Демократическая революция в России-8

Сергей Корягин
С. 71.  Демократическая партия России

Любители статистики насчитывают в ДПР 50 тысяч членов. Среди новых  партий это самая большая партия. В области  наших от полутораста до двухсот, а в Гагарине – 25. «Не идут к вам люди. С чего бы это?» – слышали мы не раз. Среди многих причин назовем лишь три: 1. Недоверие народа к партиям вообще. 2. Страх. Средства массовой информации постоянно запугивают граждан новым путчем. 3. Принадлежность к ДПР не только не дает никаких привилегий, но совсем наоборот, сулит новые синяки и шишки. Гражданское мужество мы ставим превыше всего.
ДПР не стремится быть «авангардной партией», «руководящей и направляющей силой общества», «партией нового типа», «партией всего народа» и т.д., её задача проще – быть законопослушной сестрой в семье партий парламентского, то есть европейского, типа, добивающихся власти через демократические выборы. Полный отказ от насильственных средств в политической борьбе – это главное для нас. Никакой революционной агитации, никаких революционных действий, однако острая идеологическая борьба, особенно с тоталитарными идеологиями, не исключается и даже приветствуется.
Коммунистическая система разделила граждан на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, на начальников и подчиненных, властителей и верноподданных, на тех, кто сажает, и тех, кого сажают. Страна переполнилась охранниками и зеками. А кто же хозяин в ней? Искали мы хозяина и не нашли. Собственность оказалась ничьей – бери, кому что надо. И стали все брать, все понесли. ДПР стоит за возрождение хозяина на Руси, хозяина не «липового», а частного собственника. Прежняя номенклатура и граждане, заражённые люмпенской психологией, продолжают пугать народ «толстосумами», «акулами» и прочим вздором, а Демократическая партия России открыто поддерживает всех предприимчивых людей, работающих в деревне и городе, и надеется, что в будущем они станут её надежной социальной базой. Признание свободы предпринимательства – один из основных пунктов Программы ДПР.
Программа признает три независимые ветви власти: законодательную (парламент), исполнительную (президент и правительство), судебную (все виды суда), а также свободу слова, многопартийность. На обложке нашего партбилета напечатаны слова из Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Все люди без различия.
Не только во внутренней, но и во внешней политике наша деятельность ориентирована на демократию, на демократические государства. Программу и Устав принял III съезд ДПР. В Уставе сказано, что каждый гражданин России, достигший 16-летнего возраста и поддерживающий оба документа, может вступить в нашу партию.
Разногласия в ДПР обнаружились сразу. Н.И. Травкин, наш лидер, склонен к командному стилю руководства, позаимствованному им у КПСС. Мы же убеждены, что сила политического коллектива не в буквальном единомыслии, не в умении петь хором и шагать в ногу, а в способности каждого его члена работать с людьми, вести за собой. Склонен наш руководитель и к спекуляциям на патриотизме. Телевидение зафиксировало Травкина на одном митинге с Жириновским. Мы, однако, полагаем, что истинный патриот не кричит о своих чувствах у каждого столба. Сейчас в ДПР создается фракция, не заражённая псевдопатриотизмом.

Председатель правления Гагаринской районной организации ДПР  Корягин С.

      11 марта 1992 года

С. 72.  Больше реализма, господа!

