Демократическая революция в России-17

Сергей Корягин
С. 161.  Как трудно стать гражданином

 На профсоюзном собрании председатель объявил: «Мы провинились, нас, вероятно, повесят». Все приняли сообщение, не проронив ни слова. Только один смелый спросил: «А веревки свои приносить?» Так у нас шутили при власти Советов.
В любом обществе, больше или меньше, имеет место запуганность, одураченность, невежество граждан, в любом обществе существуют группы людей, которые отказываются защищать своё «я»,  своё достоинство, которым даже нравится положение распластанности перед начальством. Говорят, что с дураков меньше спрос, – и в этом большая доля истины: тебя побьют, но и пожалеют, зато в порошок никогда не сотрут.
В античном мире гражданами не были рабы, – они, однако, пытались выпрямиться. Вспомним восстание Спартака. На  Руси до граждан недотягивали крепостные крестьяне, но тоже было немало попыток встать с колен. Их реальный статус поднялся с проведением реформ во второй половине XIX века – земельной реформы, судебной, самоуправления. Дело продвинулось и в начале XX века. Реформы П. Столыпина. А с октября 1917 года началась «кровавая мясорубка», и страна скатилось в историческую яму почти на столетие.
Справедливо утверждают, что построить демократию в нашем обществе возможно лишь тогда, когда все его члены станут гражданами, то есть обладателями собственности, приобретенной своими старанием и умением, а также прав и свобод современного цивилизованного человека. Следует подчеркнуть: именно все члены общества (демократия для избранных в истории уже была). А это очень сложно, потому что завоеванная свобода может быть употреблена как во благо так и во зло. Свободный предприниматель и человек творческой профессии душу отдадут полезному делу. Свободный крестьянин станет интенсивнее работать. Но если дать свободу бандиту – он пойдет убивать, жулику – он пойдет воровать, нечистому на руку чиновнику – он погрузится во взяточничество и коррупцию (на лбу же ни у кого не написано, кто есть кто!).
В жизни всегда так было и так будет: хорошие идеи легко декларировать, но трудно воплощать в жизнь. Недавно один старичок давал работнику телевидения интервью: «Вот раньше были выборы! Придёшь на избирательный участок – звучит веселая музыка, в буфете дают дешёвую колбасу, пиво. А теперь я не знаю за кого голосовать». И много ли в нашем обществе таких «старичков», не выносящих тяжести свободы и признающих только грубый авторитет власти? Думаю, много. Напрасно иные демократы полагают, что когда вырастет «непоротое поколение», свободе не будет альтернативы. Мне кажется, что среди потомков обезьяны всегда найдутся особи, которым тяжесть рабства предпочтительнее  тяжести свободы. Колхозникам дают земельный пай, – они его не берут, тут же возвращают в общий котел. Рабочим отдают в собственность предприятие, – они не знают, что с ним делать, – и его тут же прибирают к рукам шустрые администраторы.  Интеллигентам позволили приватизировать по двенадцать соток земли, – многие из них, привыкшие к неподвижному образу жизни, застонали: зачем подняли с дивана, вынудили работать лопатой и таскать сумки. Инертностью работников, вышедших  из недр социализма, воспользовалась бывшая номенклатура (находящаяся у рычагов управления), – она расхватала «лакомые куски». Но вот беда: деньги прожигать она умеет, а эффективно работать в условиях рыночной экономики – далеко не всегда.
      А как люди пользуются политическими свободами? Крикливые митинги с возгласами «Долой!», «К топору!» отнюдь  не свидетельствуют о гражданской зрелости их участников. Известные депутаты в Думе показали себя хулиганами. Взбесились от свободы слова и некоторые газетные журналисты, они готовы на мать родную опубликовать компромат. Бывшие советские граждане часто ведут себя, как вырвавшиеся на свободу узники, – громят всё, что встречают на  своем пути. Думаю, нескоро мы станем полноценными гражданами.

      25 июня 1995 года

С. 162.  Милости просим в «Наш дом»

