Демократическая революция в России-15

Сергей Корягин
С. 141.  Педагогика. Далеко ли мы на ней уехали?

Не убий, не укради, не лги, не блуди, люби ближнего своего, как самого себя, почитай старших, отца и матерь свою. Воспитай детей своих, работай в поте лица, не будь скрягой, стяжателем, не объедайся, не пьянствуй. Не сотвори себе кумира. Таковы основные заповеди, которые выработало человечество на своём пути из дикости через варварство в цивилизацию. Выработало и зафиксировало в различных религиях, в различных Кодексах. Каков их основной смысл? Он определяется одним словом: выжить. Выжить не только отдельному индивиду, коллективу, отдельной нации, но всему человеческому сообществу на земле. Есть тут проблемы? – Ещё какие!
 Ныне, как и тысячелетия назад, зло процветает. Более того, оно закоренело, стало махровым. Конечно, одет гомо сапиенс теперь не в медвежью шкуру, а в элегантные изделия. Конечно, говорит он теперь не примитивно, а изысканно, даже стихами, передвигается не пешком и не на ослике, а на автомобиле, поезде, самолете, ракете. И меньше ест сырого мяса. Ну и что из этого?! В сущности-то он каким был, таким и остался. Да, тут есть проблемы. Как из зверя сделать человека? Пусть не такого, как Христос, М. Ганди, Л. Толстой, А.Швейцер, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза, а чуть-чуть менее агрессивного, менее злобного, менее завистливого.
Педагогика. Далеко ли мы на ней уехали? «Не убий!» А ведь убивают больше, чем прежде. Не только в Руанде и Бурунди. Правда, врагов ныне не поедают. Может быть, в этом прогресс? «Не укради!» А ведь крадут! Грабят! Разбойничают! Особенно высоко ценятся чужие деньги и чужие территории. «Не блуди!» А ведь развратничают, насильничают! Таких, как Чикатило, пожалуй, не было и в эпоху дикости. «Воспитай своих детей!». «Не объедайся!», «Не напивайся!» От многоженства и многомужества люди дошли до моногамной семьи (один муж, одна жена). Тут, кажется, есть прогресс. Однако когда каждая вторая ячейка распадается, то это снова ведет к превращению человеческого сообщества в стаю или в стадо.
Прочитал в «Гжатском вестнике» от 13 апреля обширную статью В. Гагулиной «Не занимаются воспитанием детей». Картина нарисована мрачная, но правдивая. Учителя не бьют тревогу, вероятно, они во всём разуверились. Но вот что напрашивается: а надо ли родителям-пьяницам заниматься воспитанием детей в семье? Когда мы таким «педагогам» напоминаем об их обязанностях, они просто начинают избивать детей, которые, став на ноги, платят им тем же.
Суть дела здесь не столько в умении воспитывать, сколько в умении жить. Это мысль Л. Толстого. Иждивенца надо сделать тружеником, то есть поменять его образ жизни (что актуально для России), потому что значительнейшая часть пороков идет от безделья. А это сложнее, чем читать проповеди (хотя и без проповедей не обойтись), вызывать на заседания комиссий, принудительно отправлять в ЛТП. Среди фермеров, например, пьяниц нет, и дети у них при деле. И среди предпринимателей в городе пьянство не в почёте. А где работник на всём готовеньком, ни за что серьёзно не отвечает, обстоятельства толкают его к «веселью», к заполнению душевной пустоты суррогатом. Тут уж не до детей. Надо дать гражданам возможность свободно трудиться на земле и на городском предприятии. Не загонять их в колхоз, в партию, комсомол, чтобы погонять, мобилизовывать, а позволить им вести собственное дело. И тогда возвратятся к ним вера в добро, желание иметь крепкую семью,  желание работать,  учиться, творить по законам красоты. Если у человечества есть шанс выжить, то, как мне кажется, только через свободный труд и облагораживание, окультуривание семейных отношений.
 
