Демократическая революция в России-4

Сергей Корягин
С. 31.  Тоска по «порядку»

«Наведите порядок!», «Был Сталин – был порядок!», «Сначала надо навести порядок, а потом вводить демократию!», «Горбачёв распустил народ!» – это ныне можно услышать и прочитать.
Волк, каждый день получавший к обеду ягненка, однажды должен был довольствоваться зайцем. И закричал: «Где порядок?! Порядка нет в моем царстве! Привести главного стражника!» Не потому ли наши «господа» зовут стражника, что урезали их паёк?
А почему «волк» вообще должен быть «царем» в нашем государстве? Давайте установим такой порядок, при котором никем не будут «закусывать», при котором все «звери» будут равноправны. Установим. Узаконим. А потом поставим человека с ружьём.
Демократия – совсем не беспорядок. Это просто другой, более совершенный порядок, при котором права личности гарантируются не фиктивно, а на самом деле. Давайте соберём все основные права личности и, взвесив их на весах нравственности, распределим по ранжиру.
Вот как оценил их я (очень условно). На первое место я поставил право на протест. Почему? Потому я сам хочу бороться за свое достоинство и никому этого не доверяю. Жизнь научила не доверять. А без права на протест достоинства не защитить, да и вообще личностью не стать. До сих пор мы жили в обществе, где за элементарный протест гражданин мог лишиться доброго имени, должности, улучшения квартирных условий, свободы, головы. Не возвращаться же нам к этому «порядку»! Протест есть протест. Мы должны иметь право протестовать словом и делом, с помощью пикета, митинга, демонстрации, забастовки, голодовки. Спасибо перестройке, она сняла с нас значительную долю страха.
На второе место я ставлю право личности на свободный труд. Именно на свободный, когда у каждого есть выбор, – стать ли предпринимателем, компаньоном, наемным работником. Фермером или колхозником. Мы имели право на труд, которое давно свелось к подневольной обязанности. Когда судят гражданина только за то, что он не работает – это уже не право на труд, а вариант «цивилизованного» рабства.
На третьем месте у меня оказалось право личности на свободное местожительство. Долой прописку! Пусть каждый живет, где хочет, где найдёт любимую работу, где лучший для него климат. Мы до сего дня живем, как зеки, приписанные к лагерному бараку, под номером. А сколько граждан осуждено за нарушение паспортного режима!
На четвертом месте в моей шкале находится право на выезд из страны и обратный въезд. Нельзя народ превращать в узника, а государство – в Большой концлагерь. Не держали бы – теперь люди не бежали бы от нас, как от чумы.
Далее фиксируем права на свободную политическую, научную, культурную деятельность, участие в выборах, на свободное слово – устное и письменное, свободную совесть. И всё – в рамках общепризнанных человечеством нравственных ценностей. Прежде слово и совесть у нас были задавлены. Долго нам лгали, и мы лгали, особенно учителя, преподаватели, газетчики. Правда всё равно прорвалась. Её напор не уменьшится, пока не смоется вся накопившаяся грязь.
Права на отдых и лечение должны быть гарантированы не формально, а фактически. При советском режиме хорошо отдыхала и лечилась, в основном, партийная элита, у неё были свои дома отдыха, санатории, курорты. Конечно, и народу что-то доставалось. Например, к врачу он шёл чаще за тем, чтобы, выстояв длинную очередь, получить больничный лист. Право на образование должно быть правом, а не примитивным принуждением. Ныне, к сожалению, мы имеем школу, которая значительную часть детей превратила в маленьких узников, а их учителей – в охранников.
Предлагаю подумать, к какому порядку нас призывают, – к тому, который держал нас в бесправии или к тому, который нам еще следует установить?.. Подумали?.. Правильно, похоронную процессию хотят повернуть назад, покойника будут оживлять. И наша задача – не позволить этого.

