Заметки А. Дудкина о фестивале

В Вологде в середине ноября прошёл очередной – пятый по счёту – межрегиональный литературный фестиваль «Плюсовая поэзия». Он был проведён Вологодским отделением Союза российских писателей, оргкомитет возглавлял Антон Чёрный, а в его состав входила кадуйчанка Мария Маркова.

В одиннадцать часов 14 числа в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» после небольшой официальной церемонии открытия все присутсвующие разделились на две почти равные группы. Начались семинары. Поэтический вели Ната Сучкова и Ольга Кузнецова, а прозаичеким руководил Сергей Донец.

На поэтическом семинаре с подачи ярославца Александра Богачука, стихи которого обсуждались первыми, речь зашла об обязательносй полезности поэзии. Сам Александр уверен в том, что стихи должны приносить людям пользу. И привёл в пример «горлана и главаря» великого Владимира Владимировача Маяковского. В ответ на это Ольга Кузнецова заметила, что поэт, стремясь быть полезным своими стихами, может впасть в грех морализаторства. Семинаристка же Мария Суворова считает полезными, состоявшимися те стихи, которые читатель использует в своих целях и на своё усмотрение.


Для разбора на прозаическом семинаре было отобрано два текста кадуйчанки Вероники Башкуровой, студентки филфака Вологодского педуниверситета. Первый - «Лабиринт» - написан давно, ещё в конце 2004 года. Второй - «О сапоге, грудничке, голубе и трактире» - недавно.
«Героиня очень странная.  - откликнулась на второй рассказ уже после фестиваля Галина Щекина, - Героина очень противоречивая – она хочет услышать разговор, улицу за окном и шепот мироздания, а сама не слышит даже своего друга... Героиня хочет разобраться во всем, но сначала ей надо разобраться в себе».  Я же жду от таких – бессюжетных, о мимолётном или, наоборот, о вечном – небольших литературных произведений не правды жизни, не психоанализа, не поиска смысла чего бы то ни было и желаю ощутить не дыхание современной стремительной эпохи, а узнать человеческую правду, интимную правду, тайну. Писатель в подобных случаях обязан подтолкнуть своего героя на откровенность, довести до неё. Довести до откровенности, как доводят до слёз. Или как воду в чайнике - до кипения. И, кажется, читая «О сапоге...» я слов таких дождался: «И я наконец-то засну первая. Засну под звук твоего дыхания. Или под тишину. И она не будет пуста. Она будет наполнена теснее всех разговоров. Тишины хочется! Чтоб за окном что-то услышать. Услышать себя. Тебя услышать. Время наше. Наши мысли».
То, что пишет В. Башкурова – читать трудно. Ибо читать надо внимательно. Упустить из виду ничего нельзя. Иначе – цитирую далее саму Веронику:  «Ну, вот. Ты опять говоришь, что это бред. Ты часто повторяешь это слово».
«Кому-то понравилось,  - написал об этом рассказе в своём отчёте о семинаре его руководитель. - Кто-то ничего не понял. Фабула интересная. Андеграунд за границею сюрра».

Первый день фестиваля закончился в областной библиотеке вечером гостей фестиваля. Не только меня – многих – поразила голой часто трагической, иногда смешной, вроде бы непоэтической бытовой правдой  популярная московская поэтесса Мария Ватутина:
Мне припомнилась тут картинка.
Был пикник на краю села.
А беременная Маринка
К тому берегу поплыла.

Вот плывёт она кверху пузом,
Держит руки за головой,
Как баржа с контрабандным грузом,
Обманувшая наш конвой.

Вероника Башкурова на мой банальный вопрос об открытиях и впечатлениях ответила: «Какие-нибудь открытия и неожиданности всегда бывают! Я была в шоке, когда из зала раздалось:  «И из Омска есть". Разве такое можно было представить? Такая даль. И поэт, кстати, оттуда эпатажный очень. Бредовое такое нечто. Галина Рымбу её зовут. С Родины моего любимого поэта...»

Все мероприятия второго фестивального дня тоже проходили в библиотеке имени И. Бабушкина. Презентация московских издательств «Арт. Хаус. Медиа» и «Воймега» да книги Антона Чёрного собрали не так много зрителей-слушателей, как хотелось бы организаторам, но зато прошли не спеша, не суетно, «с чувством, с толком, с расстановкой». Читала вновь Мария Ватутина, чья книга «На той территории» издана в этом году в «Арт. Хоаус. Медиа». Москвич Александр Переверзин представил не только свой стихотворный сборник «Документальное кино» и поэтов-воймеговцев Михаила Сущева и Яну Семёнову, но и показал снятые им стихоклипы. В создании одного из них приняла участие и молодая вологодская поэтесса Лета Югай.
Самым же главным, бесспорно, для страждущих показать себя и свои творения стали большие фестивальные чтения, на которых любой из страждущих могу выступить. Но вначале зал выбрал присяжных, которые судили выступающих, и которые по окончании чтений раздавали субъективные грамотки. Кадуй на чтениях представляли Ульяна Сотникова и Вероника Башкурова. Вероника в частности прочитала:
Никто не считал слёзы
Как они есть,
Целыми.
…………………………
Никто не слышал слёзы,
Их запах.
………………………….
А ты знай, что они - кроткие,
Что они – невинные,
Что они –` из глуби,
Что они – чьи-то дети,
Может быть –
твои!

И получила две грамотки из рук вологодского поэта и руководителя фестиваля Антона Чёрного и ярославца Сергея Баталова.


Рецензии