      18 апреля 1994 года

С. 142.  Либералы в либеральной революции

Проштудировал статью Л. Баткина о Хрущеве в №15 «НВ». Полнейший антиисторизм. Для историка должна быть очевидной истина: когда происходит фундаментальный передел собственности и власти, не жди «бархатного» течения событий, обязательно будет кровь – большая или малая. Большую кровь сделали большевики, Ельцин и его команда пока обходится кровью малой. Так проходили все революции, не стану перечислять, какие. Чехословакия, Польша, Венгрия не в счёт, – они просто сбросили «грязное белье» (грубо «надетое» на них оккупационными войсками), а мы «сдираем кожу». Если Ельцину удастся удержать процесс «в рамках», то за это следует отблагодарить его, а не бранить.
В новые политические кресла уселась прежняя номенклатура, и собственность присваивает она же. Почему? Потому что демократов, готовых заняться делом (политикой, бизнесом), у нас мизер. Их почти нет. А те, что есть, умненькие и благоразумненькие, как Л. Баткин, Ю. Афанасьев, предпочитают наблюдать со стороны и пописывать, критикуя власть, демонстрируя свои литературные способности.
 Более 70 лет режим уничтожал демократов физически, политически, морально и добился «успехов». Многие из них, чтобы выжить, прилипали к КПСС. Да все мы готовы были поверить, что власть большевиков продлится ещё долго, а жить как-то надо. С нацистами в Германии после войны помогли разделаться американцы, таким же способом был подавлен милитаризм в послевоенной Японии. А Ельцину никто не поможет. У нас ситуация такова, что куда ни ткни пальцем – везде сидит правоверный коммунист. Как только его заменяют, оказывается, что новый правовернее старого.
Образно говоря, история шагает по ступенькам винтовой лестницы. Конкретное общество, конечно, может поднатужиться и «прыгнуть» выше положенного, однако, как учит опыт, пользы от этого мало. Хотели большевики догнать Америку, а «соскользнули» чуть ли не на уровень Верхней Вольты. Не может Ельцин преобразовать Россию без прежней номенклатуры, ибо кругом кадровая пустыня, особенно на местах.
Существует два типа социальных революций – уравнительная и либеральная. Ныне мы переживаем либеральную революцию. Собственно говоря, маятник истории постоянно качается от свободы к равенству порабощенных государством граждан и наоборот. Нам бы сейчас порадоваться да посильно помочь президенту в его необычайно трудной, ответственной, опасной для жизни работе по освобождению страны от тирании. А тут краснобаи требуют: подай им сразу всё, иначе ты – выкормыш и последыш КПСС. А где же здравый смысл, господа? Где же историческое мышление, уважаемые писари?
«Президент Ельцин предлагает сговор на два года». «Согласие между главарями». «Покорнейше прошу извинить, но это ваше государство, а не наше». «Авторитарная конституция». Добавьте ещё, уважаемый Л. Баткин, что мы строим «колониальную демократию», что мы переживаем «криминальную революцию», – и падите в объятия оппозиции, она Вас пригреет. Соединилась политическая линия либералов-говорунов и коммунистов.
К Договору присоединяются все новые течения и организации. Станет ли он «пактом Манклоа» – покажет история, а пока ухватимся за любую соломинку, чтобы предотвратить большой конфликт и обеспечить право всем любителям красного словца посылать свои статьи в любые газеты и журналы.
Не верьте тому, не верьте этому. По-моему, это студенческий нигилизм. А ведь нигилист-автор уже не молод! Похоже, он застыл в стадии юношеского неверия и никто его уже не разморозит. Нравится ему Элла Памфилова. И мне – тоже, но как человек, а не как политик. Как политик она хороша при Гайдаре, не более того.

      4 мая 1994 года

С. 143.  А. И.  Солженицын

Коммунизм может рухнуть и раздавить нас своим каркасом, повторяет писатель свою мысль из брошюры «Как нам обустроить Россию?». Значит, разбирать его нужно осторожно и медленно. «По проволочке», – как образно сказал другой эмигрант В. Максимов. Вот тут-то и сказывается оторванность наших пророков от реальной обстановки. Одни сидят в Париже, другие в Лондоне, а третьи и вовсе проживают на противоположной стороне Земли. Оттуда они смотрят в бинокль и видят что-то в тумане. «По проволочке» коммунизм разбирают китайцы и вьетнамцы, но ведь это может длиться век и два! Согласен на это писатель?
Солженицын предлагает сначала вводить демократию снизу – в селе, на заводе, в провинциальном городе. И опять мы обнаруживаем у великого художника политическую пелену на глазах. Этот вариант уже испытал Горбачев, – ничего не получилось. Нас, провинциалов, всегда толкали правители, чтобы мы не проспали. Вспомним, как проводились реформы на Руси: Петр I, Александр II, Столыпин. Только сверху! Без инициативы сверху мы проспим ещё тысячу лет.
Подходит ли России  европейская демократия? Дело в том, что демократии европейской, российской, азиатской, африканской не существует. По своему понятию (так сказал бы Гегель) она только одна на всех. Зародилась в Греции, перекинулась в Рим, возродилась в Европе и Северной Америке. Её основными характеристиками являются свобода (только свобода даёт народу власть), терпимость к инакомыслию, уважение собственности, равенство возможностей, гуманизм. Однако демократия предполагает и наличие хорошо организованной государственной власти, защищающей права граждан.
 А почему критик европейской демократии поселился в её логове – в США, а не в Чили, Ираке, на Кубе? Я думаю, вот почему: там он получил неограниченную свободу, возможность разбогатеть, дать детям образование. Но это всем нам как раз «подходит»!
 Россия не раз пыталась освободиться, но всегда находились силы, которые под предлогом самобытности вводили традиционно азиатский способ правления – тиранию. И цари наши играли в свободу. Даже такие политические живодёры, как большевики, не гнушались жонглировать словом «свобода». Похоже, автор «Архипелага» – книги века – имеет в уме строительство в России авторитарного национал-теократического государства, в котором будут править священнослужители доминирующей нации и веры. Как в Иране. Солженицын –  патриот без кавычек, глубоко верующий православный христианин. Ему претит демократический разброд и близка сердцу церковная соборность.

