4. Грузия в детских воспоминаниях. 6 миниатюр

Ольга Гелашвили
 ФОТО к миниатюре ФОТО НА ПАМЯТЬ. Наводнение в 1968 году в Боржоми селе Квибиси

 О ТУРИЗМЕ В СССР.  ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ Боржоми-Бакуриани-Вардзия-Кутаиси. Группы из России в летнее время иногда сопровождались учителями Квибисской школы. Большим энтузиастом был и мой отец. Однажды он взял нас с братом  с собой в поход! Это было удивительное и незабываемое  событие в моей жизни. Было раннее утро. От Боржоми  вначале мы добирались на грузовиках. Ехали в гору в сторону Бакуриани. Около горной речки  в лесу нас "выгрузили",и  дальше в гору  мы пошли уже пешком.
 Утренняя прохлада и сырость горного леса не даёт уснуть. Мы перепрыгиваем с камня на камень через эту  быструю  речку! Множество жёлтых цветов встречаются нам, это лилии! Я понюхала одну,  и нос мой желтый. Брат подшучивает, но я не обижаюсь! Мы подходим к огромным деревьям, и папа находит на этих деревьях удивительные, огромного размера, грибы. Он их собирает. У меня закрадывается мысль, а не поганки ли это? Но папа меня успокаивает: "это удивительные, вкуснейшие грибы, ты  таких еще не ела! И, он прав!  Сейчас я уже бывалый "грибник", грибы знаю, люблю собирать. Одно могу сказать, что такого  сорта  грибов больше нигде нет! Видимо уникальный лесной  воздух этого места, близость Боржомской воды в недрах гор, и рождает НА ДЕРЕВЬЯХ такие  уникальные вкусные  грибы,   по своим вкусовым качествам, напоминающие трюфеля! Обидно, что название этих грибов  так и  осталось  для меня неразгаданным! Грибы отец поджарил  с луком и картошкой уже в Бакуриани. Сначала я с  опаской начинала есть это кушанье, а не ядовиты  ли они? Но видя, с каким наслаждением "уминают" его брат и отец, я увлеклась, и поняла, что лучшего блюда из грибов я не ела!! К сожалению, даже ТРЮФЕЛЯ, которые я ела в Италии и Хорватии  спустя годы, не вызвали у меня такой восторг!! Мы пробыли в Бакуриани несколько дней. Туристы веселились, как дети малые! По вечерам устраивали аттракционы. Очень смешно было, когда вызвавшиеся туристы пели каждый свою песню. Песни были разные, стоял такой песенный гул! А выигрывал тот, кто до конца  так и не расхохотался, как все остальные!! Для меня было незабываемое время!  И вот мы уже отправляемся в Вардзию! Это - пещерный монастырский комплекс ХП-ХШ  в.в. Туфовая стена горы Эрушети  600 помещений. это и церкви, часовни, жилые кельи, трапезные. 50 м вглубь, высота 8-этажного дома Сохранились потаённые ходы, водопровод (особенно мне запомнился) он был высечен из гранита в виде широкой чаши, в которую  всегда поступала вода, и воду мы пили. Лазили мы и по потаённым ходам! Если сказать честно, было не по себе! ! Сохранился, даже, винный погреб! Царь Георгий Ш и дочь его царица  Тамар жили там. Есть поверие,  что Тамар, будучи ребенком, затерялась, дядя её искал, а она появилась со словами "Я здесь дядя" т.е. груз. АК ВАР ДЗИА.    Так высказывание дочки и послужило названием Пещерного города- ВАРДЗИЯ.

 Но прежде чем доехать до Вардзии, мы еще несколько раз шли пешком,  и даже заночевали  в лесу в палатках! Это также незабываемо было для меня, так как мы спали в спальных мешках! Были растянуты огромные палатки, для женщин и мужчин. Кухня тоже была "полевая"

 Затем на грузовиках мы и добрались до Вардзии. На каком-то этапе, столкнулись с пограничным постом. Оказывается, это приграничная зона! За Вардзией - Турция! Все вышли из машины, показывали документы! Нас с братом  и без документов пропустили - ДЕТИ!
 Поход для меня был незабываемый, но я изрядно устала, и решила вернуться в Боржоми с тётей, приехавшей за мной! По окончании экскурсии - фото всей группы на память на фоне Вардзии!

