Я сам

Михаил Кудрявцев
В 1960 году я решил, что хватит быть матросом, и стал рулить сам.  Пять лет я ходил матросом в команде Чернаенко и многому научился у него.

Надо сказать, что уйдя из  его экипажа, я перестал ездить с ним на разные соревнования, такие как «Балтийская регата», первенство «Водника», Первенство СССР. Вся моя гоночная деятельность проходила в Москве на водохранилищах.
Ожидать сразу результатов было сложно, но в первый год на первенстве Москвы я занял 5 место в классе «Дракон», а на следующий год поставил себе задачу занять третье место. Я трезво оценивал свои шансы. Чернаенко будет первым, Костровской из «Буревестника» второй, а за третье место можно побороться. Хотя желающих было хоть отбавляй. Тем не менее, задачу я выполнил.

Теперь я уже не отсиживался во время старта, а лез в самое выгодное место на стартовой линии. Теперь нацеленность на победу кипела во мне задолго до старта. Нервной энергии потрачено было не мерено. Ну, как, например, не досадовать, когда: иду первым, огибаю знак, начинается лавировка, добираем грот по фалу , и … отрывается фаловая дощечка грота. И  конкуренты мимо нас, как говорится, с песнями…

В то время у меня была потребность воспитать в себе способность быстро принимать решение. Не раздумывать долго, не топтаться на месте, не колебаться, купить ли мне эти ботинки, или поискать еще. Раз положил глаз на них надо брать! В гонках такое качество тоже очень пригодилось.

Замечу в скобках, что и женился я тогда так же стремительно – сделал предложение будущей жене на восьмой день знакомства. И пока 47 лет живем. Но это в скобках.

В этом же 1961 году Игорь Чернаенко, мой бывший капитан, по каким – то причинам, связанным с работой, не смог поехать в Ленинград, чтобы участвовать в Первенстве Центрального Совета общества «Водник». Игорь был, безусловно, сильнейшим гонщиком в обществе и всегда занимал на этих соревнования первые места. А после этого представлял «Водник» на Первенстве Союза.
Вместо него послали меня, но на его яхте.

Конечно, я не очень надеялся на хороший результат. Особенно потому, что в Москве на водохранилище, где нет волны, рулить – это одно,  а на море надо отрабатывать каждую волну. Нужен определенный навык.

В Ленинград в том 61 году приехало из разных городов много гонщиков. В одном только классе «Дракон» соревновались 21 экипаж. Были из Одессы, Владивостока, Архангельска.  Одни только Питерцы выставили  8 лодок. А от Москвы был единственный наш экипаж.

В первой гонке  я неудачно стартовал,  и  мы оказались где-то в середине. Но к нашему счастью судьи зафиксировали массовый фальстарт,  и вернули всех, чтобы снова стартовать.
За эти несколько минут, пока не дали отмашки с судейского судна, я понял, что лодка идет хорошо, что с волной проблем нет, и появилась уверенность.

Следующий старт взяли хорошо, оказались в выгодной позиции, и ходом пошли. Другие яхты уже не мешали. Мы их оставили позади. Финишировали первыми с хорошим отрывом. И теперь уже появился стимул бороться за хороший результат по сумме 5 гонок.

Тут я подхожу к тому, чтобы ввести в свое повествование еще одну персону. В ленинградском «Воднике» была девушка по имени Валя. С ней я познакомился еще в 58 году в Одессе. Скажем так, она сама  «вышла на меня». После того, как мы (с Чернаенко) выиграли Первенство СССР, в брошюре, изданной «Водником» была помещена наша фотография, где наш экипаж стоит в чемпионских свитерах с гербами СССР на груди. И у меня там такая  блаженно-счастливая улыбка! Вот Валентина и «запала» на эту улыбку. А в Одессе, тоже на Первенстве «Водника» представился случай встретиться.

С 58 по 61 год мы несколько раз встречались. Я зимой ездил на практику в Ленинград, она как-то приезжала в Москву, потом снова были соревнования в Ленинграде и в Одессе. Но все эти встречи были, как бы это сказать… «на пионерском расстоянии». Ее нельзя было назвать красивой, но был у нее какой-то шарм. В каждом ее движении, в походке было изящество. Как она сама говорила: «Я женщина до мозга костей». А в поведении ее была какая-то необузданность, непредсказуемость и смелость. Например, бросила институт, в котором училась два года, уехала в Одессу из Питера и прожила у подруги там два года (это еще раньше). Я же по ее понятиям, был «очень правильным» и не готов был к авантюрам.  Поэтому с 59 по 61 год мы и не общались- случая не было.

