Демократическая революция в России-3

Сергей Корягин
С. 21.  Мертвый хватает живого

Страна «рожает» в муках. Уже в который раз только в этом столетии. Хотим принять дитя здоровым. Не хотим крикливого уродца. Боимся получить еще одного уголовника. Но что пошлет нам Бог?
Всякое сравнение хромает. История «рожает» своеобразно. В ней многое зависит от сознательного творчества индивидов. Люди строят свой социальный дом из естественного материала, но по субъективному плану. Ныне почти все согласны с тем, что так жить дальше нельзя. А как нужно жить? И тут предлагаются различные варианты.
      О чем идет всесоюзный и всероссийский спор? Об идеале. Нет, не говорите мне, что народ нужно прежде всего накормить и одеть. Семьдесят с лишним лет мы ведем непрекращаемую битву за хлеб, поём и пляшем о труде, награждаем за успехи, а из дефицита и бедности не можем вырваться. Потому что труженик у нас закрепощён, превращен в иждивенца, нахлебника, батрака. Только свободный человек может работать самозабвенно, эффективно и обеспечить истинное благополучие себе и обществу. А рабство и свобода – это и есть идеалы, два противоположных идеала общественной жизни.
Взяться за перо меня побудила заметка в «Красном знамени» от 18 сентября «Остался верен идеалу». В. К. рассказывает о старом заслуженном человеке. Рассказывает и грубо идеологизирует его судьбу. Человек этот жил, воевал, пахал, растил детей, радовался и страдал, как все смертные. В общем, вел нормальный образ жизни. Но суть, оказывается, вот в чем: «Его воля несгибаема, за социалистическую идею он готов драться до конца». Вступил в колхоз первым и гордится этим, громил всех врагов, внутренних и внешних и пр. Не надо большой проницательности, чтобы понять, что В. К. сам привержен колхозному строю, сам готов отправиться на поиски «внутренних врагов», но для страховки подставляет другого человека. Дескать, кто посмеет возражать уважаемому ветерану. Известный приём.
На первый случай, чтобы охладить «патриотический» пыл автора заметки, я приведу свидетельство другого фронтовика (из «Известий» от 18 сентября 90 года): «Всю войну от первого до последнего дня – был в действующей армии. Повезло: вернулся…Всю жизнь в коммуналке 16 кв. метров без удобств. Сорокалетие Победы встретил с тяжело больной женой (лежачей) в этой же келье. Задаю себе вопросы, на которые не могу найти ответа. Для чего всю жизнь трудился? За что воевал? Что защищал? Что строил? Для кого строил?».
Вот в чем суть: что мы строили и для кого строили? Сталин – творец ГУЛАГа, загубившего десятки миллионов лучших жизней. Это ныне общеизвестный факт. Коллективизация – преступление против народа, прежде всего – против крестьянства. И это стало аксиомой. До 1929 года часть крестьян жила бедно, колхоз сделал бедными всех. Я это испытал на себе. Трудно оспорить и мысль английского историка Роберта Конквеста о том, что вождь умышленно ничего не предпринял, чтобы предотвратить страшный голод на Украине в 32-33 годах. Проучил, так сказать, непокорных.
Так чего же хочет В. К.? Чтобы читатели не поверили тому, что доказано самой жизнью? Старания его безнадежны и опасны
Людей объединяет не только время и пространство, не только родственные и производственные узы, но, главным образом, – идеалы. Однако секрет проблемы в том, что идеал невозможно навязать принуждением.  Идеал, навязанный насилием и обманом, довольно скоро превращается в пыль и развеивается ветром истины. Казарменному социализму пришел конец. Пора забить на его могиле осиновый кол.
Вы открываете последний номер газеты, пробегаете глазами по заголовкам и …раздраженно откладываете его в сторону. Всё там старо, как в эпоху застоя: «Остался верен идеалу», «Соревнуются животноводы», «Выражаем соболезнование». Мертвый хватает живого. Еще как хватает! Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем опубликовать в газете «иное» мнение, иной взгляд на смысл происходящих в городе событий. Возмущайся, сколько хочешь. Перед тобой стена, и головой её не прошибешь. Как же будем жить дальше, граждане?

