О предназначении. Часть шестая

Юрий Давис
Как много значит пониманье
В суровой круговерти жизни
И сколько надобно старанья
Чтоб жизнь других дотла не выжечь
(1992 г)

Опыт — это память о множестве вещей. (Дидро)

Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше. (Генри Шоу)

-------------------------------------------

О формировании Личного опыта. Теория.

В третьей части статьи (http://www.proza.ru/2009/08/14/301) был затронут вопрос Личного опыта, как производной из общественного. Теперь же хочется рассмотреть подробнее процесс формирования Личного опыта через субъективное восприятие. Где общественный опыт (базис) является только отправной точкой, а дальше роль начинает играть отношение к происходящему, его  субъективная оценка.

Что такое опыт? Опыт – это совокупность реакций на происходящее вокруг.
То есть формирование первоначального опыта можно представить себе в виде некой последовательности:

Доситуационное сознание – Ситуация – реакция (действие) – последствия реакции (результат действия) – осознание и переоценка (понимание ситуации и результата действия) –– опыт.

Рассмотрим каждый элемент цепочки формирования первоначального Личного опыта в общих чертах:

Доситуационное знание (базис) – общие представления о поведении в тех или иных обстоятельствах без учета специфики конкретных ситуаций.

Ситуация – субъективно-значимое событие или положение, требующее принятия решения

Реакция на ситуацию (внутриситуационное осознание) – совокупность действий, направленных на адаптацию и изменение ситуации в соответствии с мироощущением, сформированным до возникновения ситуации

Последствия реакции (результат) – принятое, субъективно-обоснованное решение

Постситуационное осознание и переоценка – понимание ситуации в полном объеме, измененной посредством решения и изменение отношения в целом к ситуации

опыт – дополнение доситуационного знания выводами, сделанными на основе постситуационного осознания и закрепление в виде принципа поведения

При прохождении полностью этой цепочки и формировании осознанного опыта практически исключается неправильная реакция (действие) на похожие ситуации, поскольку при осознании формируется точка зрения, наиболее полно соответствующая ситуации с учетом субъективного начала каждого человека.

Рассмотрим данную цепочку более подробно.

ДОСИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ

Доситуационное знание формируется с самого рождения в семье, ближайшем к ней окружении путем закладывания парадигм поведения* и базисных реакций на ситуации, и в образовательных учреждениях, где формируется начальный уровень (опыт) внутригрупповых, межгрупповых и межличностных взаимодействий. Этот опыт и является отправной точкой, с которой начинается развитие Личного опыта путем адаптации и дополнения базисных установок.
Во второй части статьи (http://www.proza.ru/2009/08/12/403) описывались составляющие социального (общественного) базиса, в который входят Закон, Мораль, Религия и Знания о мире. На их основе формируется парадигма поведения, уравновешивающая социум, для его сохранения. Соответственно в семье и образовательных учреждениях закладывается минимально достаточный уровень социального базиса для адаптации в обществе.

СИТУАЦИЯ

Ситуация, как было определено выше, есть субъективно-значимое событие или положение. Почему субъективно? Потому, что любая ситуация, даже захватывающая большое количество людей (социально-значимая ситуация) имеет свое субъективное влияние. И совсем не обязательно, чтобы значимое для группы было одинаково значимо для отдельного человека. Однако выражение своего отношения к социально-значимой ситуации все-таки имеет значение для формирования личного опыта в части развития общественного базиса, который, так или иначе, влияет на сознание отдельных людей.

Категории участников ситуации

Есть определенный уровень знаний, посредством которого мы решаем ситуации, в которые попадаем, и чем выше этот уровень, тем более сложные ситуации кажутся простыми. Есть ситуации, которые мы инициируем сами, исходя из своего понимания и, соответственно, раз мы их инициировали, то у нас есть свой взгляд на эту ситуацию и наше решение, которое нас устраивает.
Но ситуации имеют особенность затрагивать не только инициатора, но и других. Соответственно, можно выделить следующую категорию участников ситуации – вовлеченные. Данная категория включает в себя индивидуумов, на которых прямо или косвенно влияет ситуация и требует их участия.
Также следует выделить третью категорию участников ситуации – привлеченные. В данную категорию, по моему мнению, могут быть отнесены те, кто привлекается инициатором или вовлеченными для усиления своих позиций в ситуации

Таким образом, можно выделить минимум три категории участников ситуации:
I) инициатор ситуаций
II) вовлеченный в ситуацию
III) привлеченный в ситуацию

I. Инициатор.

Человеку-инициатору при инициировании необходимо учитывать несколько аспектов:
(1) Ареал ситуации – то есть, на что и на кого повлияет эта ситуация;
(2) Степень вовлеченности – то есть, насколько значимым будет участие вовлекаемых в ситуацию;
(3) Степень готовности вовлекаемых – то есть, способны ли будут те, кого затронет ситуация, принять ее последствия в нужном ключе;
(4) Необходимость подготовительной работы и коррекции восприятия вовлеченных, как внутри ситуации, так и вне ее (то есть, до начала и после окончания ситуации).

