Эксперимент на натуре

Юрий Бахарев
               
Последняя суббота сентября, но солнце еще светит по-летнему. Мы с Володей Садовскими, моим приятелем из 10 б идем по Парку Победы мимо памятника Раймонды Дьен, продолжая вчерашний спор о происхождении Руси.

 Я выкладываю, заранее приготовленный довод:«Думаю, что наши варяги-русь были полабскими славянами, иначе, как объяснишь, что Владимир пытался насадить культ Перуна. Если бы он был норманном, то насаждался бы Один. Какой бы им резон менять богов?»

 Володя криво усмехнулся: « Владимир – это третье поколение после Игоря и Олега. Они живут уже 100 лет в славянской среде. Общие индоевропейские корни религий, почему бы им не воспринимать Перуна, как одно из имен Одина. К тому времени и свой язык заменили на славянский, иначе бы не было  имен Святослав и Владимир.

 Вот и называют на славянский манер! А в первом договоре Руси с Византией, заключенного Олегом ни одного славянского имени, все сплошь норманнские. Да и в княжеских захоронениях скелеты крупнее чем в могилах славянских земледельцев!»

Я обескуражен: «С чего ты решил, что скандинавы крупнее славян?» Володя смотрит на меня свысока и отвечает: «Средний рост русских 168 см, а норвежцев 185!» «Ну ты хватил!» - начинаю заводиться я : «Кто тебе наплел про 168?»

 «Дорогой друг, не проблема проверить, предлагаю эксперимент века» - говорит он менторским тоном. «Как!?»- недоумеваю я. Володя вынул руки из кармана плаща и начинает чертить  в воздухе горизонтальные линии : «Оставим на стене дома, близко подходящего к тротуару, заметки мелом от 160 до 190 через пять сантиметров.

Сядем, с комфортом, напротив, и будим фиксировать рост проходящих мужчин. Если возьмем выборку в 50 человек, будет достаточно! Есть прекрасное место на бульваре у общежития ЛИАП. Народу там ходит много, за полчаса дело сделаем!»

Мы вышли из парка, и проходим мимо дома с башней, что на углу улицы Бассейной. Я ошарашен предложением, а у Володьки горят творческим пылом глаза: «Я как раз собирался купить метровую рейсшину, она нам для этого дела сгодится!» Мы  заходим в книжный магазин, и в отделе канцелярских товаров Володька покупает коробку мелков и рейсшину.

Пока  друг мой стоит в очереди в кассу, я отхожу к отделу старой книги и листаю роскошное издание Калевалы.  «Не стройте из себя интеллектуала!»- язвит Садовский, оттаскивая меня от прилавка «Нас ждет эксперимент века!»

Выходим из сумрака книжного магазина на яркий солнечный свет. Из дверей кафе, что рядом с помпезной аркой, упоительно пахнет жареными пирожками. Дело идет к обеду. Не мешало бы и перекусить. Пирожки и кофе, что может быть лучше!

Но друг мой непреклонен, он загорелся очередной идеей. Пересекаем улицу Фрунзе, проходим мимо домовой кухни и Вовкиного дома с кинотеатром Дружба. В окнах кафе Мороженное замечаем девчонок из нашего класса, но нам не до них, нас ждет эксперимент века.

Проходим еще пару домов и сворачиваем налево по улице Гастелло. Здесь, напротив котлована, что готовят под будущий кинотеатр Зенит, расположилось старое, желтое здание общежития младших курсов ЛИАП. У строительного забора, окружающего котлован  полоска  будущего бульвара, со скамейкой напротив общежития.

Из-за стройки проезд по улице закрыт, но тротуар напротив скамейки свободен для прохода. И прохожих много.  В створе  улицы Гастелло, у Авторемонтного завода стоит большей гастроном. На параллельной проспекту улице Ленсовета – второй. А главное рядом бани, куда потоком течет субботний люд. Место для нашего эксперимента – идеальное.

Володька с деловым видом подходит к простенку между окнами  прикладывает рейсшину и цветными мелками начинает размечать стену.
«Стой!»- кричу я ему от скамейки.: « Давай нанесем сначала контрольную точку!» «Верно!»- Сразу соображает Садовский: «Свой рост 184 сантиметра я знаю, а ты, сидя на скамейки, скажешь какая наивысшая точка закрывается моей головой, когда я иду по середине тротуара!» 

Нанесли две базовые линии в метре одна от другой. Одна для середины, а вторая для края тротуара. Опираясь на базовые линии, сделали две шкалы с крайними значениями в 160 и 190 сантиметров. Измерительный комплекс готов! Володька уселся на скамье, достал записную книжку и предложил мне пройти перед ним сначала по краю, а затем по середине тротуара.

«Работает!»- негромко известил он меня, когда я подошел и сел рядом с ним. «Ты берешь шкалу для края тротуара, а я возьму середину. Считаем только взрослых мужчин»- серьезным голосом известил он меня.
 
Первым прошел щупленький мужичок, движущийся по середине тротуара. Володька что-то чиркнул в книжке. «По моей шкале получилось 170» сказал я. «Твоя шкала, для, идущих по середине, дает завышенные показания! Ведь мы сидим! У меня получилось 167.»

За мужиком, и опять по середине прошел худощавый парень с банным веником в руках. Я прикинул с учетом поправки 162. Следом за ним, но по краю тротуара проколыхалась полная женщина, лет сорока. «Женщин не учитываем» -напомнил Садловский. «Знаю!»-буркнул я.

 У Володьки прошло уже семеро, а у меня ни одного. Ну вот, наконец, и мой. По краю тротуара спортивным шагом идет чернявый парень баскетбольного роста. «Есть метр восемьдесят девять!»- весело шепнул я другу «Да, похоже, что так »,-ответил он.

Минут через сорок выборка была готова. «Ну что же, будем обрабатывать результаты эксперимента»- потирая руки, сказал Володька. Меньше 160 сантиметров было двое, больше 190 - один. Отбрасываем крайние результаты. Всех от 160 до 165 считаем за 162,5. От 165 до 170 считаем за 167,5 и так далее до 190».
 
Через пятнадцать минут результат был готов Получилось 168 сантиметров. Я был сражен.