Сегодня случайно обнаружил в своих бумагах «Книжки покупателя», выданные в 1991 году на семью. Вчитываюсь в «Памятку» на первой странице. Там всё разъяснено, кому, что, сколько, когда должно быть продано. Рассматриваю талоны по месяцам, на каждом из которых стоит название товара: масло, рыба, мясо, макароны, мыло, носки, обувь, колготки, ползунки, посуда и т. д. Голодный паек! И это мы имели на 74 году советской власти и на 46 году мирной жизни после окончания Отечественной войны. Неприятно вспоминать о подобных реалиях? Неприятно, но надо.
 Чуть ранее ситуация была ещё «интереснее»: мы днями, и в рабочие часы, выстаивали в очередях, когда где-то, что-то «выбрасывали», то есть когда где-то, что-то появлялось в магазине.  Век не забуду о событиях на Красноармейской улице. Жена простояла 3 часа в очереди за мясом, а я пытался пристроиться впереди. «Не стоял! Не стоял! Вон!» – закричали. И вытолкнули. Помню «веселые картинки» в продмаге у Сельхозтехники, в 21 магазине на 50 лет ВЛКСМ. Колбаса! Колбаса! Как хотелось откусить кусочек! А чтобы купить в 4-м магазине молоко, которое начинали давать в 17 часов, в 15 я уже становился в затылок. О хождении за водкой в 25-й можно сочинить приключенческую повесть. Помнят ли об этом граждане? К сожалению, очень немногие. Приятно вспоминать о хорошем, когда мы совершали «экскурсии» в Москву, а потом, закупив продукты, веселые катили  домой и  пели «Ой, цветёт калина в поле, у ручья.   Парня  молодого  полюбила  я».
За перо взяться меня побудила напечатанная в «Гжатском вестнике» от 5 августа резкая, до грубости, статья Я. Фадеева «Не дайте себя обмануть». Читаем упреки в адрес В.С. Черномырдина, нынешнего премьера и руководителя предвыборного блока «Наш дом – Россия»: «Почему находясь четыре года у власти, ничего не сделали? Почему размотали всё, что досталось от коммунистического режима? Почему не выполнили ни одного обещания, данного народу?» – «Ах, как метко!» – подумают иные.
Но давайте разберемся, должен ли Черномырдин платить за «разбитые горшки». Прежде всего, нельзя сжечь дом, который сгорел, нельзя разорить гнездо, которое разорено. Нельзя размотать ценности, которые размотаны. Четыре года назад стране грозил голод: продукты в городских запасниках были на исходе. Четыре года назад до дна были исчерпаны валютные резервы страны, золота оставалось всего 120 тонн (когда-то золотой запас России переваливал за тысячу тонн), внешний долг составлял 80 млрд. долларов. Четыре года назад нефтедоллары, подкармливавшие народ в последние десятилетия, истощились, – катастрофически упала цена на нефть (до 9 долларов за барель). Разматывать было уже нечего, когда Гайдар, а за ним министр газовой промышленности, стали руководить правительством. Имперская политика руководства и военно-промышленный комплекс истощили все жизненные силы нации. Понимают ли это т. н. широкие массы? Массам – Бог судья. Однако политические демагоги из «бывших» отлично понимают всё и используют любую возможность, чтобы свалить грехи с больной головы на здоровую, разжечь ненависть между классами и превратить борьбу политическую в гражданскую войну.
Далее. Я не являюсь последовательным сторонником блока «Наш дом – Россия», но давайте будем объективными, давайте использовать логику вместо эмоций. Не обещал Черномырдин за короткий срок построить «светлое будущее», скорее всего, предупреждал о предстоящих нелегких годах. Давайте попытаемся бросить на весы, что он сделал и что – нет. Сделал: приостановил падение производства, уже в мае в некоторых отраслях, например, в металлургии, был незначительный прирост; поставил заслон падению рубля по отношению к доллару, превратил его в конвертируемую валюту; удержал инфляцию в рамках, позволивших в 1996 году довести её до 1-2 процентов в месяц. Снял дефицит товаров, теперь в магазинах и на рынке только молока птичьего не купишь; остановил войну в Чечне; дипломатично решил проблему отношений с Думой и создал условия для бесконфликтного политического развития. Следует добавить, что на международной арене Россия уже не является пугалом, перед которым дрожит мир, но уважаема и почитаема за миролюбие и великие экономические и культурные потенции. Можно ещё упомянуть, что Черномырдин составил правительство из людей умных, образованных, профессионально подготовленных, о которых не скажешь, что они проходили курс науки в тюремной камере. И не посмотрел на партийную принадлежность: Завирюха и Назарчук пришли из фракции аграрников, Ковалев – министр юстиции – из коммунистической фракции. Конечно, на местах застряло немало руководителей бездарных, а порой и просто саботажников.
Вот чего не сделал премьер и руководитель Блока: не двинул вперед реформу на селе; допустил снижение жизненного уровня значительной части населения; не остановил рост безработицы и преступности, задержку зарплаты; не «развязал» неплатежи. Всё это так. Всё это очень печально, и избирателю будет над чем подумать.
 Однако в каких странах Восточной Европы и Ближнего зарубежья реформы идут легче? – Ни в каких. Только Венгрия и Чехия имеют чуть меньше экономических проблем, потому что там не было такого разорения, как у нас. Украина и Белоруссия решили идти «облегченным» путем – потеряли только время. И ещё я спрошу: кто мог бы сделать больше? Зюганов? Жириновский? Но власть первого означает переход к талонной системе (к сожалению, многих это устраивает), а власть второго – смуту, подобную югославской. Оба вышеназванных лидера являются, по сути, политическими экстремистами, только с разными оттенками. Немало у нас сейчас всяких лидеров. Иные кажутся мне слишком «экзотическими» и поэтому для дела – опасными. 
В предвыборный  блок «Наш дом – Россия» вошли большинство губернаторов, значительная часть руководителей хозяйственных предприятий, опытные политики, ученые. Их основным кредо является социальная стабильность, экономическое и духовное благополучие граждан, бесконфликтное развитие России, вхождение её на равных правах в сообщество цивилизованных демократических государств мира. Я полагаю, что 17 декабря за него проголосуют очень многие граждане.

