Мнение дилетантки

Майсурян Людмила
1)
О неумелости в живописи

Иногда неумелость в живописи даёт неожиданно удивительные результаты (не буду вспоминать «хрестоматийные» примеры неумелых знаменитых художникоя, которых — множество). Это не то, что в стихах.
Здесь, в живописи, какая-то благодатная почва для совершенно случайных находок  безграмотной, в смысле НЕ ОБРАЗОВАННОЙ, НЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ по каким-то законам , но ТАЛАНТЛИВОЙ ИСХОДНО ПАЧКОТНИ, не замученной, не заученной, не засушенной, не затравленной, не задавленной...  Глаз обнаруживает такие свежие неожиданности в сотворённом, видимом, которые воспринимаются-принимаются-понимаются и оцениваются мозгом как нужное и ценное. Наскальная живопись — первое проявление чисто творческих возможностей человека. И появилась она,  свободно, в отличие от творчества по жизненной необходимости ( изготовления орудий труда, охоты, быта...) и, значит, восходит к высшим качествам, присущим только человеку, задуманному всё-таки как  «венец природы»... То, что люди ооочень не оправдали задумку — разговор особый...
Дальнейшие люди исходный дар огранили, довели до совершенства (довели, хотя такое не считается возможным в человеческой природе), потом- заскучали от совершенства и стали отходить ко великому разнообразию — появились всевозможные и всеневозможные стили и направления, ломались «копья», кисти, судьбы, мастихины,
 опрокидывались мольберты, рвались сердца и резались полотна,  с трибун высоких гремели речи, укусы мелкие — картечью... Всё это было, есть и будет. Но это уже — иное «творчество» и не о нём речь.
     Ну вот, просто собиралась, дилетантски же, сравнить разницу смыслов, возможностей и результатов стихийного, не образованного должным образом творчества — художественной живописи и стихосложения, но время и возможность продолжать на сегодня закончилось...
               
2)
О неумелости в стихах

О стихийном стихосложении. Здесь — хуже. Здесь кроме богом данного таланта «говорить складно» нужна эрудиция, умение мыслить аналитически и художественно, богатый словарный запас. Не помешает и определённый жизненный опыт с ничуть не лишними необыкновенными поворотами судьбы своей, судеб увиденных — услышанных,  и — встречи,  множество встреч. Что бы сказать что-то нужно иметь, что сказать и, понятно,  уметь как сказать...
Не помешает также элементарная грамотность,  отсутствием которой грешат многие из сочиняющих.
Единственное спасение и оправдание всякого рода наших стихотворных упражнений,
да простят их нам, необразованным, но графоманам (т.е. людям КАК-ТО пищущим) доки-филологи. Редко, но иногда в навозной куче вдруг да отыщется жемчужное зерно...

     Живописи повезло больше - там природный талант срабатывает полноценно даже без огранки спецзнаниями и навыками. Хотя такое «приложение» к нему не помешает определенно, если не позволить академическому совсем «засушить» природное.
Эти мои рассуждения не претендуют ни на какое приближение к истине.Просто частное мнение намолчавшейся дилетантки.
                27 -28 октября 2009 г.


*) прошу прощения, не нашла более подходящей рубрики