Символ ушедшей эпохи. Россия в лицах и монументах

Александр Попов
В 2003 году символ когда-то мирового советского триумфа в монументальном искусстве – скульптурная композиция «Рабочий и крестьянка», работа знаменитого скульптора В. Мухиной, установленный в Москве у северного павильона ВВЦ и простоявший здесь более шестидесяти лет был демонтирован и отправлен на склады Москомнаследия…
________


1.

В истории отечественного искусства, как и в народной памяти, имя Веры Игнатьевны Мухиной прочно ассоциируется с её главным творением – 24-метровой статуей из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года во Франции.

Автором архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже был архитектор Б. М. Иофан. Ему принадлежала сама идея создания павильона как синтеза архитектуры и скульптуры, где здание должно было напоминать несущийся корабль, нос которого по классическому обычаю предполагалось увенчать скульптурной композицией. После одобрения архитектурной части проекта был объявлен конкурс на выполнение скульптурной группы. В нём приняли участие скульпторы В. А. Андреев, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр.

Конкурсный проект Мухиной по композиции выгодно отличался от проектов Андреева и Манизера своей органической связью с архитектурой павильона и новыми возможностями необычного тогда в монументальном искусстве материала – стали. В 1936 году мастерская Веры Мухиной, выиграв конкурс и получив госзаказ, приступила к работе над скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Позже Вера Игнатьевна так вспоминала о тех напряжённых и счастливых для них днях: «Полтора месяца мы, не выходя из дому, работали с девяти часов утра до часу ночи. На завтрак и обед полагалось не более десяти минут. Выяснилось, что мы, скульпторы, должны были быть на заводе и принимать непосредственное участие в работе по увеличению скульптуры и переводу её в сталь. Нам дали каждому по бригаде рабочих... Кто ни пройдет – остановится, посмотрит. До сих пор рабочие видели, что мы всё умеем, как они: и пилить, и рубить, и гвозди вбивать. За это они нас уважали. Но тут мы переходили в разряд каких-то выдающихся людей, которые умеют то, чего не умеют другие. Тут начиналось искусство. Натурой нам служили все. Проходит пожарный – постойте немного, нос посмотрю. Проходит инженер – повернитесь, наклоните голову…»

Титанический труд коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Статуя была закончена в рекордно короткий срок – три месяца.

Тогда, в 1937 году на Всемирной выставке в Париже скульптурная группа «Рабочий и колхозница» устремилась в небо французской столицы напротив германского павильона, с гитлеровским имперским орлом на крыше – своего рода противостояние двух идеологией, двух систем. И в тот год Страна Советов выиграла это противостояние, ей досталась золотая медаль и Гран-при. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана мировым шедевром искусства XX века.

По закрытии выставки, французы просили продать им скульптурную группу, начался даже сбор денег на её покупку. Но ваяние известного скульптора было разобрано и отправлено в Москву, где за восемь месяцев его собрали и в августе 1939 года установили у Северного входа в сегодняшний Всероссийский выставочный комплекс. В последующем, скульптурная композиция стала гордостью страны, неофициальным её символом и эмблемой Советского Союза.
 
В 1947 году монумент «Рабочий и колхозница» стал «брэндом» киностудии «Мосфильм»: с её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова «Весна». В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему «Мосфильма» официально.

Советская скульптурная композиция оказался популярной настолько в мире, что идею стали тиражировать в других странах. «Рабочий и колхозница» во Вьетнаме, в Мексике, где образ рабочего заменили на вторую колхозницу, и в Северной Корее, где трудящиеся разделили постамент с интеллигентом в деловом костюме...

Однако наступил XXI век. «Рабочего и колхозницу», названного когда-то западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века», в техническом отношении признали опасными памятником – в любой момент он мог упасть. В октябре 2003 года шедевр демонтировали, разобрав вначале на 17 частей, потом – на 40. На прежнее место скульптурная группа должна была вернуться ещё в 2005 году…

2.

Конец 90-х годов прошлого столетия. Небольшая приокская деревушка Верхнее Ламоново, что на Тульщине. Бревенчатый домик с резными наличниками, русской печью, на столе – не хитрое угощение. Крынка парного молока, душистый свежеиспеченный хлеб, ягоды с приусадебного участка, спелые яблоки и груши из сада.

