Шедевры Фаберже. Капитал или искусство?

Койфман Валерий
К открытию в Баден-Бадене Музея коллекции Карла Фаберже.

Новость, ставшая без преувеличения мировой сенсацией: 9 мая 2009 года в Баден-Бадене открылся единственный в мире Музей Фаберже. Главная интрига происшедшего заключается в том, что этот музей должен был открыться в Москве, а открылся в элитном немецком городе-курорте.

Музей создан по инициативе и на средства российского миллиардера Александра Иванова, который, по его собственным словам, отказался от идеи построить музей в России «из-за слишком высокой стоимости строительства и засилья бюрократии».
Немецкий Баден-Баден был выбран, учитывая близость города к Франции (до Страсбурга - 40 км) и популярность курорта среди богатых людей и, в частности, среди россиян. Музей расположился на элегантной Sophienstrasse в добротном здании XIX века.

Говорят, что перестройка здания и обустройство музея обошлись господину Иванову в 23 млн. долларов. Сейчас 4-х этажное здание Музея коллекции Фаберже с пуленепробиваемыми окнами, многочисленными видеокамерами, сенсорами и датчиками готово надежно охранять шедевры и демонстрировать их посетителям, которых, по оценкам создателей музея, ежегодно будет около 200 тысяч. Входной билет стоит немало – 12 евро. Билет же является и сувениром на память, он выполнен со многими  степенями защиты в виде банкноты на бумаге с водяными знаками (на нем сложные орнаменты, корона, лев, петушок на яйце, седовласый Карл Фаберже).

Обер-бургомистр Баден-Бадена Вольфганг Герстнер заявил на открытии Музея Фаберже: «Мы горды тем, что этот музей станет еще одной достопримечательностью нашего города. Тот факт, что он открывается именно 9 мая, мы считаем символом мира и наведения мостов. Открытие музея в экономически непростое время подчеркивает, что в наших дружеских связях несмотря ни на что постоянно открываются новые страницы».

Знаменитый ювелирный дом Фаберже был основан в Санкт-Петербурге в 1842 году, а первым главой его стал Густав Фаберже (Gustav Faberg;), скромный ювелир. Он был родом из гугенотов, французских протестантов-кальвинистов, которые, спасаясь от репрессий на религиозной почве, расселились по всей Европе, включая Россию.
Старший сын Густава, Петер Карл (Peter Carl Faberg;), родившийся уже в Петербурге, установил деловые связи с императорским двором, и с 1885 по 1917 год фирма была официальным поставщиком семьи Романовых, превратившись в крупнейшую ювелирную компанию Российской империи. Известно о 220 тысячах изделий этой марки. Штаб-квартира Фаберже с великолепными демонстрационными залами находилась в Петербурге на Большой Морской, 24. Этот дом - памятник архитектуры уцелел до наших времён.

В 1913 году Карл Фаберже создал серию ювелирных изделий, посвященную 300-летию правления дома Романовых. Особую популярность приобрели уникальные пасхальные яйца с хранящимися внутри них драгоценными сюрпризами (живописными миниатюрами, крохотными моделями дворцов, фигурками птиц, букетами цветов) - признанными шедеврами ювелирного искусства своего времени.
В смутные дни Октябрьской революции мастер продал свою долю участия в деле и бежал в Финляндию, а позже в Висбаден. Умер Карл Фаберже в сентябре 1920 года в Лозанне (Швейцария).

Вызывает интерес и личность создателя Музея Фаберже, Александра Николаевича Иванова. Он родился в 1962 году в городе Острове Псковской области, служил в морской пехоте, с 1984-го по 1989-й учился в МГУ на юриста. В горбачевские времена можно было заработать денег кучами, а потратить не на что (так рассказывал господин Иванов журналистам). К счастью, он заинтересовался предметами старины и произведениями искусства, стал приобретать ювелирные изделия, иконы, живопись, короче, все антикварное, вплоть до старинных автомобилей. Известен он и как  автор целого ряда статей и книг по истории ювелирного искусства.

Еще в 1993 году 30-и летний бизнесмен Александр Иванов, уже тогда считавшийся владельцем самой большой в России коллекции Фаберже, создает частный Русский национальный музей искусств. Долгое время музей существовал лишь как название обширной коллекции и не имел своего здания. Даже точное местонахождение самой коллекции долгое время было засекречено, а отдельные экспонаты представлялись только на выставках.
Основу собрания составили изделия российских ювелиров XIX - начала XX века, а также иконы, живопись, декоративно-прикладные изделия, наградные знаки, старинные книги, ретро-автомобили. Кстати, Александр Иванов является владельцем и легендарного фельдмаршальского жезла Александра II (в 2004году он выкупил его за 10 млн. долларов). По словам Иванова, всего в коллекции находится около 3 тыс. экземпляров общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов.

И все-таки наиболее известной ее частью является коллекция ювелирных украшений, изготовленных в мастерских Фаберже. Среди жемчужин коллекции Иванова – розовое пасхальное яйцо, созданное К. Фаберже в 1902 году по заказу баронессы Беатрис Эфрусси де Ротшильд, которое считается одним из лучших творений дома Фаберже. Этот шедевр был куплен миллиардером на аукционе Christie’s в 2007 году за баснословную сумму в 18,5 млн. долларов. Это не только украшение, но и часы: каждый час из-под крышки появляется украшенный бриллиантами петушок, который в течение 15 секунд кукарекает и хлопает крыльями. Один русский предприниматель предлагал Иванову за яйцо 40 млн. долларов, но коллекционер отказался продать его. В собрании Иванова также находится яйцо из карельской березы, которое принято считать последним в серии императорских пасхальных яиц работы Фаберже.
Это изделие, украшенное золотом и алмазами, должно было быть подарено матери Николая II к Пасхе 1917 года (как известно, эту дату императорский дом не пережил).

И вот Музей Фаберже открылся в Баден-Бадене.  Он демонстрирует главным образом коллекцию изделий Фаберже, а не личность и жизнь Карла Фаберже и всей династии. Из трех тысяч предметов коллекции Иванова в новом музее представлено только 700.
Каждые полгода экспозиция будет дополняться новыми экспонатами. Кроме известных работ Фаберже, в музее еще выставлены оклады, часы, рамки, медали, фигурки зверюшек, портсигары, пепельницы, шкатулки, сосуды, столовое серебро, подвески, футляры и так далее. Вообще, экспозиция музея для XXI века сделана к удивлению довольно традиционно, а некоторые витрины вообще смотрятся тяжело из-за обилия мелких вещей.

Как считают эксперты, пока экспозиции не хватает истории, драматизма, «биографии» вещей, что наверняка усилило бы зрительские впечатления, и перевело бы многие малые шедевры «от Фаберже» из дорогостоящих бытовых изделий в ранг свидетелей истории, участников аукционных «баталий», предметов вожделения коллекционеров.
Правда, нельзя не признать, что сегодня искусство Фаберже становится одним из самых популярных символов «золотого прошлого». Для многих, кто устал от кошмаров «большой» истории, лучшего, чем созерцание умиротворяющих шедевров в музее творений дома Фаберже, и придумать нельзя.