      9 июня 1994 года

С. 144.  Не всё может семья, но больше  семьи никто не может

«Преступность» – это слово ныне у многих на устах. Средства информации регулярно «угощают» граждан всё новыми и новыми порциями острых событий у нас и за рубежом. А на днях я посмотрел по телевидению французский фильм «Беззащитный» – о насилия гомосексуалистов против несовершеннолетних. Страшный прессинг на психику. Пишут, что человек произошел от обезьяны. Зачем так обижать обезьяну? Говорят, человек произошел от Бога. Столь кровожадное, плотоядное и похотливое существо – от Бога? Свежо предание, но верится с трудом.
На протяжении веков с преступниками велась самая решительная борьба. Им отрубали руки, ноги, головы, их четвертовали, сажали на кол, развешивали на столбах и деревьях, гноили в тюрьмах, сжигали живьем, – а они, как грибы в лесу после дождя, вырастали снова и снова. Особенно в переломные эпохи, когда в обществе шла борьба за переоценку ценностей, за предел собственности и власти, а т. н. силовые структуры государства или бездействовали в нерешительности или были заняты в политических разборках.
Человек от природы добр, а обстоятельства делают его злым, полагал Руссо. Следовательно, создадим «хорошие» обстоятельства – и со Злом покончим. И начали последователи великого француза думать, как создать «хорошие» обстоятельства. И придумали, – XX век стал самым кровавым в истории. В итоге количество воров и насильников пропорционально не уменьшилось. Если их «деятельность» и утихала на время, то лишь для того, чтобы потом наверстать упущенное. Фрейд оказался ближе к истине: инстинкт разрушения заложен в нас от века.
Однако я не считаю общественный прогресс делом совершенно безнадёжным. Просто дорога к свету и благополучию оказалась намного извилистее и длиннее, чем полагали некоторые «яйцеголовые». Нельзя не поддержать мысль (пусть старую, как мир, как колесо) начальника инспекции по делам несовершеннолетних Н.А. Халовой о  великой роли семейной среды в становлении личности («Гжатский вестник» от 11 июня).  Главнейшая стихия воспитания детей – это окружение близких: отца и матери, дедушки и бабушки, братьев и сестер. Не всё могут они, но больше них не могут ни школа, ни улица, ни т. н. общественные организации. Только в семье возможно  разумное сочетание любви и авторитета, которые являются теплом и светом воспитания.
 В семье формируется личность по главным двум направлениям – злобная или доброжелательная. Правонарушители и те самые 12-летние «бродяжки», что бесцельно гуляют по городу, выходят из стихии, где царствует злоба – бесконечные скандалы, сведение счётов, жестокость, где процветают хитрость, жульничество, пьянство, выходят как закономерный брак в халтурном производстве. А учитель лишь формирует то, что есть, придаёт естеству  форму. Формирует, как садовник – яблоню, пересаженную к нему в сад из питомника. Правда, в отличие от садовника (и это очень важно!), учитель может приостановить развитие негативных тенденций в питомце и пробудить начала, которые были задушены в семье.
Преступность ныне растет и матереет. Покончить с ней раз и навсегда – нереально, –  слишком несовершенна природа человека. Преступность можно нейтрализовать, свести к минимуму. Успех зависит и от экономического благополучия общества и от раскрываемости преступлений. Однако главным образом – от крепости семейных  уз, образованности родителей, их культуры. И, разумеется, от того, работают ли в школе равнодушные урокодатели или педагоги, подобные Корчаку, Сухомлинскому, Шаталову.

