Кодзи Судзуки и его Мир Звонка

Катёна Пандорка
Кто не смотрел фильм "Звонок"? - Единицы. А кто читал саму книгу? Ответ тот же - единицы!
Мир Звонка приобрел вид одного из самых страшных фильмов ужасов, но потерял свой главный смысл, свою философию. Смысл и идея книги были не напугать, а заставить задуматься об окружающем нас мире. Он на самом деле дуалистичен: он логичен и упорядочен, любое вмешательство в рациональный порядок пораждает хаос; но, с другой стороны, мир уже содержит в себе хаос, который проявляется в большей или меньшей мере.
В 3-ей книге Мира Звонка - "Петля", - затрагивается одна из теорий происхождения мира и человечества, в частности. Поначалу идея кажется абсурдной, но потом начинают закрадываться подозрения. Идеи кибернетической картины мира были весьма распространены в XX веке (те же экранизации "Матрицы").
Ирреальность происходящего в "Петле" делает сказкой все предыдущие части "Звонка". Во время прочтения 2-х первых книг мы видим возможность происхождения такого феномена, несмотря на свою фантастичность, потому что этот вариант рассматривается самим автором, автор в это верит.
Но, когда в "Петле" была затронута тема возникновения мира, высказано предположение о его кибернетической природе, раскрыт секрет и смысл всего происходящего в двух предыдущих "Звонках", то из жанра мистики цикл "Звонка" переходит в жанр философии и науки.
Переход настолько плавный и незаметный, что цикл "Звонка" кажется непрерывным и пропитанным многими идеями.

Звонок-1 "Начало" описывает события всем известные из фильма. Книга по смыслу не отличается от экранизации. Кассета являлась вирусом, ее нужно было копировать и распространять - свойство всех вирусов. Но со вторым Звонком - "Спираль" - имеются серьёзные расхождения. В книге проводится расследование о всех смертях, связанных с кассетой, нахождение вируса "Ring" (поскольку вирус под микроскопом выглядел как колечко). "Спираль" насквозь пропитана биологическими терминами и исследованиями, раскрытиями некоторых тайн. Но от этого "Звонок" не теряет своей привлекательности, а наоборот, обрастает все новыми вопросами и непонятками.
В 3-м "Звонке" - "Петле" - показывается новый мир. А мир 2-х предыдущих Звонков теперь предстает кибер-проектом под названием "Петля" - ускоренная в десятки тысяч раз модель яволюции жизни на Земле, и, в том числе, человечества. Только вот проект провалился: в "Петле" человечество стало умирать от неизвестного и неисследованного вируса "Ring", который был похож на рак, а выжившие приобретали вид Садако Ямамуры (в фильме - Самары). Такой процесс начал перекидываться и на реальный мир, только в виде неизлечимого рака, который опутывал все органы человека и в конце концов сживал его со свету. Новый повествователь рассуждает на тему кибернетичности всего мира, наводя читателя на такие же мысли.
Так или иначе, мир Звонка - это не только "ужастик", "страшная сказкка на ночь", но и философия, которая была весьма распространена в Японии в конце 20 века., и не стоит считать Кодзи судзуки мистиком или писателем в жанре ужасов. Японцы никогда не отступают от главной цели своих произведений: донести до читателя философию, не важно в каком виде она будет представать: в серьезной работе или сказке-выдумке, которая, однако, имеет научный подтекст.