      19 сентября 1990 года

С. 22.  Формула насилия и лжи

Колос пшеницы вырос из одного зернышка. Из одного жёлудя вырос и могучий дуб. А каково происхождение нашей общественно-политической системы, которую мы теперь перестраиваем? И она произошла из одного «зерна» – простой формулы: насилие – повивальная бабка истории. Первая истина, будучи рождённой в голове умного и ученого человека, в свою очередь, произвела на свет целый букет истин – вторую, третью, четвертую и т.д., вскормила их и воспитала, вывела в жизнь Их имена нам хорошо известны: Учение о непримиримой классовой борьбе, Учение о революциях – локомотивах истории, Учение о диктатуре пролетариата, О партии нового типа, О построении социализма в одной отдельно взятой стране, О развитом социализме. От теоретических истин пошли истины практические: Пролетарская революция, Революционный террор, Военный коммунизм, Индустриализация, Коллективизация, Культурная революция, Пятилетки, Догоним и перегоним, Продовольственная программа и прочее. И на всём «потомстве» лежит первородная печать – насилие. Сколько граждан убили «благодетели» рода человеческого за период царствования? Кто говорит 110 миллионов, кто 66, кто 40, кто 20. Видимо, всё верно, если посмотреть на предмет с разных сторон. Ведь убивали по-разному: одних просто расстреливали, других морили трудом и голодом в лагере и колхозе, третьих изгоняли с родины, чтобы они умерли в дороге или на чужбине. К тому же, убивая человека в продуктивном возрасте, палачи одновременно убивали всё его потомство. Всё их дело замешано на крови и кровью пахнет. Вышли мы из рукава сталинской шинели? – Прежде всего мы вышли из Марксовой формулы: насилие – повивальная бабка истории.
Само по себе насилие в нормальном обществе долго не продержалось бы, если бы с самого начала с ним рука об руки не «работала» его родная сестра – Ложь, в задачу которой входило выдавать бесчеловечность за гуманизм, вымысел за правду, тупик за прогресс, подделку за истинное искусство. Выдавать предприимчивость за стяжательство и эксплуатацию, войну за мир, опиум за веру, веру за опиум, короче: черное – за белое. Насилие и ложь имели колоссальный успех на одной шестой части суши, и не только.
Наши нынешние правители долго насильничали и лгали, и им трудно избавиться от синдрома вседозволенности, произвола, грубости, хамства. В своих оппонентах они, по-прежнему, видят врагов народа, крикунов, демагогов, их критику называют волчьим воем, скрежетом зубов, изменой, предательством и т. д. Некто всю жизнь воровал. Наконец попался. И чтобы спастись, указывает на другого и кричит: «Держите вора!» В положении «некто» оказалась наша «руководящая и направляющая сила», которая, всем на удивление, снова претендует… теперь уже на «авангардную роль». Но хрен редьки не слаще.
Вожди были прижаты к стенке обстоятельствами и вынуждены были пойти на перемены. Какими обстоятельствами? – Народ перестал работать, и вся жизнь пошла под откос. Он преодолел страх, приспособился ко лжи. Он сам научился лгать не только словом, но и делом. Принимаю вид, что работаю, но не работаю. Просижу, прокурю, пролежу, пропьянствую, просплю, – как только начальник отвернется. Где надо, припишу, где надо, не допишу. Дам вал, но не дам качества. Уберу урожай, но сгною его в хранилище. Придет 5-е или 20-е – всё равно своё получу. Насилие и ложь вышли революционной партии боком. Наша нынешняя реальность жестока. Но жить надо, раз мы брошены в этот мир. Жить и искать выход из тупика.

      1 октября 1990 года

С. 23.  Уходите, ваше время истекло!
(Ответ на полемические заметки В. И. Карасева, опубликованные в «Красном знамени» от 4 октября 1990 года)