Я тоже русский, и мне тоже нравится жить в большом государстве. Однако я реалист. Есть в природе и общественной жизни процессы, которые совершаются помимо нашей воли, есть тенденции, которые пробивают себе дорогу вопреки нашим запретам.
Александр Долгов, как, впрочем, и центральное руководство ДПР, что называется, в упор не видят, как разжимается историческая пружина национального освобождения, сжимавшаяся в течение столетий, особенно в период господства большевиков. И не хотят видеть – вот что досадно. Стремление наций к освобождению нельзя отменить так же, как нельзя отменить закон всемирного тяготения.
Александр Долгов – за Великую Россию. Очень хорошо! А почему не за Великий Татарстан, Великую Чечню, Великую Украину? Стоит только всем захотеть быть Великими, как начнётся война до полного взаимоистребления. Готов к такой войне Александр Васильевич? Не лучше ли, когда все будут просто равными? Гигантомания – неизлечимая болезнь политических партий с тоталитарными устремлениями. И напрасно автор статьи «За державу обидно» отмежёвывается от национал-патриотов, уж они-то его поймут. И Травкин напрасно отгораживается от лидера РХДД В. Аксючица и лидера кадетов М. Астафьева, он отлично вписывается в их компанию.
Руководство ДПР в свое время дало оценку созданию СНГ, о которой я хотел бы сказать: попали пальцем в небо! С самого начала всем было известно, что становление СНГ – долгий и трудный процесс. Никто и не надеялся, что выпущенные из тюрьмы узники, погуляв на свободе, скоро опять в неё вернутся. Ясно, что некоторое время республики будут «в бегах». Однако, в отличие от настоящих узников, им некуда скрыться, территорию с собой не унесешь. Все они, как и прежде, останутся привязанными друг к другу экономикой, языком, культурой.
О «равноправных губерниях». Опять утопия, напоминающая программу Жириновского. В отличие от американских наций, приехавших из-за моря на жительство к богатому дяде Сэму, наши нации – издавна имеют своё место обитания и очень дорожат своими особенностями. Здесь нужен деликатный подход. По расселению национальных групп и отдельных национальных персон Америка напоминает собой общежитие, а Россия – многокомнатную квартиру. И необязательно ломать стены, чтобы жить единой семьёй. Больше реализма, господа!

      18 марта 1992 года

С. 73.  О политических бесах

Кровавые социально–политические перемены христианин называет бесовщиной, а марксист – революцией. В первом варианте героями являются бесы, во втором – революционеры. Явление одно и то же, а оценка разная. «Аморально гнать человечество железным кулаком к благополучию», – проповедует христианин. «Морали в политике нет, а есть целесообразность», – учит  вождь российского пролетариата. У Достоевского есть «Бесы», у Ленина – «Государство и революция», один разоблачает бесов, другой воспевает их.
Политические бесы существовали среди людей всегда. И всегда они звали к разбою ради установления абсолютной справедливости, абсолютного равенства, абсолютного мира. Вспарывали животы своим недругам, развешивали их на деревьях. Сжигали их усадьбы и т.д. Действовали анархически. Однако в Х1Х веке появилась универсальная научная теория бесовщины, которая, разумеется, была названа благозвучно по имени сочинителя. В соответствии с этой теорией бесы России, захватив власть, загубили десятки миллионов граждан, разорили хозяйство страны и наконец обанкротились.
 Два антагонистических взгляда на историю вытекают из двух взглядов на человека. В христианстве человек велик сам по себе, его даже называют образом и подобием Божьим, в марксизме человек есть продукт общественных отношений, продукт, качество которого зависит от руки мастера (каковым выступает вождь).
Христос исцелил одного бесноватого тем, что, применив своё божественное чудодейство, переселил недуг в стадо свиней, которое бросилось с обрыва в пропасть. А что произошло у нас? «Легион бесов вошёл в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит» – писал С.Н Булгаков. Ныне громадное бесовское войско лишилось вождей и стало неуправляемым. Многие его воины временно придерживают свою страсть,  другие, в условиях открывшейся свободы, продолжают выражать своё бешенство на митингах и демонстрациях, – они носят портреты своих вождей, флаги цвета крови, показывают в телеобъектив искаженные от злобы физиономии, выкрикивают угрозы: «Мы их перевешаем!», «Долой правительство предателей!», «Большевики наведут порядок!».
Бесы – люди, по облику такие же, как все, но только по облику. А внутри – другие. Фанатики. Маньяки. Психопаты. Параноики. Эпилептики. Заражённые или генетически больные (чаще последнее). Всмотритесь внимательно в их лица! Если вы достаточно проницательны, то обнаружите отклонения от нормы. Нет, они не дураки. Часто они даже умны, неплохо образованы, талантливы: Наполеон, Гитлер, С. Хусейн, Полпот. Порой комичны. Но у власти все они страшны.
Современные бесы действуют, в основном, под тремя флагами – религиозным, национальным и классовым. У каждого направления разработана своя идеология, иногда эти идеологии перемешаны.
Событие, о котором так долго говорили российские бесы, свершилось. 17 марта под Москвой, в деревне Вороново, состоялся т. н. VI съезд народных депутатов СССР. В сельском клубе их собралось около двухсот. Были и гости. Собрание длилось полтора часа. Произносились речи, клятвы, пелись революционные и военные песни. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Вставай против Ельцина и демократов, которые «разорили страну», «продали» её капиталистам. А вечером в центре столицы состоялся митинг. И там – всё те же лица, всё те же призывы. Однако на крючок бесовщины поймать русский народ сейчас нелегко.

