Демократическая революция в России-7

Сергей Корягин
С. 61.  Какой же выход?

Прочитал статью В. Сухорученкова «Ты чья, земля?» в «Рабочем пути». Видно, что автор – специалист, и спорить с ним трудно. Цифры, цифры, цифры. Вот одна из них – «13». 13 центнеров с гектара зерновых в среднем по области. А сколько смоленский крестьянин собирал в 1913 году? Столько же. И надо бы помочь людям извлечь из этого урок. Или вот цифра – «2». Это процент сельхозугодий, закрепленных за колхозным двором, который, по общему признанию, работает эффективнее колхозно-совхозного производства в 10-11 раз.
 Автор утверждает, что данные об эффективности колхозного двора не учитывают используемые колхозником пастбища, накошенное сено и 87 тысяч тонн украденных за год по области концентратов. Да, колхозники «используют», «крадут» и не испытывают при этом угрызений совести. «Всё кругом колхозное, всё кругом моё!», – шутят они. Какой же выход? В. Сухорученков предлагает дать всем по четыре га земли, чтобы хватило на сено и концентраты. То есть предлагает укрепить колхозы. И тогда воровать не будут? Я полагаю, что пока существует бесхозная собственность – дитя принудительной коллективизации, –  ни один Иван не избежит соблазна. И разрыв со странами развитого капитализма в эффективности труда останется, только будет расти. Если один земледелец в США, Бельгии, Голландии кормит 100 человек, а у нас – всего 11, то надо задуматься, почему.
 Я не могу согласиться с автором статьи, который причину нашей беды видит преимущественно в отсутствии необходимых традиций, соответствующей нравственности, культуры, хорошего образования, в плохих кадрах специалистов, частой сменяемости руководителей. Короче, в том, что партком плохо работал. Опять начнем воспитывать работников села с помощью идеологической тарабарщины? Снова углубимся в чтение «Поднятой целины» Шолохова, чтобы извлечь оттуда образец для подражания? А не дать ли наиболее способным землю в частную собственность? Традиции частной собственности у нас были, пусть не столь глубокие, как в Европе. Их надо возрождать. По количеству образованных специалистов сельского хозяйства на душу населения мы не отстаём от просвещённого мира. Сельский житель ныне достаточно образован и цивилизован. Да, он развращён десятилетиями пьяной жизни и безответственного труда, однако пороки эти не преодолеешь партийной демагогией. Чтобы научиться плавать, нужно лезть в воду. Нужно хотя бы замочить ноги.
Следует констатировать, В. Сухорученков, обходя вопрос о форме собственности на землю,  как бы накладывает фиговый листок на все колхозно-совхозные безобразия и пытается снять проблему коренных преобразований на селе.

       10 января 1992 года

С. 62.  Письмо главе администрации области Фатееву В.П.

Уважаемый Валерий Петрович!
Трижды, если не четырежды, приезжали представители нашей организации к Вам, – и Вы их ни разу не приняли. Ни разу. Ваши помощники бдят усердно. Они, конечно, выполняют указание шефа, который всегда занят. А ведь от Гагарина до Смоленска 240 километров, к тому же обратный путь тернист, – на ночной поезд можно и не сесть. Страшная вещь – закомплексованность властью!
Сегодня на Манежной площади прошел митинг сторонников РКП и КПСС. Ораторы кричали: «Долой правительство предателей! Вернуть власть коммунистам!» И я подумал: в Гагаринском районе ничего не надо возвращать, власть была у коммунистов, у них и осталась.
Желаю Вам здоровья, успехов и политической прозорливости!
Корягин Сергей Осипович, учитель-пенсионер, член правления Гагаринской районной организации ДПР.
12 января 1992 года