II. Вовлеченный.

Вовлечение в ситуацию может быть добровольно-осознанным или вынужденным.

Добровольно-осознанное вовлечение возможно в двух случаях
- когда инициатором проводиться подготовительная работа с потенциально вовлекаемыми субъектами
- когда вовлекаемые понимают, насколько предполагаемая ситуация сопоставляется с их установками и не вредит им.

при вынужденном вовлечении в ситуацию, есть два варианта реакции:
(*) приспособление к изменяемым условиям
То есть, принятие ситуации и приведение своих установок в соответствие с измененными условиями
(**) сопротивление изменяемым условиям (соинициирование  ситуации)
То есть, попытка изменения ситуации с минимальными потерями для вовлеченного.

III – Привлеченный

Сторонний наблюдатель (советник) с более широким охватом ситуации, чем вовлеченный, поскольку не имеет прямых отношений ни с одной из сторон, вовлеченных в ситуацию.
Привлеченный может действовать как на стороне Инициатора, так и на стороне Вовлеченных.
Если Привлеченный действует со стороны Инициатора/ов, то, скорее всего, это вызвано недостаточной проработанностью вариантов развития ситуации или некачественной подготовительной работой с вовлекаемыми. Соответственно, в задачи Привлеченного входит уточнение картины развития для Инициатора и содействие во внутриситуационном осознании для вовлеченных.
Если Привлеченный действует со стороны Вовлеченных/ого, то в большинстве случаев такая необходимость возникает при вынужденном вовлечении для разъяснения и уточнения ситуации и ее последствий на этапе постситуационного осознания.

РЕАКЦИЯ НА СИТУАЦИЮ (ДЕЙСТВИЕ)

Здесь имеет смысл сосредоточить внимание на разности реакций участников ситуации.

Со стороны инициатора, все довольно логично, поскольку ситуация им и создана и призвана создать условия для достижения инициатором поставленной цели

Со стороны вовлеченных все не так однозначно:
при штатном развитии ситуации (то есть, как задумывалось Инициатором) добровольно вовлеченные воспринимают происходящее как должное. Тогда как вынуждено-вовлеченные могут сопротивляться или игнорировать ситуацию, что в некоторых случаях также равносильно сопротивлению. Соответственно, при вынужденном вовлечении инициатору следует учитывать возможность сопротивления со стороны вовлекаемых и предусмотреть возможность коррекции процесса внутриситуационного осознания с таким расчетом, чтобы снизить сопротивление.

У привлекаемых третьих лиц, смотрящих извне, реакция может вообще не соответствовать ситуации, ее внутренней структуре. Поэтому, как вовлеченным, так и инициатору необходимо осознавать при привлечении третьих лиц необходимость очень четкой постановки задачи. В противном случае подобное привлечение может оказаться в лучшем случае бесполезным, а в худшем, привести к ненужному результату.

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАКЦИИ (РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ)

При штатном развитии ситуации и с учетом интересов инициатора и всех вовлекаемых, результат должен соответствовать ожидаемому и быть принят всеми участниками ситуации. Если этого не происходит, значит, со стороны инициатора не полностью учтены и проработаны подготовительные этапы и не полностью контролировались процессы внутриситуационного осознания.

ПОСТСИТУАЦИОННОЕ ОСОЗНАНИЕ (ПЕРЕОЦЕНКА)

Данный элемент цепочки также касается всех участников ситуации. Так как Инициатору необходимо сопоставить начальное состояние (доситуационное) и конечное состояние (измененное посредством решения) положение, а вовлеченным необходимо либо принять измененное положение, посредством поддержки Инициатора, либо инициировать корректирующую ситуацию (в этом случае Вовлеченный становится Инициатором)

ОПЫТ – есть представление о ситуации, сформированное  с учетом постситуационного осознания, закрепленное в качестве парадигмы поведения.*


Как видно из вышеизложенного процесс формирования опыта довольно сложен и практически невыполним, поскольку никому еще не удавалось учесть всех аспектов  процесса, например, всех вовлекаемых и их реакцию на ситуацию. Поэтому в большинстве люди просто принимают решения, а потом уже разбираются с последствиями этих решений. И понимают свои решения не до их принятия, а после, равно как и чужие решения. Соответственно, возникает ощущение запоздалого понимания.


* Парадигма (греч.)«пример, модель, образец»

20.10.09 – 01.12.09