Квадрат Малевича за пять минут Часть3

Виталий Овчинников
      


                Я не хотел писать третью часть этого  своего произведения. Даже и не знаю, как определить его жанр – то ли рассказ, то ли статья , то ли еще что.  Не хотел по той простой причине, что свою собственную точку зрения на этот «шедевр» изобразительного искусства я высказал. Выссказал в небольшом ироничном рассказике. А точка зрения его сторонников и нынешних сторонников современного Авангардного искусства я хорошо знаю. И она мне не интересна.А что касается агрессивных рецензий сторонников квадрата Малевича и всяческих обвинений в мой алрес -  этому не удивляюсь.Так оно и должно быть! Ведь здесь разговор надо вести уже не с эстетической точки зрения, а с чисто психологической и медицинской. Ну, скажите,  что можно поделать с некоторыми, болезненно честолюбивыми людьми, не обладающими  талантом или особыми  способностями в изобразительном искусстве, но желающими оставить в нем свой неповторимый след! Желающих, чтобы о них говорили, чтобы о них писали, чтобы их обсуждали, чтобы их мнение стало бы авторитетным! Что?! Да ничего!!! Никакая логика рассуждений, никакие доказательства их не волнуют! Честолюбие подобных людей неуправляемо и может привести к страшным последствиям. Вспомните «Гениальную посредственность», товарища Сталина, который не обладал в жизни никакими особыми способностями,  и которым двигало по жизни одно лишь  жуткого желания власти. У Сталина – жуткое желание власти, а у этих – жуткое желание славы! И никакие моральные препоны для них не существуют! «Finis sanetificat media!»  - цель оправдывает средства – вот их лозунг! А ведь этот лозунг выдвинул в свое время  Игнатий Лойола, основатель ордена  Иезуитов Святой Католической Церкви в качестве  знамени своих действий в защиту Господа и Церкви. И он был выгравирован на лезвиях их мечей и кинжалов!
             Что выгравировано на «мечах и кинжалах» сторонников пресловутого квадрата и Авангардного искусства? Один лозунг – поразить! Поразить любой ценой! Как угодно! Не считаясь ни с чем! Поразить их всех и сразу! И эту самую около культурную интеллигенцию, которую они презирают, но мнение которой хотят завоевать, и это самое «быдло», под названием народ, из недр которого они вышли, но частью которого себя никогда не признавали и не признают. Так поражали в мое время пятнадцатилетние «закомплексованные» прыщеватые мальчишки своих одноклассников и учителей нелепой одеждой и нелепыми прическами, вплоть до выстриженных дорожек на головах, с одной лишь целью, чтобы о них заговорили! Ну, их понять можно! Ведь невмоготу, невтерпеж уже стало – мне целых 15-ть, а в школе меня не знают, не замечают, и мимо меня проходят, как мимо табуретки, никто и не взглянет! А вот теперь останавливаются, заговаривают, трогают даже, в друзья набиваются! И Светка с 7-го «Б», проходя мимо, даже повернула голову в мою сторону и улыбнулась, глядя на меня!
           Ну, ладно этих понять можно! И они ведь действуют искренне, не притворяясь! А эти?!  И эти тоже сознательно и тоже не притворяясь! Чем проще всего поразить обыкновенного человека? Несоответствием предлагаемого и ожидаемого! Вам обещают произведения искусства, а показывают бог знает что! И человек, естественно, растерян и ошеломлен! Ему, к примеру, обещали показать оригинальную трактовку современной Венеры Милосской, своеобразную Мадонну 21 века, а предлагают  груду ржавых железок, скрепленных между собой ржавой проволокой! И надпись внизу «Мадонна 21 века». И он видит вокруг этого, с позволения сказать, экспоната толпу интеллигентного вида мужчин и женщин, с воодушевлением обсуждающих  художественные достоинства этой нелепой конструкцию. Он понимает, что нельзя от художника требовать полного правдоподобия с натурой. Ведь художник передает на полотне  свое видение окружающей нас действительности. А его видение может не совпадать с нашим или с общепринятым. Действительно, художник – не фотограф! Он пропускает мир через себя, через свое сердце и через свою душу, и уже затем, этот видоизмененный мир, переносит  на полотно или же  в скульптуру! Но не до такой же степени!!!
                Да! Все это так! Все это понятно! Но где же тогда  грань, что отделяет искусство от халтуры и элементарного непрофессионализма нечестных людей? Эту грань дает талант художника, его совесть, его честь и достоинство, его гражданская и его нравственная позиция. Поэтому можно понять поступок Малевича, когда он выставил свою картину на всеобщее обозрение.  Это  ведь было в начале 20-го века, во времена подъема революционного движения в стране, в те самые времена когда только не ленивый не ругал Царский режим и в сознании Российского общества уже окончательно прозрела мысль о грядущей  в России революции. Поэтому – прочь с дороги все прежнее, это реалистическое, правдоподобное искусство! У нас теперь будет свое, революционное искусство, непохожее на ваше! Вот тогда-то и швырнул в толпу Российской взбудораженной интеллигенции Малевич свой пресловутый квадрат! Нате вам! Жрите! Все равно ничего не понимаете в искусстве! Слопаете и это мое творение!