5 июля 1994 года

С. 145.  Нечто в мире рухнуло, но не то, что предполагали

Есть немало видов извращенностей человеческой природы, естественной и социальной. Нормальные люди, например, не испытывают эстетического наслаждения от зрелища собачьей драки, петушиного боя, тараканьих бегов. Меня, однако, интересует сегодня извращенность идеологическая.
Ведь взбрело же кому-то в голову, что одна нация, обладающая некоторыми культурными преимуществами перед нациями другими, имеет моральное право эти «другие» поработить или превратить в пепел. Иной окраски «мыслители» додумались до того, что интеллигенция – дерьмо, буржуазия – враг прогресса, зажиточные крестьяне – кулаки-мироеды, вера – опиум для народа. Как показал опыт, идеологическая извращенность может поразить сознание десятков и сотен миллионов людей. Может развязать межнациональную бойню, бросить класс на класс.
Вот что побудило меня взяться за перо. Постоянно слышу: «Спекулянты!», «Прохода нет от вас!», «Ну, погодите!». Пропаганда поработала так основательно, что у доверчивых людей серое вещество мозга почернело. «Ты сначала произведи, а потом продавай!» – втолковывает идейный гражданин торговцу. Но торговец не производит ни сахарной свеклы, ни сахарного тростника, ни сахара. Он рисковал, он привез товар и просит божескую цену. Вот из Китая трикотаж, из Бразилии кофе и бананы, которые проделали длиннейший путь, – цена им соответствующая. Давайте всё это отправим назад. Будет нам лучше? «Всё ничего, да спекулянты на каждом шагу, не работают, а наживаются», – слышу я от женщины, на первый взгляд, далеко не глупой. А не был ли известный купец Афанасий Никитин, привозивший пряности из-за трех морей первым российским спекулянтом?
Когда-то люди поедали всё, что производили, что брали у природы или  отнимали у других. Мог существовать лишь случайный обмен. В следующую эпоху, когда появились излишки, стал практиковаться обмен регулярный – товар на товар, товар на самый ходовой товар. Лишь с развитием производительности труда и появлением металлических денег – удобного и ходового средства – зародилась торговля как таковая. Торговцы – перекупщики – представители древнейшей профессии, которая всегда была тяжёлой и опасной. И не случайно тот, кто производит, сам торговать не желает. В современной развитой рыночной экономике продукт, прежде чем попасть на стол потребителя, проходит через руки многих посредников. Нам как раз не хватает умных, смелых, неугомонных и вездесущих разносчиков товаров.
Наши правители долго внедряли в сознание народа извращенную идеологию. Опыт в известной мере удался: многие поверили, что торговцы, как и городская буржуазия, как и крестьяне-единоличники, являются врагами общества. Поверили и верой своей до сих пор живут. Они не замечают большого выбора товаров и отсутствия очередей, но очень страдают от того, что кто-то стоит за прилавком, сидит за стеклом в палатке, а не работает на государственном предприятии, которое гонит не находящие сбыта болты и гайки. Как помочь несчастным? – Только экономическим просвещением.
Слово «спекулянт» было придумано идеологами, чтобы внушить простодушным, что вольная торговля обязательно ведет к капитализму, а капитализм уже прогнил и вот-вот рухнет. Полки и дивизии псевдоучёных исписали на эту тему горы бумаги. Да, нечто в мире рухнуло, но не то, что предполагали.
Научиться торговать! Так можно определить смысл переходной эпохи от командно-административной системы к рыночной экономике. Научиться считать деньги, извлекать из полезного дела прибыль. Производство, основанное на частной инициативе, – дело более серьезное; чтобы производить, нужен первоначальный капитал. Рано или поздно торговое «веселье» исчерпает себя. Настоящие деловые люди России уже ждут своего часа.

      1 сентября 1994 года

С. 146.  Россия вырвалась из-под власти тех, кто гонит коней галопом, однако старые болезни дают о себе знать