Хозяйка дома – 85-летняя Анна Ивановна Богоявленская, не по возрасту энергична. Угощает, чем Бог послал. А посылает Бог ей то, чему вся деревня не перестаёт дивиться. Овощи в огороде – ни у кого такого урожая нет. Ягоды уродятся – все ими не налюбуются, яблоки на деревьях – одно к одному висят. И всё то у неё ладно, всё получается. Возьмёт в руки соломку, глядь, а это уже и не соломка, а целая картина вышла – панно с незатейливыми деревенскими пейзажами: родительский домик, стожок сена в поле, цветущая ветка в саду.

На целую персональную выставку набралось картин из соломки у Анны Ивановны для одного из тульских музеев. Да так после выставки они там и остались в дар от этой удивительной женщины…

Анечка – молоденькая московская телефонистка, в 30-е годы прошлого столетия, как и многие её подруги в то время, увлекалась физкультурой, даже участвовала в парадах на Красной площади в показательных физкультурных упражнениях.

Возвращаясь как-то с одной из тренировок, Аня повстречала интеллигентного вида людей, которые пристально её рассматривали. Это насторожило, но незнакомцы представились. Ими оказались известные уже тогда скульпторы Мухина, Андреев и с ними Квиникидзе. Они объяснили девушке причину повышенного интереса к её внешности – шла напряжённая работа по созданию скульптурной композиции «Рабочий и крестьянка» для советского павильона во Франции – и предложили побывать у них в одной из мастерских на Арбате.

Анна Ивановна до сих пор не может понять, почему тогда взгляд художников упал именно на неё – пухленькую и отнюдь не классического телосложения девушку. Неужели во всей Москве не нашлось настоящей русской красавицы, такой какой, например, была её подруга Эльза? Ей она и передала оставленный скульпторами номер телефона мастерской.

Но Эльза на роль натурщицы не подошла. Скульптор Андреев вежливо передал через Эльзу просьбу зайти к нему в мастерскую Анечку. Позже он объяснил девушке, что в их работе в первую очередь важна не красота, а пропорциональность фигуры натурщицы. Очевидно, было и что-то другое, на чём остановился тогда взгляд мастера – исходящую от неё красоту глубинную.

Говорят, горе нередко ожесточает человека, но об этом не скажешь, глядя на Богоявленскую уже конца двадцатого столетия – улыбчивую, подвижную старушку, ни минуты не сидящую без дела. Короткое замужество в начале 40-х годов. Началась война и муж ушёл на фронт. Четыре месяца было её крохотной дочурке, когда муж Анечки погиб, защищая подступы к столице. Прошло время и Анне Ивановне пришлось пережить ещё одну трагедию – смерть единственной дочери. Другая бы замкнулась в себе, отрешилась от этого жестокого мира, но моя собеседница не такая – вся светлая, одухотворённая, распахнутая в мир…

Здравствует ли она и сегодня, эта удивительная женщина, когда
пишу эти строки?..

3.

Согласно официальной версии Вера Мухина, как автор скульптурной композиции, тщательно подбирала натурщиков сама. Ими стали, бывший артист балета, а затем профессиональный натурщик московской студии художника Юона Игорь Басенко и одна из работниц строительства столичного метро Зоя Мухина, однофамилец Веры Игнатьевны Мухиной.

В своё время в «Комсомольской правде» была опубликована беседа с Игорем Степановичем Басенко, который вспоминал, что с него Мухина лепила только фигуру: «Голову делали не с меня. Мухиной тогда требовалось что-то такое мужественное, пролетарское. Поэтому она пригласила, для завершения своей работы, кажется, метростроевца».

Им оказался Сергей Каснер, который занимался борьбой и по телосложению – как никто другой подходил для образа советского рабочего. Много лет спустя его разыскал журналист Александр Мазур. Сергей Владимирович Каснер был борцом, участником чемпионатов Москвы и ВЦСПС. Добровольцем пошёл строить метро, работал проходчиком, выполнял план на 300 процентов.