Первый секретарь (он же и председатель горсовета) не ко времени занервничал. Нельзя распускаться, когда от тебя зависят судьбы многих и многих людей. Особенно сейчас. Паника для политического работника означает потерю квалификации. Лучше уйти тихо, по-хорошему. Я восхищаюсь выдержкой наших высоких лидеров – Горбачёва, Ельцина и других. Даже когда они высказываются публично на очень острые темы, то искусно держат себя в руках. Как жестоко критиковали В. Медведева на партийном съезде по поводу развала идеологии, а он вышел на трибуну и спокойно сказал только одну фразу, которая отбросила все обвинения: «Что же это была за идеология, которую в столь короткое время мог развалить один человек?!».
Большой корабль кардинально меняет курс. Задержка в движении – естественна. Возможен ропот  среди пассажиров. А как в этой ситуации должна вести себя команда? Кричать «Караул! Нас предали! Капитана за борт!»? Здесь естественны спокойствие, выдержка, максимальная согласованность действий.  Решение принято – споры закончены. Несогласные умолкают и отходят в сторону.
Вячеслав Иванович рекомендует всем, кто умеет читать, стать «в оппозицию Ельцину или даже Горбачёву». И делает это без обиняков, открыто, как если бы город и район приняли свою Декларацию о суверенитете. А как же мы? То есть все те, кто ждет решительных перемен? К кому нам примкнуть – к Горбачёву или Карасеву? Я как гражданин категорически возражаю против подобных рекомендаций и, в свою очередь, обращаюсь к согражданам через газету: «Пробудитесь от сна, активно поддержите демократизацию и шаталинскую программу перехода к рыночной экономике!».
КПСС разделилась на несколько течений по основному вопросу, в какой мере следует перестроить нашу застойную систему. Одно течение за радикальные перемены, другое – за минимальные, третье посередине. За ними пошли беспартийные. Крайние нервничают, стремятся поставить своих оппонентов к позорному столбу. Тут всё понятно: одни не могут ждать, другие не могут преодолеть инерцию. Некий Демократический форум призвал брать власть немедленно, – это явная провокация, другая сторона выбросила лозунг: «Социализм или смерть!». Это провокация вдвойне.
К сожалению, т. Карасев примкнул к одной из крайностей. На своих оппонентов, демократов, он обрушил недостойную для культурного человека брань. Коротич и Евтушенко, Тихонов и Попов, Собчак, Станкевич и другие – «ренегаты». До поры, до времени «они таятся по углам, заботясь о самосохранении», «заискивают и смотрят в рот сильным, не забывая при этом таскать куски со стола хозяев». «Они копят и откладывают, тихо воруют и высасывают соки из тех, кто действительно работает, обволакивая и усыпляя последних. Но в период нестабильности и смутной поры маленькие и безобидные мыши превращаются в огромных и злобных крыс. Они рвут на части даже тех, кто их выкормил». «И сейчас владельцы неправедно нажитого нуждаются в отмывании своего чёрного богатства». «Лидеры люмпенских групп» «не брезгают ничем». У них «крепкое горло, но слабые мозги». КПСС следует освободиться от сковывающей ноши – «от люмпенпролетариата до люмпенинтеллигенции».
Хорош каскад? И не стал бы я отвечать на грубые выпады против людей, о которых можно сказать, что они являются цветом нации, если бы эти выпады не исходили от первого лица нашего города и района. Встают вопросы: «Кто же нас ведет через бурную реку? Кому мы вручили свою судьбу?».
Три великие ценности присущи каждому народу – душа, собственность, власть. Немного в истории было ситуаций, когда властители отняли бы у него всё. У нас на это решились большевики. С великой энергией в течение десятков лет превращали они страну «от моря и до моря» в фабрику, работающую по одному плану. Печальный итог всем известен. Народ, лишенный души, собственности и власти – это, по сути, народ-инвалид. Вот почему демократам приходится начинать с элементарного – освобождать его от страха и невежества, учить коммерции, предпринимательству.
Да, за власть приходится бороться. И за печать. И за частную собственность. А как же иначе? Власть деспотов надо ограничить и ввести в рамки. Пусть восторжествует справедливость. Только и всего. Но каково сопротивление! Вспомним съезд Российской компартии. Вот и Вячеслав Иванович, который еще никому ничего не уступил, бросает предупреждающий клич: «Мы забыли ленинский тезис, – власть не дают, власть берут!» Кто у кого должен брать власть? Коммунисты у коммунистов? Вероятно, более решительные у менее решительных, а все вместе – у демократов, которые завладели её крохами. Знаменательны и его поучения, что программа Рыжкова является «для коммунистов меньшим злом, потому что составлена профессионалами-практиками, а не дилетантами группы Шаталина», что зря «люмпенинтеллигенции» отдали средства массовой информации.
КПСС – тоталитарная политическая структура – уступила власть только в ряде городов. А сколько крику! Сколько проклятий! И частную собственность еще не позволили, – повсюду выставлены партийные караулы. Есть некоторая отдушина в центральной печати. Однако в глубинке, у нас, например, в этом вопросе мало что изменилось. О своем «царстве» первый секретарь может с удовлетворением сказать: всё кругом партийное, всё кругом моё – заводы и школы, колхозы и совхозы, дома и парки, кочегарки и автобусы. И газета «Красное знамя».
А где же всё моё, Вячеслав Иванович? Еще мальчишкой 10 лет я начал работать на партийное государство. И квартиру, и шесть соток заболоченной земли вы мне милостиво дали в пользование, можете и отобрать. Спасибо за мизерную пенсию. – А что на нее купишь? Газета только ваша? А где же наша? На какие деньги мы можем её основать? Вам мало оказалось одной, теперь печатаете другую. Могли бы и подвинуться.
КПСС нажила свое многомиллиардное имущество, безраздельно властвуя над народом. По самой логике вещей, как абсолютный и бесконтрольный хозяин, не могла она не присвоить чужое. И здесь перераспределение еще предстоит. Очень надеюсь, что горком партии в последний раз незаконно присвоил себе власть в городе, подмял под себя местную газету и обходится с ней, как ребенок с игрушкой. Очень надеюсь, что и в наши «каторжные норы» придёт гласность. Залогом того – грядущие экономические и политические преобразования, идущие сверху. Старый крот истории – мировой разум – роет, и нет силы, которая остановит его работу.
