От рабства к свободе

Дмитрий Кульпин
   Наша духовная жизнь, имеет полосы и порой сложно сказать, то ли она чёрная в белую полоску, то ли белая в чёрную. Часто в помыслах, когда протекает всё гладко кажусь сам себе святым, порой даже появляется слабая уверенность в спасении, но приходит искушение и вроде бы знаю, как правильно поступить, но поступаю как всегда, как привык по своей ветхой природе. Тогда начинаешь понимать, что пока я живу в теле, всегда рядом тот, кто посягает на мою свободу во Христе. Вспомнилась история о слоне, который был привязан тонкой цепочкой, когда спросили:"Неужели он её не может порвать", но был ответ:"Может, но не будет, он был привязан ей с детства, тогда не мог порвать, а теперь  не пытается, эта цепочка у него в голове" Сколько сегодня, этих цепей, в виде страстей и пороков, сковывают нас по рукам и ногам, но самые страшные те, которые не беспокоят, к которым привыкли, срослись, те которые стали частью нас. Вот поэтому в Писании, Господь часто напоминал евреям:"Помни, что ты был рабом..."Втор.5;15. Не только евреям, но и нам Господь нечто напоминает, когда подходим к хлебу и чаше:  "...смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт" 1 Кор, 11;26
   Как и кому, должно возвещать? Часто думают, что это возвещение окружающему миру, но такое решение вопроса неверно, по простой причине - Вечеря, была тайной, как и евхаристии первых христиан, были собранием верных и посторонних не допускали. Само слово возвещать (гр. катенгеллейн), напоминает еврейское выражение haggadah (рассказывать, разъяснять)оно обозначало то, когда отец семейства на вопрос старшего сына, разъяснял все тонкости пасхального обряда. Поэтому "смерть Господню", мы возвещаем друг другу и самим себе.   
   Вечеря есть наша, новозаветная пасха, но которая основана на фоне ветхозаветной, вытекает из неё и имеет своим прообразом. Иисус разъяснял её апостолам на основе им привычных символов, в соответствии с их мировоззрением. И если мы немного узнаем, что должен был помнить иудей, свершая пасхальный сидур, перенеся это в наши духовные реалии осознать о чём не должны забывать - мы.

                РАБАМИ МЫ БЫЛИ.

   "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства"      