      19 марта 1992 года

С. 74.  Только бы не вернулось прошлое

Парторганизатор ЦК РКРП  И. Бабуркин сокрушается по поводу судьбы «могучей и непобедимой социалистической Родины» («РП» от 26 марта 1992 г.). Однако теперь всему миру ясно, что сила и величие нашего государства держались на лжи и сверхвооружённости. Информация об истинном положении дел в стране была скрыта от граждан. В стране свирепствовала партийная цензура, иностранное радио глушилось. Железный занавес был плотно закрыт.
 Чрезмерная милитаризация экономики, имперская политика в соединении с бездарным хозяйствованием обескровили государство до предела. Не горбачёвская перестройка виновата в предельном износе оборудования на предприятиях, запущенности сельского хозяйства, прозябании науки, медицины, образования, культуры, в том, что столько средств истрачено на безумные проекты, на строительство АЭС, типа Чернобыльской. Миллиарды и миллиарды ушли на содержание 5-ти миллионной армии в течение десятков лет, на производство безумного количества ядерных боеголовок и установку несчётного числа ракет всех калибров, на строительство бронированных подводных лодок, танков в количестве, превышающем весь танковый корпус мира. На поддержание тоталитарных режимов во всём мире (Куба, Ангола, Эфиопия, Сирия, Вьетнам и т.д.), на преступную войну в Афганистане, на помощь «братским» компартиям. Рейган спровоцировал гонку вооружений и выиграл холодную войну с СССР. Умом выиграл, как это делают талантливые полководцы. И произошло это в то время, когда другие, немилитаризованные государства,  переживали «экономическое чудо» – ФРГ, Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур.  К тому же теперь выяснилось, что вся наша «дозубоввооружённость» была абсолютно напрасной, никто на нас не собирался нападать.
В 1985 году М. Горбачёв склонил членов политбюро привести в порядок «крышу» в нашем «доме». Однако когда  разобрали «крышу» – обнаружились «гнилые стены». А потом стало ясно, что и «фундамент» ненадёжен. Можно было всё снова собрать, подправить, – и дожило бы наше поколение. А потом?.. Я думаю, правильно решили прорабы перестройки: надо строить новый дом.
Мне неприятны рассуждения о спокойной и якобы сытной жизни во времена застоя. Во-первых, я боялся, что вот-вот разразится страшнейшая из войн. Только у нас было накоплено 27 (была информация, что – 40) тысяч ядерных зарядов при наличии разнообразных и точных средств доставки. Странно, что И. Бабуркина эта проблема совсем не тревожит. Во-вторых, я боялся, что моё инакомыслие рано или поздно выйдет наружу, а мне хорошо известно, какие из этого бывали последствия. А кто нами правил? Как правил? Куда вел? Нет, нет. Я готов жить впроголодь и ходить в обносках бесконечно долго, чтобы только не вернулось прошлое. Не надо убиваться по поводу падения величия нашей Родины. Не было величия там, где человек был сведён до положения винтика в механизме.