      21 августа 1995 года

С. 163.  Кумир священный

 «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги, господа. А без денег жизнь плохая, не годится никуда». Или вот так: «На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит во всей вселенной. Тот кумир – телец златой». Однако у денег есть опасный конкурент – власть. «Всё куплю!» – сказало злато. – «Всё возьму!» – сказал булат. И возьмет власть (булат) всё, что ты накопил. От века власть и деньги то враждуют между собой, то взаимодействуют, как партнёры, то живут «в обнимку».
Деньги, даже будучи союзником власти, подтачивают власть, как вода подтачивает камень. И она сдается. Глубоко ошибается тот, кто полагает, что пришёл Ельцин – и «повалил» прежний режим. Все сделали деньги: медленно, но верно они разъедали души властителей, которые стали инициаторами перемен. Сами деспоты поняли, наконец, что одной властью сыт не будешь! Что деньги – великий (самый великий) стимул развития производства и удобнейшее средство накопления богатства (стало быть, благополучной жизни).
Давно придумали люди колесо, которое совершает величайшую работу во благо. Но колесо и раздавило многих! Давно придумали люди деньги, которые везли и везут тяжелейший исторический груз. И зла немало принесли, – из-за них люди воюют, грабят, эксплуатируют. Но если от колеса мы не отказываемся, то почему должны отказаться от денег? Почему?
Первым великим фантазером, проектировавшим общество без денег, был древнегреческий философ Платон. У него высшие касты – стражи и правители – должны жить, не ведая материальных забот, чтобы полностью отдаться профессии. Они состоят на бесплатном обеспечении у государства, которое кормится трудом ремесленников и земледельцев. Англичанин Томас Моор в XVI веке развил свою утопию: у него город и село непосредственно обмениваются продуктами своего труда. Но дальше всех пошёл Маркс. Он соединил утопию с наукой и получил, как это ни парадоксально звучит, «научную утопию». Можно сказать, «утопию в квадрате». Его проект обещает изобилие и безденежное распределение по потребностям, что внешне очень привлекательно, а по существу является дешёвой приманкой.
Прочитали Марксов проект англичанин-мудрец, немец-хитрец, француз-молодец – и отвернулись. Прочитал его русский революционный интеллигент –  и был очарован. После Октябрьской революции началось построение общества, в котором роль денег постепенно должна была снижаться, а в перспективе – сойти на нет. Однако изобилия не получилось, всё окончилось небывалыми очередями за дефицитом.
Вы читали о плане советских ученых повернуть течение сибирских рек с севера на юг? Почему он провалился? Потому что шёл против естества,  против природы. По той же причине русские марксисты не смогли «оседлать» историю. Не надо ничего поворачивать, надо действовать природосообразно.
Да,  деньги, особенно в качестве капитала, – великая сила прогресса. Следует научиться использовать эту силу так же, как люди научились использовать электричество, энергию атома, химические свойства веществ. Тот, кто кричит «Всё распродали! Теперь до земли добираются!», напоминает мне лошадь, шарахающуюся от паровоза. Паровоз всё равно идёт, постепенно превращаясь в тепловоз, электровоз, а лошадь, к нашей печали, уходит в прошлое. Все мы страдаем от невежества: не умеем зарабатывать деньги – этим воспользовались «умельцы» другого рода, на которых мы готовы работать за гроши; не знаем, куда их вложить – и тут на горизонте уже маячат «МММ» и «Властелина». А как беспомощно ведут себя порой руководители предприятий, главы администраций, банки! Затоваривание, неплатежи, задержка зарплаты, банкротство – во всём этом правят бал не только корысть, но и невежество. Везде сидят бывшие советские чиновники, многие из которых учились в совпартшколах и штудировали теорию по строительству безденежного общества. И центральная власть беспомощно барахтается в финансовых делах: то у нее «черный вторник», то «черный четверг». Всем нам необходимо учиться разумно оперировать деньгами.

28 сентября 1995 года

С. 164.  Культура. Кто мы и куда идем?