С. 63.  Хотела старуха стать владычицей морскою

Личности, партии, движения приходят и уходят. Одни в историческом времени держатся дольше, другие скоро исчезают. Одни несут людям свет, тепло, благо, другие сеют ложь, зло. Конечно, зло в мире распространяется под личиной добра. Более того, носители дьявольского начала, как правило, утверждают, что действуют на пользу всему человеческому роду. Гитлеру, например, удалось убедить немцев, что всемирная победа высшей расы и уничтожение «недочеловеков» увеличит могущество и счастье всех людей земли. «Падающего да подтолкни!» – учил Фридрих Ницше. И тоже из гуманистических побуждений: чтобы выжили сильные. А возьмите так называемых исламских фундаменталистов. Сколько страха сеют они в мире! Садишься в самолет – не забудь попрощаться с жизнью, потому что в нем летит американец, который заранее считается врагом Аллаха. Они тоже считают свою борьбу благом. Однако нацизм и экстремистский вариант ислама – не все слова из песни, имя которой тоталитаризм, коммунизм в ней, пожалуй, звучит громче всех. Он-то меня и интересует, потому что именно он исковеркал души миллионов моих соотечественников.
Мне говорят: «Ты брось про коммунизм, идея ни при чём, её деформировали! Всегда люди будут мечтать о братстве, равенстве, справедливости, свободе, счастье! Коммунизм – это когда людям хорошо!». Вот так мне говорят мои оппоненты, убежденно, без тени сомнения. И я уважаю их убеждения.  И уважал бы больше, если бы они так сильно не возбуждались и больше ценили логику.
Я же под коммунизмом подразумеваю не общечеловеческие идеи добра, которые можно вычитать в Библии и в трудах великих гуманистов, но конкретный проект общественного устройства с тотальным огосударствлением собственности, с монопольным господством одной идеологии и одной партии. Наличие диктатуры и ГУЛАГа в нём – совсем не деформация, а его сущность. Вот этот проект никто не деформировал; наоборот, он был внедрён у нас, в России, буквально, досконально. Внедрён и обнесён вокруг красивой бутафорской стеной. Весь негатив был спрятан, весь позитив был выставлен наружу и оформлен так, что «изделием» можно только любоваться. Старались художники, поэты, композиторы, кинорежиссёры, писатели. Старались преподаватели, работники всей идеологической сферы, особенно – сочинители лозунгов. Помните Маяковского: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!»? Не зря Сталин присвоил ему титул талантливейшего поэта советской эпохи. За конкретную и полезную работу. А как усердствовали педагоги, воспитатели, забивая поэтическую глупость в головы юнцов! «В наш век все дороги ведут к коммунизму!», «Коммунизм – это светлое будущее всего человечества!», «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!»,  «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», «Правильной дорогой идете, товарищи!» Все хотели попасть в благополучное и светлое будущее, в «молодость мира» и шли, шли, шли.  Партия не удовлетворилась строительством коммунизма в одной, отдельно взятой стране. Она решила осчастливить весь мир и раздуть пузырь своей власти до размеров земного шара. Мало было тщеславной и завистливой старухе иметь новое корыто, новую избу, статус столбовой дворянки. «Хочу стать владычицей морскою!» – воскликнула она … И снова осталась при разваленном корыте.
Вижу, как посуровели лица моих оппонентов: «Вы перечеркиваете всё то, за что боролись наши деды и отцы!» – Наши деды и отцы работали, воевали, растили детей, как и все люди на свете. Никто не может это перечеркнуть! А что касается строительства социализма и коммунизма, которое осуществлялось в условиях всеобщего ГУЛАГа, идеологического и политического кошмара под руководством вождей КПСС и их приспешников, то всё это я, действительно, «перечёркиваю».  Именно «строительство», именно «под руководством». Я отделяю идеологию и практику партийных насильников от обычной жизни простого рабочего люда, который живет по здравому смыслу и игнорирует любых идолов. «Вы оправдываете буржуев – эксплуататоров и кровососов!» – Об этом лучше не упоминать, потому что «прорабы коммунизма» до такой степени обобрали свой народ, так много пролили его крови, что не с чем даже сравнить.
«Что вы можете, демократы, только болтать да разрушать?! Даже Ельцин это понял – на все ответственные посты поставил бывших коммунистов: Петров, Руцкой, Бурбулис, Гайдар, Хасбулатов!» А я продолжу, если хотите: и Фатеев сформировал аппарат управления,  в Смоленске и на местах, из прежних партийно-государственных чиновников. На это есть причины. Во-первых, демократов очень мало, они были вырезаны, выброшены за рубеж, заморены в тюрьмах, деморализованы страхом. Во-вторых, у них, действительно, нет опыта административной работы. Однако демократия, вопреки всему, укрепляется, и работу коммунистов (бывших и настоящих) на неё следует рассматривать как их последний вздох. Хотя, конечно, многие из них, приспосабливаясь к демократии, к власти с демократической установкой, надеются на большее – на реставрацию прежних порядков. А иные даже уверяют, что нынешняя ситуация дает им второе дыхание.