       8 января 1991 года

С. 32.  Наши оппоненты

В последнее время «Красное знамя» опубликовало ряд материалов о демократах и их лидере – Травкине Николае Ильиче. В одном из них демократы представлены ворами (якобы они украли шаль у Елены Боннер), в другом – наш лидер выглядит мелким интриганом и карьеристом, в третьем – он изображен смутьяном, человеком «сумбурным», «несдержанным и раздраженным». Характерная деталь: все авторы почему-то со стороны.
Итак, демократы – плохие люди, остерегайтесь их, граждане, не поддавайтесь на их демагогию. А какие у них идеи, программа, устав? И тут все «опровергатели» молчат, потому что у самих ничего нет за душой, кроме программы «строительства величественного здания», программы, которая обанкротилась. Им нечего противопоставить демократам.
Наши оппоненты по природе своей не способны вести нормальный идеологический спор, слишком отягощены они философией: кто не с нами, тот враг, тот подлежит моральному и физическому избиению. Травкин не с нами – смешаем его с грязью, а так как он к тому же «предал» свою «родную» партию, – пусть земля горит у него под ногами. Я вспоминаю недавнюю статью В.И. Карасева, где он Собчака, Попова, Станкевича сравнивает с крысами, называет их ворами, люмпенинтеллигенцией и пр. («Красное знамя» от 4 октября 1990 года). Наши оппоненты не знают, как оспаривать неприемлемые для них идеи с помощью логики, но они хорошо владеют искусством борьбы с живыми людьми, тут у них большой опыт.
В КПСС сейчас около 17 миллионов членов. Те, что осуждают монопольную власть, – наши будущие партнеры в политике, те, что примкнули к руководству РКП, как мы думаем, обречены. Носильщики стоят уже за дверью.

      27 января 1991 года

С.  33.  Федерации или содружество?

Мы страдаем, когда не имеем свободы выбора. «Хотим свободы! Свободы!» Завоёвываем свободу. И опять страдаем, потому что глаза разбегаются от множества вариантов, сердце разрывается от напряжения при выборе, пойти налево или направо. И туда страшно и сюда страшно. И так всегда будет.
Европа выбрала экономическую интеграцию. Заметим: экономическую! «Везде Рейн течет только в одну сторону», – заявил германский канцлер Гельмут Коль. А вот Англия не торопится, боится, как бы это не повредило её политическому суверенитету. Дружба дружбой, а табачок врозь, называется это по-русски. Стремление к политической свободе – одна из величайших общественных сил (каждодневно это нам доказывают израильтяне и палестинцы).
В нашу эпоху, эпоху всеобщей образованности и гласности, когда политическая свобода так же ценна, как хлеб и любовь, великие Союзы и Империи могут быть сохранены только с помощью террора, когда власть систематически и в массовом порядке «отстреливает» лучших людей наций. Я не думаю, что все, от кого зависит наша судьба, понимают это. Отсюда опасность переживаемого нами сейчас отрезка истории.
Мы сами, русские, много пережили от всевозможных завоеваний, набегов. Казалось бы, что сможем войти в положение других. Но нет. Часто слышишь: «Мы за них воевали! Мы их освободили! Как они посмели!»  Вот что заявил фотокорреспонденту старший лейтенант ОМОНа Александр Кузьмин: «Чтобы навести порядок и установить советскую власть в Риге, достаточно нашего отряда. Разгоним существующую власть, возьмем под охрану стратегические объекты и устроим суд над националистами» («Московские новости», № 2, стр.1).  Оказывается, всё очень просто, автомат – высший судья.
 А если мы пофантазируем и вообразим себе, как некие иноземные «освободители» – не приведи Бог – подобную операцию когда-нибудь захотят провести в Москве? Иногда полезно напрягать фантазию, сравнивать, думать. Не руководствоваться же нам готтентотской моралью: хорошо – это когда я украду, плохо – это когда меня ограбят? Суть правового государства, которое мы строим, в том и заключается, что над всеми господствует одно право: если свободен ты, то свободен и я.
Российское правительство во всей системе связей на первое место ставит экономические связи между республиками и между республикой и Центром. Такова ныне мировая ситуация: если мы нужны друг другу как торговые партнеры, то в политике договоримся. На основе тесного экономического сотрудничества возникает соответствующий политический союз со всеми правовыми гарантиями для групп некоренного населения. Голые же имперские амбиции ничего другого не дадут, кроме национальной резни. И если кто-то утверждает, что Ельцин предает русских, то это можно объяснить только невежеством и злым умыслом.