Чаще всего культура народа связывается с его эстетическими занятиями, то есть с тем, как он умеет плясать, петь, рисовать, сочинять музыку, стихи, прозу, представлять на сцене. И тут мы выглядим неплохо: с Толстым в Европе некого рядом поставить, «в области балета мы впереди планеты всей», наши композиторы и живописцы продвинулись чуть ли не дальше всех. Однако в широком смысле слово «культура» обозначает степень развития ума и образованности, степень человечности (нравственности и красоты) в отношениях людей между собой, в отношениях мужчин и женщин, родителей и детей, высший класс мастерства в различных видах деятельности, в труде. По-настоящему культурный народ умеет не только хорошо петь и плясать, но и работать за станком, за плугом, на рынке, в офисе, магазине так, что на него любо-дорого посмотреть. Японцы, к примеру, добились очень высокой культуры труда. И американцы, и немцы, и шведы. А мы? Подумаем над этим вместе.
Очень деликатная область – область отношений двух полов. Вот где простор для культуры и бескультурья! Была женщина рабыней – это плохо (в государствах Средней Азии женщины протестуют против рабства тем, что подвергают себя самосожжению). Эмансипировали её – тоже добра мало. Иные представительницы прекрасного пола надели брюки, взяли в руки сигарету, распивают спиртные напитки, чтобы не отстать от мужчин. Культурно ли это? Многие из них, полностью посвятив себя работе, отказались рожать детей; и это отчасти оправдано, потому что мужчины за последние десятилетия стали неважными кормильцами в семье.
Чтобы определить меру культуры и бескультурья (нравственности и безнравственности, красоты и несовершенства) родителей, следует от каждого из них получить искренний ответ на вопрос, как он относится к детям. Если дети в семье страдают, то все другие проявления культуры – квартира, одежда, обеспеченная жизнь, успехи в работе, образованность – не имеют смысла. Плохое отношение к детям (недостаток внимания, жестокость, нетребовательность) – первый признак бескультурья. Культурно ущербные дети вырастают, как правило, в семье некультурной.
Политическая культура человечества не слишком продвинулась вперед. В эпоху дикости политических врагов не просто убивали, но часто и поедали. В эпоху варварства их убивали и превращали в рабов. В эпоху цивилизации – убивают их самым зверским способом, превращают в рабов, подвергают остракизму и т. п. И всё же время смягчило нравы правителей, они стали дифференцировать врагов по степени опасности. Появилось понятие оппозиции, в XIII веке в Англии оппозиция королю организовалась в парламент.
А как мы выглядим на общем фоне? Если не отвлекаться на историю, а представить коротко суть дела, то мы должны быть довольны тем, что депутаты в нашем парламенте не убивают друг друга до смерти, а всего лишь таскают женщин за волосы. Рядовые же граждане у нас выражают свою политическую культуру  по отношению к оппонентам в нескольких словах: «Сажать их надо! Стрелять их надо!» Выборы они как-то не принимают всерьёз. Когда я прочитал в газете заголовок «Защитите нас, солдаты!», то воспринял его как очередной призыв к беспределу. Я представил себе группу солдат, которые, зарядив автоматы, идут в город Гагарин кого-то «защищать», идут «наводить порядок».
Два слова о культуре нашего быта. Пьянство и воровство. Вы помните слова Чернышевского, сказавшего о своих соплеменниках, что это – «нация рабов»? Рабов? Он деликатно умолчал об их других пороках. Пьют и воруют у нас с такой же страстью, как и пресмыкаются перед начальством. Давайте посмотрим на себя внимательно в зеркало! Почему-то нам нравится, когда в подъездах, на улицах, на рынке грязно, когда всё общественное сломано, заплевано, забросано окурками. Кто мы? Откуда идем и куда?
Как влияет на поведение людей непосредственное занятие эстетикой, красотой? Нет сомнения – благотворно. Музыкант, живописец, поэт…не способны на насилие над себе подобными, они мягче, человечнее, чем все другие люди. Как правило. Не случайно один из идеологов нацизма изрек: «Когда я слышу слово «культура», хватаюсь за пистолет».