      26 января 1992 года



С. 64.  Россия после «египетского плена»

Ныне стали употреблять еще одно иностранное слово – «менталитет». Оно обозначает душевный настрой человека, его предрасположенность к определенному ходу мыслей, движению чувств, к определенному виду деятельности. Предприимчивость, надежду на самого себя иные публицисты отдают западному человеку, а российскому оставляют лень и надежду на «царя», который обо всех позаботится. Думаю, что в этом есть доля истины. Такими ленивыми и раболепными нас сделали обстоятельства. Такими вырастают дети,  задавленные авторитетом родителей.
История знает два основных способа организации жизни (марксистский термин «способ производства» обозначает лишь одно направление из всего комплекса человеческих стремлений, направлений деятельности, тенденций развития) – азиатский  и европейский.  При азиатском способе правят бал фараоны, шахи, ханы, султаны, императоры,  цари, секретари, вожди, фюреры. Их власть абсолютна, они собственники всего национального богатства.  При европейском способе власть правителей ограничена, значительной частью национального богатства владеют частные лица, имеющие также права на определённые духовные свободы. Царская Россия была образцом компромисса, образцом сочетания двух крайних элементов.  Деспоты России иногда давали поблажку своему народу, впускали в пределы государства струю европейского воздуха: Петр I и его реформы, Екатерина II (играла с Вольтером в вольнодумство, заселила немцами Поволжье), Александр II (отмена крепостного права), Николай II (многопартийность, Дума, реформы П. Столыпина). Наш коммунизм следует рассматривать как одну из тягчайших форм азиатчины в псевдонаучной  оболочке. Горбачёв предпринял новую попытку вхождения России в Европу, а Ельцин продолжает его дело.
Легко ли нам перейти к европейскому способу организации жизни? Нелегко, и не в последнюю очередь из-за российского менталитета, веками устоявшегося душевного настроя. Значительная часть народа, особенно люди малограмотные и пожилые, принципиально не приемлет частной собственности и рынка. Можно проклинать этих людей, но изменить тут ничего нельзя. Они пойдут на митинг за Жириновским, за Макашовым и будут требовать крови. Недавно я присутствовал на собрании пенсионеров, на котором собравшиеся проклинали российского президента, «лохматого грека» – мэра Москвы Г. Попова и всех прочих демократов. А когда выступил в защиту наших предпринимателей, у некоторых затряслись губы от волнения, побелело лицо от негодования. «Ты, наверно, сын кулака! Давить таких надо!» – сказали мне.
И переубеждать этих людей не имеет смысла, логика молчит, когда душа захвачена элементарной злобой. Они не признают никаких разумных доводов своих оппонентов. Погубила система миллионы невинных граждан? – «Ложь! Сажали только врагов!» Вы говорите о ГУЛАГе. «И это ложь, ГУЛАГ выдумал Солженицын!». Почти семь лет гласности никак не подействовали на несчастных. Я подозреваю, что они уже ничего не читают, ни о чём не размышляют, способность к духовному развитию у них отмерла. Однако я бы хотел бы отделить людей, окончательно закомплексованных, от тех, кто страдает от невежества, невежество излечивается просвещением и образованием.
После египетского плена Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, прежде чем поселился с ним в Земле Обетованной. Целых два поколения выдавливали из себя рабов. Сумеем ли мы выдавить из себя большевизм за несколько лет? Теперь все социальные процессы идут быстрее, всё-таки конец XX века. Надежда на просвещение, на молодежь, не заражённую бациллами угодничества, иждивенчества, комчванства.

