Где эта улица, где этот дом...

Ольга Гелашвили
Год Дракона это мой год, год 1952. Мне хочется рассказать вам о моём доме в Москве в тот период времени, это дом 1/2 по улице Правда, улице, на которой находились тогда все печатные политические издания Советского Союза, ну кроме Известия, которая издавалась, на площади Пушкина. "Правда" - главная газета того времени. Нет, я не буду говорить о газетах, да я о них ничего и не знаю, я буду говорить об этой улице, о том, что с ней связано было, о месте её нахождения Москве, о моём загадочном доме. Да, таких мест в Москве было предостаточно, каждый Сталинский дом облачён ТАЙНОЙ, но на примере моего дома вы поймёте, что тогда делалось по всей Москве?! Какую роль мой дом сыграл в моей жизни, надо всё вспомнить! 20 лет, свои первые годы жизни, вплоть до замужества я жила в этом доме, наблюдая, как изменялась Москва, люди за этот отрезок времени...

История дома началась с 1937 года, когда муж моей тети, какой то высший чин имел, получил 4 комнатную квартиру практически на одного человека. Улица Правды начинала свой отсчёт от Ленинградского проспекта между 20-ми домами. Если едешь от Белорусского вокзала, то дома справа - в стиле конструктивизма, были выделены высшей элите – это и номенклатурные работники высшего ранга, и творческая интеллигенция – известные писатели, поэты, музыканты. Так, например, в доме 28 жил Самуил Маршак. Мой же дом сразу за домом 28, в глубинке, дом более скромный, 6-ти этажный, только 2 подъезда имеют лифт, остальные подъезды были обеспечены лифтами спустя годы. Может, вы знаете, такие смешные пристроенные к подъезду лифты на улице. В таких более скромных домах квартиры выдавали «рабочим лошадкам» НКВД и др. ведомств. Хочу отметить, что простые жители Москвы проживали в то время в деревянных старых домах, либо в бараках.

   Тетя Нина потихоньку «перетащила» из Уфы всю семью, в том числе и мою маму, все были прописаны в этой квартире. Дед Тимофей  получил работу в НКВД, он шил шинели для высших чинов. Уникальный был портной, он даже не снимал мерки с клиента, просто увидев его, сразу на глазок определял размеры. Забегая вперед, скажу, что со временем все родственники переехали в другие места в Москве. Но, годы спустя, был арестован муж тети Нины, дедушку Тимофея, бабушку Ольгу, тетю Нину, а она работала в МИДе, и недавно вернулась из Германии, в разные времена сбили машины, думаю, это было дело рук самих же НКВД. В то время практиковалось не арестовывать, а давить автомобилями. Началось с Михоэлса, его сбил грузовик при очень странных обстоятельствах. Оговорюсь, я говорила, что практически один въехал в квартиру, но в одну из комнат был подселён сосед. Он подслушивал разговоры семьи, доносил "куда надо", и таким образом погубил моих родственников.

Родилась я уже после всех этих событий, и бабушку и дедушку не знала, они погибли в 47, 48 году. Тетю Нину машина сбила позже, уже после смерти Сталина. Она могла что-то знать, и была неугодна уже более поздним номенклатурщикам. Тётя Нина, как, впрочем и другие тети мои, училась в гимназии в Уфе, знала языки. Она была столь интеллигентна, изыскана в манерах. Думаю, это от бабушки Ольги, которая была из дворянской семьи Белобородовых из Елабуги. Будучи маленькой девочкой, а мне было 3 года, когда погибла тётя Нина, я запомнила её, и только тёплые воспоминания вызывает у меня этот образ по сей день.
 Помню, как они с мамой пили чай, и обязательно вприкуску с колотым сахаром, который они специальными щипчиками откусывали от огромного куска, отправляли в рот, и запивали горячим чаем, с завидным звуком удовольствия от чаепития.

Когда же мамы не было дома, а она работала  иногда в вечернее время, моя тётя Ниночка укладывала меня спать, но когда мне не спалось, она брала меня к себе на закорки и, вот так верхом на тете Нине, я добиралась до её комнаты, и вот я уже сплю у неё  в постели. Но вот, не спится мне! Моя добрейшая тетя Нина на своё колено одевает одеяло, как бы платочек на голове, рисует на коленочке глазки, носик и ротик,и получается куколка. Я же, проделываю всё это со своим коленом, и  у нас получалось две  временные куклы из наших коленочек. Они разговаривают и старшая куколка, то бишь тёти Нинина нога, рассказывает мне сказки.  Да, да три года, может с небольшим, мне было, когда не стало тети Нины, но я по сей день помню все наши забавы, к которым тётя Нина пристрастила меня, дабы не дать скучать  мне по маме  в ее отсутствие. И пока я жива, образ любимейшей тети Нины будет сохранён у меня в памяти.