      27 марта 1992 года

С. 75.  Письмо в «Рабочий путь»

Уважаемый товарищ редактор!
Прочитал статью Е. Максимова «Не для меня придёт весна…» в номере от 2 апреля. Это писатель Е. Максимов? Но почему у него нет «Ни дачи, ни «Мерседеса», ни пенсии, ни зарплаты»? По крайней мере, у него должна быть пенсия. Тут загадал он мне загадку. А его обида на демократию мне понятна. Сейчас таких писателей мало кто читает. Сейчас стоит вопрос, куда деть горы нечитабельной литературы, заполнившей полки библиотечных стеллажей, склады книжных магазинов, литературы, прославлявшей тоталитарный режим (в своё время Германия столкнулась с такой же проблемой).
Несколько слов по существу. В небольшой  статейке автор столько обвинений предъявил новой власти, что для неё, пожалуй, и в Девятом круге Дантова ада места не найдется. И всё проценты, всё цитаты из трудов неких ученых мужей. Кажется, что «врагам России» теперь не отвертеться, не увильнуть, теперь они получат по заслугам. Трижды встречается утверждение, что за годы перестройки мы только русских потеряли восемь миллионов. Где мы их потеряли? – К сожалению, ответа я не нашел. Трижды констатируется, «что скоро 80% россиян станут калеками». Я представил себе картину: кругом одни калеки. И жить стало противно. «95% населения недоступны цены», – приводится мнение академика, лауреата Ленинской премии Ф. Углова. Цифра «95» употребляется четырежды. Ужасы нагромождаются, чтобы произвести впечатление. Кандидат юридических наук А. Кузьмич «на конкретных фактах доказал», что «планируется массовое сокращение населения в России», – читаем мы в тексте. Конкретно это осуществится так: в условиях рыночной экономики россияне ослабнут от голода и вымрут, как мамонты. А дальше? – Вместо них понаедут «ковбои» Запада и Востока, и в XXI веке ученые будут под камнями искать черепа бывших русских. Ныне пришлые люди осуществляют «разбазаривание, расхищение пахотной земли». А пока мы «ждем, когда выпустят из тюрем по амнистии уголовников».
Уважаемый товарищ редактор! Неужели на Смоленщине нет других писателей? Скучно опровергать то, что написал Е. Максимов, но и промолчать я не мог. Надеюсь на публикацию моего краткого письма.
Желаю Вам здоровья и успехов.

