10. Мадонна, хельга и русская красави

Наталия Сидо
27.06.09

После долгого перерыва - не писалось: мысли приходили, но в слова и фразы  не складывались -  опять начинаю  писать тебе  письма, в которых буду рассказывать обо всем, что вспомнилось, о чем подумалось и что произошло в моей и твоей жизни. И не только о важном. Но и о мелочах, из которых в принципе и состоит жизнь человека.


Мне показалось, что надо мне тебе рассказывать о  том простом и каждодневном, из чего состояла моя жизнь, жизнь моих родителей…
Пройдет время и ты, как мне кажется, с удовольствием будешь узнавать о том, как и с чем жили люди в прошлом веке. И не просто люди. А твои предки.


И начну с них, «мадонны», хельги и русской красавицы.

Первой в нашем доме появилась она. Мама просто не находила ей места. Искала, где для нее будет лучше. Понятно, что не там, где ей положено быть. Такую красавицу, такую долгожданную мечту, доставшуюся по очереди, в которой надо было отмечаться через день, отстаивая часы, и на пол? Нет, это невозможно. Это же была  давняя мамина мечта – русская красавица в  нашем доме. Не буду больше тебя интриговать. Русская красавица – это ковер. Тот самый, который был мечтой для очень многих. Был признаком достатка в доме. Был символом  определенного уровня жизни людей в 70-е годы прошлого века. И мамина любимица разместилась на стене в большой комнате. В зале, как тогда называли самую большую комнату в нашей квартире. Те большие комнаты были площадью метров 18-20. И именно в них чаще всего располагались красавицы.

Ну а потом наступило время для появления в нашем доме другой долгожданной красоты.   Старый сервант был безжалостно выброшен на помойку. Его место заняла она – хельга. Именно так называли тип сервантов, которые вошли в моду в конце 60-х годов. Наша хельга была достаточно простой, даже примитивной. Но главное, что была.  И она стала предметом гордости и особого внимания моей мамы. А еще она требовала размещения в ней особенно ценных предметов: парадного сервиза, который доставался только на праздники, когда в дом приходили гости, хрустальных рюмок и ваз. И именно в ней, такой любимой хельге, можно было разместить третий предмет, о котором так долго мечтала моя мама, да и не только она.

Для многих в те годы «мадонна»  была предметом особого вожделения. Потому что именно она ставила точку в создании особого статуса дома, в котором она поселялась. Раз есть «мадонна»  – значит есть деньги, а главное – связи. Деньги в то время не могли решить все проблемы и позволить удовлетворить все желания тех, у кого они были.  Потому что просто так пойти в магазин и купить  то, что хочешь,  было просто невозможно. Не было в магазинах красивых товаров. Их просто так не продавали. Так называемый дефицит – бог  конца прошлого века.  Поэтому было два варианта  получить то, что тебе очень хочется, - привезти из-за границы или достать из-под полы, то есть по знакомству, по великому блату в магазине.  Но просо так поехать в другую страну  тогда  тоже нельзя было. Только по линии профсоюза и парткома (вот пишу эти слова и понимаю, что ты их смысла и значения просто не поймешь. А мне,  для того чтобы тебе объяснить, надо написать историю той страны, в которой я родилась и  жила почти 40 лет). Поэтому поверь – просто так, при наличии денег  и только по своему желанию  поехать в другую страну люди не  могли.
Так вот, моя мама, а твоя прабабушка, достала. Именно так тогда говорили: не купила, а именно достала. Через свою подругу, которая имела большие связи в торговом мире. Именно тогда на центральной полке хельги расположилась в нашем доме «мадонна». Да не простая, а двойная. Что же за «мадонна» такая, спросишь ты. Да, та самая мечта женщин 70-х годов  – чайный и кофейный сервиз.

Русская красавица так и висит на стене в  квартире твоей прабабушки. Судьба хельги мне неизвестна: куда-то она «ушла» из дома моих родителей. А вот чайная часть «мадонны» теперь у меня дома живет. (Кофейный сервиз  я отдала Наташе, любимой внучке бабушки Зои, как она завещала).   Так вот та, прабабушкина  «мадонна» хорошо знает, кто станет ее хозяйкой. Моя любимая внучка Масика.

Меняется мода. Предметы ломаются и изнашиваются. Каждое новое время выносит на рынок новые предметы престижа. В каждом слое общества они свои. Но я тебя прошу сохранить кое-что из прошлого. Когда я была молодой, я не понимала этого. Поэтому многое безжалостно выбрасывала. Прошло много лет, прежде чем я начала понимать, что старые вещи имеют другую ценность. Совсем не материальную. И что они вне моды.  Они сохраняют в себе энергетику прежних владельцев. Любимые вещи прежних владельцев сохраняют их позитивную энергетику. Прежде всего энергию и тепло их  любви. Потому что они дорожили и любили своих «мадонн» и русских красавиц. В молодости это не чувствуешь. Не знаю почему. А вот с годами приходит не только понимание бережного отношения к любимым предметам   ушедших близких и родных, но и ощущение связи с ними через их любимые чашки и тарелочки, вилочки и ножи. Храни их. Пройдет  много лет. И ты поймешь меня. Но жалеть не будешь. Потому что сохранишь. Я знаю.

11. http://www.proza.ru/2009/12/01/131