Чтоб на дорогах не давили

Анатолий Морев
                ЧТОБ  НЕ  ДАВИЛИ  НА  ДОРОГАХ

   Я не являюсь счастливым обладателем автомобиля. Пропала необходимость. Было по нескольку одновременно и вот – не одного. Это рай! Проблем значительно поубавилось, а понты… Я вышел из того возраста, где можно доказывать свою состоятельность блестящими, дорогими игрушками. А «мобильность» городского автовладельца, уже давно является поводом ехидно позубоскалить, для пешеходов. Но, каждому своё. Если для кого-то, подобное «владение» является непреложным стимулом чувства собственной крутизны, то почему бы и нет. Но я сейчас не об этом а о культуре и экономии городского бюджета. Культура тоже может быть экономной. Особенно, если за это берутся городские власти. Жаль что пока, не Красноярские.
   Недавно, Красноярский мер Пётр Иванович, обнаружил глубокие познания в математике, выказав при этом недостаток аналитического мышления. Открыли ещё один подземный переход, и мер доходчиво и обстоятельно объяснил электорату все экономические преимущества подземных сооружений, над надземными. Всё дело в дорогостоящих лифтах, коими теперь должны комплектоваться все строящиеся надземные переходы. Выбор подземного строительства – ощутимая экономия городскому бюджету.
   С математикой порядок, с геометрией – не очень. Угол падения равен углу отражения. Подниматься и спускаться придётся что под землёй, что над землёй. Экономить на чьём-то упущении, по крайней мере – непредусмотрительно. Под землю ещё лифтов нет? Будут. Обязательно будут. На чём тогда экономить? А для чего вообще, вся эта бодяга с экономией? Возможно, просто средства нужно осваивать. При чём здесь экономия? Если сегодня, строительство одного километра асфальтированной дороги, равно по цене  строительству одного километра метро (!) вместе с укладкой рельсов… То в целях экономии «уходим под землю»? Может проще счетоводов посадить, или найти менее ненасытных?
   Удобство взаимоотношений водителей и пешеходов, не решаются только обходными манёврами. Довелось мне побывать в одном приволжском городе, где этих переходов вообще нет. Ни подземных, ни надземных. Ужас какой-то, для неискушённого гостя! Светофоры только на перекрёстках, до которых в некоторых местах – идти и идти, а перейти нужно именно вот здесь. Но – не проблема. Я бы до этого и не додумался, да племяшка Катька потащила окрестности показывать. Но кругом дороги и жуткое движение! Пятилетняя девчонка, совершенно отважно тащит меня через дорогу в любом, удобном для неё месте. Просто шагает с бордюра на проезжую часть и протягивает растопыреную ладошку против движения транспорта! И транспортный поток останавливается.
   Мне братишка потом объяснил, как этого удалось добиться. Сначала «зебры» везде понарисовали где только можно, и поскольку город небедный (как Красноярск) оснастили их светофорами. Удобно для пешеходов, неудобно для водителей. Дороги, и без того перегруженые транспортом, вообще встали. Количество наездов и аварий – увеличилось. Вот тогда-то и вспомнили старую, добрую культуру поведения. Мы-то о ней давно забыли.
   Воспитание юрких пешеходов, начинается с воспитания водителей. И законов никаких новых изобретать не требуется. Достаточно работы, настоящей работы а не её имитации.
   Пешеходные светофоры начали постепенно отключать, но вместо них там постоянно дежурили гаишники и уполномоченые. В машинах и без. Всякого водителя, не уступившего дорогу пешеходу – останавливали, штрафовали и «проверяли». Проверяли «по полной», находя дополнительные нарушения, затягивая время и выматывая нервы, зачитывая персональную лекцию о культуре на дорогах. Если вы автомобилист, то наверняка сталкивались с подобным «шмоном». Тут же его сделали нормой каждому, не пропустившему пешехода. На всей территории города, круглосуточно.
   Два года длилась эта война. Многие «зебры» со временем стёрлись, их никто не подновлял. Гаишников стало гораздо меньше, пешеходные светофоры вообще убрали, но правило поведения «Человек на дороге – стоп машина!» осталось. В любом месте. Только руку протяни.
   Чтоб один и тот же кирпич, постоянно не падал на одну и ту же голову, вовсе не обязательно устанавливать повсеместно дорогостоящие козырьки-укрытия. Иногда достаточно, просто закрепить кирпич.

                Анатолий Морев