Они уже едут далее в Кутаиси,я же бесследно пропадаю в ночи на автобусе, который уносит меня с неведомой скоростью туда, обратно в Боржоми.  Так бесславно закончилась моя экспедиция в Кутаиси. 

  Папа всё таки мне привёз ЗНАЧОК - Турист СССР и документ, удостоверяющий это звание, выданный в Кутаиси,  хотя  я так бесславно покинула свой туристический  пост!

 О ГОРОДЕ ГУРДЖААНИ.  ГУРДЖААНИ - это город также моего детства, в нем жил мой дядя. Несколько раз я проводила каникулы у него и летом и зимой! Зимнее воспоминание – это СНЕГ! Я приехала из Москвы, где снег не новость! Но снег в Гурджаани, это удивительное явление! Странно  было видеть заснеженные пальмы! Город расположен в восточной части Грузии, издревле винодельческой, самой теплой её части! Редок ли снег в Гурджаани? По радости детворы  определяю - нечасто наслаждаются дети! Они скатывались под горку на катках! Лепят  снежки и бросаются  ими друг в друга! Я заразилась этой всеобщей радостью, и также бросалась снежками в незнакомых мне людей! В этом я вижу единение народа! Это и есть - каждодневное счастье, которое мы иногда не ценим!

 Мой дядя Мито и тётя Русико жили в государственном 3-х этажном доме в 1-комнатной квартире, напротив средней ШКОЛЫ, это было  2-х этажное  удлиненное здание из белого камня, но с пристроенным  балконом  синего  цвета (классический вариант грузинской школы). С другой стороны - городской ПАРК, и далее частные дома, со своими небольшими территориями! Как  подросток  всем интересующийся и общительный, я подружилась с соседями в округе! Очень запомнился КИНОТЕАТР на улице! Показ фильмов, как вы понимаете, только в вечернее время. Была отведена площадка, выставлены стулья. Начинает смеркаться и мы, рядом живущие, слышим гулкий голос героев фильмов. Ты несёшься к соседям, на балкон  второго этажа  посмотреть этот фильм!  Да, вокруг этой киноплощадки, расположены частные дома, и  с балконов этих домов "безбилетники" наблюдают  за действием фильма! Ночи в Грузии очень тёмные и тёплые, и поэтому все данные налицо, для просмотра  фильмов на улице!

 Однажды мы с дядей Мито идём в гости!! Это частный дом на другой стороне железнодорожного  полотна. Все веселятся, едят прекрасную грузинскую кухню! Хозяева очень доброжелательны! И вот хозяин начинает готовить ШАШЛЫК, он готовится на ВИНОГРАДНЫХ веточках, поэтому его главное достоинство - УНИКАЛЬНОСТЬ ВКУСА!!  И мясо, видно, было свежайшее, и приготовление на виноградных веточках, и любовь хозяина к гостям и действу приготовления шашлыка, сделали своё правильное дело! Вкус шашлыка был такой отменный, что  больше такого мяса я и не едала! Дядя Мито, немного подвыпивший, по дороге домой всё  время причитал: "Настоящий ГРУЗИН, настоящий грузин...!"
               