       3 февраля 1991 года

С. 34.  Они ничему не научились

Всякие посулы таят в себе опасность, а если они исходят от руководителя партии, которая свою политику в течение десятилетий строила на невыполнимых обещаниях, – вдвойне. Социализмом мы сыты, суверенностью – не менее, а права и свободы нам уже гарантировала сталинская конституция. Сколько бы вор-рецидивист ни клялся больше не воровать, суд знает цену его клятвам.
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» – скоро нам будет предложен такой вопрос. Вы скажете « да» – «клетка» тут же захлопнется, вас поймают на слове.
Не только птичка попадается в силок, рыба на крючок. Более семидесяти лет держали наши «благодетели» народ на «приманках». На обещаниях, манипуляциях цифрами. Когда терпели фиаско, искали врагов. Уничтожали. И снова обещали, обещали, обещали.
И вот что поразительно – они ничему не научились! Ведь они, как и прежде, завлекают нас «социалистическим выбором» и «коммунистической перспективой».
Все на референдум 17 марта! Вы, конечно, скажете «да». У вас выбора-то нет, не захотите же вы выбирать пустоту. Похоже, нам еще раз придется строить социализм под руководством КПСС.

      
      10 февраля 1991 года


С. 35.  Они ничего не забыли

Как-то М.С. Горбачёв бросил фразу о «последнем окопе», за которым кончается линия отступления. Он имел в виду «злейшего врага партии» – частную собственность на землю. Известно и другое крылатое выражение из того же лагеря: «Хватит обороняться, пора переходить в наступление». И вот мы являемся свидетелями широкомасштабного наступления коммунистов против тех, кого они якобы свергли в октябре 1917-го, но не добили. Грохочет артиллерия, строчат пулеметы, повсюду слышно ура. Сгиньте, «популисты», «деструктивные элементы», «агенты ЦРУ»! Иван Ползков требует запретить многопартийность, организовать на предприятиях комитеты, которые не допустят приватизации, новый председатель гостелерадио Л. Кравченко выгоняет из эфира «Радио России», союзный парламент клянет Б.Н. Ельцина, осмелившегося критиковать президента. На подъёме пропагандисты «Правды», «Советской России», «Красной звезды», целой тьмы областных и районных газет.
Упражняется в нападках на «деструктивные силы» и наша городская газета «Красное знамя», рупор горкома. Бывший первый секретарь В. Карасев в одной из своих статей так бранился на Собчака, Попова, Станкевича и других «выходцев» из партии, как если бы ему в пьяной драке до крови разбили нос. Вот некоторые перлы: «ренегаты», «они таятся по углам, заботясь о самосохранении», «заискивают и смотрят в рот сильным». «Они копят и откладывают, тихо воруют и высасывают соки их тех, кто действительно работает», «мыши», «крысы», «люмпенинтеллигенция» и т.д., и т.п.
Лиха беда начало. Потом пошли в газете «разоблачения» Н.И. Травкина и его демократов. «Берегите партию!» – пишет защитник социализма пенсионер О., принимающий элементарную критику её за «скрежет зубов». «Сохраните партию!» – вторит ему другой автор. «Я – за наступательность!» – не может сдержать свою энергию житель города В. Т. Мелькают слова – «фашисты», «власовцы», «перевертыши». И так из номера в номер. «Общественно-политическая газета» «Красное знамя» на дух не переносит наших материалов – членов организации ДПР. А ведь горсовет, за депутатов которого мы голосовали, – соучредитель её.
Бросается в глаза одна существенная деталь – наши оппоненты наверху и здесь внизу молчат об идеях и программах, а борьбу ведут против живых людей. Конечно, они предпочли бы с нами разделаться физически, но руки им укоротили. Отсюда – брюзжание, клевета, оскорбления, запугивания. Они навязывают демократам «войну на уничтожение», избивают их в темных подъездах, провоцируют социальные и национальные конфликты. Они прытки и смелы, у них за спиной охранники с саперными лопатками, автоматами, пистолетами и резиновыми дубинками. Но мы не принимаем их вызова. И вовсе не потому, что боимся, а из принципа, ибо убеждены, что истинная политическая борьба – идейная борьба. Помните Архимедово: дайте мне точку опоры..? Я бы сказал так: дайте нам средства информации и мы изгоним коммунизм одной правдой, которой он боится, как дьявол креста.

       22 февраля 1991 года

С. 36.  Как им плохо сейчас живётся без права хватать, сажать, убивать!