   Первое, что должен был помнить иудей, что он был рабом в Египте. Странные люди эти евреи, они не только пишут справа налево, но и думают также. Если обычный европеец, стоит спиной к прошлому и глядит в будущее, то еврей наоборот, глядит на путь древний. Для еврея, история имеет вид спирали, события повторяются, но на более высоком уровне и если не усвоил уроки прошлого, в будущем наступишь на те же грабли. Выход из Египта оценивается иудеями, не просто как факт из прошлого, а то что продолжается в историческом процессе оказывая влияние на жизнь многих поколений, на народ в целом и каждого человека в отдельности. "Во всяком поколении, обязан человек глядеть на себя, как будто он сам вышел из Египта"(Талмуд). Следует вновь и вновь, изучать подробности выхода, поскольку он продолжается в каждую эпоху. А тот, кто не умеет воплощать, относящийся к нему сценарий, остаётся рабом в Египте. Сотворение мира, уходит на задний план, уступая место исходу из Египта - сердцевине иудаизма, это такой же ключевой, поворотный момент, что для христиан - Голгофский крест.
   Итак, не смотря на увещевания современных психологов, что нужно не концентрироваться на прошлом, подавить чувство вины и всё негативное, Танах постоянно напоминает, помни, что ты был рабом. Прежде чем узнаем для чего необходимо помнить, определимся с самим понятием, что такое рабство.
   Для большинства людей, рабство отождествляется, с каторжным трудом, побоями и мизерной платой, но в этом ли суть рабства? Любой человек терпит трудности ежедневного труда, бывают и конфликты с начальством, да и плата, не всегда удовлетворяет, хлеб не даётся даром. Также и евреи выходя из Египта, помнили не только тяжёлый труд, но мясо и чеснок т.е. У них были не только, горькие воспоминания. Вывод - как в жизни свободного, так и раба есть и тяжёлый труд и время утех и радостей. Суть рабства, не во внешних его проявлениях, а во внутреннем смысле. Не внешние тяготы определяют рабство, а праздность свободу. Главная суть в том, что труд раба, целиком принадлежит другим. Раб не определяет, свои цели и задачи, ни кто не учитывает его потребности и желания. Это работа для других. Другие определяют цели, он лишь инструмент. И не важно, что он делает, лепит кирпичи из глины, или пишет высокохуджественные книги - он раб.
   Апостол Павел в посл. Римлянам 7 гл. описывает состояние духовного рабства, "...что хочу, не делаю...", думаю не надо объяснять, как человек одержимый страстью не способен контролировать себя, страсть владеет им, хотя умом может понимать, что к добру это не приведёт, такое состояние апостол называет, рабство греха. Человека одержимого страстью, можно сравнить с голодным псом, который лижет зубья пилы, хоть и терпит боль, но возбуждённый вкусом крови не может остановиться. Слово - страсть, от слова страдание, также и в греческом пафос - страдание, отсюда знакомое слово патология, это болезнь, не нормальность, то что сбивает с цели. Выйти из Египта, значит начать жить для своего блага, идти в том направлении, которое для меня определено Творцом.
   Фараон узнав о намерении рабов удвоил работу, это эффективный способ заглушить самосознание, если забываешь кто ты, есть опасность вновь попасть в рабство, так находясь в других изгнаниях, евреи создавали города, свершали революции, продвигали науку и искусство - и всё это ради фараона, который существовал в каждом поколении. Угнетатели и надсмотрщики, иногда появлялись открыто, а иногда прятались в человеческих душах. У каждого из нас есть свой фараон, кем бы он ни был, на каких бы глубинах подсознания он не находился. Тот, кто сбивает нас с истинной цели, и заставляет делать чуждое занятие. Определив, что есть рабство вернёмся к вопросу, зачем напоминать об этом.
   Раб - кто работает на других, но рабство перестаёт быть лишь внешней зависимостью, когда проникает в глубины души. Пока раб, осознаёт себя рабом,пока понимает свои интересы, но по каким то причинам вынужден гнуть спину и болезненно переживает это, рабство не окончательно. Более тяжёлая стадия, когда рад забывает, что он раб, отождествляет себя с Египтом и работу, возложенную на него, считает смыслом жизни, тогда происходит порабощение духа. Так происходит с нами, когда мы путаем цель и средство, погружаясь в суету, избираем неверные приоритеты. Такое состояние духа, еврейские мудрецы называли:"евреи в Египте, стали поклонятся чуждым богам". Если человек избирал такой образ жизни, выход из Египта терял для него смысл. Конечно раб может возмущаться, требовать улучшение труда, при этом оставаясь рабом, потому что его жизнь, вплетена в канву Египетской жизни. Он становится вечным рабом, поскольку перестал стыдится своего рабства. Так происходит с нами, когда нет полной ненависти ко греху, когда мы забываем, кто мы, оправдываем себя, отождествляем себя с миром или живём в прелести иллюзий. Так бывает с алкоголиком ли наркоманом, прошедшем курс лечения, попа в привычную среду вновь срываются. Да и у каждого из нас есть определённый сценарий, по которому мы действуем. Кандалы рабства не на наших руках, а у нас в голове. Еврейский народ увяз в Египте, был поглощён им, они не представляли другой жизни, не осознавали себя, поэтому у исхода была цель. Выйти, чтобы свершить праздник Господу.