            И что же?  Слопали! И визжали «ура», потея от усердия и гогоча от удовольствия! Такова была она, наша тогдашняя российская интеллигенция,  активно готовившая общество к предстоящим историческим переменам, расчищая путь для кровавых Революций.  И естественно, что квадрат Малевича был поднят ею на щит, стал в какой-то мере знаменем предстоящих перемен! Если только не знамением! Ведь Малевич принял Революцию, принял Советскую власть и активно работал в ее органах. Причем, в руководящих органах! Не забывайте об этом! Он преподавал в Витебской художественной школе, затем  был назначен директором Ленинградского института художественной культуры, где пропагандировал новое Революционное искусство, вместо опостылевшего классического старья! Правда, в 30-м году его арестовали и к нему приклеился ярлык репрессированного борца с Советской властью! Но это миф, которых много в нашей истории! И когда имя Малевича выплыло из забвения, то он уже предстал в качестве безвинно пострадавшего и пламенного борца со сталинским режимом. Вот как оно в жизни еще бывает!
                И в непростом 20-м веке неожиданно получилось, что человечество, в лице его наиболее образованной части, разделилась на две неравные категории. Одна из них – это те люди, которые в квадрате Малевича ничего не видят, кроме закрашенной геометрической фигуры; другая же – это те самые люди, которые взахлеб приветствуют все виды Авангардного искусства, начиная от квадрата Малевича и кончая человеческими экскрементами, размещенными на тарелочке.  Причем, эта меньшая часть образованного человечества, считают себя Избранной частью человечества, наиболее утонченной и художественно образованной ее частью, стоящей как бы над всеми остальными людьми земного шара! Поэтому им не надо примитивного внешнего правдоподобия картины с использованной натурой!  Они выше этого убогого копирования! Они – Избранные! Они видят дальше и глубже изображенного на холсте, им доступно понимание тайных помыслов художника, работающего над картиной или же только приступающего к работе над ней! Поэтому квадрат Малевича для них - это  окно в большой Космос, это  душа самого Малевича и самого Бога, объединившихся вместе; это источник небесного черного света, который могут видеть и ощущать только они, "Избранные", "Помеченные самим Богом"; это история всего Человечества, сведенная в геометрическую фигури и заключенную в раму ...  Ну-у, и так далее и тому подобное на многие, многие километры машинописного текста! Они говорят  и пишут гораздо красочнее и убедительнее, чем говорили в свое время портные, шившие  платье  для Голого Короля!  И их слова достигают своей цели! Психологический эффект «Голого Короля» срабатывает! Им - верят! Да и как не поверить! Ведь хочется хоть чуть чуть побыть не такими, как все; хочется походить в шкуре Избранных! ХОЧЕТСЯ!!!
           Поэтому, скажите, как, в данной ситуации признаться своим друзьям и знакомым, восхищающимися квадратом Малевича, что ты там ничего  кроме геометрической фигуры не видишь?! Позор! Срамота! Стыдобище! Невозможно не увидеть! Ведь тогда произойдет самое страшное -  ты никогда не поднимешься до их уровня и не станешь тоже Избранным и останешься навсегда в их глазах самым обыкновенны и заурядным "быдлом и плебеем"! Поэтому мы тоже делаем благоговейное лицо и закатываем глаза от восхищения! Знай наших! И мы так «могём»!
             И вроде оно ничего! Вроде все нормально становится! Только где-то в глубине души сидит «поганенькая» мыслишка и свербит, свербит! Покоя не дает никак!  Своеобразная ложка дегтя в целой бочке душистого меда! Мыслишка о том, что ведь ты сам ничегошеньки не видел на этой картине, кроме обыкновенной геометрической фигуры! Ведь не видел! Не видел! А чего тогда выпендриваешься?! Думаешь, никто не догадывается, что ты притворяешься?  Догадываются, догадываются! Вот те самые, что не соглашаются с тобой. Поэтому принимай меры! Принимай! Ведь ты же знаешь, что только что назначенный надсмотрщик из рабов – всегда был и оставался самым свирепым надсмотрщиком! Поэтому тех, кто с нами не согласен –  ату их! Ату!Ату!Ату! Это – не наши люди! Это не наш народ! Прочь с дороги! Нам  с вами не по пути! Мы - ИЗБРАННЫЕ!

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  http://www.proza.ru/2010/04/17/913