Жалка то как!
Председатель: Ты что, Лукерья? Чего жалко?
Сторожиха: Жалко, что свадьбы редко играют, страсть как люблю, когда целуются!
Оля: А, по-моему, у нас в колхозе еще свадьба намечается…
Максим: И не одна!
Председатель: Наконец-то! Неужто решились?
Галя (берет Агронома под руку): Решились, Семен Иваныч.
Курочкин: А я пока не знаю, решились или нет. Мне ответа не дали.
Люба: Эх, считай, что дали.
Курочкин: Согласна?
Люба: Что ж я, дура-дурой? Конечно, согласна!
Председатель: Ну, наконец! А вот теперь дай я тебя поцелую!
Курочкин: Но-но-но! Сегодня другую свадьбу играем! Песня по желанию невесты!
Оля: Коля, давай мою любимую.
Курочкин: Федор, давай!

Песня. Хоровод.

Вечерком чьи-то песни звучат,
Так звонки голоса, голоса у девчат.
Заиграл баян, где-то за рекой
О далеком счастье, о любви земной.

Наш поселок уснул в тишине.
От чего ты не спишь, да не спится и мне.
И всего лишь шаг сделать нам с тобой
От хорошей дружбы до любви большой.

Ветер в поле колышет хлеба.
Вместе быть навсегда, - это наша судьба.
Будет полной жизнь, как река весной,
От сердечной дружбы, от любви большой.

Над лугами туманы легли.
Друг для друга слова подобрать мы смогли.
Но без всяких слов скажут все глаза,
О любви и дружбе, что у нас в сердцах.

Догорает на зорьке звезда.
Но любовь не пройдет, не пройдет никогда.
И вдвоем с тобой мы споем не раз
О любви и счастье, что связали нас.



Занавес.




Автор Мусаев Рагим Гашамович (О'Мур)
300062, г. Тула, ул. Максимовского, д. 10, кв. 158.
E-mail: ragim71@yandex.ru
Страница театра: http://teatr.bogoroditsk.ru