Вера продукт познания

Савва Минкин
Вера всегда развивалась в русле науки. Точно так же наука испокон веков являлась инструментом осознания веры. Не имея грамоты, как можно донести понятия веры до каждого? Распространение веры невозможно без грамоты.

Часто отождествляют материализм и атеизм. И это неверно. Атеисты лишь пользуются некоторыми методами материализма. Для большинства материалистов никогда не стоял вопрос отрицания бога. Да Винчи, Галилей, Ньютон вовсе не были атеистами, как их часто пытаются представить. Точно так же верующими людьми были Улугбек и Ибн Сина.

Но материализм всегда шёл в фарватере науки, в силу своей консервативности отставая от неё. Великие мыслители материализма смогли в 19 веке эту проблему решить, поступившись некоторыми закоснелыми принципами. Так родился диалектический, то есть, приспособительный материализм. В основу приспособительного материализма было положено сугубо теистическое понятие единства и борьбы противоположностей. Те самые инь и янь, о которых модно стало сегодня раглагольствовать. Однако материализм не успевал за бурным развитием науки. Открытие элементарных частиц опровергло примитивные античные представления материалистов о мире. Вот тут-то диалектический, теистический приём был успешно применён самым, пожалуй, выдающимся материалистом, Лениным. Который впоследствии и в политике пользовался тактикой приспособления. Нельзя сказать, что позиции атеизма в последующий период окрепли. Атеизм насаждался силой.

Напротив, позиции религии всё более подтверждались наукой. И неизбежно росло влияние религии на людей. Самый наглядный пример тому – пример Эйнштейна, гениальные мысли которого ещё не скоро будут окончательно поняты.

Не будучи воспитан в ортодоксальной вере, Эйнштейн, в процессе работы над своей теорией становился все более набожным. По мере развития его теории, по мере познания сущности вселенной, учёный всё более укреплялся в вере. И до конца жизни оставался глубоко религиозным человеком.

Несомненен и вклад материалистов в развитие познания мира. Это как раз подтверждает религиозный принцип единства и борьбы противоположностей. Но наука изначально – продукт веры. И истинный продукт познания – вера.