Говорят, снявши голову, по волосам не плачут. Партия черным-черна своими делами, и словами её уже не зачернишь. Только глубочайшее покаяние может смягчить сердце народа и оставить ей шанс. И это притом, что она радикально преобразуется, превратится в демократическую партию парламентского типа. Может быть, инстинкт самосохранения склонит её на этот единственно правильный путь. Жизнь так устроена, что за всё приходится платить.
Я иногда ставлю себе вопрос: может ли КПСС на равных соперничать с демократическими партиями? Я подчеркиваю: на равных. И тут же на ум приходит судьба её «сестер» в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, где стоило убрать страх, – и власть самонадеянных глупцов рухнула подгнившим деревом.
В связи с этим я не могу обойти молчанием следующий пассаж  автора полемических заметок: «В начале 80-х годов в мире было около 150 государств с так называемой рыночной экономикой, из них развитых около 30 (20%). Из 15 социалистических стран к развитым относились 8. Но, наверное, эксперты ООН вводили всех в заблуждение». Некорректное доказательство. При чём здесь социализм? Россия и большинство стран Восточной Европы и до известных преобразований не были в хвосте мирового прогресса. Сравнивать надо то, что достигнуто, с тем, что могло быть достигнуто. Например: Северная Корея – отсталое государство, Южная Корея – её нереализованная возможность. В таком же отношении находятся ГДР и ФРГ. Вот передо мной схема из доклада ООН «Всемирный обзор гуманистического развития». («ЛГ» от 26 сентября 1990 года). Мы оказались на 26-м месте в мире по гуманистическим и на 30-м по экономическим параметрам развития. И английскому историку Арнольду Тойнби всё было ясно: «Восточно-христианская цивилизация после впрыскивания в неё марксизма вступила в фазу исторического разложения».
Да, на страхе далеко не уедешь. И изощренная ложь не поможет. Рушится неправедная власть и у нас в Союзе. Лучшие из её представителей принимают это как неизбежный удар судьбы, а худшие раздраженно реагируют на малейшую критику и готовы снова репрессировать своих оппонентов. Во имя счастья народа, конечно.
Очень удобен миф о том, что КПСС отдает свою власть добровольно. Это была бы ценная монета в её нравственную копилку. Но надо же правде смотреть в глаза: власть отдается вынужденно, под великим нажимом исторических обстоятельств.
Стоит ли снова начинать идеологическую борьбу с религией, да еще в столь бескомпромиссной форме, как это имеет место у т. Карасева? «Христианство, существовавшее две тысячи лет, не смогло осуществить ни одной из своих заповедей. Коммунистическая идеология возникла 150 лет тому назад и уже имеет реальные плоды» (после «плодов», кто читал газету во время обеда, наверняка поперхнулся). И снова некорректное доказательство. Христианская идея в течение двух тысяч лет реализовалась, в основном, как проповедь нравственных постулатов, не претендовала и не претендует на создание идеального политического режима на земле. Коммунизм же, апеллирующий к мирским интересам людей, создал ГУЛАГ.
Нетерпимость к инакомыслию. С этого начинается вырождение идеи. И снова я читаю: «Весь мир идет к социализму…общественный характер производства логически предполагает общественные формы собственности». Как всё это знакомо! «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». «Марксизм – единственно научное мировоззрение». Безапелляционность. Бескомпромиссность. Полное отсутствие сомнения и самокритики. «Весь мир идет к социализму». Прямо-таки испорченный патефон! Посмотрите кругом: к социализму идут лишь те, кого туда гонят большевики.
Если мы непредвзято посмотрим на процесс производства, то вынуждены будем констатировать, что в нем имеет место не только обобществление, но и обособление. Любая машина с её технической стороны делает человека индивидуалистом: за руль автомобиля вдвоем не сядешь, у станка стоит один рабочий, у пульта управления  АЭС есть один оператор, который отвечает за всё. И экономически, через деньги, производство может быть индивидуализировано до самой последней клеточки – до личности. Деньги мои, а не ваши, что хочу, то с ними и делаю. Исходить из того, что всё в мире взаимосвязано, и на этом основании требовать введения социализма, – по меньшей мере,  несерьезно. Здесь диалектика превращена в дьяволектику.
Довольно часто Вячеслав Иванович демонстрирует свою неприязнь к интеллигентам (элитарной их части). Это он, похоже, унаследовал у классиков марксизма-ленинизма. А так как интеллигенты, как правило, являются и демократами, то его чувство неприязни к ним соответственно усиливается в два раза. «Нет смысла держаться за обывателей, не способных подняться выше личных интересов, их место в демократической партии, и за рабочую и научную аристократию, – они уйдут к либералам. Трудовые слои населения, живущие только за счёт честного труда, – наша опора». Впрочем, специалистов и интеллигентов, «имеющих стойкие убеждения», он принять к себе не прочь. Здесь налицо образчик, так сказать, «старого мышления», согласно которому всё общество делится на «трудовые слои населения» и прочую нечисть. Один германский кайзер рассуждал: «Вы говорите, что у нас теперь много партий? Но я знаю только две: одна – за меня, другая – против меня». Вот он принцип! «Наш» – отходи налево, не «наш» – направо. Всё решают «стойкие убеждения». А куда отправить тех, которые окажутся справа? Снова в ГУЛАГ? «Новое мышление» реабилитирует виды деятельности, которые были под запретом у строителей социализма. Прежде всего частное предпринимательство. Все – «наши», чей труд востребован обществом, не «наши» – только уголовники. «Новое мышление» снимает вражду, злобу к тем, кто думает иначе, трудится иначе, живет иначе, оно расширяет рамки консенсуса между людьми и исповедует мир на земле.
Я не сочувствую идеологии правящей ныне у нас партии, но сочувствую людям, которые были втянуты в неправедное дело. Поэтому я призываю их отнести свои партбилеты туда, где они их получили, и примкнуть к Демократической платформе в КПСС. Пока не ушел исторический поезд.
Мне очень жаль, что Вячеслав Иванович Карасев, наш секретарь и мэр, оказался не в одном лагере с демократами, а солидаризируется с руководством Российской компартии и призывает взять в союзники ОФТ. И потому мне ничего не остается, как под занавес процитировать для него слова из песни известного поэта и барда Юлия Кима:
Уходите, ваше время истекло!
Уходите благородно и светло.
                Подыщите ремесло, чтобы пользу принесло,
   А пока что ваше время истекло.