      9 октября 1995 года

С. 165.  Живи сам достойно и научи этому своих детей

В. Гагулина предлагает нам продолжить разговор о педагогике. («Гжатский вестник» от 14 октября.) Пожалуйста.
 В основе всех форм общественной жизни лежит нравственная идея. Она есть ориентир всех видов деятельности. Кто-то верит в Бога, кто-то находит утешение в идее светского гуманизма, которую исповедовали Толстой, Ганди, Швейцер и многие другие. А иной просто живёт себе в удовольствие.
Все мы (учителя – более других) ищем метод, как лучше и проще воспитать и  научить человека. И я искал. Сначала увлекся Макаренко, его коллективизм казался мне спасительным средством. Потом Сухомлинским, который очень тонко изучил душу ребенка и способы разумного воздействия на него. Далее –  Ушинским, учителем всех учителей. Требование Песталоцци учить и воспитывать природосообразно стало для меня откровением. Но книга Корчака «Как любить детей» задела меня более всего.
Какие фундаментальные качества необходимы воспитателю в садике, в школе, в семье? – Такие, какими должен  обладать всякий нормальный человек в современном обществе. Только в большей степени. Подчеркнём: в большей степени. Это –   любовь к детям, преданность им, самоотверженность в педагогической работе. И готовность к самопожертвованию. Почему я упомянул о самопожертвовании? – Меня поразил один факт: когда фашисты вывозили из детского дома (Польша) детей в Освенцим, то Корчаку, директору, предложили выйти из вагона. Он понимал ситуацию – и отказался, решил погибнуть вместе со своими питомцами. У отцов и матерей я спрашиваю: «А вы способны пожертвовать… нет, не жизнью, а своими удовольствиями, амбициями, временем  ради тех,  кому  вы  дали жизнь?»
Очень ценной педагогической находкой для меня были мысли Л.Н. Толстого. Они сформулированы  в письмах к неизвестной и С.П. Софронову. «Воспитание есть последствие жизни…Оно сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться». Дети очень восприимчивы, легко копируют, поддаются гипнотизации. Толстой подчеркивает, что ложь в воспитании недопустима, она уничтожает доверие. Эти мысли идут вразрез с педагогикой, согласно которой воспитание – подобно дрессировке зверей в цирке: за непослушание получай удар хлыстом, а за удачный трюк – кусок сахара.
 Исходя из теории, проштудированной мной, и моей практики, я предложил бы такую технологию воспитания: сначала – личный пример (нам должно быть стыдно перед детьми за дурное поведение), потом – разумный совет, если хотите, нравоучение (для этого необходимы развитый ум, образованность и опыт) и в конце – соразмерное наказание и поощрение. Из всего этого вырастает педагогический авторитет, то есть способность оказывать влияние на внутренний мир питомца и его поведение. Если же ты не являешься хорошим примером своему ребёнку и не можешь дать ему разумный совет, а только норовишь наказывать, – то воспитатель ты со знаком минус, чтобы не сказать больше. Я бы даже так сказал тем, кто, кроме наказания, других способов воздействия не знает: «Кормите, поите своих чад, одевайте, обогревайте, – а в остальном положитесь на воспитателя и учителя».
Советская авторитарная система образования, без оглядки кромсавшая детские души, выдержала мировую конкуренцию. Власти уделяли большое внимание школе, – требовались грамотные строители коммунизма. Но советская авторитарная система воспитания не выдержала испытания временем, – от легкого прикосновения свободы быстро сморщилась, как простреленный воздушный шар. Режиму не следовало делать ставку на тачанку, бронепоезд, будёновку, винтовку, вождя, секретаря. Все эти вещи, вышедшие из политики, скоро изнашиваются и дают обратный эффект. Педагогика стала партийной, обросла анекдотами про Василия Ивановича, Петьку, Аньку, Леонида Ильича, про «светлое будущее» и стала восприниматься, подделка.

      15 октября 1995 года

С. 166.  Не торопитесь «проглотить блесну»

На днях подложили мне в почтовый ящик газету – «ЛДПР». Спасибо. У меня теперь есть повод высказаться на больную тему. На первой странице – портрет вождя с презрительной улыбкой. Тут же – плакат: маленький человечек, стоящий на плечах у рабочего, затягивает у него на шее петлю. Белым по чёрному написано: «Демократ». Я видел оригинал в детстве, когда жил под немцами (1942 год), только тогда вместо слова «демократ» стояло слово «комиссар». И вот у рабочих нашелся ещё один «заступник». Сколько их было! И ещё сколько будет! Проглотят ли они на этот раз «блесну»? На третьей странице  ещё один плакат – «Родина–мать зовет!» Вам это знакомо? В войну он призывал народ  к борьбе с фашистской нечистью. А теперь? Теперь зовет в ряды ЛДПР. Есть тут и изображение палача (правительства) с топором, отрубающего России голову. Каждая строчка газеты источает ненависть как против Запада, так и российских «врагов народа», каждая заметка выдает автора, страдающего комплексом неполноценности и готового отомстить миру за свою ущербность.
Вождь по существу призывает граждан взяться за топор. Не случайно его сторонники на местах не хотят выйти из подполья и рассовывают подстрекательский листок по почтовым ящикам втихую. Возникает вопрос: а стоит ли спорить с Владимиром  Вольфовичем, что-то доказывать ему, применять логику, если его основными аргументами являются дешевая демагогия, мордобой, таскание за волосы и пр.? С «самим» спорить бесполезно, а с теми, кто «клюнул» стоит поговорить.
У Жириновского мы читаем: «Долгое время на нашу культуру влияла Византия – самое лживое государство». Но давайте, уважаемые читатели, обратимся к истории. В 988 году православное христианство пришло к нам из Византии и скрепляло Русь духовными узами в течение тысячи лет. Я не нахожу нашу культуру, основанную на православии, более «лживой», чем всякая другая. А вы? А что мы имели бы, если бы не позаимствовали единую веру у государства, третируемого «сыном юриста»? Вероятно, стали бы мусульманами и примкнули в качестве провинции к одному из исламских государств. Следует признать, что в своей неприязни ко всему, что усиливало и укрепляло наше государство, лидер ЛДПР последователен (заискивание перед русскими ничего не меняет). Жириновский ненавидит Запад. А как быть с царем Петром I? Ведь он «западник» до мозга костей! Поэтому и не побили нас шведы под Полтавой! И Екатериной II? Без разумных заимствований им не удалось бы создать могущественную империю. Это элементарно. Реформы Александра II в XIX веке – повторение западных реформ. И Столыпина – в XX-м. Мы пошли по проложенному следу.
Православная Россия (Киевская Русь, татаро-монгольский период, Московское царство, империя) достойно прошла свой отрезок исторического пути, «Советское царство»  скоро «сошло с рельсов». Демократическая Россия только делает первые шаги.
Если демократия создала таких политических гениев, как Рузвельт, Черчилль, де Голль, Горбачёв, Ельцин, Гайдар, то почему ей не создать «антигения», «антигероя»? В этом нет ничего из ряда вон выходящего. Я вчитываюсь в сочинения Жириновского и обнаруживаю пустоту. Одни заклинания: «В отличие от всех мы знаем, где достать средства и что надо делать». А как быть с экономическими законами, которые ещё никому не удавалось обойти? «Будем ценить свой, русский ум – и жить им».  Вот и начните с себя, Владимир Вольфович, остановите словоблудие и не разводите истерику в Думе и на страницах газет. «Нам надо беречь Россию».  – Конечно, «надо». А зачем тогда в каждом государстве устраиваете скандал и превращаете наших друзей в наших врагов?

