Рукавицы

Леонид Новожилов
     Маленький, ершистый ефрейтор Степанчук по прозвищу Бандера (он был родом с Западной Украины) не доставлял мне  раньше особых хлопот.   Став «дедом», Степанчук, как и другие солдаты его призыва, согнул в скобку пряжку ремня, ушил до невозможности брюки, наполовину укоротил козырек фуражки и  выполнил еще кое-какой тюнинг своего обмундирования, свидетельствующий о его новом статусе.   Претерпело понятное изменение и его отношение к службе, хотя, по правде, он и раньше большого служебного рвения не проявлял.  Ну, и ладно бы. Но с некоторых пор я стал замечать в его поведении проявление ко мне, мягко говоря, непочтительности. Конечно, до открытого неповиновения не доходило, но, выслушивая  мои распоряжения, он позволял себе криво ухмыляться  и исполнял мои приказы с демонстративной  неохотой, словно делая мне одолжение.   Казалось, он нарочно добивается  моих раздраженных окриков и брани. Порой мне приходила в голову мысль поговорить с ним откровенно, один на один. Приходила… и снова уходила, ведь   забот и проблем набиралось у меня выше крыши и без этого поперечного ефрейтора.
 
     … Старшина Филимонов зашел в комнату дежурного по части и доложил мне, что рота построена. Я и дежурный стояли у окна и с высоты третьего этажа наблюдали, как на плацу начинающий офицер-двухгодичник  проводит со своим взводом занятия по строевой подготовке. На улице опять мело.  Лейтенант в шапке, завязанной под подбородком, в шинели с поднятым воротником, сидящей на нем мешком, жестоко мерз. Он был похож на немца, плененного под Москвой зимой сорок первого года. Особенно у него, видно, страдали  ноги, и, подавая команды своим продрогшим бойцам, он пританцовывал на месте и стучал сапогом о сапог. При этом он  то и дело поглядывал на часы и косился на крыльцо расположенного неподалеку штаба батальона, и нам понятно было, что лейтеха уже давно бы отправил солдат в казарму и сам нашел бы себе в расположении части теплый уголок, да боится начальства.

     А моей роте сегодня предстояли стрельбы, и я до выхода на мороз решил проверить экипировку бойцов. Рота, построенная в две шеренги, стояла на «взлетке» - широком проходе между рядами двухъярусных кроватей.
 
     «Равняйсь!..  Смирно!» - две традиционных последовательных команды, позволяющие вывести  солдат из состояния расслабленного балагурства  и направить их внимание на командира. Далее следует пройти строгим взглядом  по всему строю, посмотреть в глаза каждому бойцу, дать еще раз почувствовать невидимые нити власти, которыми все они привязаны ко мне.

     «Вольно…» - теперь можно потеплеть взглядом, позволить себе шутку – я ведь не просто начальник, а отец-командир, строгий, но справедливый, и даже веселый, если подчиненные меня не огорчают.
 
     - Так, я что-то не пойму: передо мной  гвардейская рота или банда батьки Махно?..  (Улыбаются). Шапки у кого вверху завязаны, у кого – на затылке, а у кого просто болтаются! Сделаем единообразно, потому что единообразие – это…

     - … мать порядка! – хором закончила рота любимую фразу комбата.

     - А поэтому и по причине лютой погоды: всем уши опустить и завязать внизу! Живее!.. А теперь всем одеть рукавицы!

     Я так и знал: кое-кто про рукавицы просто забыл. Даю команду «Разойдись!».
 
     Через пару минут новое построение. На этот раз все в порядке, и можно следовать к оружейной комнате за автоматами, но тут я заметил, что у Степанчука, стоящего во второй шеренге, рукавиц на руках  нет.
 
     - Ефрейтор Степанчук, я дал команду одеть рукавицы…

     - У меня нет рукавиц, - буркнул Степанчук.

     - Куда ж ты их дел?
 
     - Мне не нужны рукавицы!

     - Ну, ладно… - сказал я, усмехнувшись, а про себя подумал: «Посмотрим, как ты, хохол упрямый,  на морозе обойдешься без рукавиц».

     До стрельбища нам предстояло шагать  по забайкальской степи без малого два километра. Я шел позади колонны.  Мороз щипал лицо, и приходилось поминутно снимать перчатку и отогревать ладонью нос и щеки. Мало-помалу рота сбилась с ноги, колонна растянулась. Я ускорил шаг и, нагнав роту, скомандовал:

     - Рота, левой!.. Левой!..  Раз-два-три! Отмашка рук!

