Микроскоп

Владимир Волконский
МИКРОСКОП.

Было это достаточно давно, лет 10 назад.
Я в ту пору раскованный, симпатичный, амбициозный, но при таких-то талантах, отчего то еще и безработный молодой человек, принимал участие в кастинге на должность менеджера в некую коммерческую фирму. Кастинг проводило одно крутое рекрутинговое агентство. Он состоял из нескольких утомительных туров отбора – двух кругов тестирований и одного предсобеседования. Я с легкостью прошел все эти круги ада и свысока поглядывал на горе-конкурентов, не прошедших отбора и сошедших  с дистанции. Я нисколько не был удивлен тому факту, что из 150 человек желающих, в число 10 счастливчиков, выведенных на финальное собеседование, попал и я. Более того, я с плохо скрываемым сожалением смотрел  на оставшихся, не понимая, что они тут делают. Ведь я уже здесь, а значит у них шансов нет никаких.  Ведь возьмут только одного. Естественно меня! А кого еще? Ведь я же лучший! Это же и ежу было понятно без всяких кастингов еще до первого тестирования. Несчастные! Они только зря теряют время.

Оставалось одно лишь финальное собеседование, которое проводил директор фирмы-заказчика. На этом собеседовании, которое для меня было не более, чем формальностью, я с легкостью ответил на все вопросы директора, которые он задал, и даже на те, которые он не задал. Я держал себя спокойно и уверенно, как и должен был себя держать, с моей точки зрения, возможный кандидат. Оставалось дело за малым – дождаться звонка с официальным уведомлением о приеме на работу. Когда же через пару дней звонок так и не последовал, я, не скрывая своего возмущения, сам позвонил в рекрутинговое агентство и потребовал сатисфакции. Тихий, вкрадчивый голос сообщил мне, что, во-первых, вакансия уже заполнена, а во-вторых, они никому никаких объяснений давать не нанимались. После минутной паузы голос сжалился, и сказал, что для меня они, так уж и быть, наверное, сделают исключение. После чего я узнал много нового.

Выяснилось, что меня не взяли из-за того, что оказывается, я себя неправильно ПОЗИЦИОНИРОВАЛ. Во как! Я и слова до этого такого не знал. От негодования и возмущения у меня перехватило дыхание и пропал дар речи. "Как они, вообще, так могут со мной поступать? Они, что там все - с ума посходили?! Что они не видят, кто к ним пришел? - думал я. - Ну ладно, ладно. Они еще пожалеют, но будет уже поздно. Я то себе работу найду. Еще лучше! (а так, кстати, и произошло!). А они разорятся! Конечно, а как может быть по-другому, если они меня не взяли? Разорятся - 100 процентов разорятся!" (ну этого, как раз, я так и не узнал, может, что и разорились). "Видите ли, Владимир Ильич, - вернул меня к реальности все тот же вкрадчивый голос, только теперь уже с нотками плохо скрываемого злорадства, - вы себя позиционировали как дорогой микроскоп". ("Естественно, - в душе возмутился я, - я так себя позиционировал, потому что я им и являлся. Даже не простым микроскопом, а электронным. Что же я себя должен был позиционировать, как дешевый микроскоп?!). "Так вот, - невозмутимо продолжал мямлить невидимый мне оппонент, - вы себя позиционировали как дорогой микроскоп, а заказчику был нужен  МОЛОТОК. Да-да, не удивляйтесь! Конечно, можно забивать гвозди и микроскопом, но гораздо ПРОЩЕ и главное ДЕШЕВЛЕ это делать МОЛОТКОМ! Видите ли, уважаемый кандидат, один директор у них уже есть. И второй им пока не нужен. И даже, если будет нужен - не факт, что они обратятся именно к вам!" - торжествующе закончил разговор он. Я выпал в осадок! Как говорится - ТУШ... ЗАНАВЕС... СВЕТ! (только в моем случае не зажигается, а гаснет!).

Эту историю я вспомнил, когда ведущий предложил участникам очередного интеллектуального шоу быстренько придумать пару синонимов к слову "молоток". Каких там вариантов ему только не предложили - и кувалда, и молот, и пресс. До микроскопа только никто не дошел... Жаль, меня там не было! Сорвал бы банк!



НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ.

А вот, что на эту тему пишет мне сайт rabota.ua 08.07.2013 12:16:00:

Здравствуйте, Владимир !
Бывает, встречается на карьерном пути работа мечты, работа, о которой очень долго мечтали. Вы готовите отличное сопроводительное письмо, правите резюме, отправляете рекрутеру и с нетерпением ждете звонка. Ждете день, два, три и получаете отказ. Пытаетесь узнать, почему нет, что не так, но на ваши расспросы слышите только короткий и сухой ответ - "Overqualified".
Подробнее о том, почему так происходит, можно узнать из нашего совета для соискателей № 22.


СОВЕТ №22. Вы для нас «слишком хороши»?

Казалось бы, человек умен, опытен, за плечами престижный вуз и колоссальные проекты, ключевая должность и профессиональная репутация. Да любой работодатель должен хватать такого кандидата. Но нет. Не хватают. Иногда даже избегают таких соискателей. «Overqualified» для «обычного» предложения или рядовой должности.

Давайте разберемся, что такое overqualified. Дословно это можно перевести как избыточная квалификация. Это когда потенциал кандидата, его заслуги и регалии "с лишком", чем того требует новая должность.
Казалось бы, зачем это самому кандидату? В жизни бывают разные ситуации: человек перегорел, устал от переработок или рутины, не может больше уделять карьере столько сил и внимания. Или он понял, что занимается не своим делом или что управлять людьми - для него мука даже за большие деньги. Или он переехал на новое место жительства и здесь реально нет «достойной» работы. Один из вариантов решения такой проблемы - «понизить» свой уровень. Но не все так просто...

ГДЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ избыточная квалификация:

1. Работодатель чисто психологически может бояться (иногда на подсознательном уровне) сильного кандидата. Руководителю может быть неудобно, что подчиненный опытнее и умнее. Авторитет руководителя в коллективе - дело нешуточное, и не каждый имеет мудрость и силу работать с сильнейшими. (Что бы там ни говорил Стив Джобс).

2. Работодателя волнует мотивация такого кандидата. Почему сотрудник меняет работу на менее престижную или ответственную? Каковы его мотивы? Насколько он будет мотивированным и лояльным на новом месте? Как его адаптировать?

Поэтому важно продумать, как обосновать свое решение будущему работодателю. Откровенные признания, как вас всё достало, оставьте психологу или близким людям. Работодателю такие признания не понравятся точно.
Обоснуйте ему, что вы действительно заинтересованы качественно делать свою работу на новом месте, что для вас это не способ отсидеться, переждать и отдохнуть, что вы четко понимаете, чем бы хотели заниматься в дальнейшем...

...И самое основное. Работа для опытного и даже «сверх»опытного специалиста найдется всегда. Ведь есть компании, которым нужны лучшие! И есть руководители, которые ценят высокую экспертность своих подчиненных!

Оставайтесь лучшими!
Инна ТРОФИМЕЦ, бизнес-тренер, ведущая учебного формата Action Learning, эксперт по T&D и HRM.