      12 октября 1990 года

С. 24.  Создан блок политических сил
«Демократическая Россия»

20 и 21 октября в Москве, в кинотеатре «Россия», проходил съезд движения «Демократическая Россия». Нас, смолян, было на съезде семеро: один социал-демократ, один председатель Народного фронта, остальные – члены ДПР.
Перед входом нас встретила пестрая толпа: слева с плакатами – «патриоты», они клянут Горбачёва, Ельцина и всех демократов, якобы продающих отечество оптом и в розницу, справа с лозунгами их оппоненты – они требуют отставки правительства Рыжкова. В фойе – настоящая выставка-распродажа разнообразнейших газет демократического направления: «Действие», «Альтернатива», «Новая жизнь», «Социалист», «Социал-демократ», «Меньшевик», «Демократическая Россия» и т.д. и т.п. Тут же предлагаются книга Б. Ельцина «Исповедь на заданную тему», книга Мельгунова «Красный террор в России». Сцена зрительного зала украшена портретом А.Д. Сахарова и двумя (слева и справа) бело-сине-красными флагами.
На съезд были приглашены многие народные депутаты СССР и РСФСР, пресса. Запомнились яркие выступления Н. Травкина, М. Бочарова, В. Селюнина, Ю. Болдырева, С. Белозерцева, Е. Боннер, В. Аксючица, отца Г. Якунина. Перерывы были длинными, все наши знаменитости давали интервью, в том числе Ю. Афанасьев, И. Заславский, Т. Гдлян, Н. Иванов. Здесь был представлен комитет матерей, чьи дети погибли в армии в мирное время.
Многое здесь напомнило мне съезды народных депутатов Союза и Республики: телевидение, очереди у микрофонов, команды председательствующего (народного депутата СССР Аркадия Мурашева): «Включите первый микрофон!», «Я вам слова не давал, прошу покинуть трибуну!» и пр.
Впервые наяву я увидел большую массу людей (около двух тысяч) – моих единомышленников, ярых противников тоталитаризма и сторонников переустройства общества на демократических началах. Кто прилетел, кто приехал – всех привлекло страстное желание создать альтернативный блок политических сил в поддержку российского парламента, Б.Н. Ельцина.
Шёл горячий спор. Но все сошлись на мнении: состояние административно-командной системы – отнюдь не кризис, но агония, и программа союзного правительства имеет своей целью продлить эту агонию. День 7 ноября рекомендовано провести как День скорби по всем погибшим от неправедной власти и в 21-45, когда прозвучал выстрел «Авроры», на 5 минут выключить электрический свет, зажечь свечи и выставить их на подоконник. Все резолюции съезда будут опубликованы в демократической печати.
С большим энтузиазмом, торжественно, делегаты приняли в качестве символа движения «Демократическая Россия» трехцветный бело-сине-красный флаг.

       23 октября 1990 года

С. 25.  Прозрение
(Реплика к статье В. К. в «Красном знамени» от 1 ноября 1990 года)

Праздник государственный и праздник партийный – очень разные вещи. День 7-го ноября (25 октября) мог бы стать истинным государственным праздником, если бы…если бы большевики не разогнали Учредительного собрания, представлявшего интересы всех основных слоев общества. Грубый произвол одной политической партии внёс сумятицу в умы революционно настроенной части общества и стал причиной гражданской войны. Далее всё пошло-поехало вкривь и вкось. Далее государство стало партийным (однопартийным), а партия – государственной.
Справедливость должна быть восстановлена. Пусть КПСС празднует свой праздник – символ кровавой вакханалии. Но при чём здесь государство Российское? Для него 7-е ноября – не День торжества, но – День печали. Поплакать народу в этот день надо, а веселиться – ни в коем случае.
У каждой партии есть своя история, а у народа – своя. Партия и народ едины? Теперь-то мы видим, что это не так. Дорого нам стоило это прозрение!

Корягин Сергей Осипович, председатель Гагаринской организации Демократической партии России.
    
      1 ноября 1990 года

С. 26.  Как накормить страну?