Большинство Элитных домов четной линии начала Ленинградского проспекта до Гостиницы «Советской», имели форму БУКВЫ П. Мой же дом это и форма буквы П, но ещё и снизу буквы дополнительные пристройки. 12 подъездов, некоторые из которого очень загадочны. Я, как подросток-сорванец изучила свой дом вдоль и поперёк. Подвальные помещения преобладали в странных подъездах. Зайдя в 4 подъезд, иду в подвал, там принимают заявки сантехники в специальный журнал от населения отметкой в журнале. Но вот вижу странную толстую дверь, которая не открывается просто ключом, а отвинчивается огромный винт. Это - БОМБОУБЕЖИЩЕ!!! Я побывала в нём волей случая, там было очень узко и пыльно, темно, так как лампочка тусклая. Сейчас, это бомбоубежище уже история, но во время войны, думаю, не одну жизнь спасло оно.

Не только жители нашего дома прятались там, но и окружающих наш дом деревянных домов, которые жили в то время своим хозяйством. Думаю, что уже в 1937 году страна готовилась к войне, если дома были построены с бомбоубежищами. Я жила в 6 подъезде, на 5 этаже. Рядом с моим окном была огромная воронка в форме квадрата, это и была вентиляционная шахта, несущая кислород в Бомбоубежище.  Могу и ошибаться. Столько непознанного в этом доме, хотя я пыталась везде побывать. Но часть подвалов были заперты. Вот, странный подвал. В нём сейчас поселили дворников-татар, они живут семьями. Вот подвальное помещение, и там просто две комнаты. В моё время техник-смотритель здесь работает. А вот совсем витиеватый подвал , выступающий отдельно от дома, в нём много комнат и даже есть зал. В моё время здесь сделали КЛУБ и Совет Ветеранов.

 Очень спасало меня то, что почти каждый подъезд имеет второй выход. Дома на Ленинградке, похвалиться этим не могут. Я, убегая от недоброжелателей, вбегала в один подъезд, быстро выбегала из него на главном дворе, после чего молниеносно попадала в свой подъезд, преследователь не понимал, куда же я исчезала. Да, в жизни моей случались и такие случаи. Мой дом располагался очень удобно. К нему можно было подойти и со стороны Гостиницы Советской, с улицы Марины Расковой, и с Ленинградского проспекта в арку дома 28, и с маленького проулка от улицы Правды, это были деревянные дома со своими участками – огородами и фруктовым садом. Я рвала в одном дворе сливы белые. Они были уже готовы, но люди не знали этого, думали, что слива не созрела. А я то, знала, по моим ГРУЗИНСКИМ наблюдениям, что это - сорт такой. И мне доставалась львиная доля этого урожая с дерева, ветви которого свешивались через забор.

Квартира наша была оборудована по последнему слову уюта. В то время многим даже и не снилась горячая вода, правда с газовой горелкой, ванная комната, туалет, телефон,хотя и с коммутатором. Многие мои подруги, мне было даже неловко, жили в бараках, комнатки 4-6 метров кв. Да еще и по 5 человек в одной этой комнатушке. Условия, непригодные для проживания ЧЕЛОВЕКА.

 Потом, в скором порядке перед Международным фестивалем, состоявшимся в 1957 году, люди начали переезжать в дома простой постройки 5-этажные, их в народе называли ХРУЩЁВКИ.

 Хочу рассказать про мой любимый проспект. Ленинградский проспект, бывший Питерский проспект - Если знаете, была такая песня " Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской.... Проспект имел широкую центральную дорогу и две узкие, вдоль домов. Всё разделено бульварами со скамейками.

 
Во времена больших праздников центральная дорога Ленинградского проспекта  перекрывалась от машин, люди выходили на середину и веселились.
 Здесь ставили деревянные сцены, проходил концерт. Играла музыка, люди танцевали. Продавались сувениры, флажки, надувались разноцветные ШАРИКИ, баловали нас и всякими лакомствами. Мороженое, «Петушки на палочках» радовали нас. Мне было 5 лет, когда проходил Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году.  К этому событию был выпущен значок - цветочек с разноцветными лепестками. И я получила такой значок. Он гордо носился мною на моём платьице долго, но к сожалению, так и не сохранился!  Так вот я помню, как мы танцевали на Ленинградке, было много молодёжи, особенно запомнила, что они были в традиционных народных одеждах. Многие, были чернокожие.
 