По психологическому принципу человечество делится на два класса – эволюционистов и экстремистов. Первые отдают предпочтение постепенности, естественному вызреванию событий. Природному ритму. Глупцом сочли бы отца, который сказал бы жене: «Нельзя ли поскорей? Девять месяцев – очень долго». Экстремисты все блага хотят получить в ускоренном темпе, не считаясь с затратами. Мешают всеобщему равенству деньги? – Убрать деньги, а все золото пустить на производство унитазов. Мешает полной свободе политическая власть? – Распустить её, пусть воцарится анархия.
Благодаря Богу или случаю, Россия вырвалась из-под власти тех, кто гонит коней галопом, и вошла в полосу постепенности. Народ устал от войн, классовых битв, битв за урожай, борьбы за высокую успеваемость, от репрессий и т. п. Он хочет жить мирно, без страха, укреплять своё здоровье, благополучие, заботиться о детях. Однако старые болезни дают о себе знать.
 Недавно мы были свидетелями митингов и пикетов у Дома правительства, снова слышали: «Президента – к ответу!», «Премьера – в отставку!».  К решительным действиям против власти призывали представители коллективных хозяйств, почему-то называющие себя крестьянами. Им снова мешают все четыре времени года, им снова не хватает всемогущего вождя. Дайте им субсидий, субсидий и субсидий! Дотаций и ещё раз дотаций! Но чтобы дать, надо у кого-то взять. У кого? Из нашего района «бунтовать» в Москву был командирован некто Сергеев. Хорошо бы ему в газете рассказать о своих «подвигах».
«Непримиримая оппозиция», терзавшая президента некогда на съездах, снова призывает к свержению «оккупационного режима», лучше в октябре, в знаменательном месяце. Намечена масса революционных мероприятий. Много раз она уже предрекала, что голодный народ вот-вот поднимется, возьмет в руки дубину и начнет молотить новых эксплуататоров. Однако неблагодарный народ почему-то не поднимается – работает, копошится в огороде, торгует, провожает в школу детей. Не зажигается лозунгами беспорядков и погромов. Я понимаю обиду тех, кто лишился абсолютной власти, кто не может вырваться из плена идеологии. Но сколько можно неистовствовать!
У экстремистов есть мощная и агрессивная печать, которая стремится очернить  новую власть. Печать эта, пользуясь открывшимися для нее свободами, дискредитирует депутатов от демократических партий в парламенте. Все они, дескать, воры и взяточники. Старый прием большевиков. Чтобы оправдать расстрел царя и его семьи, Николай II был назван «кровавым», чтобы разделаться с троцкистами и бухаринцами, их предварительно объявили «кровавыми собаками империализма».
Лучшие представители прежней партийной номенклатуры и советского чиновничества поняли необходимость перемен. Они работают в государственном аппарате и в бизнесе и ещё немало совершат добрых дел для себя и для общества. Однако худшие из них, особенно прилипшие к налоговым и силовым структурам, пытаются помешать предпринимательской деятельности граждан. Вчера по телевидению давал интервью известный предприниматель Л. Вайнберг. Он рассказал, как его «брала» вооруженная до зубов группа омоновцев в масках. Думаю, что таких «блюстителей порядка» надо держать в узде и воспитывать, воспитывать.