      3 февраля 1992 года

С. 65.  Какая рабочая партия нам нужна

В результате социального катаклизма разбит огромный политический камень, державший под прессом великий народ более 70 лет, – КПСС. Естественно, он не исчез, он разбился на крупные и мелкие осколки. И вот один из осколков обнаружился в г. Смоленске в виде «Союза коммунистов». И снова мы читаем, уже в который раз за последние полторы сотни лет, что миру явились настоящие защитники интересов рабочего класса, трудового крестьянства и народной интеллигенции. Социалисты, лейбористы, большевики, меньшевики, нацисты, эсеры уже потрудились на этой ниве. Выходит, этого мало?
Очень выпячивали свою заботу о рабочих германские нацисты. Их партия называлась рабочей, в кругу трудового народа и детей любили сниматься её вожди. А где теперь эти «защитники»? Или наши большевики. Как они клялись в любви к рабочим! Как их прославляли! Но эта страсть оказалась фальшивой. На самом деле большевики любили только свою власть. А уж о крестьянах и говорить не приходится, их они втайне считали «недочеловеками» («унтерменшен»). Вывод напрашивается: социальная демагогия опасна, потому что за ней чаще всего скрываются политические преступники.
Рабочая партия нам нужна, но не нацистов и не коммунистов. Всё дело в идеологии. Первые исходят из превосходства одной нации, вторые – из превосходства одного класса. Те и другие поят народ водой из отравленных колодцев. Нам нужна рабочая партия типа лейбористской, которая не претендует на знание абсолютной истины, на руководящую роль, тем более – диктатуру, не марксистско-ленинская, а европейская.

      7 февраля 1992 года



С. 66. Таскать нам, не перетаскать?

Вчера в телекамеру кричала одна партийная фанатичка: «Стрелять их надо, стрелять!». А партийный фанатик за её спиной подкрепил: «Правильно!». Кого «их»? Конечно, Горбачёва, Ельцина и всех демократов. Подобное мы слышали там же, на Манежной площади, 12 декабря. Тогда это звучало так: «Долой правительство предателей! Верните к власти коммунистов!». Имеются в виду правоверные, настоящие коммунисты, а не те, что «продают», «разваливают» и т.д.
Так что мы имеем, арьергардные бои или новое наступление КПСС? Вот ведь и в Смоленске образован «Союз коммунистов», который сразу же пустился на защиту интересов трудящихся. Это – прибавление к ВКП(б), СПТ, РКРП и прочим марксистско-ленинским отрядам, рекламирующим свою заботу о народе. Присутствуем мы при попытке реанимировать умершего или при рождении ребенка?
Действительно, а вдруг это – рождение? У меня мурашки по коже забегали, волосы на голове дыбом встали. Неужели начнём всё сначала? Опять запоем: «Сегодня мы не на параде, а к коммунизму на пути!»? Возродим соцсоревнования, соцобязательства? Парткомы, горкомы? Принудительную подписку на газеты, изучение передовой теории, субботники, воскресники и т.д.? Где бы купить веревку, на всякий случай? А может, всё обойдется, рассосется? – подбадриваю я себя. Неужели у России на роду написано – жить под пятой придурковатых вождей, под надзором тайной полиции и политической мафии?
 Телевидение показало работу Конгресса «патриотов» в киноконцертном зале «Россия» – и снова мрак в душе. Всплывает в памяти жирное, с усиками, лицо лидера известной нацистской организации, – он там на виду. Выступает И. Шафаревич, теоретик русского шовинизма, автор книги «Русофобия» – о «малом народе», который якобы мешает жить народу большому, выступают беглецы из «ДемРоссии» – лидер РХДД В. Аксючиц, лидер КДП М. Астафьев, а за ними вице-президент России А. Руцкой – и требуют смены курса правительства Е.Гайдара. Ох, как они все любят народ, эти сердобольные! Только бы он тихо стоял в стойле и жевал, – хоть и солому, но досыта. Мерзко жить на этом свете, господа! Кто это сказал: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы»? Чернышевский? Правильно сказал. Таскать нам, не перетаскать. Инакомыслящих, инаковерующих, буржуев, крестьян, интеллигентов, русских, татар, чеченцев. Всех, кто способен думать, творить, работать, бороться.
Но я вспоминаю митинг у Белого дома, и настроение моё несколько поднимается.  Есть у демократов порох! Есть у Ельцина поддержка! Там, в Москве. А у нас, в Гагарине? – У нас  темная ночь. Всё так же правит партократия, всё так же спит народ. Один умный человек мне сказал: «Революционный взрыв произошел в центре, теперь ждите, когда волна его докатится до провинции».