СУРАМСКИЙ ПИОНЕСКИЙ ЛАГЕРЬ.  ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ в  Сурами - это то место, куда папа отправил меня отдыхать на одну смену. Сурамская крепость - главная достопримечательность этого местечка под ХАШУРИ.  Грузинская легенда гласила, что прекрасный юноша дал замуровать себя в стену Сурамской крепости, ибо в этом случае крепость сможет выстоять против натиска врагов! Сергей Параджанов в 1984 году воплотил эту легенду в фильм "Легенда о Сурамской крепости", в котором снялись такие великие грузинские актрисы, как Верико Анджапаридзе и Софико Чиаурели... Нас водили на экскурсию в эту крепость! В лагере говорили на 2 языках, так  как смена была международная: в этом году случилось ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ в Ташкенте, и много  детей,  из зоны бедствия  отдыхали здесь (был 1966 г). Я была из Москвы, и, наверно поэтому стала в центре внимания лагерной жизни! Это откладывало отпечаток, и поэтому все хорошие начинания, да и плохие тоже исходили от меня. Во-первых, когда начинала по радио звучать музыка - КАМ ОН ЛАСТ ТВИСТ ЭГЕЙН..., девчата, под "моим руководством" неслись в туалет (чтобы мальчишки не видели) и там я передавала навыки, привезенные из Москвы, движений ТВИСТА. В то время это входило в моду!! Потом я показала девчатам ФОКУС с пятью шариками, которые я лепила из хлеба в столовой: они  сначала были в  руке, потом я их "ВТИРАЛА" в глаза, уши, съедала, а потом они оперативно возвращались в руку, и вот тут-то О ЧУДО, кто-то дунул, и их уже НЕТ!!!  Это вызывало такую бурю эмоций у детворы, что в результате, я стала показывать этот фокус всему лагерю. Собирались дети, впереди сидели пионервожатые и начальник лагеря, и я под аплодисменты и радостные крики, показывала этот фокус. Запомнила  грузинскую  игру  в 5 камушков! Каждый день показывали фильмы прямо на улице. Там я впервые увидела фильм "За двумя зайцами".  Смена оказалась для меня удачной, я не скучала, а напоследок передала "прощальный прием" московских пионерлагерей, мы с девчатами взяли тюбики с зубной пастой и отправились к мальчишкам в спальню, чтобы намазать их РОЖИЦЫ. Но не тут-то было! Там тоже был "заводила", и они с теми же намерениями, попались нам в коридоре!!! Но договорились о том, что всё-таки дойдем до палат, и намажем СПЯЩИХ ребят пастой - мальчишки девчонок, девчата - ребят!! Но утром, вожатые всё-таки  посмотрели именно на меня!!! И они правы! Кто, как не я придумывает разные способы развлечь ребят!!!

О СЕЛЕ НИГОИТИ. Хочу вспомнить о том, как папа нас с братом отправил однажды в Ланчхути, село Нигоити на отдых Недавно узнала, что это Гурия,   не на море, но недалеко от Батуми.
 Садимся от Боржоми в автобус, едем в Западную Грузию, через Кутаиси и вот через 5 часов мы на месте!
 Меня, маленькую девочку советского времени не избалованную огромной разновидностью фруктов, вдруг отправили в "РАЙ" на земле! Я тут же забыла обо всех трудностях автобусного передвижения. Здесь было всё для воображения детского. Персики, абрикосы, много других фруктов, орехи, которые я набирала за пазуху, и так гуляла и ела, не отходя от своего досуга, что в скором времени привело к нарушению обмена веществ. Я была такая красная, просто как помидор.
 С братом заходили в курятник, потихоньку вынимаем яйца из-под курочки , проделываем дырочку и выпиваем. Еще делали ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ. Это на 1 желток - 3 ложечки сахара, и взбалтывать, но брат мой, не слушал меня, и делал гоголь-моголь из всего яйца, ему, конечно же, потребовалось 10 ложек песка - непослушный!
И ульи стояли, мёд выращивали!
Женщины того местечка, разводили тутовый шелкопряд. Отводились комнаты для специальных полок, туда складывались ветки туты (шелковицы), и гусеницы шелкопряда возились там, устраивали домики-коконы. А звук, прямо сейчас в ушах стоит, такое шуршание, несведущим, было бы не по себе!
 Потом собирались соседские женщины, и все вместе перебирали эти коконы, чтобы сдавать на приемные пункты для производства ШЕЛКА!
 И  ещё, что меня удивило, что дети играют друг с другом... никто не догадается во что?! В большой ТЕННИС. Были у семей теннисные корты, и это не дань моде (как сейчас) просто это и есть их жизнь. Оттуда, оказывается МЕТРЕВЕЛИ, если помните, был такой теннисист того времени, чемпион СССР.