      13 сентября 1994 года

С. 147.  Идея гуманизма вместо теории классовой борьбы

Как я понимаю задачу современной школы? На первый взгляд, тут всё стабильно, тут, как всегда, учат и воспитывают. И действительно, в программах обучения имеют место лишь количественные перестановки: то дадут на литературу и историю часов больше, то меньше, то введут психологию, то изымут. Но воспитательная задача школы в переломные моменты истории государства претерпевает не только количественные, но и качественные изменения. Ответы на вопросы, что есть человек, что есть личность и что есть гражданин, сегодняшняя школа должна дать иные, чем десяток лет назад, и в соответствии с этими ответами строить модель воспитания.
Человек есть совокупность общественных отношений? Однако обнаружилось, вопреки теории Маркса, что корни его сидят глубже (его мать – природа). Почему, например, – не совокупность природных влечений, как учил Фрейд? Одни жаждут сполна удовлетворить свои страсти, другие – вырваться из их плена. И тут мы имеем своего рода «классы». Фрейда мракобесы долго держали под запретом. К тому же побеждающий ныне религиозный взгляд на человека предполагает в нём бессмертную душу как субстанцию. Да, атеизм преодолевается трудно, он впитан нами с молоком матери. Теперь выясняется, что Пушкин был верующим человеком. Гоголь и Достоевский – столпы российской культуры – верили в Бога.   Религия в её примитивной или  «онаученной» форме входит в жизнь гомо советикус. Может ли с этим не считаться школа?  И в учебнике истории должны появиться новые идеи, новые персоны. Чем не пример для подражания подвижническая жизнь Сергия Радонежского, благословившего русское войско на битву против татар на Куликовом поле? Или патриарха Тихона, замученного «борцами за светлое будущее»?
Известно мне, что печалятся иные учителя из-за падения некогда могущественной идеологической крепости. Сняли портреты вождей чубастых и лысых, в картузах и без фуражки, дискредитированы кумиры, изрекавшие абсолютные истины. Не печальтесь, уважаемые коллеги, жизнь продолжается. А чем хуже учения о классовой борьбе идея гуманизма, апостолами которой были Христос, Ганди, Толстой, Швейцер и многие другие? Люби ближнего своего, как самого себя, жалей всё живое, благоговей перед жизнью, учили они. Сколько можно бежать за политиками, у которых в одной руке наган, а в другой – стакан? И петь: «Погоня, погоня в горячей крови»?
Личность (клеточка общества) – феномен менее отвлечённый, – пожалуй, есть совокупность общественных отношений – экономических, политических, правовых, военных, культурных, половых и пр. И тут ещё предстоит беспристрастный анализ. Мы учили так: у нас есть гарантия на труд, на жилище, на бесплатное лечение и обучение, на отдых, а у буржуев трудящиеся всего этого не имеют, –  там бесправие, эксплуатация, безработица, голод, бесконечные классовые битвы. Никто этому не смел возражать. Предпринимательство у нас называли шабашничеством, порой приравнивали к шкурничеству. Внешние враги завидуют нашим успехам в производстве стали, чугуна, нефти, газа, нашим значительным достижениям в космосе, балете, хоккее, шахматах. Тому, что у нас больше всех школ, институтов, военных училищ, учителей, врачей, кандидатов и докторов наук, генералов, народных артистов и т. д. Завидуют, питают ненависть и жаждут напасть. Это была большая ложь. Страна превратилась в военный лагерь, готовилась к войне. И школа – тоже. На это были направлены все наши т.н. воспитательные мероприятия, жёсткое планирование, поклонение красному цвету как символу крови.
А как быть с политическими свободами, со свободой мысли, совести, слова, творчества, социального протеста, объединений, места проживания? Предполагалось, что всё это – буржуазные излишества. Для несогласных и недовольных идеологи придумали названия: «внутренний эмигрант», «отщепенец», «агент», «антисоветчик», «враг народа» и т.п.
 Совсем недавно мы узнали, что существует Декларация прав человека и гражданина, есть права и свободы, которые даются от века. И что у «буржуев» не всё так уж и плохо. Страна меняет ориентиры жизни, школа должна сменить ориентиры воспитания. Ныне мы, шагая своей дорогой, не отвергаем западный вариант цивилизации, западный вариант прав личности. Обо всём этом следует постоянно рассказывать детям и найти для этого нужные формы.
«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Истина вечная и красиво выраженная. Но как сделать, чтобы подданный государства не чувствовал себя перед властью «презренным рабом» или «тварью дрожащей»? Полноценный гражданин имеет собственность, обладает всеми цивилизованными правами и свободами и почитает  своё государство не по велению властей, а по велению сердца. Сейчас рождается в муках новое сообщество граждан. А место школы в этом процессе? На первый случай – изучить его Конституцию.
      
      20 сентября 1994 года

С. 148.  К выступлению  А. И. Солженицына в Государственной Думе

Когда я слушал по телевидению резкое и амбициозное выступление А.И. Солженицына на заседании Государственной Думы 28 октября, то мне пришло в голову: «Вот ещё один пророк, который знает всё,  что совершается на небе и на земле, и готов нам указать точную и кратчайшую дорогу к светлому будущему». Но ведь это уже было много раз! Помните решительную фразу: «Мы пойдем другим путем!»? Её произнес один самоуверенный и нетерпеливый политик, претендовавший на знание абсолютной истины, такой же страстный, такой же непримиримый. И пошёл…
Российские демократы выбрали наихудший, «самый искривленный путь» избавления от коммунизма, народ обескуражен, ропщет, возмущается, заявил писатель. А кто выбрал правильный путь? Украина? Белоруссия? Узбекистан? Тогда почему они так обнищали? Вот уж с них-то не следует брать пример! На этот счёт ни у кого нет опыта, всё делается впервые. Для меня, по крайней мере, ясно одно: медленные реформы во сто крат хуже энергичных, ибо продляют на неопределенный срок наши трудности. А Эстония и Латвия без надрыва, без истерики пережили «шок» в 1993 году, экономика у них стабилизировалась, начался рост производства. То же было бы и у нас, если бы премьер не пошёл на поводу у лоббистов и демагогов.
Писатель всё разносит в пух и прах. Можно подумать, что абсолютная истина у него в кармане, что он экономист и политик от Бога. Два путча за три года, величайший дефицит готовых к практическим действиям политиков в стране (не теоретиков, не краснобаев) для него как бы не существуют. После августа 1991 года Ельцин оставил у власти прежнюю номенклатуру, возмущается А.И. Солженицын. Повсюду «секретари, секретари, секретари». Но Ельцин реалист! В своё время КПСС включила в свои ряды всё политически дееспособное население. Подумать только, их было 18 млн. 700тыс.! А демократы исчезли как вид, как популяция. С кем делать музыку? Кого посадить в оркестр? В условиях кадровой пустыни президент был вынужден привлечь на свою сторону и использовать в деле лучших представителей прежней номенклатуры. Вопрос стоял, как у Гамлета: быть или не быть преобразованиям. Да, в истории так случается: французы строили республику без республиканцев, русские строят демократию без демократов. К сожалению, и среди «лучших» оказалось немало взяточников и карьеристов. Чистых, честных, умненьких, благоразумненьких чиновников следует ещё воспитать. Солженицын не первый, кто не понимает трудностей становления демократии в России. И не последний..
Очень просто, как рубака, разрешает писатель национальный вопрос. Американцы-де вводят флот туда, где ущемляются права их двух–трех граждан. Значит, действовать надо решительно? На Балтийском море и на Чёрном (Жириновский заметил, что патриотические мысли Солженицын позаимствовал у него)? Выходит, что опыт Югославии, Израиля, Северной Ирландии, Грузии, Карабаха великого диссидента ничему не научил? Выходит, не зря говорят, что история для того и пишется, чтобы из неё не извлекали уроков. Мне кажется очевидным: если начнётся война между Россией и «братскими республиками», то пострадают в ней прежде всего русскоязычные граждане, оказавшиеся за рубежом, а не их нынешние рьяные «защитники».
В выступлении писателя я не услышал спокойного, мудрого, логически выдержанного рассуждения о проблемах нашей страны. По существу я услышал митинговые призывы к пересмотру границ, «нарезанных Лениным», к новой социальной революции против господствующей олигархии. «Чтобы плыть в революцию дальше»?