      10 февраля 1992 года

С. 67.  «Два сокола ясных»

Я никогда не боготворил марксистских вождей, хотя относился к ним с почтением – всё же много и неглупо написали. О том, что их притязание на открытие абсолютной истины беспочвенны, я догадывался уже в студенческие годы. Что же касается резко отрицательного отношения к этим притязаниям, то оно пришло позже, когда мне открылся весь абсурд реальной советской жизни. А теперь мы знаем о нашем прежнем режиме и вождях КПСС всё или почти всё.
Когда-нибудь напишут статью «Три источника и три составных части сталинизма». Я бы хотел указать только на следующее: Сталин вышел из Ленина (как Ленин из Маркса). Сталин как тиран, как деспот, как палач, палач многих народов.  Основное качество, которое объединяло двух вождей можно обозначить словами: «бескомпромиссность», «фанатизм», «жестокость», «властность».
На ум приходит фальшивая песня на стихи нашего земляка М. Исаковского о двух соколах, которые сидят на дубу зеленом и прощаются: «Ой, как первый сокол со вторым прощался, он с предсмертным словом к другу обращался». Далее «первый сокол» просит «сокола сизого» принять на себя «все труды-заботы». «А соколов этих люди все узнали, первый сокол – Ленин, второй сокол Сталин». Как ни противно теперь всё это читать, поэт справедливо нашел их одинаковыми по своей политической сути. И ничего здесь не меняет тот факт, что один из них был умен и образован, а другой сер и провинциален.
Скоро выйдут из печати целых шесть томов ленинских работ, которые никогда не издавались, прятались от общественности, потому что раскрывают «обратную сторону» личности вождя революции. Однако некоторые газеты уже сейчас дают нам кое-что. Я развертываю первый ноябрьский номер «Демократической газеты» за 1991 год и читаю статью Анатолия Латышева «Ленин дал приказ». Меня интересует, естественно, не сама статья, а приведенные в ней высказывания «самого человечного человека». Возьмем письмо к Л. Троцкому от 22 октября 1919 года. «Если наступление начато, нельзя ли мобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих плюс тысяч 10 буржуев, поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться  настоящего массового напора на Юденича?» Фанатик коммунистической идеи мог ради тактических военных целей сжечь целый город. Так, в никогда не публиковавшейся выписке от 3 июня 1918 года он поручает «передать Теру, чтобы он приготовил всё для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку». Речь идет о возможном нашествии англичан. А как же быть с моралью? «Морали в политике нет, а есть только целесообразность», – отчеканил Ленин знаменитой эсерке Спиридоновой перед разгоном Учредительного собрания.
Передо мною второй ноябрьский номер той же газеты. Материал того же автора. Читаем телеграмму вождя от 11 августа 1918 года:
«Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению… Образец надо дать.
      1. Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не менее 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.
      2. Опубликовать имена.
      3 .Назначить заложников.
      Сделать так, чтобы на сотню верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков.
      Телеграфируйте получение и исполнение.
           Постскриптум: найдите людей потверже.
 