 
ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ В КВИБИСИ.
Как и любой ребенок, я была очень подвижна, а если оставалась наедине с собой, то выделывала такие "кренделя"! Обязательное лазание по деревьям, через забор. У деда - огромный деревянный дом, так еще, на уровне 3 этажа, у него был чердак. Когда-то, во времена молодости  Нестора и Элички,  он, конечно, служил по назначению - там сушили фрукты... А в моё детство доски уже были ветхие. Но всё равно, меня  тянуло туда, очень загадочный там был свет, как будто все привидения мира собрались там! А ветер (хотя в Боржоми нет такого ветра, как в других местах, потому что со всех сторон город окружён ГОРАМИ) создавал такое завывание - был элементарный сквозняк, что поджилки тряслись. Ну чего мне, маленькой девочке туда лазить? Нет - влекло! Во-первых, такой вид из окна открывался!! Около входа на чердак стояла огромная древнейшая лестница, того и гляди развалится прямо на глазах, или еще чего паче - просто откинется во время моего похода наверх!!! Никто никогда меня  не страховал - это была моя тайна! Иногда мы с братом проделывали эти "трюки". Он то, собственно, меня этому и научил!  Почему-то однажды меня потянуло в речку, которая протекала по Квибиси. Я сняла обувку,  и залезла в холодную воду этой горной речки;  начала гордое шествие по ней под аплодисменты местных девчонок и мальчишек! И что же вы думаете, я напоролась на стекло, поэтому, не люблю, когда люди бросают в воду бутылки и всякую  нечисть, неприемлемую  для чистейшей реки! Кровь тогда хлестала так сильно, что многие  ребята сбежали от страха оттуда. Рядом была МЕДСАНЧАСТЬ, и я по пыльной дороге, истекая кровью,  направилась туда, получив соответствующую помощь от местного врача! Не наказывайте детей и внуков!! Вовремя вспоминайте, как это было у вас!!  Детям обязательно нужен выплеск энергии!! И если у него нет подвижного дела, он обязательно будет совершать недозволенные, с вашей точки зрения поступки! Не корите его, а займите!! Он будет вам благодарен за это!!

ФОТО НА ПАМЯТЬ.
Бабулечка решила, что надо сделать фотографии на память. Мне бы в то время такое даже в голову не пришло, потому что мы думаем, что всё  на свете - вечно! Я даже не могла подумать, что бабули может не быть на этом свете! Для этого надо ехать в фотоателье в Боржоми. Бабулечка приоделась, и мы побежали на электричку - две остановки и мы в Боржоми (Квибиси - Черная речка, откуда поезд  КУКУШКА  отправляется в БАКУРИАНИ и дальше БОРЖОМ ПАРК). Фотоателье располагалось на другой стороне реки КУРЫ. Висячий мост через речку, думаем, будет ближе! Начинаем шествие по этому мосту, он качается, чувствуешь себя неуверенно.  Если бы тогда знать, что надо было бы  идти на автомобильный мост, но он дальше. Впереди идёт группа молодых иностранцев, меня не удивишь, в Москве их много. Они очень радостны, шумно переговариваются. И вдруг  ребята начали раскачивать этот маленький тоненький мостик, как качели, видно им в диковинку он был! И, что же вы думаете, мы с бабулей просто присели на корточки и пережидали, когда же  эти неугомонные иностранцы уйдут с моста! А ведь они видели, что мы идём за ними!.. Фото на память.  На фотографии - бабулечка и я. Спустя годы, разглядывая эту фотографию,  я всегда буду помнить о бабуле своей Эличке! Я понимаю -  бабуля знала, чего делала! Буду помнить я и этот случай с мостом верёвочным, как мы качались на нём, как на качелях! В Квибиси тоже был старинный мост, ему было 100 лет, но он был не висячий, а был достаточно добротный, так как по нему передвигались, в то время,  ФАЭТОНЫ,  запряжённые лошадьми. Затем -  сменили автомобили;  помещалась одна  машина,   другие же пережидали.  Люди ходили здесь же.  Но в 1968 году мост  снесло большим наводнением, мало того,  снесло и железнодорожное полотно дальше от Квибиси, в сторону Боржоми. И все поезда союзного значения доезжали до Квибиси, чем вызывали у меня ГОРДОСТЬ! Был затем построен совсем большой мост, так как уже стал функционировать 2-й наливочный завод  по розливу вод Боржоми!