Бессмертие души в Каббале

Мэкалль Мат Свер
Душа, в каббалистике, полностью характеризуется вектором её желаний. Упорядоченным набором чисел, отражающих силу соответствующих желаний. Принципиально важен тот факт, что "допустимых" уровней сил желаний не должно быть много. Двоичная система, ноль и единица - замечательна... хоть и слишком примитивна. Три, пять, десять допустимых уровней силы желаний? Спор об их точном числе был бы подобен спору о количестве чертей, умещающихся на острие иглы - в средневековой схоластике. Каббала, как ни странно, хоть этой дурью - не мается традиционно. Т.е., у её авторитетов есть на подобные вопросы свои взгляды, но горячих споров - как-то удаётся избежать.

"Полностью характеризуется" - вовсе не означает, что в душе, по Каббале "больше ничего нет". Просто, кроме этого вектора желаний, всё остальное в душе - стандартно. Можно сказать, что в неё, душу, входит вся её Вселенная "первого уровня" ("материальное" - Мир Иллюзий - в индуизме, не "духовное" - в смысле Каббалы). В зависимости от кругозора, эта личная Вселенная может занимать ничтожную - или заметную часть нашей Вселенной.

Число желаний, даже включая желания духовных уровней (коих каббалисты насчитывают до сотни) - конечно. Таким образом, конечным является и множество различных душ (душ, у которых векторы желаний - не совпадают) - тоже конечно, хотя и очень велико. Очевидно, что "школы духовного совершенствования", в смысле Каббалы, основной своей задачей ставят некоторую модификацию вектора желаний (т.е. - душ). Да ещё идут к своей цели свойственными именно этим конкретным школам путями - ещё более сужая "душевное разнообразие" внутри своих школ.

Каббала, в частности, ставит своей задачей полное совпадение вектора желаний своих последователей с вектором желаний Творца Вселенной. Да, это - классическое буддистское "единение в Боге". Путь же Каббалы - последовательное, от низшего уровня к высшему, преодоление (установка в ноль) прямо корыстных желаний (получать, лэкабэль) - в пользу желаний влиять (лэhашпиа). От этого противопоставления кабалла-hашпаа - она и берёт своё название.

Именно в ограничении возможного набора состояний вектора желаний, в ограничении разнообразия душ внутри школы и видит бессмертие своей души каббалист. В такой ситуации, тот вектор желаний, к которому он приходит к концу своей земной жизни - просто не может не повториться в следующих поколениях. А повторение вектора желаний, в смысле Каббалы - это продолжение его души.

На первый взгляд - забавная концепция. Впрочем, когда мы признаём нашу сегодняшнюю "душу" продолжением той души, которой она была несколько лет назад - это не менее условно. Сон - маленькая смерть. Крах идеологии - смерть побольше. Жизнь очень мало оставляет от тех нас, которые когда-то родились.