      4 ноября 1995 года

С. 167.  Левая,  правая,  где сторона?

Есть три великие ценности, ради которых совершались революции и контрреволюции, ради которых любящие власть граждане идут на эшафот, выдвигают свои кандидатуры и т. д., – свобода, равенство и братство. В понимании этих ценностей и заключаются основные различия всего спектра политических партий.
Равенство. Идеалом Руссо было общество равноправных собственников без богачей и бедняков. Партии, положившие в основу своих программ идеал французского просветителя, называются «левыми» (их представители во французском парламенте сидели слева от председательствующего). Марксистское понимание равенства идёт ещё дальше, оно предполагает ликвидацию частной собственности и распределение по потребностям. Здесь мы имеем дело с «левым экстремизмом». А кто есть «правые»? Это те, которые терпимо относятся к имущественному неравенству, которые признают прежде всего равенство возможностей, а наличие богатых и бедных считают явлением естественным и нравственно оправданным. Это – сторонники устройства общества на демократических принципах.
Свобода. Для «левых» свобода – несущественный элемент общественной жизни и потому легко отдаётся в жертву равенству. Это блестяще продемонстрировал реальный коммунизм у нас. Для «правых» (демократов) свобода – смысл политики, экономики, культуры. Они привержены рыночной экономике и всем свободам человека.
      Братство. «Левые» – сторонники расового равноправия. «Правые» (демократы), как и «левые», – сторонники расового равноправия. Здесь  их концепции совпадают.
 Однако «правыми» называют ещё и тех, кто кичится своим расовым превосходством и презрительно, а то и враждебно, относится к «иным». Выходки «правых экстремистов» постоянно имеют место в Америке и Европе, их жертвами являются, как правило, негры, арабы, турки. Есть и у нас такого типа «правые» –  крайние русские националисты. К свободе они относятся враждебно.
Очень важно запомнить: «правые» (демократы) и «правые» (националисты) относятся к разным партиям, в политической жизни общества они являются антиподами.

      20 ноября 1995 года

С. 168.  Повторит ли Россия 1996-го опыт Германии 1933-го?

Сейчас многие рассуждают о том, почему «соколы Зюганова» и «соколы Жириновского» такой массой пришли  в Думу. Иные говорят: народ проголосовал против развала Союза, против войны в Чечне, против привилегий депутатам, против нищеты, преступности, размножения профашистских группировок, короче – против бед, которые принесли демократы. Однако тут налицо существенная несообразность: именно коммунисты вооруженным путчем сорвали подписание Союзного договора 20-го августа 1991 года, чем стимулировали процесс развала, именно они подавляющим большинством проголосовали на съезде народных депутатов России за ратификацию Беловежского соглашения. И войну с чеченцами развязала коммунистическая власть, когда выселила их в 1944 году в Казахстан (всякая война вначале разгорается в сердцах людей). Бедность откуда родом? Она пришла из советских времён. Тогда мы и понятия не имели, что такое прожиточный минимум, минимальная зарплата, продовольственная корзина, черта бедности – все, за исключением правителей и воров, сидели на сверхскромном пайке. А кто защитил фашистские организации в парламенте? – Конечно же, «соколы». Рекомендую читателям взять в руки №86 «Московских новостей» за 1995 год и проштудировать приведенные там документальные записи.
Пишут ещё, что избиратель проголосовал против роста преступности. Здесь мы имеем дело с серьезным аргументом. Однако, уважаемые господа, вспомним историю, как выросла преступность,  когда большевики «сломали» буржуазную государственную машину, сколь высоко взлетела она, когда их «машина» подверглась испытаниям. Бандитизм процветал в революцию, после революции, во время гражданской войны, после гражданской войны, после Великой Отечественной войны. С. Говорухин, талантливый режиссер и разоблачитель криминальных революций, автор фильма «Место встречи изменить нельзя», мог бы нам много об этом рассказать.
Так почему же народ (особенно смоляне) проголосовал за тех, кто несет зло, а не за тех, кто освобождает от зла? Он сам себе враг? В декабре 1993 года, после выборов, писатель Ю. Карякин воскликнул: «Россия, ты одурела!» А в декабре 1995 года другой писатель объяснил ситуацию психическим нездоровьем значительной части избирателей. Я полагаю, несерьезно это и оскорбительно. Должно быть научное объяснение феномена.
 В 1933 году немцы большой массой отдали свои голоса нацистам. Почему? Не потому ли, что Гитлер за 10 лет преуспел в своей пропаганде, обвиняя демократическое правительство Веймарской республики в развале страны, в обнищании народа, в попустительстве преступности, коррупции, взяточничестве? Какие зажигательные речи он произносил! А чем в это время были заняты либеральные партии? Вели смертельную борьбу друг с другом.
К сожалению, российские граждане в 1995 году столь же доверчивы к политическим извращенцам, обещающим накормить каждого, кто только откроет рот для принятия пищи, и столь же нетерпеливы, как граждане Германии в 1933 году. Они так же хотят получить сразу всё и как можно скорее. Их жизнь нелегка, а под влиянием средств массовой информации, постоянно вбивающих в сознание, что всё катится в пропасть, она порой кажется невыносимой. Они так же готовы посадить себе на шею красиво говорящего Дьявола. Пенсионеров – их в стране под сорок миллионов – тянет в прошлое. Их заедает тоска по молодости, силе, здоровью, любви, по тому, что было и быльём поросло. А как ведут себя у нас либеральные силы? Морально и политически уничтожают друг друга. В этом смысле нынешняя ситуация в России повторяет 1933 год в Германии один к одному.
Историю надо знать, хотя бы историю ближайших соседей. Нельзя забывать и наш 1917 год, когда прекраснодушный демократ Керенский, испугавшись истинного защитника Отечества – генерала Корнилова, – бросил страну в объятия политических авантюристов.
Каждый взрослый и каждый школьник должны умом и сердцем усвоить, что такое ГУЛАГ,  КАРЛАГ, АЛЖИР, Колыма, Магадан, Соловки, Катынь (не только Хатынь), Чёрный ворон, что такое продразверстка, раскулачивание, расказачивание, выселение народов, репрессии, красный террор, 58 статья УК, «Тройка», ЧК, НКВД. Должны знать, для чего большевики организовали голод на Украине в 1932-33 годах, почему в 1962 года в Новочеркасске восстали рабочие. Знание поможет сориентироваться в хаосе обстоятельств. А что же наша школа? Она, как и прежде, зовёт к мировой революции?

