На конференции

Анатолий Игнатьев
               Выступление на конференции в Касимове
по вопросам межнациональных отношений в России.


Разрешите поздравить всех, собравшихся в этом зале, с праздником 855-летия  рождения города и 555- летия образования на российской земле Касимовского ханства.    
Вопрос совместной жизни разных народов в единой стране всегда был непрост, а в наше время он ещё более усложнился. Однако решать его совершенно необходимо, иначе может случиться так, что в один далеко не прекрасный день на карте мира не окажется и самой страны. Наглядным примером тому служит величайшее, что бы там кто ни говорил, государство под названием Советский Союз. Конечно, далеко не идеальный, но это был действительно союз народов во главе с русским народом.
В советское время я жил в Москве возле Даниловского рынка. Наш двор был интернационален. В нём жили и русские, и евреи, и татары, и даже переселенцы из Испании, а с Кавказа часто приезжали южане торговать фруктами и останавливались на постой у местных жителей. И я не помню случая, чтобы кто-то как-нибудь оcкорбил человека именно за то, что он иной национальности. Собственно говоря, никому и в голову не приходило разглядывать, кто перед ним – русский, еврей или татарин, или ещё кто-то. Все были люди, и все были равны, а о национальности никто и не думал, хотя во всех паспортах эта графа была.
Житейские ссоры, конечно, случались. Вспоминаю, как дядя Виталик иногда бранился со своим соседом Ринатом, а потом покупал пол-литра водки и шел мириться. И они, спрятавшись от своих жён, сидели на лавке между сараями и о чём-то говорили. А выходили уже в обнимку. Мы же, будучи пацанами, часто ходили к Санчику, так звали его родители, и пробовали еврейскую мацу, а через неделю и он  с удовольствием ел русский кулич и пасху. Старенькая, иудейской веры, бабушка  ругалась на него, но на это никто не обращал внимания.
В то время как раз начиналась эра телевидения, и родители Санчика первыми во дворе купили телевизор. Естественно весь двор собирался к ним на посиделки, особенно, когда транслировался футбол. Иногда в небольшую комнату набивалось столько народа, что сидели и на полу, и везде, где только можно было пристроиться. Здесь не могу с горечью не вспомнить, что мой друг Санчик, Александр Зарецкий, погиб в армии при выполнении служебного задания. Кстати, в то время служба в армии считалась почетной, а на забракованных по состоянию здоровья все смотрели с жалостью - больной, что ж поделаешь…
К чему я всё это вспоминаю? А к тому, что, несмотря на всякие негативные стороны той власти, надобно честно признать, что вражды между народами в СССР не было. Тогда мало кто знал весьма модное нынче, но сорное для русского языка, словечко – «толерантность», по-русски означающее – терпимость, то-есть терпимость к другим людям, их религии, культуре и так далее. Так вот, в нашей стране никогда не было этой самой толерантности, потому что была  дружба между народами и уважение друг к другу. Вспомните, как всем миром строили автострады и заводы в аграрной Прибалтике, как заново возводили город Ташкент после  разрушительного землетрясения, как  осваивали целину, прокладывали Бам… И много-много ещё чего сделано было в то время. И везде:  на всех стройках, в цехах заводов, во всех научных лабораториях бок о бок работали люди всех национальностей нашей великой страны.
Но началась так называемая перестройка. А по сути не перестройка, а тихая реставрация капитализма. Икону коммунизма убрали, а вместо неё из чулана вынесли истукан золотого тельца, и многие дружно встали на колени перед ним. Тут и случился Карабах – предвестник развала страны.
Мне довелось быть на одном из  московских митингов по поводу событий в Нагорном Карабахе. Народу собралось много. Милиция, во избежание каких либо эксцессов, разделила армян и азербайджанцев металлическими перегородками, однако люди стояли рядом друг с другом, вплотную. Я подошел к одной из перегородок. Азербайджанец и армянин по-русски мирно беседовали между собой. Из разговора сделалось понятно – оба пастухи.
- Ребята, а вы-то из-за чего деретесь? – спросил я у них.
- Нам не из-за чего драться, - ответил мне азербайджанец. – Но нас стравливают…Стреляют с одной стороны, стреляют с другой стороны,-убивают, а потом вступают в силу обычаи Кавказа и начинается кровная месть, а за ней и война…
- А мы – люди простые, - вздохнув, добавил армянин.- Нам драться не из-за чего…
И азербайджанец согласился с ним.
Не буду вспоминать все дальнейшие события в нашей стране, они хорошо известны: великую державу лет пятнадцать трясло как в лихорадке, да и сейчас еще пока нет никакой гарантии полного выздоровления. А вот слова, сказанные тогда на митинге, мне запомнились. «Мы – люди простые, и нам драться не из-за чего». В этих словах вся суть проблемы. Обычный пастух с Кавказа сказал то, о чём не любят говорить многие маститые политики и политологи, а именно: большинство межнациональных неустроений в нашей стране случаются не по воле народов, не абы просто так, а сознательно и целенаправленно инициируются врагами России, как внешними так и внутренними.
Правда, в последнее время наши властные структуры наконец-то начали озадачиваться этими вопросами. И дай-то Бог!
А вот то, что эта международная конференция проходит именно в Касимове, весьма примечательно. Касимов – город особенный. Волей истории здесь впервые на Руси стали вместе жить сначала мещера и русичи, а затем к ним присоединились и татары. Повторять эту известную историю нужды нет. Скажу только, что за всё время совместной жизни татар и русских, мусульман и православных никаких столкновений между ними не было. Ни на расовой, ни на религиозной почве. Нет их и сегодня. Оба народа всегда уважали самобытность друг друга, и это делает великую честь им обоим. По сути Касимов – это эталон межнациональных отношений, по которому должна была бы жить вся Россия.
Эго любого народа не может превалировать над другими народами. Всякий народ, как башня или башенка, в зависимости от величины, стоит на фундаменте общности языка, религии и культуры, и чем крепче и основательнее этот фундамент, тем величественнее и само здание. Но каждый народ, большой или маленький, состоит из отдельных человечков, в крови которых течет память о тысячелетиях своей предыдущей истории, древность которой равноодинакова для всех людей, ибо одинаково временное зачатие единым пращуром всех нас, живущих на планете.
 Известно, что близкородственные, внутриплеменные браки приводят к вырождению.  Пушкин, Куприн, Аксаков, Тимирязев, Лермонтов, Булгаков, Карамзин, Бунин, Бердяев и так далее, и далее – всех выдающихся людей России, в жилах которых текла кровь двух, а то и трех, и более народов, просто не перечесть.  И эти люди делали  нашу историю и создавали нашу  культуру. И потому кровосмешение между нациями– это благо, а вот любое действие, ведущее к насильственному уничтожению какого либо, даже самого малого народа с его культурой и обычаями, есть страшное преступление, ибо от тела человечества, как от живого, отрывается кусок плоти, который потом воссоздать уже будет невозможно. А это калечит всю земную цивилизацию, в конечном счете сокращая время её существования.
Я думаю, что нынешняя конференция должна послужить одним из стимулов к большему пониманию всех этих проблем. Кому, как не библиотекам и людям, так или иначе причастным к литературе и творчеству, высвечивать эти вопросы? К сожалению ответ прост и очевиден – больше некому.

                Анатолий Игнатьев.