Приводят иногда формулу общественной жизни Блаженного Августина: в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь. Неплохо. Но что есть главное? Вероятнее всего, здесь имеются в виду те общечеловеческие нравственные ценности (зафиксированные в религиозных заповедях),  которые в последнее время у нас на слуху.
А где же место политике? С нравственностью её трудно соединить? В политике нравственность не стоит на переднем плане. В ней, как правило, господствуют расчёт, целесообразность, выгода, интерес. Однако «натягивают» тираны нравственность на свою политику, приспосабливают её к политике, освящают ею политику. Даже самые разбойничьи войны нередко называют священными. Обман?  Но поди разгляди. «Кувейт – 19-я провинция Ирака!» – провозгласил Саддам Хусейн, и народ выразил одобрение ликованием, религиозным экстазом. Политический разбой КПСС по отношению к народам России был освящён «великим» и «всесильным» учением.
В течение десятилетий большевистские вожди жестоко воевали с собственным народом, превратив его в молчащее большинство. Одновременно боролись между собой за власть. Боролись «под ковром». Ныне, когда исторические обстоятельства прорвали плотину всеобщего молчания, послушания и страха, политическая борьба стала у нас центром всей общественной жизни.
Коммунисты всегда предпочитали уничтожать своих оппонентов физически, окрестив их предварительно ненавистным именем – «враги народа», «предатели», «троцкисты», «антисоветчики», «агенты ЦРУ», «космополиты», «перевертыши», «перерожденцы», «отщепенцы», «внутренние эмигранты», «кулаки» и т.д. И уничтожили их столько, что не учтёт никакая бухгалтерия. Недавно в «Красном знамени» были опубликованы списки невинно загубленных в Гжатском и Кармановском районах. Кого там только нет! Рабочие, крестьяне, интеллигенты, попы, монашки, домохозяйки. Им несть числа. Но, похоже,  устали бедные старатели от трудной и нервной работы и устроили себе передышку, назвав её Перестройкой.
Но как давит наследственность! На митинге 23 февраля на Манежной площади, который проходил под девизом «Народ и армия едины!», один оратор сравнивал демократов с фашистами, которые-де тоже нападали на коммунистов, прежде чем захватить власть в 1933 году. Тут мысль на поверхности: убей врага первым, пока он не убил тебя. Слушал на днях в Гагаринском горкоме выступление первого секретаря Смоленского обкома КПСС  В.А. Самородского. Типичное выступление большевика. В унисон с Самородским рассуждает и  наш первый секретарь А.А. Гринкевич (опубликован в «Красном знамени» от 28 февраля его доклад на пленуме). Поражает неконструктивизм мышления бывших (но ещё и нынешних) всемогущих правителей. Ничего они не предлагают, только оскорбляют, кликушествуют и призывают «не допустить». Не допустить прежде всего возрождения частной собственности. Как им плохо сейчас живётся без права хватать, сажать, убивать!
В обществе идет жёсткая политическая борьба. И тут я согласен с М.С. Горбачёвым, она должна вестись по правилам. «Мы сказали, что отказываемся от монополии КПСС на власть, приветствуем политический плюрализм, в условиях которого различные общественные слои и группы могут выражать и отстаивать свои интересы через партии, профсоюзы, другие организации. Но обязательно в рамках законных процедур, в конституционной форме. Это – азбука демократии» («Известия» от 2 марта 91 г.). Но разве это по правилам, когда Россия лишается радиоэфира, телевизионного канала? Когда альтернативные средства информации на периферии чуть ли не загнаны в подполье? Странная «азбука демократии» у коммунистов.

       5 марта 1991 года

С. 37.  Проснитесь, смоляне!