      10 января 1996 года


С. 169.  Кто станет кумиром наших детей и внуков?

Прочитал в «Гжатском вестнике» от 27 января статью Е. Седовой «Что смотрят наши дети по ТВ?» Ответная мысль сформулировалась сразу: вот ещё один разносчик паники – чувства конца света, катастрофы, Апокалипсиса. Не надо искать других причин возникновения религиозных сект, типа «АУМ синрике» – все они выходят из этого чувства. Читаю главный тезис статьи: «Сегодня бездуховность стала основной приметой времени… нет уже смысла говорить о добре, искренности, чуткости, чувства долга, милосердия». Понимаю, тяжело жить с такой философией молодой журналистке.
Мы долго ходили на руках, стояли на голове, – и вдруг нас поставили на ноги (революция, господа, революция!). Реакция не заставила себя долго ждать: полная растерянность. Партийная «духовность» держалась преимущественно на идеях вождя. Она отшлифовывалась в течение десятилетий; на неё работали орды пропагандистов, все виды искусства, школы, институты, ГУЛАГ, партия, комсомол, пионерская организация, октябрятская, детсад. Успех, конечно, был значительным. Вырос хоть и лицемерный, но послушный власти человек. Жаль только, что бывшие советские газетчики забыли, как прежняя власть крушила церковь. Один только Хрущев разрушил десять тысяч храмов. И вот колесо истории повернулось. Стержень «духовности» (идеи вождя) вынули – всё построение рухнуло. Сейчас общество создает духовность на основе веры, а также образцов мировой культуры. Но время, время. Времени, как всегда, не хватает. Новые проповедники очень робки. В панике обыватель, даже –  школа. Панику сеют и прежние, оставшиеся без дела, идеологи, действуя исподволь и открыто. А на экран телевизора (это надо признать), воспользовавшись свободой, лезут нахалы, люди недалекие, понимающие демократию по-своему (и я согласился бы с Е. Седовой, если бы она печалилась по этому поводу просто как женщина, как мать, а не раздувала пропагандистские страсти).
И мне приятны  старые бесконфликтные фильмы, даже примитивные по фабуле и технике, потому что они напоминают о времени молодости и любви. Однако точит одна мысль: когда они создавались, в лагерях страдали миллионы ничем не провинившихся граждан, жалкое существование влачили колхозы, подвергались репрессиям лучшие политические кадры, военные, культурные. Я любовался в Москве опусом Пырьева «Кубанские казаки» (о веселом труде в кубанской станице), а моя мать работала в колхозе на Смоленщине за «палочки», брат же, шофер, получал в месяц три рубля. При всей своей прелести эти фильмы являются фальшивками.
Кто станет кумиром наших детей и внуков? – Как всегда, их родители, их старшие братья и сёстры. Далее, учителя, друзья, товарищи. Это всё остаётся. Положительные герои литературных произведений. И тут у России – кладовая, наполненная золотом. Почему кумиром обязательно должен стать супермен из боевика, а не Эркюль Пуаро, комиссар Мегре, Круз Кастилио, майор Земан? Конечно, кто-то скучает о Павке Корчагине, Павлике Морозове. Но это дело вкуса.
«Какую программу ни возьми – везде сцены жестокости и насилия», - читаем мы у Екатерины Петровны. Возьмём в руки газету. Программы ОРТ и РТР от понедельника до воскресенья занимательны, познавательны, увлекательны настолько, что не оторвешься. «Вести»,  «Время», «Зеркало», «Один на один»,  «Взгляд», «До и после полуночи»,  «Если…», «Мы»,  «Тема», «Человек и закон», «Момент истины», «Что? Где? Когда?»,  «КВН», «Поле чудес»,  «Счастливый случай»,  «Колесо истории»,  «Угадай мелодию», «Устами младенца», «Звездный час» и т.д. Там мы найдем театр, музыку, политику, спорт, передачи о животных, религиозные передачи. Советы не подпускали религию к телевидению на пушечный выстрел. Много всяких игр для взрослых и детей. Только люди слепые и идеологически зашоренные не видят этого. Программы дают фильмы о войне, где царствуют насилие и жестокость – «Война и мир», «Ватерлоо», «Приключения королевского стрелка Шарпа». Но из песни слова не выкинешь! Смотрели мы и такие шедевры, как «Список Шиндлера» – о зверствах немцев против евреев, «Разыскивается опасный преступник» – о нашем лагере. Об «ихних» и наших методах «перевоспитания» должен знать каждый уважающий себя человек.
 Иногда вечером идут боевики. Согласен: их показ надо сократить минимум на три четверти. Налицо явное злоупотребление в демонстрации откровенных любовных сцен. Перебор. Жестокость и любовные вольности легко превращаются в культ, особенно у детей.