      Ульянов (Ленин)».

Комментировать не хочется. Ныне снова поднимают голову те же силы, которые намерены гнать человечество к счастью «железным кулаком».

     24 февраля 1992 года

С. 68.  Трагедия веры

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете», – сказал поэт. И попал в самую точку. Без веры в нравственный идеал, освящённый религией или наукой, жизнь теряет смысл, превращается в растительное или животное существование. То же следует сказать и об идее справедливости, которая ведёт наши социальные действия. И она требует веры. Под свободу, равенство, братство подгоняются все общественные реформы и революции. Если конкретнее, то одни склоняются к равенству бесправных, другие – к неравенству свободных. Иными словами, не только нога человека ищет твердой опоры, чтобы двигаться, но и душа, чтобы жить и трудиться.
Есть еще одна особенность человеческой психики, о которой следует сказать: люди предпочитают верить не во что-то, а в кого-то, в живой образ, воплотивший в себе и нравственность, и социальный идеал, и образцовое конкретное поведение. Живой образ понятнее, доступнее, чем отвлеченная идея, понятнее для всех – старых и малых, учёных и неучёных. Из этой потребности вышли Христос, Магомет и все другие пророки.
Эта же потребность родила и «идеальных» вождей, ставших в реальности тиранами. Массе (не только массе) нужен идол, которому она готова целовать руки (вспомните фильм «Обыкновенный фашизм»), которому она готова поклоняться и после его смерти. Под влиянием глубокого чувства патернализма масса легко превращается в стадо, укрощается, организуется, гипнотизируется, поддаётся манипуляциям.
Вера – консервативное чувство. Если человек во что-то верует или в кого-то верует, то это всерьёз и надолго. Я очень хорошо понимаю тех, кто стоит с плакатом перед мавзолеем Ленина и готов ринуться на недруга. Я хорошо понимаю того ветерана, который, размахивая кулаком перед моим носом, кричал: «Ты Сталина не тронь! Я с ним в атаку шел!» Вера вырождается, когда из неё уходит разум, превращается в безумие. Фанатики веры могут сами пойти на смерть и убить десятки миллионов иноверцев. Они очень опасны.
 Однако люди страдают не только от фанатизма веры, но и от безверия. Фанатизм – великая беда, но не менее страшная беда и пустота в душе. Алкоголизм и наркомания – болезни душевной пустоты, преступные наклонности человека – дети той же матери. Неслучайно в переломные моменты истории, когда уходит одна вера, а другая еще не пришла, расцветают все пороки, ослабевает дисциплина, падает производство, общественные связи мистифицируются.
Рухнула тоталитарная идеология, сулившая рай на земле. Долго гонялись за буржуями и инакомыслящими. Оказалось, этого не надо было делать, это была роковая ошибка. За кем же теперь припуститься? Кому череп проломить? Жидомасонам – предлагают ультрапатриоты. Демократам – настаивают известная Нина Андреева, необольшевики. А обыватель стоит пока в нерешительности, в позиции Буриданова осла и не знает, к какой «копне» двинуться.
 Всё было просто и понятно: есть два основных класса – бедные и богатые, или, говоря по-марксистски, пролетарии и буржуи. Первые, естественно, должны побить вторых, отобрать у них всё и разделить. Именно в этой простоте – гениальность Маркса и Ленина. Но если от счастья до беды один только шаг, то от гениальности до слепоты расстояние не длиннее. Так и случилось: истина оказалась ложью, простота обыкновенной глупостью.
Вслед за тоталитарной идеологией рухнул Союз, державшийся на единомыслии и военной силе. Вооруженная до зубов сверхдержава  приказала долго жить. Как пережить? Пойти за Алкснисом, Жириновским, Бабуриным или смириться с новым положением?.. Иные граждане не могут принять смену внешнеполитических ориентиров государства. Столько лет считалась Америка злейшим врагом,  а теперь – стала партнёром, другом. Есть от чего голове закружиться! Смена идеалов, смена ориентиров, смена караула!
Теперь говорят: «Не убий!» распространяется на все случаи жизни. А как же быть с классовыми врагами, империалистами, рецидивистами? Непонятно. «Бей белых, пока не покраснеют!», «Кто не с нами, тот против нас!», «Если враг не сдается, его уничтожают!» – эти истины приросли к сердцу советского гражданина. Теперь говорят, частная собственность священна и неприкосновенна. Это  что же – предпринимателей и кооператоров признать нормальными людьми? Невозможно! Не помещается в сознании. Для многих граждан ситуацию можно квалифицировать как трагедию веры.
Гекачеписты боролись за то, чтобы всё поставить на свое прежнее место. Теперь они сидят в Матросской тишине. Их сторонники, региональные и локальные,  ходят рядом с нами и страдают, снедаемые душевным дискомфортом. В основном, это люди старшего поколения, потерявшие способность к духовному развитию, застывшие в своей вере. Им уже не поможешь.