Но вот я снова в Ленинграде. И теперь я  уже в новом качестве – рулевой, да к тому же подающий надежды на хороший результат. И сам я стал чуть-чуть другим. А когда ее увидел, снова охватило волнение. Короче, как в романсе «Я встретил вас, и все былое…»

Поселили нас всех, прибывших на гонки, прямо в яхт-клубе. Был у «Водника» яхт-клуб – старинное деревянное огромное здание, двухэтажное, с башенкой.  Внутри был даже зрительный зал со сценой. В этом зале вполне можно было расстелить большой парус, что мы и делали, когда хотели что-то перешить, чтобы изменить его форму.  В то время мы думали, что понимаем толк в аэродинамике паруса, и постоянно что-то шили. Для этих целей возили с собой швейную машинку «Тула», которая шила зигзагом.

Валя тоже участвовала в соревнованиях, но гонки проводились отдельно среди мужчин и женщин, и конкурентом она мне не была.
После второй гонки, где я оказался третьим, но по сумме очков продолжал лидировать, ленинградцы всполошились: « Как это? У них 8 драконов, а тут какой-то москвич, от Москвы всего один дракон, да и моря-то в Москве нет, а он вдруг выигрывает  «на нашей воде, где мы, местные знаем все течения!». И решили применить командную тактику.

Утро третьего дня гонок было безветренным.  В слабый ветер гоняться очень сложно. Мы вымыли днище яхты щетками, чтобы убрать тормозящую слизь, и собрались уже отходить в море.
Вдруг на пирс прибежала Валя.  Оглянулась по сторонам, не видит ли ее кто-нибудь, и нырнула к нам в лодку.
- Сейчас собиралась наша команда, - сообщила она, -  и решили, что Витька Грушин  (а он тоже гонялся на драконе, но ходил где-то в аутсайдерах) должен придержать тебя на старте.  Ему-то терять нечего,  а тебе навредит.- И убежала.

Пришли на старт. Ходим в районе стартовой линии, ждем стартового сигнала. Смотрю, яхта Грушина все время рядом. Куда мы, туда и он. Но ведь «кто владеет информацией, тот владеет миром». Держу ухо востро. И перед самым стартом удалось с ним разлучиться. Помешать он не сумел. Старт взяли не плохо. Идем. Он, Грушин под ветром. Надо сказать, что всех ленинградских ребят я знал уже несколько лет, и были с ними хорошие дружеские отношения. Я все-таки не утерпел, и прокричал ему:
- Витя, привет! Как настроение? Ты яхту-то перед гонкой помыл? А то ветер больно слабый! -  В ответ он что-то пробурчал. И на этом мы расстались.

В этой гонке я тоже был первым. Что еще больше упрочило мои позиции. Короче, после четырех гонок по сумме у меня было столько очков, что в пятую, последнюю гонку можно было и не ходить – первое место было уже обеспечено. Но пошли. Нужно было еще привозить очки для командного зачета. Решили гоняться осторожно, не нарушая правила, так как любая дисквалификация могла навредить. К тому же был сильный ветер, и лезть в толпу не хотелось. Пришли шестыми.

Уже после гонок ленинградцы мне признались:
- Если бы мы не увлеклись борьбой между собой, распилили бы твою лодку пополам! – так они были раздосадованы своей неудачей.
После завершения гонок в яхт-клубе началась пьянка. Сначала пили все вместе. Я снарядил Шпннделя (так прозвали чумазого мальчонку типа Гаврош при ленинградском яхт-клубе) за водкой. Он принес две бутылки и тихонько поставил в уголок, накрыв телогрейкой. Но водки хватило, и про эти бутылки забыли. Немного посидев, пошли спать в свою комнату.

Вдруг врывается кто-то с криком «Наших бьют!». Вскочили, побежали. Больше всех старался наш Волохон – он гонялся на «звезднике». Весил 130 кг. И он стал «раздавать» направо и налево. Но все как-то успокоилось.

Утром следующего дня смущенные ленинградцы вышли на солнышко с синяками и ссадинами. Никакой злобы у них не было. Скорее наоборот, испытывали неловкость за свое неспортивное поведение. И в знак дружбы подарили мне фотографию яхт-клуба с дарственной надписью на обороте. До сих пор фотография эта навевает мне ностальгические воспоминания.

А где-то в  64 году  яхт-клуб сгорел!
Из Ленинграда я поехал в Таллинн, где  начиналось Первенство СССР, и я, как победитель, представлял «Водник» на всесоюзном первенстве. Но это уже другая история.
25.11.09