Трагедия Невского экспресса

Олег Хлобустов
   Поздно вечером 27 ноября 2009 г. я случайно увидел первый экстренный выпуск новостей с сообщением о крушении «Невского экспресса».
   Разумеется, у большинства первых слушателей сразу же зародилось подозрение о диверсии как причине этой катастрофы.
   И оснований для этого имеется немало. Скажем честно: на сегодняшний день имеются несколько субъектов, вполне способных осуществить подобную диверсионно-террористическую акцию. (Помимо «чеченских НВФ», это могут быть и «фашисты» - широчайший конгломерат различных политических ориентаций, насчитывающий не одну тысячу последователей по стране, и даже «антифа», в действительности также являющийся конгломератом от анархистов до либералов. Существуют, разумеется, и иные субъекты, находящиеся не только в Европе, но и в Турции, весьма заинтересованные в дестабилизации обстановки в России – не буду называть их поименно, дабы потом не пришлось доказывать свою невиновность в «клевете»).
   И, возможно, самое страшное, это то, что подобное преступление воспринимается как вполне ожидаемое: порог шоковой реакции на подобные преступления перейден, произошло привыкание к опасностям и угрозам окружающего мира.
   В Памятке по антитеррористическому поведению, распространенной Антитеррористической комиссией Москвы, говорится:
   «… Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями. Наша любимая столица более десятка раз становилась объектом атак террористов….».
   А кто виноват в происходящем?
   Без сомнения, многие тут же назовут «власти, спецслужбы, военных, милицию и еще черт знает кого!
   А вот если бы только заглянули в закон Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. и прочитали бы там о принципе взаимной ответственности  личности, общества и государства за обеспечение безопасности, то, наверное, были бы безгранично удивлены этой, в общем-то, абсолютно справедливой и оправданной постановкой вопроса.
   А услышав о требовании соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства,  вообще впали бы в прострацию!
   Между тем понятно, что борьбу с терроризмом должны вести спецслужбы, а вот победить, точнее – изжить терроризм может только само общество!
   Буквально за 3 дня до трагедии, 24 ноября 2009 г. Сайт Чекист.Ру, представляя Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, писал:
   «Этот документ продолжает совершенствование системы противодействия терроризму в нашей стране, созданной после принятия в марте 2006 г. федерального закона «О противодействии терроризму», Национального Антитеррористического комитета (НАК) и региональных Антитеррористических комиссий (РАК) в субъектах Российской Федерации (Положение об Антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации) Именно последним, как известно, возглавляемым главами субъектов Федерации, а равно и тем органам государственной власти, что входят в НАК и РАК, в первую очередь и предназначен этот документ.
    Следует отметить, что 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла в форме резолюции Глобальную контртеррористическую стратегию, а также План  действий.В последнем, в частности, члены ООН призывались:
    - последовательно, безоговорочно и решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, совершаемый кем бы, где бы то и с какой бы то ни было целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности;
    - принять незамедлительные меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним во всех его формах и проявлениях, в частности,
        I. Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма;
        II. Меры по предотвращению терроризма  и борьбе с ним;
        III. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации  Объединенных Наций.
         Последняя группа мер предполагает и сотрудничество участников международного сообщества с Контртеррористическим Комитетом Совета безопасности ООН (КТК, см.: http://www.un.org/russian/sc/ctc/).
         Также, на наш взгляд, особого внимания, в виду стремительного распространения в нашей стране всемирной компьютерной сети, заслуживают следующие предложения этого плана:
         12. сотрудничать с Организацией Объединенных Наций при должном соблюдении принципов конфиденциальности, уважения прав человека и других обязательств, налагаемых нормами международного права, для изучения путей и средств:
    а) координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях в сети Интернет;
     b) использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах.
          Так что здесь определяется целое самостоятельное направление противодействия терроризму.
           В целом же, можно сказать, что Российская Федерация, опираясь на практические рекомендации мирового сообщества, собственные силы и средства, отечественный и зарубежный опыт противодействия терроризму, идет по пути совершенствования системы предупреждения и искоренения терроризма и экстремизма» (http://www.chekist.ru/article/2909).


«Память о сотнях погибших, - продолжает Памятка по антитеррористическому поведению, - боль и страдания тысяч раненных и покалеченных, печаль и скорбь родственников взывают к тому, что все мы должны сделать все необходимое, чтобы не повторились Дубровка, Автозаводская, Рижская, Пушкинская и другие всем нам известные трагические события.
Для эффективной борьбы с терроризмом в нее должны включаться не только спецслужбы и органы государственной власти, но и все общество. Этому учит опыт стран, много лет ведущих борьбу с боевиками и экстремистами. И нам следует как можно скорее перейти от состояния невежества или паники к осознанию того, что принимать меры по предупреждению и пресечению деятельности террористов – это неизбежная каждодневная необходимость»*.

В августе этого года международный канал Euronews предложил зрителям вопрос: можно ли победить современный терроризм?
Утвердительно «да» на него ответил 51% респондентов, приявших участие в интерактивном голосовании.
На аналогичный же вопрос интервьюеров ВЦИОМа в России утвердительно ответили только 25 опрошенных.
В то же мнение, только 37% респондентов высказывали сомнения, что наши власти способны защитить население (правда, в 2008 г. их доля составляла 25% от общего числа ответов).
30% опрошенных в августе 2009 г. считали, что за прошедший год ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась, причем только 4% из них полагали, что она улучшилась существенным образом.
Те, кто считал, что ситуация в сфере борьбы с терроризмом в последние годы улучшилась, связывали эти изменения с:
- повышением эффективности деятельности спецслужб – 21%;
- правильной политикой правительства – 19% (против 5-7% респондентов, придерживавшихся этого мнения в 2006 – 2008 гг.).
По мнению наших сограждан, повышению результативности и эффективности борьбы с терроризмом могли бы способствовать:
- ужесточение антитеррористического законодательства  – 7% ответов;
- улучшение работы спецслужб                – 5%;
- повышение уровня жизни                – 5%;
- повышение бдительности населения                – 4%;
- искоренение коррупции в силовых структурах                – 3%;
- урегулирование миграционных процессов                – 3%;
- объединение усилий властей, спецслужб и населения      – 2%.
И если 52% опрошенных считали, что обеспечение безопасности и борьба с терроризмом – дело властей, а не населения, то им оппонировали 42% опрошенных, убежденных в том, что граждане также должны принимать участие в решении этой проблемы.




* Москвичам о правилах антитеррористического поведения. Антитеррористическая комиссия г. Москвы. (Тираж 3 000 000 экз.).