      31 октября 1994 года

С. 149.  О фобиях

      «Фобос» – греческое слово, обозначающее страх. Существуют в мире ксенофобы, русофобы, юдофобы, англофобы, кавказофобы, арабофобы и пр. Они всегда кого-то боятся и ненавидят (больше всего мы ненавидим того, кого боимся). Или иностранцев вообще или лиц конкретной национальности. «Русские идут!» – кричали некоторые американцы, имея ввиду подплывающие к их берегам советские подводные лодки, и прятались в бомбоубежищах. «Немцы едут!» –  всякий раз возникает у меня мысль, когда я вижу проезжающих мотоциклистов в касках. Это сидит от войны. «Американские империалисты – злейшие враги человечества!» – долго проглатывали мы классический лозунг пропаганды.  И  возненавидели Америку.
Если есть страх, – значит, должна быть причина. И она есть – опасность, реальная или мнимая. Реальную опасность чувствуем мы кожей, видим глазами, осознаем разумом и готовимся её встретить. А мнимую опасность нам чаще всего навязывают, коварно действуя на психику. Так  взрослые придумали для детей леших, домовых, так  вожди-параноики навязывают народу врагов в виде  инокровцев, иноверцев, инакомыслящих, всех «иных». Шла ли немцам, культурнейшей и продвинутой нации, опасность от евреев, цыган, славян? Разумеется, – нет. И тут было много работы для Геббельса, чтобы представить белое чёрным. К сожалению, приходится констатировать, что даже культурные народы ведут себя часто, как доверчивые дети.
Но националистические «фобии» возникают и сами по себе всякий раз, когда происходит кардинальный передел территорий, собственности, власти, когда на мир наваливаются социальные беды. Жизнь усложняется, становится опасной. Люди начинают вспоминать, кто к какой нации принадлежит, обращают внимание на величину и форму носа, цвет глаз, кожи. Откуда идут несчастья? – Наверно, от него, черноглазого, горбоносого, желтокожего. Вы только посмотрите, какой он злодей, и все в его племени злодеи! Виноваты так же те, кто иначе молится, иначе думает.
 Вся история человечества есть история жестоких и кровавых войн. «Бей немцев!», «Бей русских!», «Бей жидов, спасай Россию!»,  «Бей белых, пока не покраснеют!», «Бей, винтовка, метко, ловко!»,– вырывается из нашей груди. «Бей! Бей! Бей!», – любимые слова «голой обезьяны», вообразившей себя наместником Бога на земле. А мы говорим: «Прогресс!», «Человек – это звучит гордо!».
Передо мной статья В. Звягина из №52 «Московских новостей». Анализ.  «Протоколов сионских мудрецов». В Швейцарии в 1933 году состоялся суд над их распространителями, который досконально рассмотрел вопрос. Оказывается,     «Протоколы» сфабрикованы и переданы русским черносотенцам. «Документ» использовался нацистами для теоретического обоснования уничтожения евреев. Вот слова одного из адептов нацизма: «Они развязали первую мировую войну, породили большевизм, придумали Версальский мирный договор, унизивший Германию, создали Лигу наций. Борьба с евреями в Германии будет доведена до конца».  А Гитлер даже утверждал, что потомки царя Давида умышленно разносят всякие инфекционные болезни. Мнимая опасность, внедренная в сознание пропагандой, породила страх, страх породил ненависть, а ненависть стала причиной всех известных преступлений.
  Юдофобия живет и у нас. Жидомасонский центр, уверяют юдофобы, находится где-то за границей и через своих агентов ведет разрушительную работу во всём мире, и в России – тоже. Поистине, ничто не ново под луной.