Да это же очень просто! Надо произвести достаточное количество продуктов и справедливо их распределить. Есть такая партия? Есть. Взялись! Потянули!.. Канат оборвался, и воз не сдвинулся с места. Даже отъехал назад.
Но вот цитата из Адама Смита: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Всё остальное сделает естественный ход вещей».
Мы имеем здесь два вида «простоты». Один: задачу решают ум и энергия вождя и его политической партии, другой: главное – не нарушать «естественный ход вещей».
Что лучше – ныне решила история.
В историческом развитии России большевики нарушили баланс естественного и волей личности навязанного, обошлись с логикой исторического развития в высшей степени безграмотно, хотя и претендовали на знатоков гегелевского метода. Отсюда и цель нынешней революции – восстановить этот баланс. Воссоздать в стране гражданское общество со всеми его институтами, прежде всего – институтом частной собственности.. И тогда не нужны будут никакие мобилизационные акции, никакие специальные программы.
«Не навреди!» Эта заповедь важна не только для врача, но и для политика.
Всякая революция начинается с революции в сознании, заканчивается изменением реальных отношений. А что мы пока имеем? Верность социалистическому выбору и коммунистической перспективе. Овца не народит волчонка, волчица – ягненка. КПСС не накормит страну.
    
       9 ноября 1990 года


С. 27.  Жить, как люди

Говорят, благими намерениями дорога в ад вымощена. А мы, как и прежде, наивны, доверчивы. Неистребимо стремление человека к лучшей жизни.
С Октября 1917 года мы пережили 4 Конституции. Одна другой были краше. Обещали златые горы и реки полные вина. Однако вот их общий недостаток: что даётся в одном пункте, в другом пункте отменяется, что обещается в параграфе, в примечании к нему ликвидируется, и делается это незаметно, как бы между прочим. А скромная оговорка: «в интересах социализма» ставит крест на всех правах и свободах граждан, потому что «оракулы» наверху обладали монопольным правом толковать, что есть истинный социализм и что есть права и свободы. Уголовный кодекс, как брат сестре, помогал расправиться с инакомыслием. Была 58 статья, потом вместо нее появились 70 и 190 прим.
В прежних Конституциях над правами и свободами граждан дамокловым мечом висело государство. И оно обрубало беспощадно всё живое и непокорное, охраняя одинаковость, серость, неподвижность. В последнюю  же Конституцию (1977 г.) были добавлены строчки о руководящей и направляющей роли партии. Правовая база коммунистического общества оформилась окончательно.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что граждане добровольно пели дифирамбы Документам, втягивавшим их в состояние духовного маразма всё больше и больше. Ведь даже собака не лижет цепь, которой она привязана, а грызет её.
И вот перед нами новая Конституция России. Великолепная панорама нашей будущей жизни! Достойной жизни. Перво-наперво я выискиваю в Основном законе подвохи, хитрости, с помощью которых власть одной рукой дает нам благо, а другой отбирает. Или и вовсе кладёт нам в протянутую руку камень. Выискиваю и … не нахожу. Всё здесь определенно и однозначно. Никаких кривотолков.
Наши оппоненты говорят: вот придут к власти демократы (всякие там Ельцины, Собчаки, Поповы) и установят диктатуру пострашнее прежней. Но читаем в I разделе: «Никакая часть народа, никакая организация, структура и отдельное лицо не могут присвоить эту власть. Узурпация власти является тягчайшим преступлением».  «Российское государство основано на принципе разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной».  Гарантируются права на протест, на свободу слова, совести, места жительства и работы. Реальная многопартийность узаконивается. «Общественные объединения осуществляют свою деятельность беспрепятственно». И никаких оговорок. И социализм здесь не бьет по инакомыслию, потому что всякое мнение берётся под защиту.
И вот что важно: в Основном Законе России права и свободы граждан рассматриваются не как подарок от общества, государства, партии, вышестоящего начальника, а как данные от века. Богом или природой. А что дано с рождением, отобрать гораздо сложнее. Необычно? Конечно. Но так определено Всеобщей Декларацией прав человека, которая признана нашей страной.
«Государство служит гражданину и обществу», – читаем мы далее Конституцию. «Высшей ценностью является человек, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права». Прежде у нас человека трактовали как  «кадр», «винтик», как «производительную силу», как «строителя коммунизма».  Впервые он оценивается сам по себе, в своих сущностных качествах.
До сих пор мы полагали, что, освобождая личность от собственности, мы творим великое благо – культивируем её нравственные качества, стимулируем труд, умножаем богатство. Жизнь, однако, разоблачила наше заблуждение. Личность без собственности попала в такую зависимость к государству, бюрократии, партийной номенклатуре, что без остатка превратилась в нахлебника со всеми присущими ей пороками и потеряла желание работать. Практика поправила теорию прямо-таки по Марксу.
Чтобы обеспечить достойную жизнь гражданам, Конституция России узаконивает разнообразные виды собственности. «Собственность неприкосновенна». «Имущество может находиться в частной собственности, собственности объединения лиц, муниципальной собственности и государственной собственности. Все собственники юридически равноправны и пользуются одинаковой защитой закона». И еще: «Неотчуждаемое естественное право частной собственности является гарантией интересов и свобод личности». «Труд свободен». «Основа экономики – свободный предприниматель». «Свобода предпринимательства признается и гарантируется законом». «Отношения между предпринимателями регулируются договорами».
На смену примитивному равенству в нищете должно прийти равенство возможностей. Риск, труд и талант будут адекватно оплачены. Богатство государства складывается из богатства граждан. Много ли возьмешь с нищего, который к тому же отказывается работать? Вот и сидят перед разбитым корытом наука и искусство, медицина и народное образование. Даже армия бедствует. Из «общего котла» прилично кормится только правящий класс. В этой обстановке мне трудно понять «плакальщиков по социализму», накликающих беды, которые якобы должны свалиться на нас от приватизации государственной собственности. Видимо, Бог уж очень их невзлюбил, что лишил здравого смысла.
И еще один «предохранитель» от возврата к диктатуре: «Монополизация средств массовой информации… – не допускается». Печать, радио и телевидение названы четвертой властью. Очень справедливо. Не случайно при государственном перевороте захватываются прежде всего источники информации. Не случайно сторонники «твердой руки» шлют проклятия «Огоньку», «Московским новостям», «Известиям», телепрограмме «Взгляд». Любая истина тут же превращается в ложь, как только её антипод загоняется в подполье. Этого наши доморощенные «диалектики» никак не могут понять. Но если истина не боится лжи и смотрит на нее свысока, то ложь присутствия истины не выносит. Что же мы построим с новой Конституцией? Социализм? Капитализм? Мы построим Демократию. Хотите приложить к ней эпитет? Не надо. Хватит эпитетов. Будем просто жить, как люди.