       29 января 1996 года

С. 170.  Шаг вправо, шаг влево – получи пулю

В последнее десятилетие в нашу повседневную жизнь вошел целый ряд понятий, которые прежде находились как бы в тени и редко употреблялись. «Новое время – новые песни», – говорит народная мудрость. «Консенсус» – звучит, как музыка (по-нашему – «согласие»). К сожалению, ныне «консенсус» оброс анекдотами. «Презумпция невиновности» – красивое словосочетание, а по содержанию оно означает:  не виноват я, пока этого не доказал суд. Для нас это важно, чтобы снова не подняли голову всякие там «Тройки», «Особые совещания», чтобы признание подозреваемого не считалось «царицей доказательства». «Демократия» – это не то, что «социалистическая демократия», дискредитированная строителями новой жизни, а – в общечеловеческом смысле, как она зафиксирована в Декларации ООН о правах человека. «Приватизация»…об этом в другом месте.  «Тоталитаризм», – на нем я хотел бы остановиться.
Нельзя ли здесь употребить русское слово? К сожалению, его нет. Человечество уже испытало такие «блага», как рабство, крепостничество, инквизиция, империализм, колониализм, а тоталитаризм судьба ему преподнесла лишь в XX столетии как новое «блюдо», так сказать, «на десерт». В чем его особенность? В том, что все вышеперечисленные формы социального зла уходящий век сложил и отлил в новое качество в двух вариантах – фашизма и большевизма
Тоталитаризм как способ управления народом забирает у личности не только тело, но и душу, не только право свободно действовать, но и право свободно говорить и думать. К любым отклонениям тоталитаризм жесток и нетерпим. Все идут в одной колонне. Шаг вправо, шаг влево – получи пулю. Он забирает всё – отсюда его и название. Как это делалось у «них»,  в Европе,  мы хорошо знаем, как это делалось у «нас»… почитайте «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Всё течёт» и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Погружение во тьму» О. Волкова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Колымские рассказы» В. Шаламова, последние книги Д. Волкогонова. И всё прояснится.
Тоталитаризм – тяжёлая социальная болезнь, жертвою которой в наше время могут стать народы. Лекарства против тоталитаризма – высшей степени несвободы, высшей степени порабощения личности – пока нет. Как против рака или СПИДа. Можно принять хорошие законы. Но в коммунистическом государстве принимались хорошие законы, которые, однако, лишь прикрывали произвол вождей. Свободу мало узаконить. Свободе надо учиться, долго и интенсивно учиться.
Говорят, немцы ушли от синдрома фашизма. Ушли, но далеко не все. Иные до сих пор считают, что Гитлер был истинным патриотом Германии, – он-де ликвидировал безработицу, построил новые дороги и города, а об Освенциме и Бухенвальде ничего не знал. Освободились ли мы от тоталитарной психологии? Куда там! Жива у нас ещё и партия, которая в инакомыслящих и инаковерующих видит своих злейших врагов. Её лидер об оппонентах говорит: «бандократия», «партия национальной измены», её газета о президенте пишет, как о преступнике. Что будет делать эта партия с «врагами» и «изменниками», когда придет к власти? Нет сомнения, сажать и убивать. С такой злобой ничего другого не получится. И рядовые «товарищи», люди несчастные по своему сознанию, не отстают в своих суждениях  от лидера.

      2 февраля 1996 года