                СВЕРШИТЬ ПРАЗДНИК ГОСПОДУ

   "...отпусти народ Мой, чтобы он свершил Мне праздник в пустыне." Исх. 5;1

   На первый взгляд причина, выйти из Египта, кажется простой уловкой, как будто Моисей ищет повод, чтобы их отпустили. На самом деле речь идёт о центральном понятии, выхода навстречу избавлению. Фараон это понял, что в основе желания, не просто выйти, а сокрушить иго рабства, поэтому он удваивает работы, чтобы заглушить импульс самосознания. Дело в том, что у подлинных рабов, нет настоящих богов, его бог, его хозяин и священный долг, воля хозяина. Когда у раба появляется осознание, что есть господин над господами, есть высший долг и обязанность, которая превосходит все остальные, на этом этапе, раб перестаёт быть рабом. Хотя он может работать из под палки, но это не будет 100% рабство, бунт завершится победой, если всё ещё остаётся желание выйти, чтобы праздновать Господу. 
   Так и в жизни христианина, выход из рабства греха, начинается с появления новых ценностей, приоритетов. Следует задуматься, что сама идея выйти, не опасна для фараона. Любой раб мечтает об отпуске, ослаблении труда, в конце концов рабу присуще быть ленивым. Подлинное освобождение начинается тогда, когда у желания выйти, есть определённая цель, когда это освобождение является, не отрицанием рабского труда, а рабского образа жизни, рабской морали, рабских ценностей. Свобода зиждется на внутреннем самосознании, а не на отрицании внешней работы. Тот, у кого нет собственного лица, собственного Бога, всегда остаётся рабом, даже если нет хозяев стоящих над душой. Можно сокрушить внешние оковы, но останется глубокая печать раба в сердце. Поэтому, ни одна революция, ни переворот, ни сделали человека свободным, потому что рабский образ мыслей, всегда возвращается к египетскому мясу и чесноку.
   Свобода - приобретение собственной шкалы ценностей, собственной цели, без этого продолжается рабство. Революция должна произойти, в сознании отдельного человека, поворот мыслей, или библейским языком - покаяние. Один мудрец сказал:"Легко было вывести евреев из Египта, но труднее было вывести египтянство из евреев". Избавление, должно быть не от ярма Египта, а от уподобления ему. Когда появляется цель, новый жизненный путь, начинается освобождение.
   Итак, мы определились, что есть внешняя, а есть внутренняя сторона рабства, являюсь ли я сегодня рабом? Достаточно, обратить на себя внимание в экстренной ситуации. Исход из Египта, внешне выглядел, как истинное избавление. Грандиозное зрелище, толпы людей, скота, радость, ликование вот истинная свобода. Всё это, до первой беды, как только послышался топот египетских колесниц, раздался ропот:"Зачем надо было уходить, чтобы погибнуть? Да разве плохо нам было...", здесь открывается, кто настоящий раб. Народ рабов, не хочет воевать. Итак два пути, или вернуться, или погибнуть, однако есть третий - путь к морю, но он не возможен, не реален, но именно избрание этого пути, демонстрирует полный отказ от рабства. Если освобождение полное, то следует сделать то, что кажется невозможным. Переход через Чермное море, ап. Павел, сравнивает с крещением, именно там заканчивается и наше, духовное рабство, только погрузится нужно не в море, а в смерть Господа, умереть для старого образа жизни, оставив цепи рабства на дне, как колесницы фараона. Для мира это абсурд, для эллинов безумие, для иудеев соблазн, для нас сила Божия, христианин готов повторить изречение Тертулиана (credo quia absurdum est)- верую ибо абсурдно. Чудо случается тогда, когда человек докажет, что он достоин чуда, жертвуя собой, ради свободы. Способны ли мы сегодня, пожертвовать своими привычками, амбициями, ради свободы во Христе. Если нет, то никогда не увидим, как расступаются воды нашего житейского моря. Однако и после исхода, Израиль вновь и вновь попадал в сети рабства, кто забывает прошлое, может лишиться будущего. Вот поэтому, мы и должны "возвещать смерть" Господню, не однажды, а всякий раз, когда приобщаемся от Святого Таинства.