В предпраздничные дни  в 6 утра, вдруг слышался рёв машин и грохот танков. Мы понимали, ТЕХНИКА едет на репетицию парада, на Красную площадь. Обратно проходило то же, но часов в 11 вечера, это после репетиции парада.
В праздники повторялось всё то же самое , но возвращались они днём, под аплодисменты и радостные крики УРА взрослых и детей, которые бросали цветы военным. Местные кустари (сейчас бы сказали предприниматели) торговали поделками, цветами, которые они всей семьёй мастерили в течение года. Так как, только 7 ноября и 1 мая (парад в то время был по этим дням, 9 мая не был, потом его перенесли на 9 мая) можно было всем этим торговать. Милиция не гоняла. Торговали даже Цыганки «петушками на палочке» , за которыми выстраивалась длинная очередь!

 Я сейчас уже говорю об улице Горького, теперь, да и раньше - Тверской. Я с племянником в эти дни шла по ней в сторону Пушкинской площади (бывшей Страстной площади). Когда-то там стоял Страстной монастырь!? По этой улице транспорт также не ходил, были народные гуляния, которые продолжались и в вечернее время. Мы доходили до площади Пушкина, дальше не пускали. Традицией стало посещение Музея Революции в эти праздничные дни. Вход был бесплатным.

В 19 веке это был АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ, частым посетителем которого был Александр Пушкин, он как то, задолжал деньги за карточную игру, и фамилия его была вывешена на ДОСКУ ПОЗОРА, как должника. В моё время демонстрировалась экспозиция революционная, военная, хранились также трофейные флаги противника, если помните кадры, их бросали к Мавзолею Ленина на параде, посвященному Победе в войне над фашизмом в июне месяце 1945 года. Также хранились ПОДАРКИ СТАЛИНУ, сделанные иностранными гостями. Осталось ли там всё это?
 
   Подхожу к главному моменту праздничного дня 1 мая в один из годов (думаю 1960-65). Вместо того, чтобы всем бежать на праздничный концерт посередине Ленинградского проспекта, все бросились совершенно в противоположную сторону - к улице Башиловке, там ГОРЕЛА ПСАРНЯ ПЕТРА ПЕРВОГО.

Хочу описать мой район, места связанные с Псарней.
Метро и Стадион Динамо находится за ул.Башиловка.., в сторону Санкт-Петербурга. Во времена Петра Первого весь Парк вокруг стадиона Динамо, был Петровским парком . До сих пор это название закрепилось за ним. Это был дальний загород, и горожане приезжали сюда отдыхать. Затем они шли обедать в ресторацию Яр, расположенный в загородном доме генерала А. Башилова, который приобрёл участок рядом с Петровским парком одним из первых, отсюда и название улицы Башиловка (ныне Марины Расковой) и еще много Дворянских усадеб протянулось вдоль границы с Петровским парком. Кстати, за домом 4 по ул. М.Расковой сохранилось такое старинное здание.
 
А Француз Яр арендовал этот загородный дом для ресторации. Сначала ресторан не пользовался успехом. Но, когда там стал выступать цыганский хор Ильи Соколова, ресторан стал пользоваться огромным успехом. Сохранились стихи – СОКОЛОВСКИЙ ХОР У ЯРА, БЫЛ УЖАСНО ЗНАМЕНИТ , СОКОЛОВСКАЯ ГИТАРА, ДО СИХ ПОР В ДУШЕ ЗВЕНИТ. Так вот, этот самый Яр и есть Гостиница Советская, но уже перестроенная к нашему времени. И Сейчас, продолжая Цыганские традиции в Концертном зале гостиницы Советской располагается цыганский театр Ромэн под управлением Николая Сличенко.

Если судить по границе Петровского парка, то напрашивается вопрос, Новая Башиловка (сейчас это 3-е транспортное кольцо) было окончанием Петровского парка, на задворках которого и стояла Псарня Петра Первого?

Я с мамой посещала это здание, да, внутри оно было в плачевном состоянии, это были какие-то склады, но снаружи прекрасно выдержано. Никто не сможет описать его спустя годы, а я могу, оно мне очень нравилось. Это было сооружение, похожее на Мини Кремль с башенками на разной высоте, из кирпича грязно бордового цвета. Но это была классика!! Я сейчас понимаю, что это сооружение было историческим, и просто убрать его было нельзя. Думаю, что уже просто вставал вопрос о ДОРОГЕ на этом месте. Образовывали улицу Новая Башиловка, соединив подземным туннелем с Беговой улицей. И ОНИ просто подожгли его!! Как же жалко! Вот так они расправляются с историей! Сейчас, может быть, его просто подвинули бы на стадион Динамо, то есть в Петровский парк. Как бы она смотрелась эта прекрасная ПСАРНЯ ПЕТРА ПЕРВОГО!