       3 апреля 1992 года

С. 76.  Умные всё поймут

«Вы этого хотели?» – кинорежиссер Станислав Говорухин через радио «Свобода» спрашивает нас, указывая на нынешнюю ситуацию в России. И разоблачает, разоблачает, разоблачает. Все нынешние свободы оказались призрачными, вещает он. Хозяйничают взяточники, растлители, воры, некомпетентные правители. Искусство и культура чахнут. Книги пишутся похабные, фильмы создаются не лучше. Снизилась рождаемость, народ голодает, старики вымирают. Россия – страна воров. Мы сбились с курса. – Поистине, не хочу быть крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой, не хочу быть простым кинорежиссёром, хочу быть судьёй и пророком. Такую критику прочитать можно только в «Советской России» или слышать на прокоммунистических митингах. Скучно опровергать откровенную неправду, досадно слышать столь несправедливый наговор со стороны человека, являющегося автором фильма «Так жить нельзя!»
Итак, свободы нынешние  – призрачные? Десятилетия подневольные средства информации пугали нас американской свободой. Приговаривали при этом укоризненно: «Ах, Америка, Америка…» Дескать, что же ты творишь, Америка, твои свободы означают разгул эксплуатации! Вот у нас!.. У нас реальный социализм!  Мы слушали, но не очень верили, втайне мечтая получить всё то, что имеют «эксплуатируемые». Пришла и к нам свобода. И что же? Снова нас пугают, только уже не партийные пропагандисты, а «патриоты». Пугают Америкой, Ельциным, Гайдаром, Поповым, демократами. И делают это порой талантливо и с успехом.
А что есть реальные свободы? Свобода от страха за правдивое политическое слово, за политическую акцию (митинг, демонстрация, голодовка) к таковой относится? Я думаю, что – да, а гость радио «Свобода» думает, что – нет, иначе он не третировал бы так высокомерно эти наши российские блага, выстраданные политзеками, политэмигрантами, всеми честными людьми. Только один факт публикации произведений А. Солженицына опровергает  грубые выдумки на сей счёт. А свобода предпринимательства? Что может быть реальней свободы предпринимательства?.. Труднее всего опровергается глупость, потому что в ней нет логики.
Является ли реальной свобода научного и художественного творчества? Её реальность несомненна. Впервые  наша общественная наука заговорила нормальным (не марксистско-ленинским) языком. Почитайте журнал «Вопросы философии»! Впервые наша литература перестала лгать. Станислав Сергеевич купил то, что искал, а не то, что типично для эпохи. А ведь издается сейчас такое множество произведений, являющихся истинным духовным богатством человека! Загляните в журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Знамя». Плохо сейчас только писателям,  прославлявшим однопартийную власть.
Коммунистическая Россия уж точно была страной воров, хочу я сказать уважаемому кинорежиссеру. Хитрые воры обменивались услугами власти (блат), брали взятки, пользовались незаслуженными привилегиями, с искусством крали из казны, а примитивные – приписывали, обвешивали, обмеривали, обсчитывали. И несли.  Эти «специалисты», конечно, никуда не делись, они снова пристроились и совершенствуют свое искусство. Коммунистическая Россия была страной насильников и растлителей. Вспомним Берию. Из тех времён пришёл к нам ростовский маньяк Чикатило, погубивший более 50 женщин.
Передача «Аспекты» вещает: «Надо освободить народ от обнищания, от растлителей, от страха перед преступниками». – Что тут сказать? Надо!!! Но в данном контексте звучит это как чистейшая демагогия.
«Прежде чем дать свободу, надо создать граждан, достойных её», – повторяет Станислав Говорухин Петра Столыпина. «Сначала…», «Прежде…». Гитлер решил сначала создать нордический тип гражданина. Сталин решил прежде создать усовершенствованного коммунистического человека («ускомчела»). Но если граждане несвободны,  то как ты их ни корми, как ни охраняй от преступников, они останутся узниками тоталитарного режима, останутся быдлом. А этого мы как раз и не хотим. Слабость молодой российской демократии состоит в том, что она беззащитна перед клеветниками и провокаторами, потому что всем даёт свободу. Но я надеюсь, что умные всё поймут.
С нарастанием экономического кризиса лагерь демократов редеет, к красно-коричневым перебегают не только т. н. народные массы, но и т. н. интеллигенты – те, кто с переменой курса развития страны ожидал скорого наступления нового варианта светлого будущего и не получил его, кто смену эпох представлял себе, как смену одежды, как ремонт детской игрушки. И автор талантливого фильма поддался общей панике. Потеря недавнего относительного спокойствия и благополучия воспринимается многими, как жизненная трагедия. Особенно гражданами, которых иждивенческая психология социализма захватила до последней клеточки, кто живет преимущественно эмоциями, сердцем.
Россия осуществляет великие перемены, небывалые в её истории реформы. Болезненно, медленно, но верно уходит от коммунистического кошмара, превратившего государство в «Большую зону». И перемены эти нужны прежде всего тому самому народу, о котором столь назойливо и корыстно пекутся «патриоты».

       14 мая 1992 года

С. 77.  Глубокоуважаемая госпожа Чулкова!

Очень сожалею, что не знаю Ваших имени и отчества.
Я понимаю, что газета «Рабочий путь» в значительной степени подвластна деятелям рухнувшего режима. Иногда мне кажется, что она эволюционирует в сторону демократии, а иногда повергает в шок, – когда печатает словоблудие реакционнейшего писателя Е. Максимова.
       Русский фашизм поднимает голову. Он идет в союзе с коммунизмом, точнее – большевизмом. Если он придет к власти, то будет пострашнее своего немецкого собрата. Нельзя молчать! Нельзя благодушествовать! Скажите об этом своему редактору и всем, кто делает газету.
Всего Вам доброго!

Корягин С.О. 22 июня 1992 года

С. 78.  Рухнул ли коммунизм?