В 1936 году в столице шла подготовка к физкультурному параду. Спортсмены Метростроя репетировали в Парке культуры и отдыха имени Горького. По замыслу художников и постановщиков парада через Красную площадь на высоком постаменте должны были проехать Рабочий и Колхозница, держа в руках высоко поднятый вверх Серп и Молот. Сергею, как человеку спортивному, к тому же обладавшему прекрасной фигурой, было поручено изображать рабочего, а в роли колхозницы выступала Зоя Мухина. На одной из репетиций за ними и наблюдала Вера Мухина.

Зрелище не оставило художницу равнодушной. Будущих своих героев она попросила прийти в мастерскую. Позировать натурщикам пришлось целые сутки с вытянутыми вверх руками. В поисках образа Вера Игнатьевна слепила четыре скульптуры, прорабатывая всё до мельчайших деталей. Газеты того времени писали, что прототип «рабочего» Мухиной был самым красивым мужчиной СССР. В наши дни его назвали бы не иначе, как секс-символом.

В 1986 году Сергея Владимировича Каснера не стало. Похоронен он в Ростове-на-Дону, где жил последние свои годы, выйдя на пенсию…

4.

Анна Ивановна Богоявленская, вопреки официальной версии, утверждала, что над изображением «колхозницы» работал скульптор Андреев, художник показывал ей уже готовую модель. Так ли это? В источниках такой информации мы пока не находим, но и оснований не верить Богоявленской тоже нет. Вряд ли теперь этому факту можно найти документальное подтверждение. Возможно, это и было так. Уж очень сжатые сроки тогда были поставлены Мухиной для выполнения государственной важности заказа. И вполне возможно для работы над своей скульптурной композиции она привлекла Вячеслава Андреева.

Для нас же сегодня важно, а скорее – примечательно, другое. Символ когда-то советского триумфа в монументальном искусстве до последнего времени был демонтирован. На более чем шесть лет затянулась его реставрация. Власти Москвы обещали вернуть монумент на прежнее место в 2005 году, затем в 2006 и в 2007 годах. В начале сентября 2008 года было принято постановление, предусматривающее завершить реставрацию памятника и установить его на постамент у ВВЦ до 2010 года.

И вот в конце ноября 2009 года восстановленная во всём своём величии композиция «Рабочий и крестьянка» были смонтированы и установлены на новый постамент у Северного входа ВВЦ.  В павильоне-постаменте, который стал теперь на 10 метров выше прежнего, через какое-то время должен разместиться выставочный зал и музей пропускной способностью до 5 тысяч человек. Работы по их оборудованию планируются на следующий год.

4 декабря 2009 года в Москве состоялось торжественное открытие обновлённого памятника – монументального творения ушедшей эпохи. «Снова в Москву вернулась уникальная композиция, которая символизировала стремительное движение государства вверх», – сказал на открытии памятника мэр столицы Юрий Лужков. Постамент отреставрированной скульптурной композиции как и когда-то увенчан гербом Союза Советских Социалистических Республик. А советский «Серп и молот» вновь взметнулся над Москвой и стал теперь виден даже от Рижского вокзала столицы. Колесо обозрения ВВЦ крутится теперь где-то у ног скульптуры…


апрель, 2006 – декабрь 2009



______________

*** Раздел «Историческое досье» на авторской страничке знакомит читателей
с материалами:

1. Поле русской славы. Факты и мифы __
http://www.proza.ru/2006/09/19-44
Обратиться к теме одной из крупнейших битв в истории человечества побудили
до сих пор многочисленные толкования и разночтения этого события.

2. 40 лет назад. Трагедия, потрясшая весь мир (тайна гибели Юрия Гагарина) __ http://www.proza.ru/2006/04/27-11
Дайджест публикаций о случившейся в небе Владимирской области, в 120 км от Москвы,
в среду 27 марта 1968 года трагедии, унёсшей жизни двух лучших сынов своей страны.

3. История с молотка. Кому мешает Гагарин  __
http://www.proza.ru/2006/11/21-07
Сейчас часто можно слышать рассуждения о возрождении патриотизма, достоинства и чести нации, разговоры о поисках идеалов…Судьба подарила нам вернейшее и наисильнейшее для этого средство – имя Юрия Гагарина. Как же мы распоряжаемся
этим уникальным, бесценным наследием?..