Капитан Свиридов

Михаил Кречмар
Отделение милиции в посёлке Бычье Куйло помещалось в обычном двухквартирном бревенчатом доме. Одна часть его представляла собой собственно отделение, вторая была камерой предварительного заключения и складом всяких необходимых для северного полицейского участка вещей – снегоходов, лодочных моторов, вёсел, резиновых лодок, палаток, спальных мешков, рюкзаков, вьючных сумок, сапог, валенок, унтов, сетей, банок для икры и контейнеров для рыбы и мяса. На самом деле в юрисдикции обитателей этого домика находилась территория площадью с полноценную европейскую страну не последнего десятка – не какая-нибудь там Голландия или Албания, а полноценная Чехия или Австрия.

Проблема заключалась в том, что найти для этого домика постоянного обитателя было очень сложно. Распределённые в это, с какой стороны не глянь, глухое место выпускники той или иной школы милиции, с ужасом оглядевшись, или срывали с себя погоны, уходя всеми правдами и неправдами в отставку, или облагали местное население неслыханными поборами, дабы с помощью обильных подношений вышестоящему начальству обеспечить себе в кратчайшее время перевод в другое место. Как результат большую часть времени домик отделения вместе с КПЗ и складом стоял под замком, а правосудие осуществлял приезжающий в село пару раз в год по собственным охотничьим надобностям оперуполномоченный из районного центра капитан Свиридов.

В Бычьем Куйле мне надлежало дождаться вертолёта нашей компании, который летел бы с охотниками в местный районный центр, то есть предстояло провести дня три-четыре. Я остановился в гостинице при аэропорте – маленькой комнатке вообще безо всяких удобств, с одной кроватью с панцирной сеткой – и принялся систематизировать свои сведения по распространению животных по пути сплава. Однако уже скоро мне надоело складывать цифры в столбик, и я вышел на светский променад по посёлку – посетить три существующих в посёлке магазина, перекинуться несколькими словами с десятком знакомых людей,  да и просто пройтись пешком по тому, что напоминает улицу или дорогу, а не кочкарную поверхность тундры.

Тут-то я и увидел гостеприимно распахнутую дверь милицейского отделения. Я сопоставил сей значимый факт с началом осенней охоты и не колеблясь шагнул внутрь.

Старый пьяница, охотник и гроза всех местных гопников, бичей, алиментщиков, старателей-дикарей, поножовщиков, любителей отлупить свою жену или ещё какого ближнего, капитан Свиридов сидел за аккуратно застеленным газетой столом. Перед ним лежало разобранное ружьё ТОЗ-34, и он старательно вставлял в пазы боевые пружины. Дело это требовало полного сосредоточения, но капитан, как незабвенный Юлий Цезарь, старался успевать во всём и повсюду. Поэтому чуть поодаль на том же столе стояла бутылка водки, наполовину полная, и гранёный стакан – наполовину пустой. В углу же, ближнем к двери, на стуле сидел невысокий обтёрханный мужичок неопределённого возраста, от 45 до 65 лет, судя по его смиренному виду и испуганным глазам – явный злоумышленник.

- Вот ты посмотри, Андрей Викторович, - Свиридов только поднял от механизма ружья глаза, «обутые» в тонкие, по-городскому хрупкие линзы. Его лицо, широкое, мясистое, похожее на плохо прожаренную котлету, было смуглым и как бы потрескавшимся от солнца, ветра, дождя и снега, а голова - равномерно покрыта щетиной примерно одинаковой густоты и интенсивности – сверху и снизу. Так капитан Свиридов стригся и брился.

 – Вот ты посмотри, – и он ткнул какой-то пружинкой в сторону притаившегося на стуле мужичка. – Видел ли ты когда-нибудь более никчёмного хмыря?

Я дипломатично промолчал.

- Вот, – продолжил Свиридов, снова опуская глаза к механизму и аккуратно вставляя пружинку на место. – И я не видел. Можешь себе представить, поехал ночью на лошади бензин воровать! Полный идиот.

Не дождавшись поддержки с моей стороны, он продолжал:
- Мало того, что здесь на деревне лошадь всего одна – на его ферме, - тут я узнал мужичка. Звали его Вася Суржик, после 1991 года он приватизировал отделение местного совхоза с двадцатью коровами и парой лошадей и крутился с этим всем хозяйством как мог. Впрочем, не очень успешно. - Так он на ней поехал на нефтебазу посреди ночи, в три часа. Книг про разведчиков начитался, балбес? – Свиридов решительным движением плеснул в стакан на три пальца водки и протянул мне. – Будешь?

Я послушно выпил.

- Типа все разведчики на дело идут после двух часов ночи, ближе к утру. Тогда вроде как спят часовые. Ну не кретин ли? – сочувственно покачал Свиридов головой, выражая крайнее недоумение Васькиным скудоумием. – Это часовые, конечно, спят. Потому что им делать больше нечего. А в деревне полно народу, который не спит. С ****ок идёт, к примеру. И сразу думать начинает: а куда это Васька Суржик две бочки на санях везёт ночью? Ворует ведь небось? И раз – сигнал в органы.

Свиридов снова налил полстакана водки и влил его в себя недрогнувшей рукой.

- Ну вот. Идёт некто с ****ок. И видит: некто на лошади две бочки везёт. Ночью. Он сразу – рраз – и сигнал в органы. Ну кто так ворует, а? - сокрушённо заметил он.

- Ты если воруй, - продолжал капитан ковыряться в механизме ружья, - то делай это в открытую. Днём. Ближе к обеду лучше. Или после него: на деревне в это время все пьяные. И не на лошади, а на тракторе. Их в посёлке всё равно двадцать штук. Никто и не запомнит, Суржик то был или кто ещё. Просто скажут – приезжал мужик на тракторе. А если на лошади приезжал, то сразу скажут – Суржик. И не тайком грузить надо, а в открытую. Мол, так положено! Кем положено – сами разбирайтесь! Учить и учить вас, идиотов! Ну что, скотина, будешь ещё так делать? – Свиридов грозно оборотился на Василия.

- Не-нет!

- Что не будешь делать? Воровать?

-  Аг-га!

- Вот же скотина непонятливая, - добродушно обернулся ко мне капитан. – Я ему про Фому, а он – про Ерёму. Я ему – воруй с умом, а он мне – не буду! Это что ж тогда у нас в стране будет, если воровать перестанут? Нет, ты воруй, воруй много, богатей – тебе будет народный почёт, уважение, власть, в Госдуму выберут, поселишься в Москве с видом на Кремль. А то и в нём самом. Мне зарплату платить будешь. А так – какой из тебя вор? Пустяк и тьфу!

Капитан встал из-за стола. Сплюнул с презрением.

- Андрюха, ну что с ним делать? – неожиданно повернулся он ко мне.
Оказаться в роли судьи, да ещё по такому двусмысленному делу, мне совсем не улыбалось.
Но этого и не потребовалось.

- Бочки я, конечно, твои забираю, - задумчиво сказал Свиридов, барабаня пальцами по столу. – С бензином вместе, раз уж ты его не поленился налить. Как вещественные доказательства. Мне тоже на охоту надо. Чего бы ещё забрать у тебя? Нечего, да? Ну, в общем, пошёл вон. Главное, мою науку помни.

Мужичок дематериализовался.

- Ведь ничему не научится, скотина, - прочувствованно сказал капитан и снова сел за свой конструктор из курков, осей и пружин.