Позвольте мне начать с цитаты из речи нашего президента, произнесенной перед американским конгрессом: «Мир может вздохнуть спокойно – коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, – рухнул! Рухнул навсегда! Я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть!». Крепко и красиво сказано. И я всей душой желаю того же, чего желает Борис Николаевич Ельцин, однако уверенность в кончине коммунизма здесь явно завышена.
Я думаю, что взгляд некоторой части интеллигенции на эту проблему далеко не отражает действительности, а действительность упряма и жестока. Вот одно мнение человека из массы: «Вы говорите о многочисленных жертвах? Но они сильно преувеличены демократами. Были ошибки, – но ведь революция! И сейчас люди гибнут». Вот другое: «Жили спокойно, сытно, – а теперь?» Мнение периферийного интеллигента – учителя, врача и пр. – чаще всего не отличается от мнения стоящей в очереди и проклинающей демократов бабы Нюши. Ситуация сплошь и рядом такова, какой она была после отмены в России крепостного права в прошлом веке: «Хотим барина! Верните нам барина!»
Говорят, рабство – пережиток. Но можно предположить также, что оно в природе человека. Как половой инстинкт, инстинкт самосохранения, разрушения, как мазохизм. Патернализм – любовь граждан к патеру, вождю – присущ обществам на низшей ступени развития, средней и даже высшей, потому что патер вселяет уверенность, завораживает, гипнотизирует, гарантирует минимум. Российский менталитет пока склонен к ожиданию подачек, уравнительности, подозрителен к частной собственности, свободе.  «Раньше, бывало, пойдешь в горком, попросишь хорошенько – глядишь, дадут, помогут. А теперь?» – слышал я. – «А вы попробуйте сами себе помочь. Возьмите землю или заведите своё дело в городе», – пытался я возразить. – «Нет уж. Не за то боролись!» – получал в ответ. Коммунизм освобождает работника от ответственности за производство и умножение богатства, и этим он приятен ему, а свобода, которую при этом отбирают, – вещь эфемерная, непонятная. Привязанность российских граждан к патернализму являлась и является питательной средой для разного рода тоталитарных политических течений, которые могут быть окрашены в религиозный, националистический и классовый цвет.
Теоретики национализма прячутся, как и следовало ожидать, за наукообразие и литературообразие, а практики, молодцы в черной форме и портупеях, ведут себя откровенно, как их известные единоверцы. Среди националистов немало так называемых простых людей, невежественных, некультурных, но есть и учёные, писатели, кинорежиссёры, журналисты. Коммунизм и национализм враждуют между собой, когда остаются один на один, но они тут же становятся братьями по духу, как только почувствуют опасность со стороны некой третьей силы. Сейчас их загнала в один лагерь демократия, сейчас они как враги демократии выступают в паре.
В «Рабочем пути» в номере от 17 июня сообщается об организационном собрании сторонников общественно-патриотического движения «Смоленское народное вече». Объединяются «представители самых различных политических групп». Конечно, из коммунистов и «патриотов». И лидер у них тоже есть. Газета называет всё это оппозицией курсу Б. Н. Ельцина, которая-де намерена бороться за права и свободы рабочих, крестьян, интеллигенции. Но коммунистам ли говорить о правах и свободах?!  Единожды солгавший, да кто тебе поверит?! Опять заводится байка об эксплуатации и классовой борьбе.  Кровь еще не запеклась от старой раны, а они снова готовы вонзить нож в тело народа. Я не могу признать оппозицией проводников идеологии и политики КПСС – партии, которую считаю антиконституционной организацией. Оппозиция есть официально признанная конкурирующая политическая сила, а у КПСС и её дочерних партий с той же идеологией этого свойства пока нет. Надо подождать, что скажет Конституционный суд РФ 7 июля.
Возвращаясь к фразе президента – «мы не дадим ему (коммунизму – С. К.) воскреснуть», – следует сказать: он далеко не мёртв, его активисты, на этот раз лояльные к религии и национализму, снова припустились защищать интересы народа. Это надо видеть, чтобы не позволить обреченному историей движению повторить свой кровавый шабаш.

