Гейм-клон или пионер

Игорь Братченко
(текст был опубликован в еженедельниках "Тумба" (примерно 2005 год) и "Актау-бизнес" (примерно 2006 год)город Актау, Казахстан.

«Совершенные средства при неясных целях – характерный признак нашего времени»
А.Эйнштейн.

    Индивидуум - это абстракция, идеальное представление об изолированном человеке, которое сложилось при возникновении современного общества. Человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми и под их влиянием. Ребенок, воспитанный дикими животными (такие случаи известны и изучены), не становится красавцем Маугли. Он  не человек и выжить не может. Не становится полноценным человеком даже ребенок, изолированный матерью от других людей. И такие случаи нам тоже известны и, думаю, нет смысла их рассматривать.
    «Пока родители не займутся воспитанием своих детей…» - читаю в одном из еженедельников слова человека при погонах. А кто это – родители?! Не все ли мы?! Правомерно ли прикидываться «не родителем» и, тем самым, перекладывать ответственность за существующие проблемы на иллюзорных родителей?! На них… Где то там… среднестатистических… Но много ли могут сделать родители для своих детей при существующих реалиях?! Без помощи общества и государства мы так и будем топтаться на одном и том же месте, всякий раз наступая на те же грабли. Человек - существо социальное и общественное (стадное). И как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Программа поведения, заложенная в нас биологически, недостаточна для того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры. И эта программа - коллективное произведение. И, значит, наше поведение всегда находится под воздействием других людей.
    Знания можно приобрести, умение выработать… но понятия  это та база, на которую ложится вся субкультура человека. Мы и на маленькой фотографии сразу узнаем людей и даже представляем их образ.  А дикарь в джунглях, когда ему показывают фотографию даже знакомых предметов и людей, смотрит на нее совершенно равнодушно и ничего не видит - он не обучен воспринимать эти образы.
    Но и в рамках одной большой культуры истолкование слов и поступков людей иного круга, иного сословия (другой субкультуры) - непростая задача. Чехов в одном из рассказов описывает семью молодых восторженных интеллигентов, решивших жить и работать в деревне, на благо народа. Но крестьяне их стали сильно огорчать - то сад обчистят, то что-то украдут со двора. И молодая жена, встретив как-то старика-крестьянина, сказала ему в сердцах: «Мы вас раньше любили, а теперь будем презирать». Старик в волнении прибежал к своей старухе: «Слышишь, молодая-то барыня говорит: мы вас призирать будем! Оно бы не плохо на старости лет.  Дай ей Бог здоровья, такая добрая барыня».
Крестьянина и интеллигента, солдата и продавца картошки на базаре можно обучить высшей математике, астрономии или химии… Но они так же не будут понимать друг друга, как недопонимают и сейчас. Каждый из них воспитан «своей» средой, иной субкультурой. И для каждого из них слово «стол» будет восприниматься по разному – для одного это сколоченный из досок стол, где ни будь в сторожке, для другого стол сервированный серебром… И непонимание, закрадывающееся на этом элементарном уровне, дальше будет множится катастрофически. И только общие, привитые, этико-эстетические понятия и нормы сблизят столь разные среды.
    Первыми экспериментаторами современности, прививавшими единые понятия, бесспорно, были коммунисты (ЛЕНИНЦЫ) – октябрята, пионеры, комсомольцы…  Взрослых не переделать, но детей можно воспитать как людей одних понятий и одного круга! Такое привитое воспитание въедается на рефлекторном  уровне.

    Забавно, но почему-то считается, что для поддержания порядка в государстве и обществе, необходимо приумножать состав блюстителей порядка, но возле каждого нарушителя общественного порядка не поставишь по полицейскому. Куда проще сформулировать цель и задачу для подрастающих поколений. Привить единые этико-эстетические нормы, рассчитав воспитательную программу на 3-5 поколений и создав  образовательные центры, где школьники будет проводить столько же времени, сколько и их родители на работе. И тогда улицы будут чисты от разного хлама и плевков под ногами, и тогда дети не будут привязывать к кошачьим хвостам консервные банки и забивать битами, или ногами, бомжей и припозднившихся прохожих. И тогда не будет масштабного конфликта между не чистоплотным, по методам создания денег, бизнесменом и экологом, пекущимся о благе природы, а значит и народа, и страны. Так как они будут говорить на языке единых  этико-эстетических понятий. При всём при этом это ещё и экономия ресурсов… А ресурсы как известно не безграничны и их надлежит блюсти.
   Ничего выдумывать не надо – уже придумано и испытано! Придумано (а точнее сведено воедино, как таблица Менделеева) - Антонио Грамши. Испытано  западом и новой Россией - при использовании рекламы и предвыборных технологий, и прочее и прочее…


   Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 г., заключен в тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. В начале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд «Тюремные тетради». Опубликован он был впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло четырехтомное научно-критическое издание с комментариями. С тех пор переиздания на всех языках, кроме русского, следуют одно за другим, а исследовательская литература, посвященная этому труду, насчитывает тысячи и тысячи книг и статей. На русском языке вышла примерно четверть «Тюремных тетрадей», а с начала 70-х годов, по свидетельству аналитиков, когда на всех парах пошла скрытая подготовка к перестройке, на имя Грамши идеологи КПСС наложили полный запрет. Поводом, и совершенно надуманным, для изъятия Грамши из оборота служили его якобы глубокие расхождения с Лениным. На деле причина, видимо, в том, что учение Грамши было положено в основу всей грандиозной кампании по манипуляции сознанием населения СССР для проведения «революции сверху». Теорией, созданной коммунистом, эффективно воспользовались враги коммунизма и Грамши в этом не виноват!
    Экспериментально доказано: улучшение жизни – то, ради чего существует разум. Смысл жизни – в улучшении самой жизни. Это так просто! Все идеалы и ценности – любовь, красота, самосовершенствование, познание, впечатления, нравственность, альтруизм, образованность, вера, самоотречение – это только средства. Ваши способы улучшить вашу жизнь. Другого смысла у идеалов нет. Нельзя улучшить чью-то жизнь, не улучшив свою. Если счастья не прибавляется – зачем нужны такие идеалы?  Так вот, улучшать нашу жизнь может только то, что мы можем использовать. Поэтому любой детёныш, только появившись на свет, сразу начинает учиться. Он осваивает всё, от чего зависит выживание. Главное - управлять поведением мамы, папы и, по возможности, остальных. Потом – управлять своим телом. Общаться, играть, есть ложкой, наблюдать, читать и считать, играть по правилам, строить отношения, кататься на велосипеде, ловить рыбу, играть на гитаре, шить куртки, писать книги, и прочее, и прочее…

    Гейм-клон или пионер - что лучше? Думаю ответ бесспорен… Где эти добрые, заботливые гайдаровские ребята (не путать с рябятами Егора Гайдара!)? И дрова нарубят и воды принесут…
    Базисный мотив всего живого: ЧТОБЫ УЛУЧШАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, УМЕЙ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ СРЕДОЙ. А какой средой управляют наши дети, будущие вершители судеб?! Геймерской! Виртуальной! Причём во многом очень агрессивной средой, обучающей жестокости и насилию… Я был в ужасе, когда увидел как увлечённо играет мой пятилетний (тогда!) сын в «Vice sity», где, если тебе нужны деньги, то можно «отпинать» прохожих и получить вознаграждение. Вообще же спектр воздействия этой игры широк: от выкидывания водителя из понравившейся тебе машины и «забивания» прохожих ногами и руками до элементарной стрельбы и до, совсем уж кровожадного инструмента, ножа для разделки мяса и… кровь, кровь…
    Нам не нужна ещё цензура? Мы не хотим управлять своей средой? Тогда будьте готовы к расправе, если, конечно, не хотите учиться у истории. Римская империя пала от чего? А Великое Китайское государство? А? От варваров! От дикой и враждебной культуры! А мы её порождаем в себе. Я утрирую?! Да оглянитесь вокруг! Возрождённый «куклусклан» на российской земле, «скинхеды» и просто «отморозки» забивающие людей, потому что им скучно. А не столь давние беспорядки во Франции с поджогами авто? Вы можете представить себе, чтоб люди, считающие себя гражданами государства, вредили таким же гражданам и государству в целом?! Это новая эгоистичная и потому враждебная культура. Новая, потому что это синтез дикости, из которой они пришли, и благ цивилизации, для которых ни чего не надо делать! Во Франции, Англии, США… целые районы паразитируют на государственных пособиях  и гуманитарной деятельности частных лиц. Мы не хотим учиться, мы не хотим работать – мы хотим играть, щелкая по кнопкам джойстика! Помогать нужно, но воспитывать паразита…

     Только немногих беспокоит будущее – большую часть народа беспокоит настоящее, но оно уже есть и, тем самым, неотвратимо. А вот будущее – это развилка дороги: пойдёшь налево..., пойдёшь направо…
     Это мимо меня, и кого-то из вас, возможно, пробегала как-то толпа подростков 13-16 лет с палками и имитациями бит. Инстинкт беспринципного хищника как джин выпущен наружу… Этот джин, конечно, живёт в каждом из нас, но на то и сообщество людей чтоб существовать сообща – по правилам цивилизации, а не по правилам «кучки диких и необузданных субъектов».  И, хоть мне и не хочется обижать геймеров, но именно многочасовые игры с множественными сценами насилия и въедаются в подсознание. Особенно детское!    Представители правоохранительных органов подтвердят, что именно детская преступность, особенно сейчас, поражает своею жестокостью. Потенциал детской энергии высок и если его не направить в правильное русло,  то это - стихия, вода, прорвавшая дамбу и сметающая всё в округе. Конечно, лучше быть предусмотрительным, но если это невозможно, то надо бы, хотя бы, учиться на ошибках прошлых поколений.
    В советские времена не случайно стали заниматься детской беспризорностью – была осознанность значимости входящих в новый мир, а что они могли в него внести кроме разрухи в собственных душах и осознания жизни без правил: каждый сам за себя?! Ведь большая часть беспризорников 20-30 годов и вошла в банды, заполонившие страну к 40 годам. А наши современные дети выросшие или начавшие осознавать себя в конце 80 и начале 90 годов?  Разве не они активно пополняют криминальные сводки?
    Возможно те, что пробегали мимо – вообще не играют в игры. Но тогда в них играют те, кто должен их воспитывать.  Не хочу сказать, что компьютерные игры не нужны, но… кто-то должен смотреть за тем, что поступает на потребительский рынок и чем заняты подрастающие поколения. Представьте, что с полос газет и с экрана телевизора несётся тупая, безграмотная, цинично-хамская речь… Ужасно?! Но на то и есть редактор, который не допустит подобного и тем самым защитит нас. Но кто защищает наших детей пока мы, в трудах своих, зарабатываем на пропитание?! А разве книги, выходящие из скороспело работающих изданий не блещут той же тупостью, безграмотностью и цинично-хамской фразеологией? Причём, что самое страшное, детские тоже. Живы в памяти учебники, написанные для детей совсем недавно…   Их писали «хапуги», которым хоть потоп… лишь бы хапнуть здесь и сейчас!

Живи сегодняшним днём, но думай - о завтрашнем!