Я очень понимаю представителей т.н. административно-командной системы, когда они выступают против приватизации в городе и деревне: частник не станет держать на зарплате громоздкую непроизводящую прослойку. Я понимаю тех пенсионеров, которые боятся, что с ослаблением государственного контроля над производством уменьшится общественный фонд и, соответственно, – их паёк. Но я не возьму в толк, почему грамотный и здоровый работник защищает сталинское агроизобретение – колхозы, которые привели страну на грань голода. «Считаю, – пишет В. Сергеев, механизатор совхоза им. Ю.А Гагарина в «Красном знамени» от 19 марта, – что выход надо искать в разработке новых методов организации труда. Это приведет к повышению производительности и интенсификации труда людей, непосредственно занятых в материальном производстве». Вам не хватает «новых методов организации труда», товарищ Сергеев? Вы не можете их изобрести и реализовать?
Не можете. И я скажу, почему. Потому что Вы работаете на чужой земле, на чужом тракторе и не являетесь собственником произведенной продукции. Вас не интересуют плодородие земли, цена удобрений и механизмов, как посеют и уберут, как сохранят урожай. Не очень болеет за это и начальство, – в случае неудачи всегда можно сослаться на плохую погоду и прочие объективные обстоятельства. Самое худшее – переставят на другую работу. Вы наверняка придумали бы массу «новых методов», если бы административно-командная система не связала Ваше тело и Вашу душу.
Не спасёт погибающую систему и «материальное стимулирование работающих». И моральное – тоже. Мертвому припарки не помогут. В каком-то кинофильме я видел, как пьяный блудник, придя к подруге в гости, доставал из кармана по одной конфетке и дарил их детям: «Вот возьмите за хорошее поведение! А ты еще и на гармошке играешь – получи две!» Десятки в конвертах, тринадцатые зарплаты, переходящие знамена, вывешивание на доску почёта, – неужели Вы еще не поняли, что это для простаков? Хочется воскликнуть: «Проснитесь, смоляне! Не позволяйте унижать свое достоинство! Земля ждет вас!»
Как возродить деревню? – сейчас многие думают над этим. Однако не надо возрождать советскую бедность. Мамонты и динозавры вымерли, и это не просто всерьёз и надолго, а навсегда. Нам надо вернуть на землю крестьянина. Крестьянина не в том смысле, как его понимает председатель Стародубцев, а в общечеловеческом. Американцы называют его фермером, немцы – бауэром.
     Современный американский крестьянин кормит себя и еще более ста граждан, немецкий – чуть поменьше. Надо построить жизнь сельского труженика на европейских началах. Узаконить частную собственность на землю, конкуренцию, добровольную кооперацию, как это планировал, но не успел осуществить (погиб от руки террориста) наш великий реформатор П.А. Столыпин. Всё остальное придет естественным способом. И совсем ни к чему искусственно застраивать брошенные пепелища и зазывать  туда жителей со стороны.
      20 марта 1991 года

С. 38.  Жив курилка!

Кто хочет приобрести устойчивую неприязнь к чтению газет, пусть выпишет себе наше «Красное знамя», хотя бы на один месяц. Как это ни парадоксально звучит, но и у бездарности есть талант, – пусть талант наоборот, со знаком минус. Горячее время переживает сейчас наша Родина! Но что нам судьба Родины, – из номера в номер мы читаем про социалистическое соревнование. Всё еще жив курилка! Всё еще соревнуется!
Читаю в номере от 6 апреля «Условия социалистического соревнования колхозов и совхозов…».  Всё тут расписано, чего и сколько надо посеять, посадить, какие выдержать сроки и т.д., чтобы получить места, знамена, премии. Обещают в награду автобус  «Кубань», грузовик, 200 рублей, 150 рублей, 100 рублей. И кричу сочинителям: «Когда же пройдет ваша социалистическая дурь?! Когда вы перестанете играть в детскую игру при таком серьёзном и ответственном деле, как ведение сельского хозяйства?!».
Теперь даже махровые коммунисты не отрицают, что лагерный социализм отнимает у работника самый мощный трудовой стимул – экономическую свободу. И намерены ввести рынок. Правда, свой, «регулируемый». Неэффективность подневольного труда сотни, тысячи раз была доказана в теории и на практике. И последний опыт, проведенный на российском народе, казалось, всё поставил на своё место. Но нет, в Гагарине власти ничего не поняли, ничем не поступились. Мы живем на острове, на одном из островов Тихого океана, куда не проникают сигналы цивилизации.
Как естественный факт между свободными производителями существует конкуренция. Стремление к совершенству не надо планировать, организовывать, оно – в самой природе человека. А что же тогда есть социалистическое соревнование? Какая общественная потребность произвела его на свет? Урод родил урода. Социализм родил соцсоревнование, чтобы выжить в условиях бесплодия, в условиях кастрации души. Социалистическое соревнование было придумано вместо реальной конкуренции. Резиновую куклу приобрели вместо реального дитя. Насилия и прямого идеологического дурмана явно было мало вождям, чтобы заставить народ эффективно работать.
Ведь они обещали более высокую производительность труда, изобилие. Однако вскоре обнаружилось, что всё это блеф. И тогда … тогда потребовалось средство взбадривания. Появились «ударники», «стахановцы», «герои соцтруда», «трижды герои соцтруда», «бригады коммунистического труда» и прочие словесные украшения. Появились как приманка всевозможные звания для сталеваров, хлеборобов, учителей, артистов, писателей, ученых. Граждане, будьте трудолюбивы и послушны, – и вам обеспечены блага и почёт! И граждане клевали
 Слаб человек. Все ринулись за благами и почётом. А поскольку таковые идут сверху, от партии и правительства, развилась небывалая показуха. Развилась до такой степени, что сама жизнь стала выдуманной, мифической.
А мы, учителя, увлекали в показуху и детей. Мы заставляли их писать под диктовку обязательства жить и учиться по-ленински, собрать столько-то макулатуры и металлолома, пригласить стольких-то ветеранов и т.д. Бумага красиво оформлялась, передавалась вышестоящему начальнику, который тихо отправлял её в помойку. Кто-то умно заметил, что история для того и существует, чтобы из нее не извлекались уроки. Это – про нас.