     Вот теперь порядок: все дружно топают и машут руками. Впрочем, нет: Степанчук не машет, а продолжает держать руки в карманах. Понятно, голыми руками на таком холоде не помашешь.
 
     - Степанчук, отмашка рук!

     Никакой реакции…

     - Ефрейтор Степанчук!

     Даже не поворачивается в мою сторону…

     Ну, это уже вызов! Я почувствовал, как рота напряглась в ожидании моей реакции, надо было немедленно принимать  какое-то решение, но волна бешенства уже поднялась у меня внутри…

     - Ах ты, сука! – я подбежал к Степанчуку и выдернул его из марширующей колонны.

     Он издевательски усмехался мне в лицо, и я ударил его кулаком в скулу. Степанчук пошатнулся и, отскочив, мгновенно скинул «Калашникова» с плеча, перехватил его за дуло и с криком: «сколько вы будете меня мордовать?!» огрел им меня сверху, как дубиной. Если бы я не среагировал, то голове моей пришлось бы несладко. Но я успел поднять руку и локтем отвести удар в сторону. И сразу же сбил Степанчука с ног, вырвал из его рук оружие и уперся дулом ему в грудь.

     - Я убью тебя сейчас, на х..! – цедил я сквозь зубы, наваливаясь на автомат всей тяжестью своего тела. Степанчук лежал на спине, ухватившись за дуло, хрипел, пытаясь вырваться. Наконец он перестал сопротивляться, и я ослабил давление и оглянулся на роту. Рота стояла, глядя на нас.

     - Рота, шагом марш! – заорал я.

     В это время Степанчук  поднялся на ноги.
 
     - Бегом в строй! – проревел я ему, возвращая автомат.
 
     Степанчук  потрусил за колонной. Я привел себя в порядок и тоже догнал роту.  Она  маршировала образцово, как на параде. Гляжу, как там с отмашкой рук у Степанчука? Нормально у него с отмашкой рук. А на руках - рукавицы! У какого-нибудь молодого бойца забрал? Нет, все в рукавицах шагают. Значит, были у него, упрямца чертова,  рукавицы, прятал он их, видимо, за пазухой…

     На стрельбище перед раздачей патронов Филимонов подошел ко мне и сказал тихо:

     - Товарищ старший лейтенант, может быть, Бандеру  отстранить сегодня от стрельб. Мало ли что…

     - Отставить, старшина!

     - Есть, товарищ старший лейтенант! Я так, на всякий случай…

     Не мог я показать роте, что боюсь Степанчука, и, когда он с заряженным автоматом пошел на огневой рубеж, я заставил все-таки себя преодолеть искушение  под каким-нибудь благовидным предлогом (портянку перемотать?) уйти в это время в укрытие.
 
     И еще я обдумывал брошенную им фразу: «сколько вы будете меня мордовать?!». Это ведь он не ко мне на «вы» обращался (никогда раньше его я не бил).  «Вы» - это у него множественное число. Значит, от кого-то ему еще до меня доставалось. Конечно, это не старшина Филимонов и не его одногодки-«деды». Неужели комбат?..


     Спустя две недели, поздним вечером, после танцев в Доме офицеров я не пошел домой, а отправился в гарнизон. Моя рота была в карауле, и мне надо было ее проверить. Конечно, по-хорошему, следовало бы зайти домой и переодеться в военную форму, но мне было лень. Я не собирался ходить по постам, а думал только зайти в караульное помещение, посмотреть, все ли в порядке, и отметить результаты своей проверки в постовой ведомости. Большинство других командиров рот вообще обязательных ночных проверок не проводили, а только утром расписывались в постовой ведомости, в строчке, предусмотрительно по их просьбе пропущенной начальником караула.
 
     Короткий путь в караульное помещение - в обход КПП - пролегал недалеко от  поста, расположенного у склада ГСМ. В январе, метельной ночью, заглянув сюда вот так же - ненароком, я обнаружил рядового Абдуллаева мирно спящим за сугробом в тулупе, одетом поверх шинели. Автомат валялся рядом. Первой мыслью, пришедшей мне тогда в голову, было не будить доблестного часового, а забрать автомат и отнести в караульное помещение. Но я передумал: Абдуллаев был из молодых бойцов и, обнаружив пропажу, мог удариться в бега. Я проверил, стоит ли автомат на предохранителе, затем закрыл низ своего лица шарфом, надвинул шапку  на глаза, и, направив «Калашникова» на Абдуллаева, пнул его ногой в спину, закричав измененным голосом:

     - Руки вверх!

     Абдуллаев вскочил на ноги, наступил на полу длинного не по его росту тулупа, опять завалился в снег и закричал, протягивая ко мне руки:

     - Не убивай, не убивай!