       10 ноября 1994 года

С. 150.  Москва, «Радио России».
Уважаемая Наталья Павловна!

Прослушал в 17-30 12-го ноября выступление комсомольца с новым разоблачением командования ЗГВ и П. Грачева. Ещё один «мятежный» просит пули… Он, как и Д. Холодов, не понял, что попался на ржавый крючок известных, но скрывающихся за «кустом» ловцов.
Умный стратег, прежде чем напасть, пытается внести разлад в лагерь противника. Если ему это удастся, победа не будет трудной. В первую мировую войну немцы искусно внедрили большевизм в русскую армию и разложили её. Они не захватили всю страну только потому, что не одолели Англию и Францию. Прежде чем начать вторую мировую войну, Гитлер успешно расколол мировое «жидомасонское движение» и не победил только потому, что «жидомасоны» снова объединились.
Известные ловцы очень надеются победить на выборах в1995  и 1996  годах. Разъединять демократов им не надо, они сами разбрелись, как бараны. А вот вымазать дёгтем и выкатать в перьях наследников Керенского – для них сейчас важно. Собственно, и этот политический прием стар, как мир. Самый последний пример: Рейган прилепил к СССР этикетку – «Империя зла», – это и стало той копейкой, которой не хватало до рубля, той каплей, от удара которой рухнул бастион коммунизма. Активную работу против президента ведут газеты «Советская Россия» и «Завтра». А нельзя ли сюда подключить и демократический молодняк? Оказалось, можно.
Мне, старику, эта игра хорошо понятна. А почему не понятна Вам, уважаемая Наталья Павловна? Или Вам не хватает жизненного опыта, как тем самым юнцам, желторотикам – честным, смелым, но наивным ребятишкам?
Вы хотите мне возразить, что оппозиция не столь умна, не надо усложнять. Дай Бог! Дай Бог! Пусть не умна, но что коварна – это точно.
Вывод полумиллионной армии из Германии за три года справедливо будет квалифицировать как бегство, как обвал. Но растягивать этот процесс нельзя было, поджимали обстоятельства. Поэтому вывоз и распродажа имущества поневоле осуществлялись в спешке. Нашлись «вояки», которым удалось погреть руки. И всё же в этих тяжелейших условиях генерал Бурлаков справился с задачей относительно неплохо. Интересны соображения Д. Якубовского на этот счет, высказанные в №45 «АИФ»: «Те, кто сегодня усиленно пытается привлечь внимание к воровству портянок в ЗГВ, возможно, стремятся тем самым оттянуть общественное внимание от вопроса о российской недвижимости». Оказывается, наш «милый друг» М.С. Горбачев по существу подарил немцам российскую недвижимость на 25 млрд. марок, за что был назван «лучшим немцем года».
П. Грачев отдал войскам приказ «выкурить» непримиримых из Белого дома. Они ему не простят. Сделают всё, чтобы дискредитировать одного из главных действующих лиц в подавлении мятежа. П
Грачёв спас демократическую революцию от возврата «бурбонов», поможем «бурбонам», которые жаждут ему отомстить.
Ох, как нелегко Ельцину! Человеку, не вымуштрованному академически, не умеющему произносить речи, пугающемуся объектива телекамеры. Да и прежний политический опыт у него специфический. Он строитель – не политик. Секретарь обкома – провинциальный работник партии. Он одинок. Искренних друзей у него мало, кругом – прилипалы.
Демократические силы в стране слабы, разобщены. Местные прокоммунистические правители умело дискредитируют всё, что идет от центральной власти, дискредитируют практически, создавая хаос, а так же через средства массовой информации. Собственно, умные и образованные демократы, типа Явлинского и Гайдара, у нас есть, но они пока не смогут управлять «норовистой лошадью», имя которой Россия. Она скинула с себя доброго и глубоко верующего царя Николая II, Временное правительство, состоящее из наивных либералов, даже свирепые большевики не продержались на её «спине» до конца века.
Желаю Вам доброго здоровья и успехов в работе.
   
      Корягин Сергей Осипович. 14 ноября 1994 года