       21 ноября 1990 года

С. 28.  К вопросу о покупке памятника В.И. Ленину

Называют Ленина гениальным политиком. Но давайте будем объективны: его политический  проект отвергла сама жизнь. Построенное по его проекту общественное здание, рухнуло через 74 года. В этом суть. Далее. Ныне известны документы, которые показывают вождя как инициатора массовых расстрелов. Пример со священнослужителями, о котором недавно рассказала телепрограмма «Взгляд». Ленин и Свердлов дали также санкцию на расстрел царской семьи со всем её окружением. Факты, о которых рассказал журнал «Огонек», пока никем не опровергнуты. Но если позволено убивать невинных граждан одному, то почему не позволено другому? Сталину, Гитлеру, Мао, Полпоту, Пиночету, Саддаму Хусейну? Думаю, что гениальностью и революционной ситуацией убийства оправдать нельзя, иначе придется всех палачей оправдывать, – все они претендуют на гениальность и исключительность. Гласность развенчала миф о «самом человечном человеке», в другой раз будем осторожнее в своих выдумках.  И от покупки памятника, кажется мне,  нужно отказаться.
Страна наша буквально наводнена Лениным. От библиотеки имени Ленина мы едем на метро имени Ленина до станции «Стадион имени Ленина». Или: садимся у памятника Ленину, доезжаем до музея Ленина и идем в мавзолей Ленина. И  т. д.  Памятники,  бюсты  деньги, книги, портреты, ордена, значки, пионерские дружины, улицы, города, поселки, колхозы, заводы, фабрики – всё нацелено на прославление Ленина. Дошли до абсурда и остановиться не можем. И вот теперь пожинаем плоды абсурдной политики, беспредельной пропаганды. Мы, учителя, детей учим так: сделал пакость – извинись. Взял чужую вещь – положи на место, покайся.

       28 ноября 1990 года

С. 29.  I съезд Демократической партии России

1 и 2 декабря в Москве, во Дворце культуры МИИТа, проходил I съезд ДПР. 700 делегатов приняли Устав, избрали руководящие органы на 2 года. На тайных и альтернативных выборах председателя подавляющее большинство голосов получил Н.И. Травкин. Программа дорабатывается, через три месяца за нее проголосует II съезд.
Партия организуется на демократических принципах. Минимальный размер членских взносов – 2 рубля в месяц, максимальный – не ограничивается. С зарплаты менее 150 рублей каждый платит, сколько может.
Вот программное положение, которое поддержано всеми делегатами: «Мы решительно выступаем против превращения Перестройки в Смутное время. Цивилизованное человечество  сказало насилию «Нет!». Демократическая партия присоединяет к нему свой голос». Вместе с тем, многие подчеркивали, что монополия КПСС на власть является основным препятствием дальнейшему ходу перемен. Советы бездействуют, потому что связаны по рукам и ногам горкомами, обкомами, крайкомами, идеологией, которая над ними довлеет. Отсюда – топтание на месте одних и экстремизм – других.
ДПР готова сотрудничать со всеми силами, движениями, организациями, которые ориентируются на ненасилие и на непрерывность социального развития. Коммунисты, за перестройку! Чего вы ждете?