      5 февраля 1992 года

С. 69.  В демократию не надо играть, её надо кропотливо строить

Какими они стали законниками! После семидесятилетия полного беззакония, произвола! «Морали в политике нет, а есть только целесообразность», – поучал Ленин известную эсерку Спиридонову. Не только мораль, но и право было превращено в «ненужную вещь». «Право есть возведенная в закон воля господствующего класса», – писал классик. Не итог, выработанный в течение тысячелетий всем человечеством, а воля класса, на практике же – вождей. Впрочем, для прикрытия произвола они создали свои фикции морали и права (Кодекс строителей коммунизма, Конституцию, Уголовный кодекс) – и убивали, убивали, убивали. А теперь депутаты-коммунисты Смоленского облсовета (и примкнувший к ним М.И. Семенов) постоянно ссылаются на российские законы, чтобы дискредитировать работу главы администрации области, проявившего скромную инициативу в интерпретации закона. Особенно здесь активны бывшие столпы областного коммунизма – Л. Мамонтов, А. Сенцов, Э. Иванов.
Фатеев прав: «Всякая революция – антизаконна». Новые общественные отношения в эпоху решительных перемен устанавливаются произвольно (можно сказать: по закону свыше). Так, «антизаконно» произошли «тихие» революции в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Польше. Кровавые события в Румынии. Если по закону, то на прежнее место следует вернуть и Хонеккера, и Гусака с Биляком, и Живкова, и Ярузельского и Чаушеску. На свободных выборах избрать парламент, принять конституцию и всё начать сначала. Но в том-то и дело, что свергнутые не шли на свободные выборы и продолжали колотить (в лучшем случае) своих оппонентов резиновыми палками.
В истории не всё совершается по строгому расписанию, написанному людьми, и с этим надо примириться. Формально(!) и роспуск  организаций КПСС является антизаконным, пока не прошёл суд над этой (в сущности, исторически) преступной организацией. Но ждать было нельзя. Антизаконна не революция, тем более попытка административного творчества в рамках общей тенденции развития, – а контрреволюция. Антизаконен был путч, антизаконна деятельность областных Советов, блокирующая реформы, которые у нас, в России, опоздали минимум на сто лет. Я хочу понять, почему часть смоленских демократов отошла от В. Фатеева и вместе со столпами коммунизма занимается разговорами о демократии.
О смоленских демократах следует сказать, что они, увлекшись цветами демократии, ничего знать не хотят о её корнях. Подумать только, они благом считают коммунистическую оппозицию, приветствуют её в любом виде, «конструктивном и деструктивном» (см. «Смоленские новости» от 19февраля, стр. 2)! А Западные страны держат коммунизм (свой, не столь зубастый) на коротком поводке. В демократию не надо играть, её надо кропотливо строить в экономике, политике, культуре. И защищать. Опыт либерала Керенского нас  должен чему-то научить!
Советы вызывают во мне негативные чувства. Они, по сути, разрушают российскую государственность. Нет, не природа их такова, не повезло им с хозяином. В большевистский период они прикрывали диктатуру политических преступников, а сейчас превратились в отстойник партийной номенклатуры (единственно конструктивный Совет – это Верховный Совет РФ). Вот почему В. Фатеев протестует против того, чтобы областной Совет стал собственником всего имущества на территории области. Вот почему депутат Э. Иванов с таким вдохновением цитирует Р. Хасбулатова, пропевшего в Питере осанну коммунистическим Советам и бросившего ком грязи в исполнительную власть («Рабочий путь» от 27 февраля 1992 г.)  Но я не теряю надежды на то, что когда-нибудь Советы станут благом.
Два интервью «Смоленским новостям», 20 февраля и 26 февраля, – главы администрации Смоленской области В. Фатеева и представителя президента М. Семенова – иллюстрируют два разных подхода к реформированию коммунизма. Первый подход – жёсткий, бескомпромиссный, рассчитанный на срок длинною в год-два, второй – либеральный, обходной, рассчитанный на десятилетия. Именно второй желателен сейчас для прежней власти, чтобы закрепиться, продержаться, отступить с наименьшими потерями, а потом – взять реванш.