     - Ползи! – приказал я.

     И он пополз, тычась лицом в снег и продолжая причитать: «Не убивай, не убивай!»

     - Вставай, Абдуллаев! – сказал я уже нормальным голосом, решив, что с него достаточно.

     Теперь он узнал меня, поднялся сначала на четвереньки, потом распрямился, тулуп свалился с него. Он стоял передо мной навытяжку, все еще всхлипывая, маленький, худой, слезы текли по его лицу… «Загоняли  молодого, - подумал я, - наверняка не спал в свою смену, а драил за «дедов» караульное помещение».

     - Абдуллаев, тебе что – жить надоело?

     - Никак… никак нет, товарищ… товарищ сташ-нант.

     - Еще раз заснешь на посту – пойдешь под трибунал! Если раньше тебя не зарежут  здесь семеновцы. Ты понял меня?

     - Так точно, товарищ сташ-нант! Никогда не буду спать!

     - Надеюсь... На, держи и не выпускай больше из рук, - я сунул ему в руки автомат.

     Проходя теперь мимо этого поста,  я вспомнил, что приказал тогда начальнику караула немедленно сменить Абдуллаева и строго следить, чтобы все, без исключения, часовые нормально отдыхали в положенное время. Приказать-то я приказал, а вот уверенности в том, что «деды» действительно будут наравне с молодыми участвовать в уборке караульного помещения, у меня не было никакой.

     И тут мне показалось, что в том месте, где сейчас должен был находиться часовой,  мелькнул огонек. Кто-то курит на посту? Это было грубейшее нарушение – все курительные и зажигательные принадлежности караульный должен обязательно оставлять в караулке. Я замедлил шаг, затем остановился и стал вглядываться в темноту. Огонька больше не было. Неужели показалось? Я сделал несколько осторожных шагов в сторону поста и вдруг раздался резкий окрик:

     - Стой, кто идет?

     Я узнал голос ефрейтора Степанчука, он прозвучал из темноты неожиданно близко, и мне стало не по себе.

     - Это я, Степанчук! – сказал я как можно более спокойным голосом, но паническая мысль уже билась в моем мозгу: «Сейчас он меня пристрелит и получит за это благодарность – угораздило же меня именно к нему сунуться  на пост да еще в гражданской одежде…».

     - Стой, стрелять буду!

     - Степанчук, это я – старший лейтенант Петров! – на этот раз голос мой предательски дрогнул.

     - Ложись, стрелять буду! – мне послышалось злорадство в его голосе.

     - Не дури, Степанчук! – я постарался произнести это твердо и даже сделал движение вперед, но тут услышал, как Степанчук передернул затвор автомата, загоняя патрон в патронник.

     Я опустился на заснеженную землю.  «Стрелять теперь не будет, - лихорадочно думал я, - если бы хотел, уже бы застрелил.  Сейчас он нажмет тревожную кнопку, и караул, поднятый командой «В ружье!», помчится сюда, разворачиваясь (как я их учил) цепью, на меня, лежащего здесь в болоньевой курточке на холодной земле. Вот они-то, мои орлы, меня и пристрелят, с перепугу!».

     - Тащ-сташ-нант, це вы или не вы? – услышал я вкрадчивый голос Степанчука, и сам он, с автоматом наперевес, выдвинулся из темноты.

     - А ты не видишь, что ли? – сказал я бодро, поднимаясь на ноги и отряхиваясь.

     - А я дивлюся и не пойму: чи то вы, чи то не вы? Не признал сразу. Извините, тащ-сташ-нант.

     - Да нет, ты все правильно делал, Степанчук. По уставу. Тревогу не поднимал?

     - Никак нет, тащ-сташ-нант.

     - Ну, хорошо. Благодарю за службу, ефрейтор Степанчук!

     - Служу Советскому Союзу!

     - Ну ладно, я пошел…

     - Тащ-сташ-нант, вы… это… ребятам не рассказывайте, что я вас… это… ну, что не узнал сразу…

     - Не расскажу, - сказал я, подумав: «Ты же сам всем растреплешь...».

     Но, по-видимому, не стал никому рассказывать Степанчук об этом моем ночном позоре, потому что ни от кого в дальнейшем я не слышал даже и намека на это происшествие. С этого же дня, странным образом изменилось в лучшую сторону отношение Степанчука к службе, и прекратились его «выступления» в строю. Правда, даже когда он стоял передо мной по стойке «смирно», мне всегда казалось, что мелкие чертики так и прыгают у него в глазах.

     Ну, и конечно, больше уже никогда я не устраивал проверку постов без начальника караула или разводящего.