Корягин Сергей Осипович, участник съезда, председатель Гагаринской организации Демократической партии России.

       5 декабря 1990 года

С. 30.  Бизнес при социализме

Есть узаконенный труд, и есть труд запретный. И это было испокон веков в любом обществе. Оставим изготовление и продажу алкоголя, наркотиков, порнографии, оружия и пр., примем во внимание всё, так сказать, житейское, человеческое. И вот что выясняется: чем больше запретов, тем сильнее у людей желание их нарушить. Как не запретить человеку пить, есть, любить, защищать свое достоинство, так не остановить его стремления к материальной независимости, благополучию, свободе, частному предпринимательству (реку можно запрудить – вода найдёт другое русло, иначе –  потоп). Но ведь запрещали! Не пущали! Наказывали! Полсотни с лишним лет. А результат?..
У нас всегда было две экономики. Первая (плановая) функционировала под присмотром бюрократии, вторая  (стихийная, несанкционированная) шла около. И пока мало что изменилось. Начнем  с простого факта: колхозник повёз продавать картофель в Москву.  Где взял машину? Поймал попутную на дороге, которая ведёт в столицу. Сначала за услуги он заплатил водителю, потом постовому на дороге, еще – грузчикам на Тишинском рынке, наконец, – администратору за удачное место в павильоне. И всё не по закону.  Некто, чтобы заработать, подбивал обувь, другой плёл  и продавал корзины, третий нанимался отремонтировать квартиру или построить дом, – не имея на это санкции государства. Те граждане при социализме, что не хотели жить на нищенскую зарплату, по необходимости втягивались в запретную деятельность, выходили за рамки закона.  Сантехник поставил новый кран (он где-то его «достал»), – есть «калым». Продавец получил взятку за дефицитный товар. Врача за специальный уход «отблагодарил» пациент, работника милиции за прписку в Москве – «хороший человек». Сколько существует на Руси социализм – столько же блат и дефицит. А рядом – спекуляция, взятка, подкуп. Писали в газетах, что в иных регионах должности, дипломы и даже кандидатские степени продаются, как простой товар.
Человек рождается предпринимателем, а его пытаются оскопить. Он не поддаётся – его насилуют. Наконец достигают цели, превращают в социального урода. Приходит новое поколение, и его оскопляют. И так было 70 с лишним лет. Планировали создать гордого гражданина, некоего «нового человека», а получили, с одной стороны, существо на полусогнутых, постоянно готовое кланяться, жаловаться, просить, доносить, а с другой стороны, существо, готовое хитрить, подличать, воровать.
Сами правители коммунистического государства, включившие в сферу бизнеса власть, жили, не ведая материальных проблем. У них к должности обязательно прикладывались привилегии.  В виде права пользоваться спецбольницами, спецсанаториями, спецдачами,  спецраспределителями, спецстоловыми (для гарантии партийная власть выдавала даже некий документ), в виде возможности купить товар на базе, на складе и т.д. Выдавали им и приплату (премии за усердие) в конвертах. По поводу приплаты в конвертах издавались даже специальные указы с грифами: «не для печати», «для служебного пользования», «секретно», «не подлежит опубликованию». Пример – Постановление ЦК КПСС («не для печати») от 18.08.77 г. «О порядке премирования освобожденных партийных, профсоюзных, комсомольских работников». Выплачивали из средств предприятий, совхозов, колхозов – до шести месячных окладов («Известия» от 16 декабря 1990 года, статья Ю. Феофанова). Дорого стоила высокая должность с привилегиями, поэтому она давалась только людям своего круга, клана, своей идеологии, давалась по принципу: я – тебе, ты – мне. Если кто попал в беду, наверху была защита. Секретарь Брежнева Бровин не раз выручал проворовавшихся дельцов, получая за это большой куш. Так КПСС подкармливала свои кадры, оплачивала их усердие и преданность, стимулируя развитие коррупции.
Печально, но факт: послушные наёмные работники не возродят нашу экономику, потому что у них нет инициативы. Они не хотят и не умеют работать творчески, с огоньком, самоотверженно. Они не хотят рисковать и в любых условиях живут и работают только под началом. Жестокий опыт истории доказал, что организовать эффективное производство могут только настоящие хозяева, то есть частные собственники. Не случайно М.  Тэтчер столь энергично приватизировала разбухший за годы правления лейбористов государственный сектор экономики. В этом же духе проводились и экономические реформы Рейгана. Государственные чиновники, толкачи, контролеры, идеологи, пропагандисты, агитаторы, инквизиторы – для экономики нули, если в ней нет настоящего хозяина.
Пожалуй, спасти нас может только молодежь, которую власть не успела «воспитать». Верховный Совет России принял Закон о предпринимательстве. Может быть, этот Закон поможет нам отобрать и научить настоящих бизнесменов? Хотелось бы верить.

       31 декабря 1990 года