      4 марта 1992 года

С. 70.  Пропагандисты

Читаю в «Рабочем пути» от 4 марта статью В. Кузнецова «Послесловие к митингу» и вижу перед собой «специалиста» по коммунистической пропаганде. Такие  вот мастера пропаганды вбивали (и ещё вбивают) в головы доверчивых людей мифы о «врагах народа», которых непременно надо было выслать, посадить или казнить, о том, что наши воины в Афганистане сажали цветы и защищали мирную жизнь афганцев от бандитов. Именно такие «специалисты» ставились во главе учебных заведений, чтобы юному поколению чёрное представить белым, грязное чистым, подлое благородным. И имели успех, потому что говорили правдоподобно. Они не говорили, как люди, они вещали, как оракулы, как пророки. Послушных ласкали, хвалили, награждали, упрямых могли припугнуть. Никто не мог им возразить, потому что всякий инакомыслящий заранее объявлялся психом или преступником.
Конечно, не пропагандисты ввели войска в Афганистан, но они приветствовали этот акт, лгали 9 лет. И с них надо спросить, хватит им на несчастье зарабатывать политический капитал! Им не по вкусу «жуткие рассказы» Светланы Алексиевич, но война и смерть – вещи жуткие.
М. Горбачёв и команда довели великий народ за 6 лет до последней черты? Такая ложь легко сходит среди тех несчастных, которые мыслят глазами. Которые не могут понять, почему ученые уверяют, что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. Коммунисты всегда спекулировали на политическом невежестве значительной части граждан, на их нелюбви к инородцам, богатым, умникам-интеллигентам, культивировали стадный инстинкт (чтобы согнать всех в коллективы), веру в спасителей-вождей. А сейчас у них новый случай применить свои способности. Тот, кто так долго занимался демагогией, сразу остановиться не может.
От коммунистической идеологии отошли всё думающие граждане России. Это элементарно: кто думает, тот и развивается. Где бы мы были, если бы всё было иначе! Конечно, приверженность В. Кузнецова идеологии марксистских вождей можно рассматривать как принципиальность, верность, а можно иначе: как неспособность к умственному развитию, как умственный инфантилизм, чтобы не сказать больше.

      4 марта 1992 года