       19 апреля 1991 года

С. 39.  Письмо в Смоленск

Дорогие друзья!
Поздравляю вас с нашей победой! Колесо истории повернулось, не дадим ему хода назад.
Газету получил – спасибо. Хорошая газета.
Вчера, 20-го, прочитал ваше решение на собрании. Кое-кто с ним согласен. Иные воздержались от суждений. Моё мнение, как теперь любят говорить, неоднозначное.
Предложили пригласить вас к нам на собрание и продолжить разговор. Напишите, сможете ли приехать. И когда.
Учитывая трудности формирования областной организации, я думаю, следует избегать категоричности, бескомпромиссности, накала страстей. Все мы заражены большевизмом, один больше, другой меньше. Линия большевизма тянется от Ильича-первого, проходит через всех вождей, задевает сердце Николая Ильича и всех Иванычей.
Есть взгляд на политическую партию как на «партию нового типа», «передовой отряд», как на «организацию революционеров» («Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем мир!»), как на «орден меченосцев». Фашисты, нацисты, большевики одинаково смотрят на партию. «Прежние философы только объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы его переделать» (Маркс). И вот «переделывали» мир в XX веке «мастера» разной квалификации.
Европейские партии живут по принципу: если бы оппозиции не было, её следовало бы создать. Оппозиция – это прививка в организме партии против опасной инфекции, против интеллектуального и морального загнивания. Важно, чтобы эта «прививка» не была смертельной. Во всём нужна мера.
Смоленские оппоненты Косенкова, как я понял, вели и ведут себя не лучшим образом. Вместо обоснованного заявления они выкрикивали с места всевозможные оскорбительные реплики. Кроме того, они не удовлетворились инакомыслием, а перешли к инакодействию, осуществили ряд практических акций против областного центра. Амбиции поставили выше общего дела.
Косенков бывает излишне категоричен, неосторожен в выражениях, но, как мне кажется, он может быть терпимым, лояльным, готовым к примирению. Человек он образованный, умный, пока другого у нас нет.

       21 июня 1991 года

С. 40.  Они сделают всё, чтобы провалить программу президента

Мы ещё не осознали в полной мере, сколь великий День пережили 12 июня. До 1917 года правили Россией цари от имени Бога, с октября 1917-го – тоже «цари», но от имени «передовой идеологии». Народ их об это не просил, да они и не нуждались в его просьбах. И вот народ имеет своего законно избранного президента.
     Я радуюсь! И все истинные патриоты нашего Отечества радуются. А как же иначе?! Ведь не враги же мы сами себе! Однако встает вопрос, как нам теперь жить. И беда не в том, что наш президент не всех устраивает, беда в том, что он не устраивает нынешних реальных властителей на местах, захвативших почти все узлы и этажи государственного здания. Когда голова и сердце работают, а руки и ноги не реагируют на импульсы, в медицине это называют параличом. И в политике такое бывает. Мы имеем опасный прецедент.
Прошу вас достать «Красное знамя»  от 11 июня и прочитать на первой странице «Обращение …». Прочитали? Уяснили? И как теперь все эти секретари и председатели собираются работать под началом  инициатора всех перечисленных «зол»? Тут не надо большого ума, чтобы понять: никак не собираются. Они сделают всё, чтобы провалить программу президента. Сделают не грубо, а деликатно, с искусством. У них теперь принцип: чем хуже, тем лучше. Для них теперь важнее всего – доказать, что «так называемые демократы» ни на что не способны.
«Народ нас не поймет!» – любят повторять «твердокаменные», когда речь заходит о частной собственности на землю, о приватизации, о свободной экономике. Всё понял народ и одобрил программу радикальных преобразований! 57% – это решительная поддержка Б.Н. Ельцина.

       1 июля 1991 года