Воспоминания. часть 45. работа в должности главног

Осипов Александр
РАБОТА В ДОЛЖНОСТИ          ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

В конце 1994 года серьёзно заболел главный бухгалтер Богатов Николай Алексеевич. Директор завода стал уговаривать меня согласиться исполнять обязанности главного бухгалтера на время его болезни. Я долго не соглашался. Но Геннадий Павлович стал убеждать, что наступает ответственный момент для бухгалтерии – годовой отчёт и проверка налоговой инспекцией финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а главный бухгалтер болеет. Он стал также убеждать, что приобретённый опыт работы главным бухгалтером в жизни пригодится. Резкая потребность в главных бухгалтерах позволит при желании устроиться на работу в другой организации, а вот потребность в экономистах упала и их сейчас избыток.
В конце концов, его уговоры подействовали на меня, и я дал согласие. Но не только его уговоры повлияли на принятие решения. Не малую роль сыграло то, что последнее время директор обязал меня выполнять некоторые функции финансового отдела и главной бухгалтерии. За финансовый отдел я составлял платёжный баланс, а главной бухгалтерии помогал в методологии ведения бухгалтерского учёта. Исполняя обязанности главного бухгалтера, у меня появится возможность глубже изучить методологию бухгалтерского учёта и приводить её в соответствие с требованиями нормативных документов. Но я дал согласие исполнять обязанности главного бухгалтера только на время болезни Богатова Н.А.
Обязанности главного бухгалтера я исполнял до мая 1995 года. За период исполнения обязанностей главного бухгалтера я, в основном, занимался составлением годового отчёта и отчёта за первый квартал. В этот же период налоговая инспекция проводила проверку на предприятии. Поэтому приходилось тесно работать с налоговой инспекцией. Я поставил перед собой цель, чтобы за этот период глубже изучить каждый участок бухгалтерского учёта, выявить недостатки в организации бухгалтерского учёта и подготовить предложения по его улучшению. Поставленные цели в основном были решены.
На день Радио, седьмого мая 1995 года я с Верой и другими бывшими выпускниками рязанского радиотехнического института ездили в Рязань на встречу выпускников. У меня с Верой в этом году исполнялось двадцать лет, как мы окончили институт. День выдался солнечный и тёплый. На встрече выпускников народу было много. Прошло двадцать лет. За эти годы однокурсники здорово изменились, но мы узнавали друг друга. Из нашей группы на встречу выпускников пришло несколько человек. Пришёл и староста – Димитров Володя. После встречи у института продолжали встречу у него.
Вернувшись в Запрудню, мы узнали печальную новость – умер главный бухгалтер Богатов Николай Алексеевич. Я знал его двадцать лет. Впервые с ним познакомился в 1975 году, когда я курировал первый цех, а он работал в этом цехе старшим нормировщиком. У меня  с ним сложились хорошие отношения по работе и хорошие человеческие отношения. Ему в декабре исполнилось бы 58 лет.   
После похорон Богатова Н.А. меня окончательно утвердили в должности главного бухгалтера. Почти полгода я исполнял обязанности главного бухгалтера. Они не прошли для меня даром. За этот период я лучше узнал бухгалтерский учёт, вскрыл недостатки и видел, как их устранять. Поэтому после назначения меня главным бухгалтером я смог быстро подготовить для себя план по устранению недостатков в организации, методологии и механизации бухгалтерского учёта.
Во-первых, необходимо было изменить структуру организации отдела. Я предложил заместителю генерального директора и генеральному директору ввести в структуру отдела бюро по методологии, аудиту и ревизий, который состоял бы из трёх человек. Значение этого бюро я видел в том, что при таком крупном отделе и постоянно меняющей методологии и законодательстве необходимо поручить одному бухгалтеру ежедневно следить за изменениями в законодательстве и методологии и своевременно вносить изменения в методологию бухгалтерского учёта отдела. Эту работу должен был вести начальник бюро. Второй бухгалтер выполнял бы функции внутреннего аудита, т. е. проверял бы правильность начисления налогов и внебюджетных отчислений и ведение учёта в соответствии с принятой методологией. Третий бухгалтер, а он уже был в штате, - это ревизор. Его основной задачей был бы контроль за сохранением товарно-материальных и денежных средств.
Кроме создания этого бюро я предложил ввести в штат бюро учёта готовой продукции ещё одну единицу.
Мои предложения руководством были приняты. В ноябре 1995 года было создано новое бюро, и укрепили бюро учёта готовой продукции.
Решение первой задачи давало возможность решить вторую задачу – это совершенствование методологии бухгалтерского учёта. Совместно с начальником бюро по методологии, аудиту и ревизий, а также бухгалтерами приступили к разработке инструкций по ведению бухгалтерского учёта для каждого участка бухгалтерского учёта.
Совместно с отделом АСУП разрабатывалась система по ведению бухгалтерского учёта на базе вычислительной техники. Правда,  в 1997 году от разработки своей системы я предложил отказаться, так как в стране уже функционировали разработанные фирмами бухгалтерские программы ведения бухгалтерского учёта на персональных компьютерах. Но на первом этапе совместной работы с ОАСУП мы пытались своими силами создать механизированную систему ведения бухгалтерского учёта. Нельзя сказать, что эта работа, в конечном итоге, оказалась напрасной. Нет. Эта работа помогла в последствии быстрее перейти на ведение бухгалтерского учёта на компьютеры с применением бухгалтерской программы «Интегратор».
Не менее важное значение я придавал созданию нормального психологического климата в отделе. С этой целью, в преддверии приближающей даты 500-летия бухгалтерского учёта я предложил заместителю генерального директора Макарову Е.М. отметить эту дату в кафе. Он поддержал моё предложение.
План подготовки по организации данного мероприятия разработали я и мой заместитель Жукова Валерия Викторовна. Мы наметили, кого пригласить на это событие. Разработали поздравительные открытки для каждого участника. Определились также и с памятными подарками, которые будем вручать также каждому участнику. Разработали программу ведения вечера.
Бухгалтера с радостью встретили наше предложение  о проведении такого вечера. Все с нетерпением ждали, когда он наступит. И вот первого декабря 1995 года вечер, посвящённый 500-летию бухгалтерского учёта, состоялся. Вечер прошёл организованно, весело. Все остались очень довольны. Сын Жуковой Валерии Викторовны заснял этот вечер на видеокамеру. Затем мы размножили эту запись, и у многих эта запись осталась на память.
В жизни страны этот год был характерен тем, что состоялись выборы в Государственную Думу. На выборах победили коммунисты. Они набрали около 22% голосов, на втором ЛДПР (около 11% голосов) и только на третьем «Наш Дом Россия» (около 8% голосов). Но хотя и победили коммунисты, формировать Правительство им не дали. Всё равно Правительство формировалось из сторонников «Наш Дом Россия». Это ещё раз наглядно показало какое демократическое общество мы строим.
Перед выборами состоялось партийное собрание коммунистов посёлка. На нём было принято решение о регистрации поселковой партийной организации коммунистов.