       22 июня 1992 года

С. 79.  Безвластие

Вы слышали заявление председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина о том, что мы переживаем период безвластия, что у нас власть «валяется на дороге»? Сказано справедливо и своевременно, полагаю я. Мы это уже «проходили»: в 1917 году большевики отобрали власть у Временного правительства, не способного её удержать.
Впрочем, такое безвластие случалось всякий раз в переломные моменты жизни государств, когда старый механизм управления парализовали обстоятельства (война, революция, экономический кризис, бездарное руководство). И тогда приходил «спаситель», приходил тиран. Так, Франция в свое время получила Наполеона, Россия – Ленина, Германия – Гитлера, Куба – Кастро, Камбоджа – Полпота, Чили – Пиночета и т. д.
Я надеюсь, что вы не пропустили и рассуждения Р. Хасбулатова на эту тему. Он видит причину ослабления власти в изнуряющей борьбе внутри неё. Одна ветвь идет стеной на другую, одна группировка не оставляет шанса на существование другой. Разумные рассуждения. Однако председатель Верховного Совета ставит на одну доску власть преобразующую и власть, тормозящую преобразования. В лице коммунистов и «патриотов», находящихся в управлении, мы имеем огромную политическую силу, которая готова полностью блокировать реформы и всё поставить на прежнее место. И можно ли тут обойтись без борьбы? На улицу выходят фашиствующие элементы, – и с ними примириться? И им подать руку для сотрудничества?
Когда неясно, кто же правит – белые, красные, синие, бесцветные, – то власть гражданами не признается, и каждый творит, что хочет. Наступает безвременье, смута. Месяц тому назад в нашем городишке на Смоленщине – Гагарине – жители разграбили грузовой поезд с гуманитарной помощью из Италии. Три дня народ тащил и увозил узлы с железнодорожной станции. Под горячую руку в расход пошли новая дорогостоящая итальянская обувь, электронная аппаратура, шерсть, меховые шубы и пр. Убыток – десятки миллионов рублей. А что же предприняло начальство? – Развело беспомощно руками. Через местную газету предложили вернуть вещи назад. Так можно разграбить не только поезд, но и всё государство! Вот что такое безвластие!
Предмет не двинется с места, пока на него действуют две равные силы, но в противоположном направлении. Экономические реформы не идут. Почему? Потому что на каждой конкретной хозяйственной точке по всей стране сидит лицо, осуществляющее их тихую блокаду. Это председатели колхозов, директора совхозов, директора промышленных предприятий и т. д., оставшиеся с тех времён. Они умеют обойти любые законы, любые инструкции. А кадры решали и решают всё. Сила антиреформ равна, или почти равна, силе демократических преобразований, исходящей от Ельцина, правительства, демократических партий, демократических губернаторов и мэров городов, демократической части народа. И потому предмет стоит, по существу, на одном месте. В этой ситуации производство падает, народ беднеет.
А как же быть с оппозицией, которая является составной частью демократической структуры власти? Я полагаю, следует, во-первых, четко разделить саботаж и оппозицию, у которых принципы взаимодействия с властью диаметрально противоположны. Первый ориентируется на «Чем хуже, тем лучше», вторая – на «Поддерживаю законную власть в принципе, но настаиваю на другом варианте решения проблем». В российском парламенте есть саботажники и есть оппозиционеры. Открыто и цинично ведут себя некоторые отколовшиеся от КПСС группировки, более хитро – велеречивые народные депутаты – Исаков, Бабурин, Астафьев. Они провоцируют войну России с Украиной, Молдавией, Чечней, блокируют принятие новой Конституции, Закона о частной собственности на землю, о банкротстве.  Политический саботаж есть зло, и правового оправдания ему не должно быть. Оппозиция есть благо, она должна быть под защитой закона. Во-вторых, и это очень важно, когда государство находится в глубочайшем экономическом и политическом кризисе, роль оппозиции должна быть иной, чем в процветающем демократическом государстве. Как роль врача должна быть иной у постели тяжело больного, нежели на приеме здорового, явившегося с целью профилактики. «Не навреди!» – об этом следует помнить и политику.
Немало хороших законов принял российский парламент, но нужна еще воля политических руководителей к их исполнению. Пожелаем исполнительной власти не просто принять к сведению, но принять к сердцу своевременное предупреждение Валерия Зорькина – председателя Конституционного суда России.

       2 июля 1992 года

С. 80.  Уважаемые участники собрания!

Я проштудировал Документы форума общественных сил, где был создан «Гражданский союз». Позвольте поразмышлять вслух на этот счет.
Сколько «правильных» слов! Сколько «благородных» эмоций! «Политический курс, избранный нынешним руководством, не принес облегчения народу России». «Жизненный уровень упал до послевоенных отметок. Выросла смертность во всех возрастных группах населения, вернулись болезни войны и лагерей». «Нарастающий паралич власти порождает правовой беспредел». Грубая ругань отсутствует, – видимо, в составлении текста принимали участие культурные люди.
В документе я не нашел объективного анализа ситуации в стране, но обнаружил амбициозное стремление дискредитировать политических соперников. Основная причина кризиса – коммунистический эксперимент – уже не называется. Авторы, очевидно, полагают, что мы уже в другой эпохе. Очень скоро выветрился громкогласный антикоммунизм Н.И. Травкина. В документе я не обнаружил и указания на опасность наступления «коричневых», если не считать намека на «безответственные действия радикалов различных политических флангов». Конечно, все мы хотим мира и согласия, но ведь своих реальных противников надо видеть! Бессмысленно, подобно страусу, прятать голову в песок перед опасностью. А союз «красных» с «коричневыми» вообще грозит смести все демократические начинания. ДПР, по моему мнению, резко двинулась в сторону безответственной оппозиции. Не зря Н.И. Травкин провел «медовый год» с Аксючицем и Астафьевым.
Политическая Декларация «Гражданского союза» осуждает «революционный зуд» ДемРоссии, выступающей за референдум. Но это означает: не троньте коммунистов! Реформы не идут, и пусть они провалятся! 90% руководящих мест в экономике и политике по всей Руси великой заняты сторонниками прежнего режима, прямыми и скрытыми, у которых своеобразное представление о реформах, которые костьми лягут, но не выйдут за пределы «социалистического выбора». Власть пока лишь формально принадлежит демократам. Нужна повсеместная замена правящих персон. Не охота на ведьм, а замена кадров.
Хорошо звучит в тексте требование «перенести центр тяжести на уровень непосредственных производителей и провести необходимые преобразования в отношениях собственности и в управлении». А кто руководит производством и не отдает собственность? О них – ни слова. Нельзя! Как бы не обидеть! «Снять все преграды», «Устранить административные ограничения», «Создать правовые условия», «Осуществить комплекс мер» и даже «Энергично и неуклонно проводить приватизацию мелких и средних предприятий» – всё это говорилось много раз, а воз и ныне там, потому что не решается основная проблема – дебольшевизация государственного аппарата.
Вот рекомендуется преодолеть паралич власти. Но как его преодолеть, если всевозможные «Форумы», «Союзы», «Вече», «Соборы» только и кричат о том, что президент и правительство узурпируют власть. Для практического осуществления реформ нужна  сильная исполнительная власть, а её подтачивают и Хасбулатов, и Исаков, и Бабурин, а теперь еще – и руководство ДПР. Не говоря уже о бесноватых на улицах.
В документах ДПР нередко можно прочитать: «Великая Россия», «сильное демократическое государство». Все мы хотим силы и величия нашему государству. Но об этом не надо трезвонить у каждого столба и писать в каждой программе. Мера и осторожность здесь очень не помешают. Иначе – болезнь, которая именуется словами «национализм», «шовинизм», «фашизм». Вспомните песню «Германия превыше всего!» и чем всё кончилось.
«Гражданскому союзу» не нравится СНГ? Ему милее «танковая демократия», о которой мечтали гекачеписты? Тут уже дело вкуса.
После собрания демократической общественности в Смоленске 9 июля я пришел к выводу, что местная организация ДПР в отношении к областной власти вышла за рамки здравого смысла. Центр всё-таки признает Ельцина, а Смоленск не признаёт Фатеева. Я объясняю это политической слепотой.

Корягин С. О., член правления Гагаринской районной организации ДПР.

      11 июля 1992 года